История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Устройство и Снаряжение Военного Корабля XVIII Века

При подготовке корабля к плаванию его предварительно снаряжали, загружая различными припасами и продовольствием. В первую очередь грузили чугунный балласт в виде брусков весом 8 и 2,4 пуда. Чугунные бруски укладывали, плотно прижимая друг к другу, от одного борта к другому.

Наибольшее число брусков размещалось в центре тяжести судна — в районе грот-мачты. Для того, чтобы балласт не перекатывался из стороны в сторону во время качки, трюм делили на отсеки, называемые банками. Поверх чугунного балласта засыпался мелкий камень. Затем на балласт ставили пустые бочки для воды. Нижний ряд бочек — самых крупных по величине — до половины зарывали в каменный балласт, плотно приставляя друг к другу.

После того как был уложен нижний слой (лаг) бочек, их, начиная со средней, наполняли водой из шланга. На нижний лаг помещали другой, или средний, лаг бочек меньшего размера. После заполнения этих бочек укладывали самые маленькие бочки верхнего лага.

При укладке над бочками оставляли пространство около одного метра, для того чтобы матросы могли работать в трюме. Пустоты между бочками среднего и верхнего лагов балластом не засыпались, а заполнялись дровами. Эта часть трюма называлась водным трюмом. В некоторых бочках трюма хранилась провизия — вино, масло, солонина.

 

Сечение корпуса военного парусного судна. XVIII в.

Около грот-мачты были установлены помпы, которые выкачивали за борт воду, скапливавшуюся на дне трюма. Вокруг грот-мачты сооружался специальный ящик, который назывался льяло или вель. Он шел от самого днища до нижнего дека и предохранял помпы от засорения и повреждения.

На расстоянии 1,9 метра под нижней палубой делали помост, который назывался кубриком. Он занимал всю ширину корабля. В кубрике размещался весь сухой провиант: кули с мукой, солью, крупой. Там же хранилось хозяйство кока: котлы, тарелки, чарки, весы. Трюм — пространство под кубриком — делился поперечными переборками на ряд отсеков.

В центральной части судна был, как мы уже упоминали, водяной трюм. В носу и корме находились крюйт-камеры для хранения пороха. Носовая крюйт-камера называлась большой, а кормовая — малой. Бочки с порохом плотно укладывались на стеллажах. Внутри крюйт-камеры было специально отведенное место для насыпки пороха в картузы.

 

Испанский линейный корабль «Сантиссима Тринидат» 1769г.

Клюзы — отверстия в борту или палубе, через которые пропускается якорная цепь или канат.

Клюзбак — отсек в носовой оконечности судна, служащий для хранения якорной цепи или каната.

Шпигаты — отверстия в палубе для удаления забортной воды.

Перед кормовой крюйт-камерой размещались капитанский и офицерский погреба, в которых хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком, а в самих погребах имелись специальные отделения для бомб и гранат. Над крюйт-камерами раскладывались артиллерийские принадлежности и припасы: роги, кокоры, кожи и зажигательные трубки. Рядом, около выхода из крюйт-камер, устраивали каюты шкиперов, где хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Вдоль бортов кубрика шли свободные проходы — галереи. Ими пользовались корабельные плотники и конопатчики для заделки пробоин во время битвы. Средняя же часть кубрика предназначалась для больных и раненых.

На нижней палубе, ближе к носовой части, жили матросы, канониры и солдаты. Здесь же находились якорные клюзы, а в месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак. Переборки клюзбака доходили до нижнего края клюза. Клюзбак был хорошо проконопачен и просмолен и имел шпигаты для стока воды, а предназначался он для того, чтобы при выборке якоря вода не растекалась по судну.

 

Взрыв порохового погреба (эпизод сражения между флотами Голландских генеральных штатов и Испании)

За грот-мачтой располагалась каюта, отведенная для артиллерийских офицеров и штурманов. С ней соседствовала корабельная канцелярия, а неподалеку хранилось абордажное оружие: мушкетоны, пистолеты, пики и т. д. Для хранения ружей было отведено специальное место перед бизань-мачтой.

Загрузка...

Между грот- и бизань-мачтой обычно находился большой шпиль. Один барабан этого шпиля был на первой, а другой — на второй батарейной палубе. На верхней палубе между фок- и грот-мачтами размещали малый шпиль. Большой шпиль предназначался для выборки якорей, а малый — для подъема тяжестей.

На верхней палубе, или опердеке, в кормовой части корабля располагалась кают-компания, которую занимали капитан-лейтенанты и лейтенанты. Под шканцами проживали мичманы и гардемарины. Каюта по правому борту отводилась для судового священника — должность, до сих пор сохранившаяся во флотах некоторых стран.

В носовой части под баком находился камбуз, впереди него с одного борта — судовой лазарет, а с другого — крепился фитиль. Рядом с фитилем обязательно — береженого бог бережет! — стояла бочка с водой. Во время плавания на верхней палубе между малым и большим шпилями имелись загородки и клетки для живности, которая скрашивала суровый матросский рацион: кур, уток, гусей, свиней и телят.

 

Крепление орудия по-походному (слева сверху), размещение орудия на корабле (справа сверху), и пушка на лафете(снизу)

От грот-мачты начинались шканцы, или квартердек, простиравшиеся до самой кормы. На шканцах устанавливался судовой компас — нактоуз. Между фок- и грот-мачтой на верхней палубе находились ростры — подставка для шлюпок и запасного рангоута. По их обеим сторонам шли проходы — шкафуты. В самой корме располагалась капитанская каюта.

Вокруг всего корабля по бортам натягивались сетки. В них хранились в свернутом состоянии койки и личные вещи команды в сундуках. Во время боя они защищали личный состав от картечи и пуль врага.

Немного о том, как размещалось на корабле артиллерийское вооружение. Самые тяжелые орудия располагали на нижней палубе, или гондеке, пушки среднего калибра — на верхней палубе, а самые легкие орудия были на баке и шканцах. Пушки устанавливались на лафеты и крепились к бортам талями и брюками — толстыми (5—8 дюймов) просмоленными канатами в 2,5 длины пушки, соединенными с бортовыми рымами (кольцами). Под орудийными лафетами лежали ломы и ганшпуги, а под пушками — банники, прибойники и пыжевники.

Ганшпуги представляли собой деревянные рычаги для изменения прицела пушек при стрельбе. Прибойник служил для досылания заряда до места, пыжевник (похожий на штопор) — для удаления остатков пыжа, а банник — в виде ерша — для чистки канала ствола. Часть ядер укладывали рядом с пушкой в кранцах — кольцах из толстого троса, не позволявших ядрам раскатываться по палубе. Чтобы защитить палубу от повреждений, под ядра «подстилали» деревянные подушки с выемками. Другая часть ядер находилась посредине палубы и вокруг люков, а хранили их в ящиках, установленных в трюме около грот-мачты.