История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Чудеса Света

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Русь в Середине XI в

В середине XI в. Русь была сильным влиятельным государством, где сложились формы власти, близкие к западноевропейским. Однако после смерти Ярослава Мудрого ситуация стала резко меняться. «Древняя Россия погребла вместе с Ярославом свое могущество и благоденствие», — отмечал Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского». Междоусобные распри, братоубийственные войны, борьба с половцами постепенно расшатывают государство, создавая реальные предпосылки для его распада.

Старший сын Ярослава — Изяслав

Изяслав Ярославич (1024—1078), князь Туровский, великий князь Киевский (1054—1078), старший сын Ярослава Мудрого. Сел на престол после смерти отца. В 1068г. народное восстание свергло Изяслава. В 1077г. вновь воссел на княжеский стол. Участвовал в составлении «Правды Ярославичей».

СТРАННОЕ РЕШЕНИЕ СУДИСЛАВА

Поделив Русь, согласно завещанию Ярослава Мудрого, на великие княжества, сыновья его несколько лет жили в мире и согласии, воевали лишь с внешними врагами. И могло показаться, что в Киевской державе все благополучно, что самой грозной опасностью для восточноевропейского государства в 1060-е гг. являются племена половцев. Действительно, в те годы «люди Севера» (норвежцы) готовились к своему последнему походу на Альбион во главе с Харальдом Суровым — мужем Елизаветы, дочери Ярослава Мудрого.

Воинственный пыл скандинавов угасал. Польша, Чехия, Венгрия, Болгария и даже Византийская империя серьезной опасности не представляли по разным причинам — как внутренним, так и внешним. У князей Руси появилась прекрасная возможность заняться мирными делами. Так мог подумать какой-нибудь арабский купец или путешественник, выхватывающий зрением и умом лишь внешние стороны жизни огромной страны, завидуя ее талантливому народу.

А позавидовать было чему! В 1048 г., например, ученый-энциклопедист из Хорезма ал-Бируни написал «Книгу очерков о познании драгоценных камней», в которой он, не скрывая восхищения, сообщил: «Русы выделывают свои мечи из шапуркана (стали), а долы посредине их из нархомана (железа), чтобы придать прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Алфулад (сталь тигельная) не выносит холода их зим и ломается при ударе.

Когда они познакомились с фарандой (узорчатым булатом), то изобрели для долов плетение из длинных проволок, изготовленных из обеих разновидностей железа — шапуркана женского. И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении в травителя вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить».

Бируни восхищался красотой и боевыми качествами мечей, изготавливаемых русскими кузнецами, слава о которых шла по миру. Еще во времена Игоря и Олега русский меч считался лучшей наградой за победу.

... В начале правления князь Изяслав вел себя мудро. В 1057г. созвал он братьев, чтобы совместно решить вопрос о передаче Смоленска Игорю. Разговор был добрый и оживленный. Игорь получил город, а потом братья единогласно решили освободить из темницы Судислава, который провел по наговору 24 года в заточении. То была ошибка Ярослава Мудрого, поверившего злым людям. Сыновья исправили ее, выпустили дядю из темницы, просили его забыть старые обиды, предложили в княжение город.

 

Великий князь Изяслав. 1054-1077 годы. Изяслав, возвращаясь в 1073 году в Россию после бегства из Киева, принят братом Всеволодом, который предложил ему мир.

Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Судислав (сын великого князя Владимира) обиды на племянников не таил, пожелал им благополучия, но отказался от предложения, принял постриг и ушел в киевский монастырь Святого Георгия.

Судислав был человеком мудрым и добрым. Именно поэтому он ушел в монастырь. Ушел терпеть. За всех. За Мудрого брата Ярослава и его щедрых сыновей. За тех, кто мечтал сделать его знаменем борьбы против Ярославичей... Судислава не ввели в заблуждение слова племянников, доброе их расположение к себе. Он знал больше, чем знали они: в скором времени терпение в душах русских князей иссякнет, и будут они убивать друг друга. Судислав не хотел участвовать в распре. Он терпел 24 года и решил терпеть до конца жизни. Ярославичи не поняли его.

И распря вскоре вспыхнула: внуки Ярослава Мудрого повели между собой борьбу. Она продолжалась долго.

 

Преподобный Феодосий Печерский — один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, «отец русского монашества»

КАК ПОБЕДИЛИ ВСЕСЛАВА

Распря на Руси разгоралась. Против Ярославичей выступил полоцкий князь Всеслав — правнук Рогнеды. У него были свои счеты с правящими князьями. Потомки Рогнеды считали себя законными наследниками киевского престола, помня, что старшим сыном Владимира I был Изяслав — сын Рогнеды. Русский летописец говорит о Всеславе Брячиславиче, как о злом, кровожадном человеке. Родился, мол, он от колдовства, к голове его присохла кожица. Волхвы сказали матери, чтобы она сохранила кожицу, чтобы носил ее Всеслав до смерти. Не полюбился летописцу Всеслав.

По почему? Не потому же, что носил Всеслав на голове повязку, скрывающую родимое пятно? Повязка тут ни при чем, хотя и называют ее древние авторы волшебной, от которой якобы вся злость полоцкого князя исходила.

Всеслав с дружиной подошел к Пскову, пытался взять крепость штурмом — не смог, стал готовиться к длительной осаде. Но вдруг он резко изменил планы, молниеносным броском преодолел расстояние от Пскова до Новгорода и неожиданной атакой овладел городом. Воины Всеслава пленили многих жителей, ограбили богатые дома. Но победителям этого показалось мало. Они врывались в православные храмы,

грабили и разоряли церкви. Они вели себя как язычники, как безбожники.

Русский народ не мог простить кому бы то ни было надругательства над своими святынями. Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Мудрого — собрали дружины и, не дожидаясь лета, отправились в Полоцк, в зимнее время. По пути они взяли Минск, много мирных людей погубили, а жен и детей раздавали воинам в награду.

Всеслав встретил противника на речке Немиге (Неман). Речка была небольшая, но снегу намело за зиму много, и морозы стояли лютые.

Всеслав вел бой хорошо. Но у противника людей было больше. А в такой битве, когда никакие уловки полководца не имеют смысла, когда снег и мороз сковывают инициативу военачальника, в битве главную роль играют люди. Войско полоцкое подалось назад, но разгромить полочане себя не дали.

Воины оставили поле боя. На нем лежало много погибших и с той, и с другой стороны — все русские. С обрывистого берега реки смотрел Изяслав на кровавый пейзаж — совсем небольшое, резко очерченное зимой поле, — и качал головой: как много людей погибло! Преследовать противника он не стал. Ярославичи послали Всеславу гонца. Тот сказал князю:

— Изяслав с братьями зовут тебя. Они не сделают зла. Они клялись и целовали крест.

Крест целовал и сам гонец, Всеслав поверил ему. Прибыл он в гости к Изяславу, вошел в богатый шатер, а там его связали сильные молодцы. Схватили они также двух сыновей его и отправили пленников в темницу в Киев.

ГИБЕЛЬ ИЗЯСЛАВА

В 1048г. печенеги, ослабленные после сокрушительного поражения под Киевом в 1036г., откочевали за Дунай. Русские люди радовались этому, но в южнорусские степи вторглись с востока кочевые племена.

Уже в 1049г. они стали обживать прекрасные пастбища между Каспийским и Черным морями.

Всеволод, сын Ярослава, в 1054г. одержал победу над торками, заключил мир со слабыми пока половцами, оказав им тем самым большую услугу. В 1061 г. половцы отплатили за это злом, объявив войну русским. Они разгромили войско Всеволода, и началась долгая, длившаяся полтора столетия борьба между новыми хозяевами степи и русскими князьями, погрязшими в междоусобицах.

 

Князь Всеслав отгоняет дьявола. Прорисовка с миниатюры половцев и торков.

В 1068г. половцы вновь двинули полки на Киев. На Альте в ночном сражении они разбили дружины братьев Изяслава, Всеволода и Святослава. Пока они бежали, страхом гонимые, то ни о чем не думали — лишь бы спастись. Но вот остатки дружины Святослава укрылись за стенами Чернигова, воины других братьев вошли в Киев, и тут-то страх уступил место стыду. Стыдно стало им, что бросили они Русь и соотечественников на разграбление половцам.

Собрались воины и народ киевский на торговой площади на вече. И закричали смело люди: «Давай нам, князь, оружие да коней, биться мы будем с половцами, разгромим их!».

Но Изяслав не обрадовался желанию народа драться с грозным врагом. Не понравилось ему своеволие людей, вздумавших указывать князю, что делать. Не выдал он оружие да коней киевлянам. И это разозлило толпу. Мятеж вспыхнул внезапно. Страсти накалялись. У Изяслава остался один шанс спастись — бегством. Он тайно покинул Киев. Народ вызволил из темницы Всеслава, избрал его великим князем, и, пока тот соображал, что же ему делать, люди разграбили дом Изяслава.

 

Изяслав I Ярославич.

Изображение XIX в.

Изяслав явился к польскому королю Болеславу II — сыну русской княжны Марии. Тот помог родственнику, отправил польское войско на Киев. Всеслав с дружиной вышел навстречу неприятелю, но, узнав о силе врага, ночью бежал из лагеря в Полоцк. Утром киевляне обнаружили «пропажу», ужаснулись: как же им без князя драться с опытным врагом?! Киевская дружина отступила, спряталась за крепкие стены родного города. Но и здесь воинам было неспокойно. Взять город штурмом Изяславу вряд ли удастся, но в городе у него много сторонников, они могут открыть ворота... Что оставалось делать провинившимся киевлянам, от которых даже князья отказываются? Они просили защиты у других князей, те уговорили обиженного братца не наказывать очень уж сурово мятежников. Изяслав дал обещание и не выполнил его. Он отправил в Киев сына своего Мстислава с жестоким приказом. Сын выполнил повеление отца. 70 человек казнили. Киевляне покорно переносили расправу — они проиграли.

Дальнейшая судьба Изяслава чем-то напоминает судьбу князя Святополка. Изяслав тоже оказался неблагодарным по отношению к полякам, и Болеслав покинул Киев. Великий князь Киевский переругался с братьями, проиграл войну, бежал на запад, добрался до Папы Римского Григория VII, просил у него помощи в борьбе со своими согражданами. Он даже признал духовную и мирскую власть Папы над Русью — пошел на все. Лишь бы вернуть Киев. Григорий VII не отказал ему.

В 1076г. он занял киевский престол. Но через год на Руси вновь вспыхнула распря, и в битве на Нежатиной Ниве князя Изяслава поразило русское копье.

Случилось это 30 октября 1078г.

Возникновение Древнерусского Государства