История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Малые Парусные Суда

Наряду с трехмачтовыми кораблями, имевшими полное парусное вооружение, в XVIII в. существовало множество судов небольших размеров с упрощенной парусной оснасткой. Одним из них была шнява, два столетия плававшая в северных морях. Небольшая — до 24—26 метров — двухмачтовая шнява несла прямые паруса.

Главной особенностью, отличавшей ее от множества подобных судов, являлась тонкая трисель-мачта (шняв), стоявшая в деревянном блоке сразу же за грот-мачтой.

Гафель новой мачты нес бизань, которая была так велика, что заполняла весь свободный промежуток до кормы. В вооружении фок- и грот-мачт шнява ничем не отличалась от классических трехмачтовых судов. Шнявы, зачисленные на военную службу, называли корветами.

Эти военные шлюпы не несли трисель-мачты, а вместо нее от задней стороны топа грот-мачты шел набитый на палубе трос, к которому крепилась бизань.

 

Шнява шведская

Трисель-мачта — тонкое рангоутное дерево,распо-ложенное сзади мачты параллельно ей и служащее для постановки триселя.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, по которому растягивают нижнюю сторону (шкаторину) триселя бизань-мачты.

Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся на нижней части мачты.

Прообразом военного брига стали целых два судна — малая бригантина и шнява. Оригинальным элементом рангоута брига являлась грот-мачта. Ее нижняя часть была вооружена совсем как бизань-мачта, а грот, на удивление, отсутствовал. Косой грот, сменивший обычный грот-рей, имел гафель и гик — точно, как бизань судна с полным вооружением.

 

Шнява «Мункер». 1701г.

В военных флотах популярным становится бомбардирский кеч, впервые примененный французами при обстреле алжирских берегов. Для повышения боевых качеств судна передняя половина кеча оставлялась свободной от мачт.

Помимо одной-двух пушек-бомбард, установленных спереди от грот-мачты, кеч длиной 20—25 метров вооружался четырьмя мощными 68-фунтовыми и шестью 18-фунтовыми карронадами. На грот-мачте с полным вооружением, кроме прямых парусов, обязательно ставили гафель; позже его стали дополнять грот-триселем.

Бизань-мачта иногда имела стеньгу и в этом случае несла марсель. Силуэт кеча был довольно непривычным: слишком сильно выделялся длинный бушприт и огромные стаксели, поднимавшиеся в носовой части судна. Как правило, это были два кливера и один фор-стаксель. Схожий с кечем такелаж имела и представительская яхта, обычно использовавшаяся высокопоставленными особами для посольств в сопредельные державы.

Кеч, который впоследствии начинали эксплуатировать как торговый корабль, получил название гукера. Рыболовный фиш-гукер не многим отличался от большого кеча. Нижняя мачта и стеньга были врезаны друг в друга, соединены болтами и обвязаны так, что образованная ими грот-мачта выглядела как однодеревка. Ванты грот-мачты, несшей 2—3 паруса, были задвинуты далеко в корму. Иногда под длинным бушпритом, приютившим до трех стакселей, красовался дополнительный блинд.

 

Бриг «Меркурий»

36-фунтовая опытная пушка 1786г.

Фордуны — снасти стоячего такелажа, поддерживающие сзади и с боков стеньги и брам-стеньги.

Установка мортиры на бомбардирском судне

«Полуторамачтовый» галиот, появившийся, как и фиш-гукер, под влиянием голландской культуры судостроения, получает широкое распространение на Балтике. Грот-мачта этого судна в верхней своей части была заметно выгнута вперед на голландский манер. Она несла два марселя — большой и поменьше, а на гафеле — просторный грот-трисель. Мачта имела 4—5 пар вант, а ее штаг крепили к форштевню и шпору бушприта.

Внешний кливер, который находился на приделанном к бушприту утлегаре, был летучим (его не крепили к штагу, а свободно растягивали между мачтой и бушпритом). Галеас, напоминавший галиот не только по названию, в основном отличался от своего собрата установкой штагов и более коротким бушпритом. Оба кливера галеаса были летучими. Их крепили на грот-мачте, которая не имела брамселя и была лишь слегка изогнута.

Одномачтовый шлюп мог иметь разнообразную парусную оснастку. В отличие от шлюпов с реями, гафельные шлюпы не несли прямых парусов, но зато над гафельным парусом находился треугольный гаф-топсель. Суда с таким вооружением, появившимся только к концу XVIII в., часто использовались для увеселительных морских прогулок. На бушприте ставили только два паруса — фок-стаксель и летучий кливер. Крупные же шлюпы вооружались сильнее и могли нести еще два кливера.

 

Гафельный шлюп

Относительно большими судами с единственной мачтой и водоизмещением, достигавшим 200 т, были тендеры. Их часто использовали контрабандисты для нелегальной торговли в Английском канале. (Кстати, тот же самый тип судов применяли и

фискальные органы, пытавшиеся бороться с этим незаконным промыслом.) Парусное вооружение тендера напоминало шлюп. Разницу составляли лишь горизонтально выступавший бушприт, который при необходимости можно было втянуть на палубу, да значительные размеры парусов тендера.

Еще одно торговое судно — голландский билландер — имело необычную форму грота. Этот парус, который несли рю, сохранял очертания бизани XVII века. Рю, поставленный не вдоль, а поперек судна, подвешивался на грот-мачте под углом в 45°, из-за чего нижняя шкаторина паруса почти касалась кормы.

Такелаж шхуны был придуман для маленьких быстрых суденышек со считанными матросами на борту. Мачты шхуны были наклонены назад, а бушприт стоял почти горизонтально. На передней мачте красовались три паруса — фок, марсель и трисельна гафеле и гике. Грот-мачта несла марсель и трисель.

Самые мелкие шхуны нередко обходились без фока и грот-марселя; как правило, на них отсутствовал и гик. Стеньги обычно крепили позади нижних мачт при помощи железных бугелей. Хотя упрощенный вариант шхуны был известен голландцам и англичанам еще в XVII в., первое настоящее судно этого класса вернулось в Европу в виде трофея, захваченного у американской флотилии. Именно Америка стала той страной, где такелаж шхуны получил максимальное развитие.

 

Шхуна «Болтик». 1763г.

Шверты — приспособления в виде деревянных щитов-плавников, которые навешивались на бортах мелкосидящих парусных судов для снижения дрейфа.

Топсель — дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над вафельным парусом.

У голландских и германских берегов Северного моря в основном ходили суда, вооруженные шпринтовыми парусами. В первую очередь, этот тип вооружения был характерен для большого двухмачтового кофа. Это было судно с круглыми носом и кормой, которое зачастую несло боковые шверты. Когда коф шел полным ветром, в дополнение к основным парусам поднимали топсель, а на фок-мачте — еще и брифок (так называли прямой фок, который не был постоянно привязан к рею). В носовой части, как и у галеаса, ставили стаксели.

Самым типичным из всех голландских грузовых судов был тьялк вместимостью от 30 до 80 т. Благодаря малой осадке и плоскому днищу тьялку удавалось хорошо маневрировать в реках и прибрежных водах Фризландии. Из-за того что это судно было плоскодонным, оно снабжалось боковыми швертами. В большинстве случаев тьялк вооружали единственной, как правило, укладываемой мачтой. И лишь в XIX в. тьялки получают дополнительную небольшую бизань-мачту. Кроме шпринтового грота, тьялк нес шпринтовый топсель, фок-стаксель и летучий кливер. Позже шпринтовое вооружение тьялков начинают заменять гафельным.

Тъялк

Еще одно детище голландцев — грузовая полуторамачтовая шмака, часто появлявшаяся у немецких берегов Северного и Балтийского морей. Шмаки со шпринтовым вооружением имели боковые шверты, а их маленькая бизань-мачта размещалась очень близко к круглой корме. Стеньга грот-мачты, несшей только два паруса (грот и топсель), не опускалась. Особенностью шмаки был высокий кормовой фальшборт с бимсом, который образовывал отверстие над кормой. Через это отверстие проходил румпель руля.

Собирательным названием многочисленных рейнских судов стало слово «аак». Грузовой аак, построенный кельнскими корабелами, представлял собой небольшое плоскодонное судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой. Аак не имел фор- и ахтерштевней. Плоское днище судна, начиная от шкафутов, поднималось наискосок в носу и корме. Основноевооружение аака составляли простой шпринтовый парус и фок-стаксель, а короткий бушприт позволял нести кливер. На больших ааках устанавливалось две мачты, причем бизань-мачта находилась в задней части рубки.

Аак