История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Чудеса Света

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Князь Василий IV Иванович Шуйский

Князь Василий Шуйский (1552—12.09.1612) — русский царь (1606-1610), из рода нижегородских-суздальских князей — сын Ивана Андреевича Шуйского. Избран на царство Земским собором 19 мая 1606г. В 1610г. пострижен в монахи, умер в заточении у поляков.

Избрание Василия Шуйского в цари

Шуйского на царство избрали «криком». 19 мая на Красной площади собрался народ. Бояре предложили выбрать патриарха и созвать в столицу «советных людей», чтобы всем русским народом, сообща избрать царя. Но в толпе раздались неистовые голоса: «Шуйского в цари!!» И стал царем Василий Шуйский царем всея Руси.

Венчаясь на царство, он дал присягу никого не лишать жизни без приговора Думы, не преследовать родню обвиненных, не верить доносам. В разные концы государства были посланы грамоты, в которых царь пытался доказать, что Дмитрий был самозванцем, а сам он, Шуйский, занял престол законно.

Еще не все русские люди узнали о новом царе, как волна народного недовольства прокатилась по Москве. 15 июня в столице вспыхнул бунт. Царь в недоумении призвал думцев и стал укорять их: «Если я вам не нравлюсь, избирайте другого царя. Я отдаю вам скипетр, державу и престол». Можно обвинять Шуйского в трусости, изворотливости, мягкотелости и других «грешках», но в тот день он был искренен.

Царь Василий Шуйский. Портрет из «Титулярника» XVII в.

Бояре не рискнули принять из его рук престол, потому что многие понимали: любой из них будет обречен на троне, что Русь ожидают тяжкие времена. Бояре успокоили народ.

Царь Василий Шуйский. Портрет из  «Титулярника» XVII в.

А в конце лета докатились до Москвы тревожные вести с юга. Лишь только весть о воцарении Василия Шуйского достигла северских земель, «дикого поля» (польского юго-востока), окраинных городов, как там вспыхнули восстания. Как же так? В Москве прилюдно убили самозванца, а род Шуйских продолжает род Святого Владимира! Почему взбунтовались люди, поверили очередному проходимцу? Да потому, что не приняли они боярского ставленника — может быть, и хорошего человека, да самовольно избранного в цари. Обиделись люди самоуправству бояр, но даже не это было главной причиной разгоревшегося бунта. Еще и страх пред людьми Шуйского, которыми царь заменял бывших начальников в городах, поддержавших Лжедмитрия I. Еще и надежда «половить рыбку в мутной воде», еще и желание отомстить врагам и недругам заставляли людей брать в руки оружие.

На юге восставших возглавил бывший крепостной Иван Болотников, человек лихой и опытный. Еще в юности бежал он от боярской кабалы, но был пленен. Татары продали его в рабство к туркам. Он плавал на турецких галерах, бежал в Венецию, оттуда прибыл в Польшу, перебрался на юг, где вовсю бурлил народ.

Беглый холоп, талантливый полководец, бывалый человек — разве могла судьба придумать более опасного врага боярскому царю? И русскому народу тоже! Дело ведь не в том, что Иван Болотников, из крепостных, за народ душой болел. Дело в том, что он, вольно или невольно, плеснул масла в огонь смуты. Борьба с ним отняла у Василия Шуйского много энергии и средств. Болотников капитулировал 10 октября 1607г. и был сослан в Каргополь, а через полгода его утопили в проруби. Но дух бунтарства в проруби не утонул.

Василий Шуйский женился на княжне Марии Петровне Буйносовой-Ростовской, но спокойной жизни он так и не дождался. Объявилось вдруг сразу несколько новых лжецарей!

«В Астрахани объявился царевич Август, называвший себя небывалым сыном царя Ивана Васильевича. В украинских городах явилось восемь царевичей, называвших себя разными небывалыми сыновьями царя Федора... Все эти царевичи исчезли также быстро, как появились. Но в северской земле явился, наконец, долгожданный Дмитрий».

В июле 1607 г. в Стародубе объявился Лжедмитрий II. Его вновь поддержали поляки и литовцы, а крымский хан обещал помощь Речи Посполитой. Никто из них в одиночку, в открытую, рвануться на истерзанное смутой Русское государство не решался, но всех их устраивали разные лжецари, бунтари, вожди и атаманы, которые с шайками, бандами и отрядами разоряли, ослабляли страну, расчищая ее для вторжения иноземцев. Борьба с Лжедмитрием II была еще более напряженной, чем с Иваном Болотниковым.

Лжедмитрий II. XVII в.

Лжедмитрий II собрал крупное войско польской вольницы и казаков, отправился на Москву весной 1608г., не встречая сопротивления, дошел до столицы и разбил в Тушине лагерь.

Лжедмитрий II. XVII в.

Много подвигов совершили русские люди, которые стали понимать, что несут с собой поддерживаемые иностранцами самозванцы. Нельзя не вспомнить героическую оборону Троице-Сергиевского монастыря. Символ русского духа, оплот Православной церкви — Троице-Сергиевский монастырь, окруженный отрядами Сапеги и Лисовского, имел незначительный гарнизон из стрельцов, казаков, пушкарей, посадских людей и крестьян. И были еще в монастыре монахи. Руководили этим отрядом в 2500 человек воеводы Долгоруков и Голохвостов. Дрались они с врагом 10 месяцев! И осталось в строю всего 200 человек. Пошли поляки на штурм 31 мая 1609г. Били они из пушек, лезли к стенам монастыря как саранча, но отбили русские люди атаку врага, а затем отразили еще 3 штурма.

И прекратили воины Сапеги и Лисовского активные действия, блокировали русский православный монастырь. И кончились продукты у осажденных. И остался у них один выход... Сдаваться? Нет, атаковать... 15 августа внезапной атакой они отбили у врага стадо коров. Но осада продолжалась. Сапега и Лисовский больше ошибок не допускали. Они ждали, когда же кончатся продукты в монастыре, когда русские люди... Но 19 октября пришла долгожданная подмога из Александровской слободы. 900 воинов князя М. В. Скопина-Шуйского пробились к крепости! А через два с половиной месяца еще 500 человек прорвались к осажденным на помощь. Сапега и Лисовский сняли осаду.

Осада Троице -Сергиевой лавры поляками. (1608г.). Гравюра П. Иванова. XIX в

Осада Троице -Сергиевой лавры поляками. (1608г.). Гравюра П. Иванова. XIX в

Окончание осады Троице-Сергиевого монастыря совпало — и неспроста! — с изменением душевного настроения многих русских людей, которые стали понимать, что засевший в Тушинском лагере самозванец является ставленником польских магнатов, что конечным итогом всей его эпопеи станет оккупация Русского государства Речью Посполитой. Вера в Лжедмитрия II быстро таяла. Он терял людей. Коломна, Ростов, города Севера и Верхней Волги оказывали врагу сопротивление; поднялись Вологда, Устюг, Галич, Нижний Новгород, Кострома, Кинешма. В начале 1609г. народное ополчение города Устюга разгромило один из тушинских отрядов...

У царя появилась возможность возглавить народное движение. Василий Шуйский этого не сделал и винить его в нерешительности нельзя. Он был возведен на трон боярами, а они не доверяли народу. Но Москва была заблокирована отрядами «тушинского вора», и царь обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX, который давно предлагал русским помощь. Впрочем, помощью русско-шведский союз назвать никак нельзя: Василий Шуйский слишком дорого платил шведам, уступая Корелу и отказываясь от борьбы за Ливонию.

Польша, нарушая заключенное с Россией перемирие, продолжала активную помощь «тушинскому вору», а в середине 1609г. перешла к открытой интервенции, осадив Смоленск. Правительственным войскам удалось разгромить войско Лжедмитрия II. Самозванец бежал в Калугу. Русское войско потеряло прекрасного полководца Скопина-Шуйского, которого, как предполагают, отравили сторонники царя, опасаясь его возвышения.

Через несколько месяцев правительственное войско потерпело под деревней Клушино страшное поражение от гетмана Жолкевского. Плохо в этом бою действовал брат царя Дмитрий Шуйский; не помогли русским и шведы во главе с Делагарди, который, попав в окружение, принял предложение противника о почетной капитуляции, предав союзников.

Шуйского с престола вон

17 февраля 1609г. в Кремль ворвалась бушующая толпа во главе с князем Романом Гагариным. «Шуйского с престола вон!» — кричали люди. К ним вышел патриарх Гермоген. Сам он несколько раз ругался с Василием Шуйским, о чем все знали. И это спасло царя. Патриарх встал на сторону царя. Ураган людской в Кремле затих, но в городе покоя не было. Купцы повышали цены на хлеб, не брезговали торговать с «тушинским вором». Было очень выгодно иметь два дорогих рынка — в Москве и в Тушино! Народ злился.

В апреле люди Василия Шуйского раскрыли новый заговор, боярин Крюков-Колычев был казнен. Толпу это лишь раззадорило. Царю сообщили, что его убьют на Николин день, затем — на Вознесенье.

Патриарх Гермоген

В Кремль то и дело врывались голодные (и хлеба им хотелось, и зрелищ) люди и грозно требовали от царя организовать поставки продуктов в столицу. Шуйский принимал меры, но купцы прятали, как во времена Годунова, хлеб.

Патриарх Гермоген

Польский король Сигизмунд узнал, что русские готовы признать своим царем королевича Владислава, и послал в Москву войско гетмана Жолкевского, одаренного военным талантом и политическим тактом. Королевичу Владиславу стали присягать русские воины, военачальники, целые города. Гетман Жолкевский забросал голодную Москву посланиями, в которых обещал (за Владислава) сделать жизнь русского народа счастливой и спокойной.

«Тушинский вор» вышел из Калуги и разбил лагерь в селе Коломенское. В этот момент свое слово сказали братья Ляпуновы. Прокопий в свое время командовал у Ивана Болотникова отрядом рязанских дворян; затем перешел на сторону царя, стал думским дворянином. В середине июля 1610г. он предложил брату Захару и боярину Василию Голицыну сбросить с престола царя и убрать «тушинского вора». Захар собрал за Арбатскими воротами бояр и дворян и сказал, что нужно покончить и с Василием Шуйским, незаконно захватившим московский трон, и с мужем Марины Мнишек. В село Коломенское отправили посла с предложением убрать вора.

Там послы Ляпунова получили ответ: «Сначала сбросьте своего Шуйского, а потом мы займемся своим Дмитрием». Захар повел толпу к царю. Царь Василий Шуйский вышел к людям. Молодой Захар-здоровяк, косая сажень в плечах, сказал пламенную речь, закончив ее гневно: «Сойди с царства!»

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610г.). Гравюра П. Иванова. XIX в.

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610г.). Гравюра П. Иванова. XIX в.

Шестидесятитрехлетний, не воинственного вида царь Василий Шуйский трусом не был. Слова дворянина вывели Рюриковича из себя. Он вынул из ножен нож и пошел на обидчика. Русское государство дошло до точки. До очередного промежуточного финиша. Рюрикович, царь огромной, пусть и взбунтовавшейся державы, как какой-нибудь бандюга хватается за нож (оружие кухарок и разбойников) и с криком бросается на подданного: «Мне такого даже бояре не говорят!» Здоровенный Захар показал царю кулак и грозно рыкнул: «Сделаешь еще шаг, я тебя в порошок изотру вместе с твоей железякой!» царь Василий Иванович онемел, остановился.

Захар Ляпунов повел толпу к Лобному месту, послал за духовенством, боярами и служилым людом. Настойчиво зазвонили колокола. Жители Москвы потянулись к Лобному месту. Захар Ляпунов и другие голосистые говорили народу правду и только правду. Четвертый год Василий Шуйский на троне. Мало того, что сел неправдой, да еще и разруху учинил... Патриарх Гермоген хотел было вступиться за царя, да раздумал и покинул сходку. Князь Воротынский пришел к Василию и сказал: «Весь народ против тебя, оставь царство, не доводи людей до беды». Шуйский положил жезл и отправился в свой дом. Страна оказалась без царя. Власть перешла к боярам.

На следующий день коломенцы отказались от своих слов, да еще и поиздевались над москвичами, нарушившими клятву верности законному царю. Тут только жители столицы вспомнили народную мудрость: «С волками жить — по-волчьи выть». Низложение царя осудил патриарх Гермоген. Шуйский попытался организовать стрельцов, но Захар Ляпунов опередил его. 19 июля он с верными людьми ворвался в дом Шуйского, схватил царя и увез в Вознесенский монастырь. Такого позора ни один Рюрикович еще не испытывал. Чтобы какие-то мосластые «зверовидные» дворяне насильно постригли Рюриковича — такого на Руси еще не было.

«Я не хочу!» — кричал Василий, когда, согласно обряду, монахи задали ему вопрос, но князь Туренин произнес за царя положенные слова, а Захар Ляпунов крепко держал его своими крепкими мясистыми ручищами. Обряд закончился. Василия отвезли в Чудов монастырь. В тот же день в том же монастыре насильно постригли Марию Петровну — супругу царя. А еще через 3 дня в Москву явился гетман Жолкевский, и столица вынуждена была согласиться с тем, что на русский трон воссядет Владислав — сын короля Сигизмунда.

И такого еще не было на Руси! Иноземец на троне. Иноверец. Патриарх Гермоген, долгое время противившийся избранию Владислава, смирился, но с условием: сын Сигизмунда должен креститься по православному обряду. Жолкевский не принял требование патриарха, «но заключил такой договор, который показывал, что гетман вовсе не думал о порабощении Руси Польше, напротив, уважал и даже ограждал права русского народа». Но не только это явилось причиной того, что бояре и духовенство согласились принять царем иноземца.

Печать государственная малая царя Василия Шуйского. С грамоты 1606г., данной Ниловой пустыни на право владения землями

«Московское государство избирало царем своим Владислава с тем, — констатирует Н. И. Костомаров, — что власть его была ограничена по управлению боярами и думными людьми, а по законодательству думою всей земли». Бояре, дворяне, духовенство были рады тому, что наконец-то осуществилась их вековая мечта о «думском ограничителе».

Печать государственная малая царя Василия Шуйского. С грамоты 1606г., данной Ниловой пустыни на право владения землями

Жители Москвы очень быстро разочаровались в действиях боярства. Недовольных избранием на русский престол Владислава становилось все больше. Люди стали все чаще вспоминать Василия Шуйского. Бояре заволновались. У бывшего царя появился шанс. Народ, с которым легко нашел общий язык Иван IV Грозный, теперь сам — без подсказки! — стал переходить на сторону Шуйского. Это было очень опасно для всех думцев. Страх так подействовал на некоторых из них, что они предложили перебить весь род Шуйских. Гетман Жолкевский взял дело в свои руки и объявил, что Сигизмунд потребовал беречь бывшего царя. Думцы спасовали и разрешили Жолкевскому взять Шуйских под опеку, что он благополучно и сделал, переправив Василия и жену его под Смоленск, где поляки, изнурив защитников города упорной осадой, готовились к решительным действиям. 3 июня 1611г. они взяли крепость, а в конце октября король Сигизмунд торжественно въехал в Варшаву. То был триумф польского оружия. Поляки радовались, гордились — и по праву.

Жолкевский ехал вслед за Сигизмундом, в войске находились русские пленные: бывший царь Василий IV Шуйский, его супруга Марья Петровна, смоленский воевода Шеин, послы Василий Васильевич Голицын и Филарет... На Шуйского смотрели все поляки. Он выглядел бесконечно усталым, красные больные глаза его суровым взором оглядывали мир.

Состоялось представление знатных пленных польскому королю. Сигизмунд восседал на троне. Он гордился успехами своих подданных, но ненавидел Жолкевского, который в Москве проявил своеволие (с точки зрения здравого смысла — благоразумие) и не дал польскому королю воссесть на русский престол. В зал вошли пленные во главе с худым и, казалось, отрешенным от мира сего Василием Шуйским. Гетман Жолкевский сказал пламенную речь, закончившуюся следующим пассажем: «Ныне стоят они жалкими пленниками, всего лишенные, обнищалые, поверженные к стопам вашего величества и, падая на землю, молят о пощаде и милосердии».

Далее, бывший русский царь должен был упасть на землю, вскинуть руки к Сигизмунду и молить о пощаде... Василий Шуйский в пощаде не нуждался. Его не пощадил собственный народ, его унизил Захар Ляпунов. От Шуйского отказались бояре. От него отказалась русская земля. Что мог дать ему Сигизмунд?

Василий IV поклонился, придерживая левой рукой большую шапку из черной лисы, дотронулся пальцами правой пола, «поднес их к губам». В красных больных глазах печаль уже остыла. Братья поклонились вслед за ним три раза. Иван Пуговка не выдержал и расплакался. За всех: за неудачника-царя, за родных его, за Русь. Правильно он сделал, что не стал зажимать в себе боль: кто-то должен был плакать в тот день в тронном зале. Потому что — это естественно: плакать, когда унижают тебя не твои победители (поляки вели себя достойно), а твои собственные ошибки и ошибки твоего народа.

Сигизмунд отправил Василия вместе с родственниками в Гостынский замок, где пленники не бедствовали. Но Василий IV жить уже не мог. Печаль свела его, еще крепкого здоровьем, в могилу через несколько месяцев. Затем неволя и стыд свели в могилу его брата Дмитрия с женой Екатериной. Мария Петровна нашла в себе силы вернуться на родину. Умерла она в Новодевичьем монастыре инокиней Еленой в 1625г.

В 1620г. Сигизмунд повелел построить в Варшаве богатый мавзолей, куда торжественно перенесли гроб с телом пленного царя. В 1635г. царю Михаилу Федоровичу удалось договориться с польским королем Владиславом о возвращении на родину тела Василия Шуйского и его родственников. (Не последнюю роль в этом деле сыграли сибирские соболя.)

В июне 1635г. в Дорогомилове московские бояре и дворяне встретили останки бывшего царя, взяли гроб на плечи и понесли его через всю столицу в Кремль, где в траурных одеждах ожидали его царь со свитой. 11 июня тело Василия IV Ивановича Шуйского, последнего русского царя из рода Рюриковичей, было погребено в Архангельском соборе рядом с другими потомками князя Святого Владимира.

Русские Князья