История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Чудеса Света

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Андрей Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111—1174) — государственный деятель Руси, сын Юрия Долгорукого. В 1157г. стая князем Владимиро-Суздальским. Перенес столицу во Владимир. В 1169г. взял Киев. Убит во время заговора в 1174г. боярами в селе Боголюбове, построенном им самим.

СЫН ОСНОВАТЕЛЯ МОСКВЫ

Приблизительно в 1111г. у князя Суздальского Юрия Владимировича и половецкой княжны, дочери хана Аепы, родился сын Андрей. О первых 35-ти годах его жизни известно лишь то, что он провел их в Суздальской земле.

В 1146г. Андрей с братом Ростиславом выбили Ростислава Рязанского из Рязани. В 1149г. Юрий Владимирович дал Андрею город Вышгород, располагавшийся в 7 верстах от Киева и являвшийся важным стратегическим пунктом в системе обороны столицы. Во время похода Юрия в Волынскую землю (удел Изяслава) в 1149г. Андрей при осаде Луцка проявил великолепные бойцовские качества и выдающуюся храбрость.

Его порыв, спас отца от больших неприятностей. Вскоре после этого подвига Андрей стал посредником между Изяславом и Юрием и сделал многое для заключения мира, непрочного, однако. В 1150г. Изяслав выбил Юрия из Киева. Овладев великокняжеским столом, он попытался изгнать Ростислава Владимировича из Переяславля, но Андрей подоспел на помощь брату, и затея Изяслава сорвалась. В том же году Юрий вновь овладел Киевом. Он дал Андрею пограничные с Волынской областью города Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопницу. Андрей тщетно пытался замирить Изяслава с отцом.

Изяслав с помощью наемников выбил Юрия из Киева. Юрий с Андреем ушли в Городец Остерский. Юрий продолжил борьбу. Не без помощи Андрея он собрал крупное войско и подступил к Киеву. В сражении Андрей неоднократно проявлял мужество, дрался с врагом как великолепный поединщик. Но битва при реке Руте закончилась победой Изяслава. Андрей отправился в Суздальскую землю. Все его попытки уговорить отца прекратить борьбу за Киев остались безрезультатными. Развивая успех, Изяслав взял Переяславль, в 1152г. разграбил и сжег Городец.

Юрий Долгорукий осадил Чернигов. Двенадцать дней шли ожесточенные бои за город. Андрей лично участвовал в штурмах, водил людей в отчаянные атаки. Подоспевший на помощь черниговцам Изяслав вынудил Юрия отступить.

В 1154г. Юрий изгнал из Муромской земли Ростислава и передал ее Андрею. После смерти Изяслава и кратковременного княжения в Киеве Ростислава Мстиславича на великокняжеский стол вступил Юрий Долгорукий. Он передал Вышгород Андрею, но тот покинул Киевскую землю и уехал в Суздаль, проявив пренебрежение к борьбе князей за Киев. Из Вышгорода Андрей вывез высокочтимую икону Божией Матери, писаную, согласно преданиям, Святым апостолом и евангелистом Лукой.

 

Андрей Боголюбский

В одиннадцати верстах от Владимира конь, на котором везли икону, остановился. Андрей, человек набожный, посчитал это знамением и построил здесь село Боголюбово, где впоследствии проводил большую часть своей жизни. По названию села Андрей получил имя Боголюбский. Село (а затем — город) стало главной резиденцией князя.

В 1157г. умер Юрий Долгорукий. В это время Андрей жил в Суздальской земле, занимаясь хозяйственной деятельностью. Он значительно расширил город Владимир, возвел здесь много каменных зданий, украсил крепостные стены «Златыми вратами». Узнав о кончине отца, Андрей воздал ему должные почести, основал новые церкви. До смерти Юрия Суздалем и Ростовом управляли младшие его сыновья, согласно завещанию. Но после смерти великого князя горожане «единодушно признали Андрея государем».

Понимая бесперспективность и пагубность борьбы за киевский стол, Андрей основал новое великое княжение Суздальское и Владимирское, перенес во Владимир столицу вновь созданного княжества. Вся его последующая деятельность была направлена на то, чтобы сделать Владимир общерусской столицей, общерусским политическим центром.

 

Мужество князя Андрея, сына Георгиева. 1150 год. Князь Андрей под стенами Луцка храбро сопротивляется один окружающим его неприятелям и выходит невредимым из боя.

Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

В 1159—1160гг. князь укреплял позиции Владимиро-Суздальского княжества, принципиально изменив политические ориентиры отца и мечтая взять под жесткий контроль Новгород, где сидел Святослав Ростиславич. Андрей сблизился с Изяславом Давидовичем, который вел борьбу за киевский стол с Ростиславом Мстиславичем, «помолвил свою дочь за его племянника, Святослава Владимировича», помог последнему в борьбе против Святослава Черниговского.

Отпраздновав победу и свадьбу дочери в Волоке Ламском, Андрей отправил в Новгород послов. Они сказали горожанам, что великий князь Владимиро-Суздальский «намерен искать Княжения» в их городе. В том же году Андрей послал в Новгород своего наместника. Это заметно усилило великого князя, и он перестал воевать в союзе с Изяславом Давидовичем за киевский стол.

 

Война с половцами в княжение Андрея Боголюбского. 1169 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

В 1163г. Андрей Боголюбский, проводя жесткую политику централизации власти, отменил систему уделов. Он правил самостоятельно, не давая братьям городов. Подобная политика не понравилась родственникам. Не обращая внимания на их недовольство, Андрей изгнал из княжества младших братьев Мстислава — Василька и Михаила, а также сыновей своего умершего брата Ростислава Юрьевича и бояр отца, которым не по сердцу были его нововведения. Мстислав и Василько Юрьевичи вместе с матерью были хорошо встречены императором византийским Мануилом: он дал Васильку Дунайскую область.

Вместе с дружиной Юрия Ярославича, князя Муромского, Андрей совершил поход на камских болгар. Русская рать одержала победу в битве, князь Владимиро-Суздальский, вернулся домой с богатой добычей.

В 1169г. Андрей вновь решил принять участие в борьбе за Киев. Он собрал союзников, 11 князей, и повел их на Киев, где сидел Мстислав Изяславич. Два штурма город выдержал, но 8 марта пал. Никогда еще Киев не брали силой. Ни русские князья, ни наемники. Обычно в безысходную минуту горожане открывали ворота победителям, чтобы те не позорили город. Но в тот день Андрей дал волю чувствам и разрешил воинам трое суток грабить город, будто не столица то была Киевской Руси, а чужая, неприятельская крепость.

Можно по-разному оценивать этот поступок, но, вероятнее всего, великий князь Владимиро- Суздальский сделал то, что не сегодня так завтра сделал бы другой князь. Поводом и в какой-то степени оправданием решительного шага могли служить для Андрея события двенадцатилетней давности, когда после смерти Юрия Долгорукого киевляне ограбили, разрушили и опозорили великокняжеский дворец. В войске Андрея были родственники тех, над кем жители Киева надругались в 1157г. Теперь они мстили. Месть — удел слабых. Андрей, взяв на себя ответственность за разорение «матери городов русских», проявил душевную слабость. Месть была неравнозначной тому, что сделали киевляне... Впрочем, надо помнить, что Киев был обречен.

Воины Андрея ограбили город, набросились на монастыри и церкви, не пощадили богатейший храм Софийский и Десятинный, вынесли оттуда «иконы драгоценные, ризы, книги, самые колокола». В 1157г. пострадали дворец Юрия Долгорукого. В 1169г. столице Киевской Руси был нанесен страшный удар, после которого великий город восстановить былую мощь так и не смог. Андрей Боголюбский стал «истинным великим князем России», а город Владимир — центром политической жизни государства.

В территорию, подчиненную власти Андрея Боголюбско-го, входили полностью земли современных Московской, Ярославской, Костромской и Владимирской областей; а также части Новгородской, Тверской, Нижегородской, Тульской и Калужской областей. Подчинялась великому князю Киевская область, князья Рязанские, Муромские, Смоленские, Кривские и даже Волынские. Независимыми были Черниговский и Галицкий князья, а также Новгород. В 1170г. Андрей отправил в поход на Новгород войско во главе с князем Романом. Однако новгородцы нанесли врагу поражение. Отстояв свободу, но, испытывая постоянные трудности с продуктами питания, они вынуждены были поддерживать с великим князем добрососедские отношения. А Андрей, не отказавшись от мысли присоединить город и огромные территории, сменил военные методы на дипломатические. Он поладил с победителями и дал им своего сына Юрия в князья.

В 1173г. вновь разгорелась распря из-за Киева. Андрей собрал войско в 50 000 человек, вручил его единственному, оставшемуся в живых сыну Юрию. В Черниговской области к войску присоединились дружины союзников Андрея. Возглавил общее войско Святослав, внук Олега, как старший из всех участников похода. Сидевшие в Киеве князья Рюрик и Мстислав с Давидом бежали.

Однако из-за предательства шедшего на помощь осаждавшим Ярослава Луцкого в войске Святослава вспыхнула паника. Князья не справились с ней. Их воины с дикими криками бросились к реке. В Киев вошел ловкий Ярослав Ауцкий, но первые же дни его правления вызвали недовольство горожан. Андрей Боголюбский начал с ним дипломатическую игру. Но не довел ее до конца.

ЗАГОВОР

Андрей Боголюбский, вероятно, забыл о Степане Ивановиче Кучке, не догадываясь о том, что Кучковичи ничего не забыли и мечтали о мести. Они умели ждать.

Петр, правда, не дождался заветного часа. Сгоряча он совершил какое-то злодейство и был казнен по приказу Андрея. Яким остался один.

В деле Кучковичей много тайн. Ученые расходятся во мнениях о происхождении Степана Ивановича Кучки. Одни ищут корни его родословного древа в Киеве или в Киевской земле, другие — в Новгороде. Не так давно была обнаружена берестяная грамота, в которой некий новгородский купец Кучка передавал адресату обычное для купца сообщение. Датируется эта грамота XI — началом XII вв. Эта находка обосновывает предположение исследователей о том, что Кучка (либо ближайшие его предки) был боярином новгородским, что среди обитателей долины Москвы-реки было немало новгородцев. Можно пойти дальше в этих предположениях и выдвинуть версию о том, что Красные села Степана Ивановича являлись... новгородской колонией.

Но зачем предполагать, зачем здесь об этом вести разговор? А затем, чтобы понять, какие люди и какие душевные мотивы могли заказать убийство Андрея Боголюбского, кому это было нужно? Только ли мстительному сыну?

Сын Степана Кучки перешел к активным действиям после казни брата Петра. Тонко плел он паутину заговора, сумел вовлечь в свои сети вельможу Петра, своего зятя, а также княжеского ключника Анбала Ясина (уроженца Северного Кавказа), чиновника Ефрема Моизовича и других людей, общим числом 20 человек. Очень много людей привлек для рискованного дела Яким. Стоило одному из них ради денег, ради благополучия пойти с повинной к князю, и всех участников заговора ожидала бы мучительная казнь. Двадцать человек решились на очень опасное дело. Почему?

Да, жесткая политика Андрея Боголюбского породила у многих людей, в том числе и княжеского рода, ненависть к его успехам, к самой идее. Неизвестно, удалось бы сыну Юрия Долгорукого создать централизованное русское государство и что из этого получилось бы, но... Якиму Кучке нужен был не простой акт мести, а заговор.

В полночь 29 июня 1171г. заговорщики пришли к богатому княжескому дворцу Андрея в Боголюбове, забрались в погреб, вскрыли бочки с медом, выпили, расхрабрились. Мед взбодрил заговорщиков, они ворвались в сени, перерезали сонную стражу, напали на сына Юрия Долгорукого. Он сказал им:

—  Что плохого я вам сделал? Бог накажет вас, если вы прольете мою кровь!

Что же, действительно, плохого сделал князь Суздальский этим людям и, главное, зачем нужно было устраивать против него заговор? С Якимом Кучкой, кажется, все ясно. Лично он не нуждался в заговоре, потому что в любом случае убийство Рюриковича даром ему не сошло бы. Он знал это. Рюриковичи более трех веков правили государством. Дерево рода разрослось буйно. Князья дрались между собой, но от этого их не становилось меньше. В непрекращающейся распре складывались и разваливались союзы: никто не мог предсказать, с кем и против кого тот или иной князь будет завтра воевать, кого убивать. Яким знал также, что за смерть Андрея ему придется заплатить собственной кровью. И все-таки он решился на заговор. Почему? Потому что Андрей вырвал его из родных сел и вынудил скитаться вместе с собой по стране? Нет. Этого для заговора маловато будет. Слишком большой риск. Потому что над Якимом довлел долг кровной мести? Нет-нет, и этого недостаточно для заговора. Кровную месть можно было осуществить, наняв убийцу.

—  Надо убить его, иначе нам всем смерть! — крикнул Яким, и злодеи кинулись на Андрея.

Эта фраза (приведенная из летописных источников не дословно) говорит о том, что убийство Андрея Боголюбского не являлось семейным делом Кучковичей, но было заказано каким-то покровителем Якима, обещавшим в случае успеха заговора и жизнь, и деньги, и, вполне возможно, почет и славу. Конечно же, летописям в полной мере доверять нельзя, но ход событий, количество заговорщиков говорят о том, что не кровная месть погубила Боголюбского, а куда более серьезные причины.

 

Милосердие великого князя Андрея Боголюбского к нищим и угнетенным.

Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Яким ударом меча отрубил несчастному правую руку, а другие заговорщики вонзили в грудь обреченного мечи.

— Господи! В руце  Твои предаю дух мой! — сказал Андрей и испустил дух.

Убийцы прикончили Прокопия, приближенного князя, любимца его — милостника, получившего от Андрея милость. А под утро разграбили казну, вооружили тех, кто изъявил желание вступить в ряды заговорщиков. Собралась немалая дружина. Люди бросились грабить — самое любимое занятие бунтовщиков всех стран и народов. Да, заговор почти перерос в бунт, и только это могло быть на руку предполагаемым покровителям Якима.

Но кому же были выгодны гибель Андрея и бунт в Суздальском княжестве? Всем, с кем воевал сын Долгорукого: новгородам, мечтавшим расширить владения вплоть до впадения Оки в Волгу, князьям Южной и Юго-Западной Руси, надеявшимся вернуть славу и величие Поднепровским землям и Киеву; половцам, которым любое потрясение у северных соседей было на руку.. Впрочем, половцы вряд ли взвалили бы на себя тяжелую ношу организаторов заговора: они всегда снимали сливки с русской распри, и этого им вполне хватало для счастливой жизни.

Если же положить на весы интересы киевлян и новгородцев, то, думается, новгородские интересы будут весомее. Усиление князя Суздальского при одновременном ослаблении русских княжеств Поднепровья не сулило северянам ничего хорошего. Зато расширение своих владений вплоть до среднего и нижнего течения Оки представляло им значительные выгоды. И Яким Кучка (а вдруг он, действительно, был родственником новгородских Кучек!) вполне мог надеяться в случае благоприятного завершения заговора на поддержку новгородцев. Нужно помнить еще и о том, что только Новгород, став республикой в первой половине XII в., мог надежно защитить Якима и, главное, его семью, дело семьи — дело купецкое.

И уж совсем размечтавшись, можно предположить, что Кучковичи, если бы новгородцам удалось окончательно сокрушить Суздальское княжество и раздвинуть свои границы далеко на юг, получили бы от благодарных сограждан солидное вознаграждение в виде земель, расположенных в долине Москвы-реки. Кучка на такой мощный заговор против Рюриковича мог решиться только ради крупного вознаграждения,

ради великой мечты, каковой и является долина Москвы-реки и ее окрестности.

 

Великий князь Андрей дает в правители новгородцам своего сына Георгия. 1174 год.

Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Бунт в Боголюбове распространялся быстро. Заговорщики отправили послов во Владимир, надеясь привлечь горожан на свою сторону. Владимирцы благоразумно отказались, но жители Боголюбова поддержали убийц, забыв о благодеяниях Андрея Юрьевича.

Бунт распространился на окрестные селения и на Владимир. Страсти людские бушевали шесть дней. На седьмой день из Богородичной церкви Успенского собора, построенного при Андрее, вышел протопоп Пикулица и отправился в путь с иконой Пресвятой Богородицы. Ходил он по городу с иконой, не кричал, как на вече да на сходках, да на митингах, громкие слова, не пугал людей адом, не требовал от них покаяния, не уговаривал их, не просил ни о чем. А просто ходил и смотрел людям в глаза, и люди успокаивались, и затихал в их сердцах ураган, и затих...

В тот же день жители Владимира перевезли из Боголюбова в свой город тело Андрея. У Серебряных ворот горожане встретили князя и не удержались от слез. Долго плакали люди, и похоронили Андрея Боголюбского «с честью и пением, в чудной, хвалы достойной церкви Богородицы, которую он сам построил».

«Боголюбский, — писал Н. М. Карамзин, — мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном, был, конечно, одним из мудрейших Князей Российских в рассуждении Политики, или той науки, которая утверждает могущество государственное. Он явно стремился к спасительному Единовластию, и мог бы скорее достигнуть своей цели, если бы жил в Киеве, унял Донских хищников, и водворил спокойствие в местах, облагодетельствованных Природою, издавна обогащаемых торговлею и способнейших к гражданскому образованию. Господствуя на берегах Днепра, Андрей тем удобнее подчинил бы себе знаменитые соседственные Уделы: Чернигов, Волынию, Галич; но ослепленный пристрастием к северо-восточному краю, он хотел лучше основать там новое сильное Государство, нежели восстанавливать могущество древнего на Юге».

«С Андрея начинает обозначаться яркими чертами самобытность суздальско-ростовской земли и вместе с тем стремление к первенству в русском мире, — утверждает Н. И. Костомаров. — В эту-то эпоху выступил в первый раз на историческое поприще народ великорусский. Андрей был первый великорусский князь; он своею деятельностью положил начало и показал образец своим потомкам; последним, при благоприятных обстоятельствах, предстояло совершить то, что намечено было их прародителем».

 

Владимирская икона Божией Матери. XIV в

Два разных автора — Два разных мнения. И чем больше авторов, тем мнений будет больше. И все-таки в этих оценках итогов жизни князя Андрея существует некая точка пересечения. Никто из них не отвергает того факта, что Боголюбский в стремлении к единению страны и к изменению политического строя и в конкретных шагах сыграл особую роль в истории Руси.

Именно это стремление и эти ходы, подчас жесткие и жестокие, явились основной причиной трагедии даже не самого Боголюбского, конкретного человека, но дела его жизни. На беду свою он слишком рано понял, что русским княжествам нужно объединяться в централизованном государстве. Он провидел, как и его отец, куда перемещается политический вектор Времени. Но, перемещаясь, вектор еще не переместился. Андрей  Боголюбский поспешил,  и  со  сменой  государственного строя на Руси, и со своим страстным желанием перенести насильственным путем политический центр страны во Владимир. Вполне вероятно, что его гибель была вызвана тем, что никто на Руси еще не был готов к переменам.

ПОСЛЕ ГИБЕЛИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО

Но что же произошло после заговора?

Во Владимире собралось вече, народ выбрал в князья племянников Андрея Боголюбского — Ярополка и Мстислава Ростиславичей. Те на радостях поделились властью с дядьями Михаилом и Всеволодом Юрьевичами, позабыв, что властью делиться опасно. Были клятвы, целования креста, искренние заверения в вечной дружбе, после чего в стране разразилась очередная распря.

Жителям Ростова не понравилось появление в их владениях Михаила Юрьевича, и они посоветовали Ярополку начать борьбу против сына Долгорукого. Странная неприязнь ростовцев по отношению к потомкам основателя Москвы, но вполне объяснимая, если вспомнить, что Юрий, с одной стороны, упрямо проводил политику централизации власти, а с другой — активно занимался основанием новых городов. Это, естественно, перекраивало в Ростово-Суздальском княжестве экономическую географию, политическую карту и доходы жителей старых и новых городов.

Ярополк оставил Михаила в Москве (почему здесь оказался сын Долгорукого — точно неизвестно), уехал по тайному приглашению в Переславль-Залесский, собрал там бояр и войско, в том числе и 1000 воинов из Владимира, жители которого почему-то приветили Михаила. После поражения в начале войны Михаил отбыл из Владимира в Чернигов, затем, призванный недовольными правлением Ярополка жителями, встретился в Москве с владимирцами и пошел на Ярополка. Михаил одержал победу над Ярополком, но княжил недолго. Он умер в 1176 г. Владимирцы оплакали доброго повелителя и присягнули в верности Всеволоду III. Но горожане и бояре Ростова упорно не хотели исполнять волю Долгорукого, который завещал княжество младшим сыновьям. И опять была распря.

На этот раз досталось и Москве. Глеб Рязанский в конце лета сжег город на Боровицком холме и близлежащие села. Но что представляло собой Московское пространство во второй половине XII в., когда на Руси, казалось, не было ни одного, «свободного» от распри дня? Каким же логически обоснованным выводом можно завершить рассказ о Рюриковичах и о Московском пространстве конца XII в.? Таким логическим завершением вполне может стать печальный финал... Кучковичей!

Н. М. Карамзин пишет о великом князе Михаиле II Юрьевиче, правившем в 1174—1176гг.; «Новейшие Летописцы уверяют, что Михаил казнил многих убийц Андреевых; но современные не говорят о том. Некогда изгнанный Боголюбским, он мог еще питать в сердце своем неприятное воспоминание сей обиды; и тем более достоин хвалы, ежели действительно наказал злодеев».

Вот до чего дожили Рюриковичи! Готовые за любое нечаянное слово, за неосторожную глупость убивать своих родственников, они долго думали, наказывать ли заговорщиков, посягнувших не только на жизнь великого князя, но и на безопасность основанного ими государства!

Может быть, дело в силе, внутренней мощи Кучковичей — владельцев многочисленных сел в окрестностях Боровицкого холма? Если ответить на этой вопрос положительно, то станет понятным и оправданным длительное нежелание летописцев упоминать о граде Москве, о Московском пространстве, куда сильные Кучковичи могли и не допускать по всякому поводу князей-драчунов с их дружинами! Писать же о делах мирных, обыденных летописцам всегда было неинтересно. А обитатели Московского пространства весь XII век и 37 лет следующего века жили в мире, который отвечал интересам, прежде всего, владельцев многочисленных местных сел.

 

Чингисхан

Окончательно разделаться с убийцами решился лишь Всеволод III Юрьевич, правивший в Суздальской земле в 1176—1212 гг. «Новейшие летописцы, славя добродетели сего князя, говорят, что он довершил месть, начатую Михаилом: казнил  всех  убийц  Андреевых,   которые еще были живы; а главных злодеев, Кучковичей, велел зашить в короб и бросить в воду. Сие известие согласно отчасти с древним преданием: близ города Владимира есть озеро, называемое Пловучим; рассказывают, что в нем утоплены Кучковичи, и суеверие прибавляет, что тела их доныне плавают там в коробе!»

В этом известии русского историка много неясного, например, сколько же Кучковичей было зашито в коробе? Сколько вообще представителей этого боярского рода участвовало в заговоре? По летописным сведениям Якима могла поддержать (а то и спровоцировать) Улита — дочь Степана Ивановича. О других Кучковичах в связи с этим делом ничего в летописях не говорится. Значит, Всеволод III Юрьевич, уложив в короб нескольких Кучковичей, не наказывал, а мстил, и это ему было по силам, учитывая его авторитет и долголетнее княжение.

 

Торжественный въезд великого князя Михаила II во Владимир. 1175 год. Гравюра

Б. Чорикова. XIX в.

После гибели Андрея Боголюбского жизнь восточноевропейского государства покатилась по дороге времени со своей естественной скоростью. Продолжалась распря, менялась политическая ситуация на всех границах Древней Руси. Уже одержал свои первые победы Чингисхан, проводивший в жизнь идею централизованного, воинственного государства; уже Крестовые походы стали нормой жизни народов Западной Европы; уже крестоносцы ослабили Византийскую империю,а в разных точках Евразии стали возникать рыцарские ордена. Мир приближался к конечной отметке XIIв.

Возникновение Древнерусского Государства