История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Чудеса Света

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Петр I на пути к Государственному Флагу (XVIII в.)

Петровские преобразования коснулись разных сторон жизни России. Многие преобразования были связаны с личными увлечениями Петра I, став как бы продолжением его детских забав — привязанности к ремеслам и увлечения военным делом. Но ни с чем не может сравниться страсть Петра I к мореплаванию и кораблестроению.

В результате многолетних реформ он преобразовал русскую армию и создал российский флот. И в армии, и во флоте были кардинально изменены или созданы вновь важнейшие, с точки зрения царя, атрибуты, к которым относятся и знамена. При введении новшеств, ориентируясь на европейскую армию и особенно флот, Петр I не считал для себя зазорным перенимать то, что, по его мнению, способствовало лучшему претворению в жизнь его грандиозных замыслов.

В первые годы правления он использовал печати с огромным титулом и многочисленными эмблемами, которые достались ему от отца, но затем титул сократился, а печати изменились. Он сохранил и знамена, появившиеся еще до его рождения, а некоторые «строил» заново, но в подражание прежним.

К ним относится, например, гербовое знамя 1696 года из красной тафты с изображением золотого двуглавого орла и фигур святых. Оно и форму имеет старую — с центральной частью и откосом, однако в лапах орел держит копья, увитые лентами, а под орлом изображено море с парусными кораблями. Очевидно, знамя изготовлялось ко второму Азовскому походу.

Австрийский дипломат Иоганн-Георг Корб, составивший «Дневник путешествия в Московию», так описывал стяг, виденный им в один из праздников в Москве: «Против ограды, где митрополитом совершалось водосвятие, воздвигнут был столб. На этом столбе стояло с государственным стягом то лицо, которого счел достойным этого почета царский выбор... Стяг этот — белый, на нем сияет вышитый золотом двуглавый орел». Петр I сохранил этот флаг и использовал его впоследствии в Полтавской битве.

Но в то же время многие гравюры петровского времени, изображающие взятие Азова (походы 1695—1696 годов), свидетельствуют, что на российских кораблях развевались и совсем иные флаги — крестовые и полосные, подобные тем, что украшали суда европейских морских держав.

Начало созданию корабельных стягов в правление Петра Великого положили его юношеские увлечения корабельным делом. В 1688 году шестнадцатилетний Петр нашел старый английский ботик, принадлежавший ранее Никите Ивановичу Романову. Отремонтировать, спустить на воду и управлять ботиком — «дедушкой русского флота» — Петра научили голландцы, жившие в Немецкой слободе, и прежде всего Франц Тиммерман. Первые уроки производились на реке Яузе — притоке Москвы-реки. Но на узкой Яузе ботик все время упирался в берега, поэтому плавание перенесли сначала в село Измайлово на Просяной пруд, а потом на Плещеево озеро близ Переславля-Залесского.

Здесь в 1689 году под руководством голландских мастеров были построены еще три корабля. Таким образом, науку кораблестроения и оснащения кораблей Петр I постигал с «азов» под руководством голландских мастеров, признанных в те годы лучшими корабелами. Кроме Ф. Тиммермана, был еще корабельный мастер голландец Карстен Брант, к тому же лекарем Петра в это время также был голландец — ван дер Гульст. Неудивительно, что юный царь обучился и голландскому языку, что так помогло ему впоследствии в Голландии, куда он прибыл с Великим посольством овладевать корабельным мастерством в начале августа 1697 года.

 

Знамена и прапоры. XVIII в.

Впервые Петр I увидел море в 1693 году в Архангельске. Здесь он познакомился и с настоящими морскими кораблями — английскими, голландскими, немецкими. Каждый имел флаг или страны, или порта приписки, или торговой компании. Это были яркие разноцветные стяги, без каких-либо надписей и картин Священного писания, так непохожие на те, что видел царь в своем Отечестве,

Известно, что уже в свой первый приезд в Архангельск царь плавал по Северной Двине и вышел в Белое море на яхте под флагом, похожим на увиденные им. Какие же это были флаги? Большинство из них описано в так называемой «Книге о флагах» голландца Карла Алярда, выпущенной в Амстердаме и переведенной на русский язык по распоряжению Петра I в 1709 году, — это флаги многих стран и городов, в частности и те, под которыми плавали суда, прибывавшие в Архангельск.

В это издание включено и описание флагов «его царского величества Московского». Первый флаг, как пишет Алярд, «разделен на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавой орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием без змия». Второй стяг царя Московского также имеет полосы — белую, синюю и красную, а эти полосы «прорезаны» синим святого Андрея крестом. Наконец, третий флаг — квадратное полотнище с прямым синим крестом, первая и четвертая четверти — белые, вторая и третья — красные. Все эти флаги существовали уже до 1705 года, когда книга издавалась в Амстердаме.

 

Трехполосный флаг на военном корабле «Предистинация»

Под первым флагом молодой Петр плавал в Архангельске, где заложил несколько военных кораблей. Затем царь отбыл в Москву, а перед отъездом свой «струг», на котором плавал, «со всею снастью корабельного», в том числе и с флагом, оставил архангельскому архиепископу Афанасию. Флаг был поставлен в кафедральном соборе на высоком древке — флагштоке — и хранился там 200 с лишним лет, а потом по Высочайшему повелению был привезен капитан-лейтенантом Петром Ивановичем Белавенцем в Петербург и доставлен в Морской музей. «Флаг сделан из особой флажной материи («флагдуха»), из которой делаются все флаги и сейчас.

Полотнище его, представляющее квадрат по 6 аршин в стороне, имеет три горизонтальных полосы: верхняя — белая, средняя — синяя и нижняя — красная. Полосы равной ширины. На флаге вшит изтой же материи, захватывая все три полосы, желтый орел. У него на груди масляною краской нарисован красный щит с изображением святого Георгия Победоносца. Святой Георгий белый, на белом коне, колет золотым копьем зеленого змия, поворот фигуры «церковный», т. е. в правую сторону щита».

Почти в одно время с полосным бело-сине-красным флагом появляется флаг для частных коммерческих судов — из белой тафты с черным двуглавым орлом посередине. Во всяком случае об этом флаге в 1693 году царь сообщал в грамоте Тиммерману, который принимал участие и в строительстве кораблей в Воронеже, начавшемся после завоевания Азова. В Воронеж в 1696 году были «призваны из Англии и Голландии искусные мастера», которые досконально знали «архитектуру и управление корабельное».

По прибытии из Голландии в Россию царь оснастил соответствующим образом построенный в 1701 году под его руководством и по его чертежам 58-пушечный корабль «Предестинация» («Божье предвидение»), снабдив его бело-сине-красным флагом.

Петр I принимал непосредственное участие в составлении проектов знамен и даже делал их черновые наброски. В его бумагах сохранилось много указаний, написанных собственною рукою, и зарисовок опять-таки с собственноручными подписями. К концу 1699 года (по другим данным — к 1700 году) относится рисунок Петра на черновом указе Емельяну Ивановичу Украинцеву, русскому послу, который был отправлен в 1700 году в Стамбул для заключения перемирия с Османской империей.

На рисунке изображен трехполосный флаг, а на полосах рукой царя написан их цвет: «белое, синее, красное». Под этим флагом (без двуглавого орла) поплыл Е. И. Украинцев на 46-пушечном корабле «Крепость», сделанном русскими мастерами-корабелами под командой голландца — капитана Петра Памбурга. Направив в Стамбул хорошо оснащенный военный корабль, Петр I хотел представить Россию перед Османской империей в новом качестве — как мощную морскую державу.

На этом же рисунке показан проект другого флага — также трехполосное полотнище, но оно пересекалось косым Андреевским крестом. Ко времени появления рисунка был учрежден первый русский орден — орден Андрея Первозванного.

Вышеозначенными рисунками не ограничивается флаготворческая деятельность Петра I. Можно привести еще два примера подобных рисунков, сделанных царем. В его бумагах хранятся два карандашных наброска, выполненные в 1701 году. На первом рисунке изображен флаг, на полотнище которого располагается двуглавый орел без щитка на груди, без скипетра и державы, но, похоже, под императорской короной.

Вокруг орла — цепь ордена Андрея Первозванного. Второй рисунок представляет собой полотнище стяга, разделенное на три продольные полосы по три герба в каждой; в центре — двуглавый орел, а вокруг него в шахматном порядке расположены эмблемы провинций (по две каждой): астраханская, сибирская и предположительно, архангелогородская эмблема. Рисунок четвертой фигуры неясен. Оригинальна трактовка в двух вариантах сибирской эмблемы. С архангелогородской же эмблемой вообще встречаемся здесь впервые.

Петра I морские флаги привлекали особенно, он составил их более тридцати. Царь постоянно разрабатывал разные варианты соединения Андреевского креста с полосным флагом.

В начале Северной войны многие знамена, созданные для морских судов и впоследствии использованные ими, употреблялись и в сухопутных баталиях. Андреевский флаг — белое полотнище с косым голубым крестом — в это время также применяли и сухопутные войска, но постепенно (примерно с 1707 года) он прочно, на века, утверждается в российском военном флоте.

После первых побед в Северной войне в начале XVIII века царь решил упорядочить применение различных знамен и флагов. Во всяком случае 20 января 1705 года именной указ царя повелевал: «На торговых всяких судах, которые ходят по Москве-реке, и по Волге, и по Двине, и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом. А иным образцом знамен, оприч того посланного образца, на помянутых торговых судах не ставить». Речь шла о полосном бело-сине-красном флаге. Здесь следует заметить, что в петровские времена к создаваемым морским и военным флагам не относились как к государственным в нашем сегодняшнем понимании. Не заблуждался в оценке трехполосного морского петровского флага и П. Белавенец, который привез его из Архангельска. «По-видимому, — писал он, — флаг этот был первым стандартом (в нынешнем значении этого слова), который когда-либо поднимал русский самодержец на судне». Современники были согласны с ним, считая, что трехполосный флаг и «стандарт во образе креста святого Андрея» «потребны для морского хода», но вовсе не претендуют на роль общегосударственного и национального, чего и сам Петр Великий не имел в виду при их составлении.

В напечатанной в Киеве в 1709 году таблице «Изъявление морских флагов», отредактированной царем и снабженной его комментариями, около бело-сине-красного флага подписано: «Обычайно торговых и всяких российских судов флаг». Действительно, в записи от 1 мая 1710 года Юст Юль, датский посланник в Петербурге, указывал: «Все прочие обыкновенные суда: флейты, галиоты, ладьи и так называемые карбасы, назначенные к отправлению под Выборг с провиантом, орудиями, боевыми припасами, несут трехполосные бело-сине-красные флаги и красные флюгарки». Как видно на гравюрах петровского времени, изображавших морские баталии Северной войны, корабли продолжали украшаться полосными флагами, а вымпелы в военно-морском флоте на кораблях и галерах сохраняли бело-сине-красные цвета в течение всего XVIII века.

В Таблице флагов 1709 года первым на рисунке показан «штандарт росиской» на золотом полотнище черный двуглавый орел под тремя коронами (цвета обозначены при помощи геральдической штриховки). В клювах и в лапах орел держит карты четырех морей, которые «покорились» Российскому государству. Штандарт «состроен» в самом начале XVIII века, ибо хорошо датируется присоединением четвертой карты. Таким образом, царский штандарт содержит и желтый (золотой), и черный цвета.

Ранее орел держал в клювах и лапе карты трех морей, к которым Россия имела выход. Получив в результате побед над Швецией выход на Балтику, Петр I добавил к предыдущим и четвертую карту. Петру I приписывают и собственноручное описание штандарта: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской Империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях святой Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Меотийское озеро — Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботнический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».

Датчанин Юст Юль сообщает следующие сведения о царском штандарте: «Как известно, англичане считают себя (хозяевами) четырех морей — кватор мариум. Чтобы походить на них и в этом, царь завел себе большой желтый русский штандарт, который при всяком торжестве развевается над Петербургской крепостью. На штандарте изображен царский черного цвета герб и четыре моря по одному в каждом углу в знак того, что царь — владыка четырех морей».

Юст Юль несколько лет жил в России, был лично знаком с царем и, как все иностранцы, пристально следил за его действиями в отношении новшеств в атрибутике, пытаясь объяснить их и предугадать дальнейшие политические и военные шаги Петра I. Однако вряд ли он и другие иностранцы до конца могли понять ментальность русского царя, который, заимствуя за рубежом различные новшества «для блага России», в то же время оставался сыном своего православного Отечества, почитающим духовные и исторические традиции предков. Не случайно, как отмечалось выше, в собственноручном примечании к рисунку Андреевского флага, помещенному в Таблице флагов 1709 года, Петр I счел нужным объяснить смысл рисунка нового флага: «Флаг белой чрез которой синей крест Святого Андрия того ради, что от сего Апостола прияла Россия святое крещение».

Загрузка...

25 февраля 1711 года в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии Петра I был отслужен молебен «на умоление Божьей помощи и победы на миронарушителей и врагов христианского имени». Перед этим в соборе прочитали царский манифест о разрыве с Турцией и объявили народу о войне против врагов имени Христова. Были освящены и знамена, как это делалось при царе Алексее Михайловиче и при отправке в Крымский поход в 1687 году князя Василия Васильевича Голицына. Тогда на церемонии присутствовал и малолетний Петр. Теперь же перед собором стояли два петровских гвардейских полка — Преображенский и Семеновский, которым вручили большие, красного шелка знамена. На их полотнищах красовалась надпись «За имя Иисуса Христа и христианство», а в углу у древка помещался крест в сиянии, окруженный надписью «Сим знаменем победиши» — девиз, встречавшийся на воеводских прапорах еще в XVII веке.

Петровский штандарт по своим цветам был аналогичен «цесарскому», что не является случайным, ибо, вопреки колебаниям западных держав в отношении признания за Петром I титула императора, сам он считал себя ровней по рождению крупнейшим европейским монархам, в том числе императору. Об этом напоминало известное ему с детства «Родословие пресветлейших и вельможнейших великих московских князей и прочая и всея России непобедимейших монархов», которое прислал в 1673 году его отцу Лаврентий Хурелич — герольдмейстер и советник австрийского императора Леопольда I.

Хотя торжественная церемония поднесения царю титула Петра Великого, отца Отечества и Императора Всероссийского состоялась после окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира 22 сентября 1721 года, практически прославление его в этом качестве началось после славных побед над шведами еще в конце первого десятилетия XVIII века.

Одним из главных пропагандистов петровских побед и преобразований стал блестящий оратор и публицист Феофан Прокопович, которого Петр I призвал из Киева в Петербург в 1716 году. В своих проповедях тот всячески публично «рекламировал» знаменитые деяния Петра, достойные присвоения ему титула Императора Всероссийского.

Петр I, занятый постройкой русского флота и созданием регулярной армии, как бы отодвинул на время проблемы символики, хотя явно был неравнодушен к внешнему оформлению своей государственной и личной власти. Об этом свидетельствуют, в частности, печати с императорской короной, вырезанные по его приказанию после ощутимых побед в Северной войне, когда он еще не был провозглашен императором. К разработке атрибутов власти русского государя, безусловно, имели отношение сведущие в этом люди, например, Яков Вилимович Брюс, один из образованнейших сподвижников царя, а также товарищ Герольдмейстера граф Ф. Санти.

Последний, как уже отмечалось, в 1722 году начал заниматься геральдическим оформлением и описанием государственной печати и государственного флага согласно принятым в Европе правилам. Но в связи с болезнью, а затем и кончиной Петра I многие «задумки» не были осуществлены.

Во всяком случае, ни о каком государственном флаге в «Описании коронации» супруги Петра I Екатерины Алексеевны не упоминается. Короновал ее венцом императрицы сам Петр I. Коронация произошла 7 мая 1724 года в Успенском соборе в Москве. Ее церемониал разработан, по всей видимости, Ф. Санти, «герольдмейстером», как он назван в «Описании».

В начале 1725 года новый церемониал, уже как церемониал погребения российского императора Петра I, включал в себя реально существующую имперскую символику, прежде всего в виде государственного герба — двуглавого орла, который, как сказано в «Описании погребения», «расписан золотом и серебром с красками, кругом оного 32 провинциальные герба». Среди названных императорских регалий — корона Всероссийской империи, держава, скипетр, короны сибирская, астраханская и казанская, «4 государственные меча».

Выразителями скорби в церемонии погребения Петра I выглядели знамена: «знамя из тафты черной с государственным гербом, расписанной золотом и серебром», «знамена с гербами провинциальными писаны золотом и серебром с красками по черной тафте, с черными же кистьми и бахромою». Особое место занимали в похоронной процессии «штандарт адмиралтейский»,  «цветное белое знамя, на котором эмблема и девиз императорские писаны золотом и серебром, с кистями и с бахромою золотными, по углам того знамя вензелями под коронами». Судя по всему, это были военные императорские штандарты. Однако самым первым из знамен траурного церемониала было названо «военное знамя красное с красною же бахромою». Известно, что в 1721 году Петру I было поднесено почетное звание «адмирала от красного флага», которым он очень гордился.

 

Знамена пехотных полков образца 1797г.

После смерти Петра Великого производством военных знамен более всего занималась Военная коллегия, президент которой генерал-фельдмаршал Бурхард-Кристоф Миних, назначенный еще Петром I, возглавил создание своеобразного художественного пособия, которое называлось «Гербовник знамен Российской империи, содержащий рисунки гербов городов, провинций, княжеств». Этот гербовник включил в себя с некоторыми добавлениями и незначительными внешними изменениями рисунки аналогичного «знаменного гербовника», составленного еще при Петре I. Рисунки для военных знамен на протяжении всего XVIII века становились заботой и других ведомств, в частности, Герольдмейстерской конторы.

Вопрос о Государственном знамени в это время не ставился, хотя в случаях, когда требовалось изобразить Государственный герб Российской империи, черный двуглавый орел располагался в золотом поле. В одном из указов императрицы Анны Иоанновны черные и золотые (желтые) цвета названы государственными. В этих же цветах «построено» коронационное знамя императрицы Елизаветы Петровны, впервые введенное в ритуал восшествия на престол дочери великого реформатора 25 апреля 1742 года.

Коронационная комиссия включила его в число императорских регалий в качестве еще одного знака императорской власти. Отныне вместе с короной, скипетром, державой, мантией и другими знаками высшей власти это знамя цветов штандарта Петра Beликого и с полным императорским титулом в виде 33 территориальных гербов сопровождало русских государей в последний путь и присутствовало при восхождении на русский трон очередного правителя.

В промежутках между этими событиями «государственное знамя» так же, как и «государственный скипетр» и «государственная держава», надолго исчезало в Оружейной палате.

 

Штандарты. 1800г.

Поскольку в те времена едва ли не любая акция в России, будь то дела внешние или внутренние, освящалась именем Петра I, создание нового коронационного знака с символикой, появившейся при Петре I, выглядело данью дочери великому отцу.

Не случайно именно Елизавета Петровна, став императрицей, незамедлительно вернула из ссылки обер-церемониймейстера своих родителей графа Ф. Санти, отправленного туда, как уже говорилось выше, в 1727 году.

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней