История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Чудеса Света

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Летопись Русских Святых

Минеи-Четьи, или Четьи-Минеи,— произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название — минеи, от греч. — месяц) и дней каждого месяца, излагаются повествования о жизни святых Православной Церкви, поучения и т. п. Они предназначены для домашнего чтения, в отличие от миней служебных (месячных), используемых в процессе богослужения.

Минеи служебные были первыми сборниками житий святых, получившими распространение на Руси при принятии христианства и введении богослужения; за ними следуют греческие прологи или синаксари — рассказы о подвигах святых и о страданиях мучеников, а также целые жизнеописания, объединенные в сборники, где жития располагались по памятям святых и празднуемых Церковью событий в течение всего года, из месяца в месяц. В домонгольский период в Русской Церкви уже существовал полный круг миней, прологов и синаксарей.

Жития святых появились в Древней Руси с началом письменности. Вначале это была переводная литература, которая пришла от южных и западных славян, а также из Византии.

У житийных сочинений к тому времени уже накопилась богатая традиция, начиная с римских мартирологов — сказаний о мучениках за христианскую веру, которые приблизительно с IV в. стали использоваться при богослужениях (в сокращенном виде).

Мартирологи (также «легендарии», «пассионарии») чаще всего строились по календарному принципу, поэтому рассказы о святых располагались в них не в историко-хронологическом порядке, а в соответствии с датами чествования памяти этих мучеников.

Приобщение Руси к христианству совпало по времени с появлением новых тенденций в житийной литературе — начиная с IX в. основной ценностью для рассказов о жизни и подвигах святых становится не историческая достоверность сообщаемых сведений, а убедительное воссоздание «постепенного растворения лица человека в прославленном Небесном Лике», пример следования идеалу Христа, в процессе которого происходит освобождение от всего наносного, земного и случайного. Жития все чаще строятся по определенному канону и воспринимаются как достойный подражания пример добродетельного служения Господу, нравственного поведения в ситуациях, которые могут возникнуть в повседневном существовании каждого.

Новый облик житий появился под влиянием сочинений Симеона Метафраста («пересказчика»; ум. ок. 9б0г.), или Логофета, сановника Византийского двора, который известен собранной им по поручению императора коллекцией «Житий святых». Симеон не только собрал древние сказания, но и пересказал их в соответствии со своим пониманием особенностей этого жанра; отсюда и прозвище Метафраст (от греч. — пересказывать, перелагать). Назидательно-панегирические труды Метафраста послужили образцом для последующих создателей житийной литературы на Востоке и Западе.

В частности, именно на них ориентировались авторы древнерусских житий святых, которые первоначально выходили не в виде сборников, а отдельными списками, посвященными жизнеописаниям собственно русских святителей, основателей и настоятелей первых монастырей, иноков, посвятивших себя служению Богу, мучеников, пострадавших за веру, благоверных князей, собирателей земли Русской и распространителей христианства.

Первыми Русской Православной Церковью были причислены к лику святых в 1071г. Борис и Глеб, младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича (?—1015), убитые, предположительно по приказу своего старшего брата Святополка (ок.980—1019), в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015г. после смерти Владимира; позднее — княгиня Ольга (ок. 890— 969), жена киевского князя Игоря, первая правительница-христианка, и ее внук Владимир Святославич, крестивший Русь в 988-989 гг.

Жития, созданные по греческому образцу, строились как «похвала» святому; недостаток тех или иных сведений, например о ранних годах жизни святых, восполнялся общими рассуждениями и риторическими фигурами.

Необходимые элементы жития — описания подвигов, чудес святого, его борьбы с искушениями, назидательные поучения — со временем превращались в канон, кочующий из одного жизнеописания в другое, ослабляя в них черты индивидуальности подвижников и усиливая общее начало, восходящее к высшему небесному идеалу.

Исключением из этого общего правила стали только некоторые первоначальные русские жития, представляющие собой безыскусные простые рассказы, лишенные византийских украшений и прибавлений, например, «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского», написанные знаменитым Нестором Летописцем (XI — нач. XII вв.), «Житие Леонтия Ростовского» и ряд других сочинений XII—XIII вв., созданных в Ростовской области.

Наиболее известными авторами житий русских святых в последующие столетия были митрополит Киприан (ок 1336—1406), Епифаний Премудрый (до 1380 — между 1418 и 1422), автор «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского», Пахомий Логофет (Пахомий Серб; ?—1480-е гг.), чьи труды пользовались большой известностью у современников и служили образцом для других духовных писателей.

В XVI в. центрами создания житийной литературы на Руси становятся пустыни и другие места, отдаленные от шумной городской жизни. Авторы житий этого времени не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, в которых проходила деятельность святого. Эти жития стали ценными источниками сведений по культурной и бытовой истории Древней Руси: автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить от автора из Новгородской, Псковской или Ростовской областей.

Новой эпохой в истории русских житий стала деятельность митрополита Макария (1482—1563), при непосредственном участии которого было канонизировано около 30 русских подвижников и составлены «Великие Минеи-Четьи».

Для этого фундаментального сборника из 12 громадных месячных книг под руководством Макария были собраны «все книги чтомые, которые в Русской земле обретаются», т. е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы Древней Руси. В «Великие Минеи-Четьи» были внесены почти все имевшиеся к тому времени русские жития святых.

Столетием позже Макария, в 1627—1632 гг., появились Минеи Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646—1654 гг. — Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.

Завершил эти многолетние усилия по созданию русского свода житий святых труд митрополита Димитрия Ростовского (Даниил Саввич Туптало; 1651—1709), также впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью. В течение 20 лет он занимался переработкой сочинений Метафраста, «Великих Четьих-Миней» Макария и «Acta Sanctorum», колоссального по масштабам издания житий святых, осуществляемого учеными-иезуитами (болландистами) начиная с 1643 г. В Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского вошли жизнеописания святых всей Православной Церкви, в том числе и те, которые были пропущены в Минеях Макария.

Жития святых в Четьях-Минеях св. Димитрия расположены в календарном порядке: по примеру Макария здесь помещены также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви или составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, об индикте, о древнейшем эллино-римском календаре.

Минеи св. Димитрия были впервые изданы в 1759г. и с тех пор выходили неоднократно; написанные превосходным художественным церковно-славянским языком, они давно стали любимым семейным чтением русских благочестивых людей, ищущих в житиях святых прочных духовных ориентиров, позволяющих отличить истинное от ложного, а греховное — от праведного.

Содержание этой книги составили жития святых, чтимых Русской Православной Церковью, начиная с первых веков приобщения Руси к христианству.

Тексты житий печатаются по 12-томному Синодальному изданию «Житий святых» (1902—1911), в основу которого положена редакция Четьих-Миней, созданная митрополитом Димитрием Ростовским. Для удобства чтения жития святых в нашем издании были расположены не по традиционному календарному принципу, а хронологически.

Русские Святые