История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Чудеса Света

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Князь Василий III Иванович

Василий Иванович (25.03.1479-03.12.1533) - великий князь Московский и государь всея Руси (1505—1533), сын Ивана III и Софии Палеолог. Его начинают именовать царем. Официальным стал титул «самодержец».

Князь Иван III, умирая, призвал внука Дмитрия и сказал: «Я согрешил перед Богом и пред тобою, заключив тебя и лишив законного наследия. Прости мне сию жестокость. Ты свободен, иди и пользуйся своим правом!» Проверить достоверность этого разговора трудно, но поверить в его реальность — еще труднее!

Князь Василий III. С немецкой гравюры XVI в.

Иван III, если болезнь не лишила его здравого ума, должен был знать, что сын Василий, который являлся соправителем отца в последние 3 года, имел во дворце много преданных слуг. Разве справедливо поступил дед, признавший грех и отправивший внука «пользоваться своим правом», не объявив об этом во всеуслышание?!

Князь Василий III. С немецкой гравюры XVIв.

Дмитрий, совсем  еще кроткий и юный, нежно простился с умирающим и... оказался в руках слуг своего дяди. Племянника (законного наследника с точки зрения той схемы передачи власти, о которой мечтал еще митрополит Алексий!) препроводили в темницу. Если поверить в правдивость описанной Сигизмундом Герберштейном сцены, то Василий III является обыкновенным узурпатором власти. Историки, называя «царствование Василия продолжением Иванова» и описывая в подробностях правление этого самодержца, как-то вскользь, словно бы с неохотой повествуют об описанных событиях в судьбе сына Софии Палеолог.

В какой именно темнице сидел сын Ивана Молодого — неизвестно, и это дает возможность считать, что Дмитрий провел последние годы жизни под домашним арестом. Так или иначе, законный, венчанный на царство прямой наследник Ивана III был надежно нейтрализован Василием III.

БРАТ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ

В 1506г. великому князю сообщили, что пленный царевич Куйдакул хочет принять православную веру. Пленника вызвали из Ростова в Москву, привели к самодержцу. Василий в присутствии священнослужителей побеседовал с Куйдакулом и остался доволен: приятный молодой человек, не упрямый, спокойный.

Как раз то, что и нужно было великому князю для осуществления  задуманного  дела.   Однажды  утром  вышелКуйдакул в окружении великокняжеского двора на берег Москвы-реки и в торжественной обстановке принял крещение по православному обряду, стал Петром, а еще через месяц казанский царевич женился на Евдокии — сестре Василия III. Повезло пленнику. Пришелся он ко времени: великий князь решил сбросить Магмет-Аминя с казанского престола.

Крупное войско во главе с Дмитрием, братом Василия, отправилось в Казань и потерпело поражение. Василий послал на Казань князя Василия Холмского, предупредив брата, чтобы тот не лез в драку. Дмитрий, неискушенный в военном деле, решил отыграться за поражение. Казанский хан, уверенный, что русские, крепко побитые, побегут в Москву, вышел со свитой на Арский луг, где люд готовился к открытию знаменитой ярмарки.

Вооружение русских воинов. Гравюра из «Записок» С. Герберштейна. XVI в.

Вооружение русских воинов. Гравюра из «Записок» С. Герберштейна. XVI в.

Дмитрий внезапно атаковал Магмет-Аминя. Переполох у казанцев был полный. Почти не сопротивляясь, они ринулись, давя друг друга, к крепости. У русских появилась великолепная возможность ворваться в Казань на плечах противника. Дмитрий не сделал этого. Он увидел на Арском лугу богатые шатры, а на лотках напитки и яства и разрешил русским повоевать с купцами. Его воины набросились на купцов, ограбили их, устроили шумный пир до глубокой ночи. Магмет-Аминь долго смотрел со стен крепости, как орудуют на лугу русские и, когда они совсем потеряли бдительность, налетел на них смертельным ураганом. Полегло русских в той резне множество. Остатки войска позорно бежали, хотя сил еще было достаточно, чтобы организовать достойный отпор.

После бесславного похода на Казань Дмитрий отправился в свой удел в Углич, где и жил тихо и спокойно. Так спокойно, что даже жениться не рискнул, умер в 1521г. безбрачным в возрасте 37 лет. За три года до его смерти умер еще один брат Василия III — Семен Иванович. Тоже безбрачный. Это странное совпадение в судьбе двух братьев великого князя позволило историкам предположить, что русский самодержец силой не разрешал жениться Семену и Дмитрию.

Конец Псковской вольнице

В 1506г. умер Александр — король польский и великий князь литовский. Василий III утешил вдову Елену, свою сестру, а заодно попросил оказать ему содействие в важном деле.

Русский самодержец хотел занять престол польский и литовский, объединить три сильные европейские державы. Не успела Елена прочитать письмо брата и выслушать от доверенного лица его просьбу, как преемником ее супруга объявили Сигизмунда — брата Александра. Отношения с ним у великого князя не заладились.

Мирные переговоры срывались. В 1508г. из Москвы сбежал Константин Острожский, чуть позже из Литвы в Москву перебежал князь Михаил Глинский. Узнав, что Василий, Менгли-Гирей и волохи готовят с разных сторон нападение на Литву, Сигизмунд сам пошел в наступление. Константин Острожский повел литовские полки в Москву! Великий князь вовремя отреагировал на ход противника, и война закончилась с некоторым моральным и позиционным преимуществом Сигизмунда. Король польский предложил мир. Василий благоразумно не отказался.

Через некоторое время Менгли-Гирей подтвердил дружественные отношения с Василием III. В 1509г. Московское государство заключило 14-летний мирный договор с Ливонией.

В том же году Василий III осуществил великолепную операцию, которой позавидовали бы знатные хитрецы разных эпох.

Осенью он с огромной свитой отправился в Новгород. Сопровождали его брат Андрей, царевич Петр, царь Летиф, коломенский епископ Митрофан, бояре... О цели поездки не знал никто. Василий III приехал в Новгород, и «народ с радостью встречал юного монарха: он ехал медленно и с величием». Жители Пскова послали в Новгород семьдесят бояр.

Псковская серебряная деньга

Великий князь принял их, взял дар Псковской земли, выслушал приветствия и жалобу, которую ждал больше, чем даров и сладкозвучных слов. «Обижены мы твоим наместником, а нашим князем Иваном Михайловичем Репней и его наместниками в псковских городах и их людьми».

Псковская серебряная деньга

— Я вас, свою вотчину, буду жаловать и оборонять, как отец наш и деды наши! Ступайте, я найду на них управу, — сказал Василий. — Пусть приедут все недовольные Репней, я их выслушаю и рассужу по чести.

Радостные возвратились послы в Псков, оповестили всех о решении великого князя. Знатные псковичи написали в волости письма, в которых предлагали согражданам ехать в Новгород и докладывать все о проделках Репни. Псковичи валом повалили в Новгород жаловаться не только на Репню, но и друг на друга! Много их прибыло на суд. Василий (с ним было войско) стал строже, повелел, чтобы к нему явились посадники и купеческие старосты якобы для очной ставки с наместником. А если посадники не приедут, то «будет вся земля виновата!». А раз «вся земля виновата», то пойдет Василий на Псков войной.

Поняли псковичи, на какой крючок попались, да деваться было некуда. Девять посадников, купеческие старосты всех рядов, а за ними бояре да воеводы явились в Новгород. И еще несговорчивее стал Василий. «Собирайтесь все, кто приехал, ко дню Крещения Господня в архиерейский дом, и я разберу ваши жалобы», — сказал он.

6 января 1510г. чиновники, бояре, купцы, воеводы Пскова вошли в палату архиерейского дома и замерли. Василий в архиерейский дом не пришел. Бояре великокняжеские пришли вместо него и сказали: «Вы пойманы Богом и государем Василием Ивановичем». И весь сказ!

Печать великого князя Василия III. С договора, заключенного в 1514г. с императором Священной Римской империи Максимилианом I

И заплакали псковичи слезами горькими, послали к Василию Ивановичу людей, просили помиловать свою «вотчину старинную». Молча выслушал их просьбу князь, а затем в Псков явился дьяк Третьяк Долматов и зачитал на вече грамоту: «Если вы, вотчина моя, посадники псковские и псковичи, еще хотите по-старому пожить, то должны исполнить две мои воли: чтобы не было у вас веча и колокол вечевой сняли долой, чтобы в Пскове было два наместника». А иначе, сказал дьяк Третьяк, у государя наготове войско, и пойдет он войной на Псков, и уж тогда добра от него не ждите.

Печать великого князя Василия III. С договора, заключенного в 1514г. с императором Священной Римской империи Максимилианом I

Псковичи молча выслушали приговор своей вольнице, поклонились послу и перенесли решение важного вопроса на утро. Как говорится в «Повести о Псковском взятии», всю ночь во всех домах города горько плакали псковичи. Прощались с вече, с колоколом. Простились. А утром дьяк Третьяк выслушал речь посадника, признавшего требования великого князя, и приказал снять вечевой колокол. Псковичи опять плакали. А колокол молчал. Его отвезли в Новгород.

Василий III приехал в Псков победителем. На бывшей вечевой площади собрались жители. Им сообщили, что «Божиею милостию царь и государь всея Руси объявляет вам свое жалованье; не хочет вступаться в вашу собственность: пользуйтесь ею, ныне и всегда. Но здесь не можете остаться: ибо вы утесняли народ и многие, обиженные вами, требовали государева правосудия. Возьмите жен и детей; идите в землю Московскую и там благоденствуйте милостию великого князя».

В Москву переселили 300 семейств, самых знатных. Людей, чином пониже и беднее, успокоили: не будет великий князь вас выселять и притеснять. Но веры этим словам не было. Псковичи, не желавшие покидать родной город, постригались семьями, лишь бы их не трогали. То было молчаливое неприятие действий центральной власти.

Василий III нанес побежденным последний, страшный удар. Он «велел быть наместниками во Пскове боярину Григорию Федоровичу Давыдову и конюшему Челяднину, а дьяку Мисюрю ведать дела приказные, Андрею Волосатому ямские; определил воевод, тиунов и старост в пригороды; установил новый чекан для монеты и торговую пошлину, дотоле неизвестную в земле Псковской, где купцы всегда торговали свободно и не платя ничего; раздал деревни сосланных псковитян московским боярам; вывел всех граждан из Застенья или Среднего города, где находилось 1500 дворов; указал там жить одним государевым чиновникам, боярским детям и москвитянам, а купеческие лавки перенести из Довмонтовой стены в Большой город; выбрал место для своего дворца и заложил церковь Святой Ксении, ибо в день ее памяти уничтожилась вольность Пскова; наконец, все устроив в течение месяца, оставив наместникам тысячу боярских детей и 500 новгородских пищальников, с торжеством поехал в Москву, куда отправился за ним и вечевой колокол. В замену убылых граждан триста семейств купеческих из десяти низовых городов были переселены во Псков».

Могущество и экономическая самостоятельность города были подорваны в одночасье. Иностранные купцы и ремесленники покинули Псков. Опустели когда-то шумные пригороды.

Сила Московских князей

В первой половине XVI в. силу московских князей почувствовали не только казанские, астраханские, крымские и ногайские ханы. Не только великий князь литовский, король польский, магистр Ливонского ордена, шведский король Густав I Эриксон Ваза, который окончательно освободил свою страну от господства датчан, но и датские короли, императоры Священной Римской империи, папа Римский, султаны Османской империи, шахи Персии и даже Великие Моголы, основавшие в Индии новую династию.

Авторитет русского государства был чрезвычайно высок, но у каждого повелителя соседних держав, а также стран «второго кольца вокруг Руси» и даже совсем отдаленных от Москвы стран имелись корыстные интересы в Восточной Европе. Великому князю нужно было действовать очень мудро. Если, например, для Бабура и его сына Хумаюна Россия была важна как страна, вдоль границ которой протекает Волга, торговая дорога из Европы в Азию, ясно, что никакой военной опасности Великие Моголы для Москвы не представляли.

А вот Османская империя, медленно заглатывавшая Причерноморье, уже стала выходить на рубежи Киевской Руси, а это радовать Москву не могло. Стамбул, усиливаясь, усиливал крымских ханов, а те усиливали антимосковские настроения казанских и астраханских ханов. Папы Римские не раз предлагали Ивану III и Василию III соединить усилия христиан в борьбе с неверными под знаменами Католической церкви, но это было опасное для Москвы предложение! Великие князья не хотели отказываться от христианского мира, но отвергали возможность слияния двух ветвей христианства под главенством папы Римского и не могли воевать с мощной Османской империей.

Присоединение Рязани князем Василием III

В 1517г., вслед за Муромом и Черниговом, великий князь Василий III присоединил к Московским владениям Рязанское княжество. До этого в нем несколько лет от лица малолетнего сына Ивана господствовала княгиня Агриппина. Но сын вырос. Ему захотелось самостоятельно править в богатом и выгодно расположенном княжестве. В одиночку справиться с великим князем он не мог, хотя и заявил о своих намерениях. Василий III выслушал его спокойно, ничем не выдав свой гнев.

Рязань. Остатки терема князя Олега Рязанского

Рязань. Остатки терема князя Олега Рязанского

Иван вернулся в Рязань и послал людей к крымскому хану с предложением заключить союз и скрепить его семейными узами. Магмет-Гирей согласился выдать за Ивана свою дочь. Василий III, опять же ничем не выдавая своих планов, призвал к себе Ивана. Тот не сразу, но согласился поехать в Москву. Великий князь, поймав птичку в клетку, не церемонился. Обвинив Ивана в измене, он отдал его под стражу, взял Рязань, отправил Агриппину в монастырь. Рязанское княжество дало стране мед и птицу, зверя, рыбу и хлеб, а также воинов. Из города выселили знатных бояр, а воеводой в Рязани стал Хабар Симский.

Нападение Марат-Гирея на Москву

В тот же год Магмет- Гирей ворвался в пределы Московского государства и, поддержанный крымским ханом Саип-Гиреем, подошел к Москве. Налетчики сожгли монастырь Святого Николая на Угреше, село Остров и расположились станом на Воробьевых горах. Попивая мед, Магмет-Гирей смотрел на Москву и не знал... что делать дальше!

Московские бояре вышли с дарами на переговоры. Магмет-Гирей дары принял и выдвинул потрясающее по глупости условие: обещал покинуть пределы русского государства, если Василий III будет платить ему дань. То ли меду перепил Магмет-Гирей, то ли приболел, но московские бояре выслушали его и вскоре явились к хану с грамотой, в которой Москва обязалась выплачивать Крыму дань. Опять дань? Да нет, конечно же! Времена дани для Руси прошли; это понимали султан, папа Римский, Бабур. Это понимал и Магмет-Гирей, и его по-детски глупую выходку с грамотой можно объяснить лишь воздействием меда.

Печать Василия III

Крымское войско отправилось с обозом и пленными на юг. Около Рязани Магмет-Гирей разбил лагерь, повелел Хабару Симскому явиться к нему как даннику. Рязанский воевода отказался: пока, мол, грамоту не увижу, не поверю, что Русь стала данником Крыма. Магмет-Гирей послал ему грамоту. Хабар Симский взял ее в руки, подержал, прочитал и передал важный документ... верным людям. И приказал пушкарю, немцу Иордану, сделать выстрел в скопление вражеских воинов, которые, пока шли переговоры, осторожно подбирались к крепости, надеясь неожиданным броском овладеть ею. Выстрел был удачным. Много налетчиков погибло, остальные разбежались.

Печать Василия III

Магмет-Гирей, потерявший и грамоту, и уверенность воинов, стал юлить. Потребовал выдать ему немца Иордана — получил отказ; обещал жестоко отомстить рязанцам, но вдруг поспешил домой, напуганный известием о вторжении в Крымское ханство астраханцев. Горе-мечтатель! Над ним нависла с юга глыба Османской империи, с востока его то и дело кололи астраханцы, на севере прижимала его к морю Литва и Польша, в Запорожье рождалась казачья вольница, с запада угрожали венгры, а он вздумал дань требовать с Москвы...

Самым верным делом для крымцев были набеги на соседей. На большее им рассчитывать не приходилось. И когда они поняли свое историческое предназначение — налетать исподтишка и грабить беспощадно, — дела у них пошли неплохо. 200 с лишним лет, вплоть до Григория Потемкина, они будут довольно успешно заниматься этим промыслом. Может быть, впервые осознал историческую миссию Крымского ханства именно Магмет-Гирей. Не получилось у него с данью. Перехитрил его Хабар Симский. Вернулся он домой без грамоты. Но зато с какой добычей!!! Такую дань не получали и золотоордынские ханы.

Зачем она — дань?! Зачем брать у людей богатство просто так? Это расслабляет народ, приучает его к безделью, отучает воинов воевать. Это очень плохо! Особенно для небольшого Крымского ханства, народ которого, окруженный сильными, быстрорастущими державами, постоянно должен был быть в полной боевой готовности. Крымские ханы о дани больше не помышляли, добывали богатства собственными руками, и — вот что показательно! — просуществовало Крымское ханство 340 лет — с 1443 по 1783 гг. Больше, чем Золотая Орда!

Измена Василия Шемякина

В 1517г. Василию III доложили, что Василий Шемякин, князь Новгород-Северский, налаживает связи с Литвой и готовит измену. Внук Дмитрия Шемяки, узнав о грязном доносе, написал великому князю: «Прикажи мне, холопу твоему, быть в Москве, да оправдаюсь изустно и да умолкнет навеки клеветник мой... Исследуй дело: если я виновен, то голова моя пред Богом и пред тобою».

Василий III призвал Шемякина к себе, и удельному князю удалось оправдаться. Пять лет он не давал поводов для обвинений. Но не понял он, что наговор был не случаен, что самодержец дал обладателю последнего удела возможность самому признать власть Москвы. В 1525г. самодержцу вновь доложили об измене Шемяки. Вместе с митрополитом Даниилом великий князь Василий III написал ему письмо, в котором, обещая неприкосновенность, призвал его прибыть в столицу.

Василий Шемякин исполнил повеление. Великий князь встретил гостя радушно, но через несколько дней повелел бросить его в темницу. У супруги последнего удельного князя отняли всех боярынь ее пышной свиты.

Василий Шемякин умер в 1529г. в оковах. Его сын Иван скончался иноком Троицкого монастыря в 1561г.

Макарьевская ярмарка

В 1524г. Василий III послал на Казань войско, но русские воеводы, осадив крепость, довольствовались миром в обмен на богатые дары и обещание казанцев исполнить все требования великого князя. Самодержец предал опале Ивана Вельского, и лишь защита митрополита спасла полководца от большой беды. Затем в Москву явились послы Казани, обещали быть во всем послушными воле великого князя и просили его утвердить на казанском троне царя Сафа-Гирея.

Василий III на охоте (с рис. Н. Самокиша)

Василий выполнил их просьбу, но, не доверяя восточному соседу, нанес серьезный удар по экономике Казанского ханства.

Василий III на охоте (с рис. Н. Самокиша)

Он повелел открыть новую ярмарку, запретив русским купцам торговать на Казанской ярмарке. Место избрали в Нижегородской земле на берегу Волги, неподалеку от монастыря Святого Макария Унженского. Макарьевская ярмарка не сразу принесла ожидаемые плоды, но со временем стала знаменитой: сюда приезжали люди из Астрахани, Персии, Армении и других стран. Казанцы терпели огромные убытки.

Князь Василий III и наследник

В 1525г. великий князь Василий III вспомнил о передаче власти, «вспомнил» — это неверно сказано. Помнил о ней он всегда. Но если раньше у него была надежда на то, что Соломония родит наследника сына, то сейчас, когда со дня свадьбы прошло 20 лет, надеяться уже было не на что.

Василий принял решение и стал действовать. Великий князь решил отправить (естественно, добровольно!) первую супругу в монастырь, собрал самых именитых людей на совет и сказал, что отсутствие прямого наследника может привести государство к великим потрясениям.

Государственный герб Руси в кон. XV — нач. XVI в.

С этим все согласились. Затем он, обвинив Соломонию в бесплодии, спросил, абсолютно уверенный в ответе, нужно ли ему развестись с супругой и жениться во второй раз?

Государственный герб Руси в кон. XV — нач. XVI в.

Каково же было удивление Василия, когда он услышал отрицательный ответ от инока Василия Косого (бывшего князя Патрикеева), Максима Грека и князя Семена Федоровича Курбского! Эти люди совершили немало подвигов во славу русского народа! Семен Федорович Курбский покорил Пермь и Югру, это укрепило экономическое положение великих князей, сопутствовало успехам Ивана III и Василия III. Однако митрополит Даниил и почти все духовенство одобрило план Василия.

Соломония не согласилась добровольно уходить в монастырь. Ее вывезли из дворца и в Рождественском девичьем монастыре митрополит и советник великого князя Иван Шигона насильно постригли и отправили в Суздальский Покровский монастырь. Через некоторое время, как гласят недостоверные легенды, выяснилось, что Соломония была беременна! Сигизмунд Герберштейн (императорский посол в Москве) писал, что Соломония родила сына, назвала его Георгием, но отказалась показать его слугам великого князя, заявив, что «они недостойны видеть ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери».

Пир князя Василия III в селе Коломенское с митрополитом и боярами после освящения церкви Вознесения. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.

Василий, узнав об этом, раскаивался, — может быть уже даже чистосердечно. Но у него к тому времени была уже вторая жена, с которой тех же самых забот хватало: не рожала Елена Глинская — племянница Михаила Глинского.

Пир князя Василия III в селе Коломенское с митрополитом и боярами после освящения церкви Вознесения. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.

Великий князь не раз ездил с ней по святым местам, они молились в Переяславле и Ростове, Ярославле и в Вологде, на Белоозере. Елена пешком ходила в отдаленные обители, щедро раздавала милостыню, неустанно молилась, просила Бога послать ей сына. «Ничто не помогало... пока, наконец, царственная чета не прибегла в своих молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Только тогда Елена сделалась беременной. Радость великого князя не имела предела».

25 августа Елена родила Ивана IV Васильевича. Летописцы утверждают, что в тот самый счастливый для Елены Глинской миг, когда появился на свет ее сын, в небе вспыхнула громадная молния и раздались небывалой силы громовые удары... Через год Елена родила еще одного сына — Юрия.

Летом 1533 г. на охоте под Волоком Ламским на левой ноге великого князя появился подкожный нарыв. Василий III не обратил на него внимания, но от нарыва пошла по телу страшная боль, и великий князь слег. Болезнь быстро прогрессировала. Великого князя перевезли в Иосифа-Волоколамский монастырь. Он отслушал литургию и отправился в Москву, повелел сопровождавшим его принять все меры, чтобы въезд в столицу был тайным.

Великий князь Василий III вводит во дворец свою невесту Елену Глинскую (с рис. К. Лебедева)

Великий князь Василий III вводит во дворец свою невесту Елену Глинскую (с рис. К. Лебедева)

Сразу по приезде Василий III собрал совет и дьяки написали новую духовную грамоту. Отдав последние распоряжения, великий князь попросил митрополита Даниила и епископа Коломенского Вассиана постричь его, и он, спокойный, скончался.

Митрополит Даниил тут же, в передней избе, взял у братьев великого князя —Андрея и Юрия — клятву в том, что они будут служить верой и правдой Ивану Васильевичу и Елене. Братья целовали крест. За ними дали клятву верности новому повелителю бояре и боярские дети. Митрополит, сделав главное на этот час дело, отправился утешать Елену. Великая княгиня, увидев его, братьев и бояр, все поняла и упала в обморок.

Русские Князья