История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Зарождение Судостроения

Нам не дано знать, что чувствовал и о чем мечтал первый человек, многие тысячелетия назад рискнувший отправиться в плавание на неумело выдолбленном бревне только для того, чтобы увидеть, что скрывается за легкой голубоватой дымкой, там, где, казалось ему, кончается океан. Возможно, он ощущал свою ничтожность — ничтожность песчинки в бескрайних морских просторах. И все-таки, наверняка, надеялся доплыть до заветной черты.

Вечная жажда познания, сделавшая людей людьми, просто не могла не обратить взор первобытного человека на водную гладь, покрывшую две трети планеты. Но даже сегодня, уверенно стоя на уже ставшей тесной для нас Земле и испытав состояние космической невесомости, мы, увы, не можем похвастать тем, что хоть сколько-нибудь приблизились к разгадке тайн океана. Вот почему история судостроения почти такая же древняя, как и история человечества, и не закончится никогда — разве что угаснет сама наша цивилизация.

Зарождение судостроения относится к той далекой эпохе, когда с изобретением каменных орудий первобытные люди смогли рубить и выдалбливать деревья, в изобилии росшие возле древних поселений по берегам рек и озер. Тогда-то и появились первые примитивные одно и многоместные челноки-однодеревки, которые и сейчас можно встретить где-нибудь в джунглях Амазонки. Альтернативой долбленому челноку были лодки, связанные из тростника. Изображения этих судов времен минойской цивилизации (III—II тыс. до н. э.) были найдены учеными вблизи острова Крит и на одном из Арголикосских островов.

Не исключено, что тростниковые лодки появились даже раньше челноков, ведь строительство их не требовало ни топоров, ни тесел для выскребывания ствола дерева— обязательных атрибутов мастеров-корабелов каменного века. Постепенно челноки увеличивались в размерах, становились легче и маневреннее, а отдельные плавучие бревна связывались в плоты, которые были способны нести на себе значительные грузы и требовали определенного мастерства при работе веслом, направлявшим движение судна по быстрой реке. Несомненно, наши предки плавали на плотах не только по озерам и рекам, но и в океане. Это убедительно доказал норвежец Тур Хейердал, использовавший плот «Кон-Тики» для многодневного морского перехода из Южной Америки на остров Пасхи, а затем пересекший Атлантический океан на знаменитом плоту «Ра» — точной копии своего древнего аналога, связанной из папируса без единого гвоздя.

 

Инкский балъсовый плот 500г. до н. э.

Впоследствии морское судоходство напрочь отвергло плоты и примитивные челны и создало более совершенные средства передвижения — деревянные лодки, обтянутые звериной кожей. Известно, что на таких лодках плавали из Англии к берегам Шотландии рыбаки эпохи мезолита. «Кожаные» суда до сих пор популярны у народов севера, старинный промысел которых — охота за моржами и тюленями. А вот авторские права на них, вероятно, принадлежат древним грекам. Согласно мифам Эллады, сложившимся за несколько тысячелетий до нашей эры, именно на такой лодке перевозил души усопших через суровые воды Ахеронта старец Харон.

И все-таки лучшие свидетельства начала истории флота — не предания, а факты. Сравнительно недавно, в 1967г., сотрудники университетов Бирмингема и Шеффилда (Великобритания) установили, что между островом Милос и греческим материком существовал морской торговый путь. Его появление относят к периоду между 7500 и 6800гг. до н. э. Именно таков возраст изделий из сверхтвердого вулканического стекла обсидиана, обнаруженных археологами в пещере Франхти в юго-восточной Греции. Уникальные образцы милосского обсидиана — «металла» каменного века — могли попасть сюда только морем. Судя повсему, их завезли на континент первые греческие корабли, курсировавшие между островами Эгейского архипелага и континентальной Элладой. А значит, морскому флоту уж никак не меньше девяти тысяч лет!

 

Древнеегипетское папирусное судно

Самыми древними прямыми свидетельствами начала судостроения считаются находки в Дании (местечко Магле Моз) и в Англии (местечко Стар Кар). Это части весел, сделанных руками человека эпохи мезолита почти 10 тысяч лет назад. Интересно, что за тысячи лет конструкция весла не претерпела практически никаких изменений: та же уключина, та же лопасть. Поистине, все гениальное просто. На севере Судана (территория древненубийских поселений) обнаружен один из первых рисунков корабля, а в Голландии, возле Пессе, — останки челна, построенного в 6000г. до н. э.

Особое отношение мореплавателей к грозной, волнующей и непредсказуемой стихии распространялось и на корабль, который после спуска на воду тоже становился неким загадочным существом, выполнявшим роль посредника в жестком диалоге между океаном и человеком. Может быть, поэтому судам, как и людям, начали давать имена. Самыми древними «крещеными» кораблями были, пожалуй, египетские, и среди них «Северный», «Дикий» и «Явление в Мемфисе», датируемые 1580— 1520 гг. до н. э.