История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Чудеса Света

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Успехи Павла I

Судьба не обделила Павла I способностями к наукам. Однажды на уроке истории учитель перечислил около 30 имен плохих монархов. В это время в комнату принесли пять арбузов. Хорошим из них оказался только один. Павел удивил всех: «Из тридцати правителей — ни одного хорошего, а из пяти арбузов — один хороший».

С юмором был мальчик. Один из воспитателей будущего монарха — Семен Андреевич Порошин, высоко отзываясь об успехах Павла I в науках (особенно в математике), писал в «Записках»: «Если бы его высочество человек был партикулярный и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы по остроте своей весьма удобно быть мог нашим российским Паскалем».

Павел и сам чувствовал в себе эти способности! И читал он много, в литературе и театре тоже толк знал, естественно, на уровне своих учителей, о которых мы поговорим чуть позже. И как человек одаренный, он мог иметь обыкновенное человеческое желание развивать в себе те способности, к которым тянулась его душа. Но он не мог этого делать.

Он был наследником. Вместо занятий если и не любимым, то интересным делом, он вынужден был присутствовать на утомительно долгих обедах, танцевать на балах с разными фрейлинами, заигрывать с ними. Флирт и все, что связано с ним, наверняка Павлу нравились. Но — и это замечали все — на обедах и на других официальных мероприятиях он тосковал, а то и плакал, смущая иностранных дипломатов, раздражая Панина, приводя в гнев Екатерину.

Детский портрет великого князя Павла Петровича, сына Петра III и Екатерины II. Неизв. худ. с оригинала Ж.-Л. Вуаля. 2-я пол. XVIII в.

Детский портрет великого князя Павла Петровича, сына Петра III и Екатерины II. Неизв. худ. с оригинала Ж.-Л. Вуаля. 2-я пол. XVIII в.

Все считали, что Павел постоянно чего-то боится, что наследник российского престола, если так можно сказать, «болен страхом». Однако ни Порошин, ни Панин, ни другие приближенные к Павлу люди не говорили о том, что он подвержен страху во время занятий математикой или чтения книг.

Почему по-человечески жаль Павла I

Потому что родился Павел I не для трона великой державы, но был нужен некоторым партиям, которые мечтали сделать из него марионетку на российском престоле. Потому что никого из его учителей и, главное, никого из тех, кто мечтал сделать из него марионетку, по сути дела не интересовали ни здоровье физически слабого мальчика, ни получение им необходимых для столь высокой должности знаний, навыков монаршего дела. И «синдром незаконнорожденного» наверняка изъедал легко ранимую душу и чувствительное сердце юного наследника.

Портрет графа Г. Г. Орлова. Худ. В. Эриксен

Сам он своим отцом называл Петра III, но слухи от этого не угасали. Этот выбор Павла (Петр III — мой отец) повлек за собой и любовь Павла I ко всему прусскому. Все против моего отца, а я — за него. И когда я стану императором, все вы будете делать, как он хотел и как хочу я. Могла родиться в чувствительном сознании одинокого Павла такая мысль? Вполне могла.

Портрет графа Г. Г. Орлова. Худ. В. Эриксен

Потому что некоторые «доброхоты» нашептывали Павлу-мальчику о том, что после убийства его отца он, Павел, должен был воссесть на императорский трон, а мать его должна была стать регентшей до совершеннолетия сына. Говорили ему об этом, травили его душу, а заодно намекали и на то, кто был главным зачинщиком убийства Петра III. А значит, лада с матерью у него быть не могло. Никогда! В этом может убедиться любой здравомыслящий человек, представив себя на несколько мгновений в роли Павла-ребенка, который, живя во дворце, прекрасно знает всех фаворитов матери... Между прочим, С. А. Порошин утверждал, что Павел был стыдливый и даже целомудренный человек, приводя в своих «Записках» подтверждения этому.

Граф Алексей Григорьевич Бобринский

Он мог любить! Это качество совсем не обязательно наследникам престолов. Для них главное — воспроизвести достойного наследника, и если получится — самому поуправлять страной. История же любви Павла I к круглой сироте Вере Николаевне Чеглоковой, которую Екатерина пригрела и сделала своей фрейлиной, убеждает, что Павел мог любить!

Граф Алексей Григорьевич Бобринский

Но Павел I был один. У него не было ни одного верного друга, ни одного преданного человека, которому он мог бы доверить тайны души, ума и сердца. У Екатерины, приехавшей в Россию рожать наследника престола, тоже не было друзей. Да она и не очень-то стремилась их заводить. А если кому-то на какое-то мгновение вдруг показалось, что он (или она) стал другом Екатерины II, очень быстро наступало разочарование. Первой в этом убедилась Екатерина Романовна Дашкова. Сразу после восшествия на престол Екатерина И, показала: ей не нужны друзья, ей нужны фавориты. Любовь и фаворитизм — понятия разные.

В государственных целях любимыми манипулировать почти невозможно.

Портрет Фридриха Великого. Худ. А. Пене. 1756г.

Другое дело — фавориты: «Ну, все, милый, ты свое дело сделал — можешь отдыхать!». Так приблизительно и делала Екатерина, и получалось у нее это блистательно: ни одного душевного срыва из-за фаворитов, ни одной катастрофы у фаворитов, как правило, успевавших получить от императрицы и славу, и деньги, и положение.

У Павла так не получалось...

Портрет Фридриха Великого. Худ. А. Пене. 1756г.

Учителя Павла I

До 14-летнего возраста Павла I окружали русские воспитатели и учителя. Относился он к ним по-разному: С. А. Порошина уважал и даже доверял ему сердечные тайны, Н. И. Панина побаивался. А тот жил нормальной дворцовой жизнью, сам флиртовал и Павла подбадривал в этих делах. Наследник не отказывал себе в удовольствиях, но все же атмосфера почти откровенного разврата во дворце угнетала его. И совсем уже плохо становилось, когда с ним пытались заводить разговоры фавориты матери. Он уже стыдился ее. Он боялся Григория Орлова, от которого мать родила сына (графом Бобринским станет тот позже) и который одно время был ласков с Павлом до приторности. Павел был вежлив с матерью, но Екатерину коробили спокойные взгляды сына.

Когда Павлу исполнилось 14 лет, Екатерина II решила сменить учителей и учить сына наукам государственным.

С. А. Порошина удалили от наследника, хотя это был единственный преданный Павлу человек.

П. А. Румянцев-Задунайский. Худ. Д. Левицкий

Преподавателями Павла стали иностранцы: Остервальд, Николаи, Аафермьер и Левек. Все они были яростными сторонниками прусской военной доктрины. И российский престолонаследник заразился прусской системой подготовки воинов. Он полюбил парады, как и его отец Петр III. Императрица снисходительно говорила об увлечении сына, как о военном дурачестве.

П. А. Румянцев-Задунайский. Худ. Д. Левицкий

Почему Екатерина Великая, знавшая, что русская армия в XVIII в. била всех противников, в том числе и Фридриха Великого, не пригласила в учителя сыну кого-нибудь из русских генерал-фельдмаршалов? Да потому что сама она ничего в военном деле не понимала, и русского воина не понимала, и — да-да! — сама преклонялась перед пруссаками. Так надо понимать ее ход с иностранными учителями для юноши Павла. А вот Фридрих Великий думал иначе!

П. А. Румянцев

В 1776г. П. А. Румянцев по повелению Екатерины II сопровождал наследника престола в Берлин по случаю бракосочетания Павла I с принцессой Вюртембергской Софией-Доротеей-Августой (племянницей Фридриха Великого). На официальной встрече прусский император сказал русскому полководцу, что тот может гордиться своими победами, которые «передадут имя Румянцева позднейшему потомству».

Русская гвардия в Царском Селе в 1832г. Худ. Ф. Крюгер. 1841г.

Русская гвардия в Царском Селе в 1832г. Худ. Ф. Крюгер. 1841г.

Он приказал Военному штабу явиться к Румянцеву с почтением и поздравлениями, возложил на него орден Черного Орла, затем собрал весь гарнизон в Потсдаме и лично представил военачальникам примерный ход Кагульского сражения, которое русские войска выиграли под руководством П. А. Румянцева. Фридрих Великий знал, у кого можно поучиться военному искусству.

Екатерина Великая

Екатерина Великая повинна в том, что ее сын не получил русское военное образование — лучшее в Европе. И сделала она это не случайно.

Екатерина II в дорожном платье, которое она носила во время путешествия в Крым в 1787г. (с грав. Валькера)

Императрица прекрасно понимала, что русские генералы и офицеры знают себе цену, ведь гвардия не раз меняла первых лиц на престоле, не раз одерживала военные победы. И заезжим императорам и императрицам для того, чтобы сохранить свое влияние в стране, нужно эту цену занижать всеми способами — в том числе и приглашением иностранных специалистов для обучения цесаревичей.

Екатерина II в дорожном платье, которое она носила во время путешествия в Крым в 1787г. (с грав. Валькера)

Иностранка по происхождению, Екатерина II, да и многие другие Романовы далеко не всегда использовали получаемые доходы для роста экономики страны, для укрепления ее армии. Вспомним хотя бы о нескончаемом потоке сибирских богатств и дивидендах, получаемых в том веке казной после каждой успешной войны русских, и о том фатальном отставании в промышленности, технике и технологии, с которым начал яростную борьбу Петр Великий и с которым ни один представитель династии Романовых не справился. А многие из них и не хотели справляться.

Если бы Екатерина II создала на победные деньги и на сибирские богатства сеть научных заведений, пригласила бы в них на 10—15 лет иностранных специалистов, организовала бы деловых русских людей на создание современных для того времени промышленных предприятий (в том числе и военных) и выпуск современного вооружения, вот тогда бы она действительно стала Великой императрицей.

Прием в масонскую ложу. Старинная гравюра

Прием в масонскую ложу. Старинная гравюра

Некоторые специалисты утверждают, будто все то, что задумывал сделать Петр Великий, было успешно завершено в правление Екатерины Великой. Но это утверждение, мягко говоря, не совсем точное, потому что императрице некогда было думать об этом. Ей бы фаворита вовремя сменить, да на официальных мероприятиях покрасоваться, да поиграть в литературу и поумничать в переписке с европейскими философами.

Постоянное же отставание России в технике, технологии и промышленности порождало два взаимосвязанных явления в русской жизни. Одно из них можно назвать «левшизмом». Вспомним лесковского Левшу и ту блоху, которую этот гений подковал. Никто в Европе не смог подковать блоху. Даже англичане, на что уж искушенные в подобных делах люди, и те диву давались: «Ай, да Левша! Подковал!».

Атрибутика российских масонских лож: фартуки, знак, оттиск печати. 1-я четв. XIXв.

Действительно, блоху-то он подковал, но при этом гениальный неуч испортил механизм, и блоха перестала танцевать. Потому что механизм блохи был рассчитан очень точно. Левша, естественно, ничего не знал о теории механизмов и машин, не учили его этому. И таких гениальных неучей в России было пруд пруди, только никто их учить не собирался. Может быть, потому, что все очень боялись учить русских гениев?

Атрибутика российских масонских лож: фартуки, знак, оттиск печати. 1-я четв. XIXв.

Второе явление — постоянное отставание в техническом оснащении и вооружении русской армии, сопровождавшее русскую историю на протяжении всех 304 лет царствования династии Романовых. От этого же факта зависела и подготовка русских офицеров и генералов. Почему? Потому что каждое улучшение ТТД (тактико-технических данных) вооружений должно было выражаться в изменении стратегии и тактики ведения боев, сражений, войн. В этом русские действительно отставали, как правило, «догоняя» противников по ходу дела (то есть после начала войн).

Да, в России всегда было много гениев, но неучей — еще больше. Может быть, потому что Романовы боялись давать образование народу — ведь человек образованный не потерпел бы многолетних унижений собственного достоинства.

Загрузка...

Жизнь Павла I до женитьбы

Жизнь Павла I до первой женитьбы на принцессе Вильгельмине была регламентирована учителями, среди которых появился и Г. Н. Теплое, и оставался Н. И. Панин. Наследника престола учили очень разные люди, а с другой стороны, за ним был постоянный догляд людей Екатерины.

Императрица Мария Федоровна в юности

Павел прочитал «Историю об ордене Мальтийских кавалеров» и по-юношески загорелся рыцарской тематикой. Когда на Правобережной Украине вспыхнуло восстание крестьян и казаков («Колиивщина») и началась очередная война — Русско-турецкая война 1768—1774 гг., Павлу стали приносить карты боевых действий, что ему очень нравилось.

Императрица Мария Федоровна в юности

За разговорами о военных баталиях кто-нибудь из присутствующих поругивал Екатерину II и говорил цесаревичу, что мужчина на троне действовал бы гораздо лучше. Эта тема все чаще возникала при Павле. В годы Пугачевского восстания Никита Иванович Панин, «ревностный масон», давал Павлу читать рукописные сочинения, которые взбудоражили душу юноши, возмечтавшего об истинном царстве ради блага народа.

Впрочем, и без этих книг и без доброжелателей в душе наследника могло развиться (и в конце концов развилось) страстное желание царствовать. Но Екатерина была начеку. В день совершеннолетия Павла, 20 сентября 1772г., некоторым царедворцам казалось, что Екатерина II должна привлечь наследника к управлению государством.

Великая княгиня Наталья Алексеевна

И, видимо, они внушили ему эту мысль, потому что Павел сказал о своих правах на престол матери! Та вознегодовала и решила отвлечь сына от подобных мыслей женитьбой. Ведь Екатерина завоевала престол совсем не для того, чтобы уступать его кому бы то ни было.

Великая княгиня Наталья Алексеевна

За 10 лет царствования она создала крепкую команду во дворце и одновременно нажила много врагов. Они, например, не разрешили ей, тогда еще только воссевшей на престол, выйти замуж за Григория Орлова. Граф М. И. Воронцов лично сказал императрице, что «народ не пожелает видеть Орлова ее супругом». Почему дворяне, приближенные ко двору, не хотели этого супружества? Почему они разрешали Екатерине все, кроме официального замужества, которое могло дать российской короне еще одного официального наследника, которого можно было воспитать по-русски и который мог бы быть физически и психически очень сильным человеком? Ответить на эти вопросы сложно, но это по-русски. Не разрешили и точка. Правь нами, а детей нам твоих больше не нужно. И Екатерина смирилась с этим! Но это стало еще одной из причин, по которой она не любила Павла.

Вильгельмина

Екатерина нашла сыну невесту — Вильгельмину, дочь ландграфини Гессен-Дармштадтской. Еще до женитьбы Павел подружился с Андреем Разумовским. Тот командовал фрегатом, на котором будущую жену Павла привезли в Россию, и познакомился с Вильгельминой раньше Павла. Это был видный молодой человек, женщинам он нравился, и этим своим качеством не пренебрегал.

Малиновая гостиная императрицы Марии Федоровны в Гатчинском дворце. Худ. Л. Премации. 1872г.

Малиновая  гостиная императрицы Марии Федоровны в Гатчинском дворце. Худ. Л. Премации. 1872г.

Павел влюбился в Вильгельмину. Когда-то, еще в раннем юношеском возрасте, он говорил: «Как я женюсь, то жену свою очень любить стану и ревнив буду. Рог мне иметь крайне не хочется. Да то беда, что я очень резв, намедни слышал я, что таких рог не видит и не чувствует тот, кто их носит». Тогда он не знал, какую шутку судьба ему поднесет.

Парад при Павле I. Худ. А. Бенуа

Парад при Павле I. Худ. А. Бенуа

Свадьба состоялась в конце сентября 1773г. Вильгельмина, принявшая имя Натальи Алексеевны, оказывала на мужа серьезное влияние. Как считают некоторые исследователи, именно она уговорила супруга подать Екатерине II записку под названием «Рассуждение о государстве вообще относительно числа войск потребного для защиты оного и касательно обороны всех пределов». В этом документе Павел раскритиковал внутреннюю и внешнюю политику матери. Она нашла в себе силы сдержать гнев.

Заподозрив сына и невестку в заговоре, Екатерина усилила надзор за ними. Павел же ни о каких переворотах не помышлял, ему хватало той влюбленной радости, которую он испытывал в семье и в отношениях с Натальей Алексеевной. Супруга ждала ребенка, и Павел светился от нежных чувств.

В середине апреля 1776г. во время родов Наталья Алексеевна скончалась. Ребенка не удалось спасти. Существует мнение некоторых специалистов о том, что, возможно, Наталья Алексеевна скончалась от отравления. Так или иначе, но это была сильная, волевая женщина, способная совершить то же, что сделала за 15 лет до ее смерти Екатерина II.

Что сделала Екатерина

Нежные и любящие матери в горе, которое свалилось на плечи впечатлительного сына, ведут себя по-разному. Но мало кто из них способен на то, что сделала Екатерина. Она отыскала в шкатулке покойной ее любовные записки Андрею Разумовскому и с гордостью победительницы вручила их сыну. Зачем?

Чтобы доказать убитому горем Павлу свою правоту? Она когда-то говорила ему об измене Вильгельмины, и они из-за этого крепко повздорили. Скорее всего это была месть. Умудренная опытом императрица нанесла душе чувствительного сына ответный удар. Ты, мол, с укором смотришь на меня, осуждаешь мое поведение, — вот и получай: все так живут. Я права. А ты лучше бы слушал мать, чем чужих людей!

Вскоре Павел покорным барашком отправился в Берлин и сделал там предложение Вюртембергской принцессе Софии-Доротее-Августе. Принцесса крестилась по православному обряду, приняла имя Мария Федоровна, и 26 сентября 1776г. они поженились в Санкт-Петербурге.

В декабре 1777г. у них родился сын Александр.

И Екатерина нанесла еще один удар душе своего сына — доброго семьянина: ее слуги отняли ребенка у отца и матери и передали воспитательницам, которых назначила сама императрица. Марии Федоровне разрешалось навещать сына в отведенные сроки, но и она, и ее муж были отстранены от воспитания первенца. Так же Екатерина поступила и с другими их детьми: сыновьями Константином и Николаем и двумя дочерьми.

Связи с Пруссией и Австрией

В 1780г. Екатерина порвала тесные связи с Пруссией и сблизилась с Австрией. Павлу такая дипломатия не нравилась.

В конце 1781г. императрица отправила сына и его жену в длительное путешествие по Европе. Вернулись они домой в ноябре 1782г. К тому времени Екатерина нейтрализовала тех людей (их, кстати, было немного), которые симпатизировали Павлу, но и этого ей показалось мало.

Вскоре после того как Мария Федоровна родила дочь Александру, Екатерина подарила сыну Гатчину. Павловск и Гатчина стали великокняжескими резиденциями, а точнее говоря, местом ссылки будущего императора на долгие 13 лет! Чтобы хоть чем-то занять себя, Павел превратился здесь в образцового помещика-хозяина. В Гатчине он услаждал свое сердце «военным делом»: создал «гатчинскую армию», гоняя бедных солдат с утра до ночи по плацу и стреляя из пушек. Шагистика утомляла всех, кроме Павла и его прусских друзей.

Шествие Екатерины II под балдахином Красного крыльца Грановитой палаты. Гравюра Д. Андрузского

Шествие Екатерины II под балдахином Красного крыльца Грановитой палаты. Гравюра Д. Андрузского

Нужна ли в армии жесткая (в Гатчине даже жестокая) дисциплина строя? На наш взгляд, безусловно, нужна даже в армиях XXI века. А в те годы она являлась одним из важнейших тактических средств и даже условий победы. В мировой истории войн не существовало ни одной великой армии, в которой не было бы жесткой дисциплины строя. Но в этих армиях не было и самодуров-полководцев.

Павел любил палить из пушек. Наполеон, который был моложе Павла на 15 лет, тоже любил артиллерию. Но для Павла это было развлечением, а французский офицер (потом генерал, консул, император) относился к артиллерии и ко всем своим делам как талантливый, въедливый профессионал.

О гатчинском периоде в жизни Павла можно сказать коротко: он бездарно провел эти долгие годы, играя в помещика и гатчинского главнокомандующего.

Далее>> Престол Павла I

История России с конца XVIII до начала XX века