История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Гребные Суда Европы  

Типичным военным гребным судном на протяжении столетий оставалась венецианская галера. По каждой ее стороне ставили от 26 до 30 банок, размещавшихся под углом к борту. Поначалу на банку усаживали трех гребцов, снабдив их единственным веслом (система терцаруоло).

В XV в. система гребли несколько меняется. Банки стали располагать вертикально друг над другом и на одно большое весло сажали от трех до шести гребцов. Весла поддерживала выступающая за борт балка со штыревыми уключинами-скармами — постица, на которую для защиты гребцов ставили фальшборт.

Палуба галеры была разделена перегородками на три части. На носу имелась большая платформа с приподнятыми у бортов краями, называвшаяся рамбат: здесь размещались орудия, а при подготовке к бою находились солдаты.

В задней части кормы находилась закрытая ажурным балдахином «беседка» — тендалет. Середина галеры, отведенная для гребцов, делилась на две половины куршеей — продольным помостом, по которому разгуливали ревностные надсмотрщики. Рангоут галеры, обычно двухмачтовый, нес латинские паруса. Нос судна переходил в длинный таран, который продолжали активно использовать наряду с огнестрельным оружием.

В носовой части под возвышением палубы стояла тяжелая куршейная пушка; два более легких орудия размещались по бокам от нее. Пушки «подавали голос» толькотогда, когда галера сближалась с противником. Как только таран вонзался в надводную часть вражеского судна, артиллерийские орудия замолкали, а солдаты бросались на абордаж.

 

Французская галера «Ля Ферм»

Венецианская гребная флотилия была весьма разнообразной по своему составу. Неповоротливые грузовые бастард-галеры имели округлую кормовую часть, а узкие боевые галеры-зензили были самыми быстрыми и верткими.

 

Венецианская одномачтовая галера

Благодаря малой осадке, эффективному действию на мелководье и в безветренную погоду галеры постепенно завоевывают признание и в северных морях. Суда этого типа все чаще встречаются в прибрежных водах Голландии, Дании, Швеции и России.

 

Венецианский галеас

Большие, чем галера, габариты имел венецианский галеас. Длина трехмачтового галеаса, не уклонявшегося от сражения даже с двумя десятками галер, нередко доходила до 70м, а его команда включала 1000—1200 матросов.

Галеас имел 32 гребные банки, каждая с двумя веслами. С одним веслом в зависимости от обстоятельств управлялось 6—7 гребцов. Свою первую пробу галеасы, далеко обогнавшие галеры по боевой мощи, прошли вморской битве 1571г. при Лепанто, принеся христианам победу над турецким флотом.

 

Битва при Лепанто

Тем не менее мореходные качества галер и галеасов оставляли желать лучшего. Малая мореходность галеасов привела к тому, что их капитанам под угрозой денежного штрафа запрещалось выходить в открытое море в течение всех четырех месяцев ненастной погоды. Неудивительно, что галеасы не были популярны.

Сама Венеция, родина этих судов и одна из величайших когда-либо существовавших морских держав, никогда не имела на службе сразу более 7 галеасов. Преимущества галеасов проявлялись в основном во время штиля, когда, идя на веслах, они могли развить значительную скорость. Что же касается обычных галер, то в штормовую погоду плавание на них становилось опасным даже вблизи морских берегов, поскольку команде не всегда удавалось справиться с управлением своего судна. А о переходах через Атлантику не приходилось и мечтать.

И все-таки была в этих судах какая-то привлекательная черта, из-за которой сильные средиземноморские державы никак не хотели расставаться с ними — вплоть до XVIII в. парусно-гребные галеры продолжают пополнять европейские флоты.

Кстати, именно этот тип судов предпочел Петр I, создавая морскую эскадру для подготовки ко второму Азовскому походу.

 

Французская галера «Ля Реалы, 1526г.

Очевидно, галера, обладавшая хорошей маневренностью и имевшая малую осадку, лучше всего подходила для действий в устье Дона и на Азовском море, а мощная артиллерия, которой в те времена вооружались галеры, была способна противостоять любому неприятельскому кораблю.

Образцом для постройки первых русских парусно-гребных судов стала двухмачтовая 16-баночная полугалера, заказанная царем-плотником в далекой Голландии. Галеру, доставленную в разобранном виде, собрали в подмосковном селе Преображенском.

По ее типу там же, в Преображенском, начали изготавливать детали корпусов первых русских полугалер с малым числом весел. Построенный гребной флот принес Петру победу под Азовом, и в 1697г. в Воронеже приступают к строительству сразу 17 крупных галер. Эти суда имели по 20—24 банки. Их длина составляла 41,7—53м, а ширина — 5,5—7,3м. На борту онинесли по 21 —27 пушек, три из которых обязательно были большими — шести- и двенадцатифунтовыми. Остальные представляли собой легкие фальконеты на вертлюгах. Среди русских галер были и трехмачтовые.

 

Галера «Двина»

Фордевинд — курс судна, совпадающий с направлением ветра.

Галерный флот, превосходно зарекомендовавший себя в Азове, оказался достаточно хорош и для боевых действий на мелководной Балтике. Основу балтийской эскадры Петра, заложенную уже в начале XVIII в., составили 13 полугалер длиной 17,4м, имевшие всего по 10—12 банок. Вооружение полугалер обычно состояло из одной 12-фунтовой куршейной пушки и двух 3-фунтовых погонных орудий. Галерам и полугалерам, помимо 24—40 гребцов и матросов, приходилось брать на борт 9—14 офицеров и до 150 солдат для абордажа или десанта.

Такелаж галер того времени, плававших в северных морях, значительно усложняется. Грот-мачту поддерживало до десяти пар вант, тогда как на фок-мачте их было пять. Ванты стояли на талях с длинными плоскими двухшкивными блоками. Две мачты держали латинские паруса. На фордевинде паруса ставили бабочкой, направляя один рю на левый борт, а другой — на правый. При свежем ветре с кормы треугольный парус на реефок-мачты заменялся прямым. А когда приходилось грести против ветра, реи поворачивали вдоль корпуса галеры. Так же поступали и в ходе сражения, чтобы не мешать матросам, сидевшим на веслах, манипулировать судном.

 

Последний «Буцентавр»

Большие галеры петровского флота зачастую несли флагманскую службу. Так, на 21-баночной галере «Наталья», спущенной на воду в 1708г., держал свой флаг генерал-адмирал Ф.М. Апраксин. Это было типично гребное судно, длина которого по палубе составляла более 53м, а ширина с постицами — около 7,5м. На «Наталье» находились одна 24-фунтовая куршейная пушка и два 12-фунтовых погонных орудия, а также двенадцать небольших пушек, установленных на вертлюгах. На каждое весло галеры-флагмана приходилось аж по 5 гребцов.

Загрузка...

Среди представительских судов разных эпох особого упоминания заслуживают «Буцентавры» — большие галеры венецианских дожей. Именно на этих судах ежегодно, в течение целых шести столетий, совершался священный обряд «обручения Венеции с морем». Утром праздничного дня дож в сопровождении знати и послов сопредельных государств поднимался на палубу «Буцентавра», который в сопровождении эскорта неисчислимых нарядных гондол медленно выходил на середину лагуны и направлялся к острову Св. Елены.

Это было поистине грандиозноезрелище! Навстречу «Буцентавру» с острова отчаливала шлюпка. Прелат, находившийся на борту шлюпки, освящал большой сосуд с водой, а затем выливал его обратно в море. Когда «Буцентавр» медленно проплывал мимо острова Лидо, в корме открывалось окно и рука самой высокопоставленной особы Венеции, обручаясь с морем, бросала в его тихие, но такие коварные воды массивное золотое кольцо.

За период существования этого красивого обычая венецианцы успели построить и похоронить не один «Буцентавр». Первое из этих судов, относящееся к XII в., было 62-весельной биремой. В носу бирема имела два тарана с изображением львиных голов, символизирующих покровительство этим судам самого Святого Марка. Борта в носовой части биремы были украшены изображениями лавровых венков. Идею господства на море усиливал горельеф, изображавший сложенное трофейное оружие. Галереи вдоль судна со стороны бортов ограждались балюстрадой, украшенной резным растительным орнаментом. Две мачты, составлявшие основу рангоута любой классической венецианской  галеры,  при  необходимости  могли  нести  паруса.

 

Модель последнего «Буцентавра»

Кормовая часть открытого мостика, на который поднимались по парадному трапу, завершалась скульптурами трубящих гениев и башенками с флагом.

Последний же «Буцентавр» представлял собой двухпалубное судно, построенное в середине XVIII в. по велению дожа Альвиза Мочениго. Верхняя палуба предназначалась для дожа и его свиты; на нижней размещалось 1б8 гребцов. Подробному описанию украшений этого судна можно посвятить не одну книгу — самый поздний из «Буцентавров» был настоящим плавучим памятником изобразительного искусства, выполненным в стиле барокко. Чего стоил, скажем, один лишь верхний таран! Он весь был усыпан резными ракушками и водорослями.

Сверху тарана возвышался крылатый лев с распрямленными крыльями — символ Венеции. А примерно посредине тарана находилась фигура с факелом, опиравшаяся на скульптуру гения войны, гордо возлежащего на трофеях. Там, где таран переходил в корпус, возвышалась огромная морская раковина, служившая пьедесталом для группы из двух скульптур. Одна из них, держа в одной руке меч, а в другой весы, изображала Справедливость.

Другая фигура символизировала коленопреклоненный мир, протягивающий Справедливости оливковую ветвь. Создатели последнего «Буцентавра» так увлеклись украшениями, что даже заменили ими некоторые опорные конструкции судна. Так, верхняя часть поперечных связей корпуса выполнялась в виде кариатид, фигуры которых образовывали иллюминаторы и поддерживали крышу салона, в котором размещалась свита дожа.

В носовой оконечности судна простиралась открытая галерея-балюстрада с балясинами в виде фигур юного морского божества Тритона — получеловека-полурыбы. Кормовая галерея держалась на плечах двух гигантов — Эфилтеса и Отиса. Единственная мачта не несла никаких парусов, а только служила флагштоком для расшитого золотом флага.

Известнейшим типом средиземноморского судна, наряду с галерой, становится легкая шебека. Шебека длиной 25—35м имела сильно выдвинутый форштевень и верхнюю палубу, далеко выступавшую за корму. Форма подводной части этого судна была непривычно острой. Особенно полюбили резвую шебеку алжирские корсары — это был самый быстроходный парусник за все время существования морского пиратства. Довольно скоро шебека перекочевала во французский флот. (Очевидно, хитрые французы посчитали, что против врага надо бороться его же оружием.) В XVIII в. алжирская шебека несла три «блок-мачты». Если легкий бриз дул с кормы, на фок- и грот-мачты ставились реи со сравнительно широкими прямыми парусами. При боковом ветре реи с натянутыми на них парусами снимали, а вместо них устанавливались длинные латинские рю.

 

Бельгийская шебека «Ле Регуин»

Закрепленные на них большие треугольные паруса нередко отказывались повиноваться в шторм. Тогда матросы поднимали на всех мачтах короткие рю с латинскими парусами меньшего размера. Парусное вооружение французской шебеки, как правило, было полностью прямым, с брам-стеньгами на полакр-мачтах. Брам-реи оснащались пертами, а грот-мачта даже имела бом-брам-рей. Кроме кливеров, шебека несла четыре стакселя. На случай полного штиля шебеки, подобно галерам, снабжались веслами, которых было немного — от 8 до 12 пар. Отверстия для весел находились прямо над пушечными портами.

 

Корпус алжирской шебеки

Для перевозки грузов и рыболовства в Средиземноморье широко применялась фелюка. Хотя небольшая (около 15м) фелюка весьма напоминала галеру, у нее напрочь отсутствовал штевень, а нос и корма имели заостренную форму. Пушками фелюку не вооружали, рассматривая ее исключительно как торговое судно. На фелюке было две мачты: наклоненная вперед фок-мачта, которую смещали очень близко к носовой оконечности, и грот-мачта, вертикально стоявшая посредине судна. 6— 7 весел по каждому борту не могли придать фелюке высокую скорость — за быстроходность корабля были в ответе треугольные латинские паруса.

От галер произошли и многие другие типы судов: быстрая фуста с 18—22 банками для гребцов по каждому борту, галиота с 14—20 банками, бригантина с 8— 12 банками, и, наконец, саета — легкий фрегат с прямым парусом на фок-мачте и латинскими парусами на грот- и бизань-мачтах.

Блок-мачта —мачта без стеньги, в верхней части которой располагался многошкивный блок для проводки такелажа.

Полакр-мачта — столбовая мачта, не имеющая стеньги и марса. Использовалась на судах типа полакра и шебеки.