История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Парусные Суда Средиземноморья

В разные эпохи кораблестроения одним именем зачастую называли совершенно непохожие друг на друга суда. Так случилось и с барком. Произнося слово «барк», моряки, занимавшиеся перевозкой угля, имели в виду маленькое грузовое трехмачтовое судно с прямым гротом и фоком и бизань-мачтой без марселей.

Для грузового барка была характерна широкая корма, что вполне соответствовало его назначению. Барк-транспорт получил известность еще тогда, когда на судне этого типа, называвшемся «Индавор», англичанин Джеймс Кук совершил свое первое знаменитое плавание, и которое, наравне с колумбовской «Санта-Марией», может быть отнесено к самым популярным в истории кораблям.

В конце XVIII в. во Франции появляется большой барк — открытый бот с двумя мачтами и двумя простыми прямыми парусами, который уверенно занял место в военном флоте. (Постепенно обрастая легкими палубами и приобретая большую парусность, это судно выросло до корвета.)

Барком называли и большой испанский рыболовный бот с 2—3 мачтами и люгерным вооружением.

Типичный барк Средиземноморья был торговым судном с тремя мачтами. Он не имел бушприта — на месте этого, уже ставшего привычным элемента рангоута присутствовал лишь легкий выстрел, который иногда нес маленький передний парус.

Короткая передняя мачта имела четырехугольный топ в виде блока со шкивами, а потому называлась «блок-мачтой». Остальные мачты могли выполняться самым различным способом — о единстве технических решений говорить не приходилось.

 

Барк Дж. Кука «Индевор»

Люгерный (рейковый) парус — косой четырехугольный парус, верхняя сторона (шкаторина) которого крепится к наклонному рейку, а передняя — туго натянута и не крепится к мачте.

Столь же разнообразен был и такелаж барков. Например, он мог быть полностью латинским. Иногда такой барк нес еще маленький треугольный передний парус и крюйс-марсель на рее. Если же судно имело полакр-мачту то грот-мачта, в отличие от фок-, несла прямые паруса, а треугольная бизань дополнялась марселем.

 

Немецкий барк «Калипсо». 1843г.

Выстрел —рангоутное дерево, укрепленное снаружи борта судна рядом с фок-мачтой. Служит для разноса такелажа.

Крюйс — слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа и парусов, принадлежащих бизань-мачте выше ее марса. Например, марсель бизань-мачты будет называться крюйсмарселем.

На западном побережье Средиземного моря особым успехом пользовалась тартана, несшая одну или две мачты. Незамысловатое парусное вооружение тартаны сохранялось неизменным в течение нескольких столетий. Судно несло один-два огромных латинских паруса и почти не уступавший им в размерах летучий кливер.

При ветре с кормы треугольный парус заменяли прямым. Высокая вертикальная мачта тартаны была соизмерима с длиной судна по палубе. Громадный латинский рю выполняли, как правило, из двух принайтовленных (привязанных) друг к другу штук дерева. Неаполитанцы использовали тартану в качестве канонерской лодки, а после приобретения нескольких судов этого типа военно-морскими силами Соединенных Штатов, тартаны начинают строить и в Новом Свете.

Трехмачтовые полакры в основном занимались торговыми перевозками. Первые итальянские и французские суда этого типа на всех мачтах несли прямые паруса. Со второй половины XVIII в. вооружение полакра существенно изменяется. Прямые паруса начали устанавливать только на грот-мачте, а для оснастки остальных двух мачт — использовать латинские.

Создатели поздних полакров, построенных в конце столетия, предпочли вернуться к классическому прямому вооружению, оставив «на откуп» латинскому парусу лишь третью бизань-мачту На таких судах устанавливались так называемые «столбовые» мачты (полакр-мачты), не имевшие ни стеньги, ни салинга, ни марса. Это не мешало крепить на них нижний рей, а также марс- и брам-реи.

Последнюю бизань-мачту иногда для разнообразия снабжали стеньгой. Такелаж полакра был легким. Имелись лишь нижние ванты, а вместо стень-вант использовали шторм-трап, подвязанный к топу мачты. Большинство реев не имели перт, а при установке паруса соответствующий рей опускали так, чтобы матросы могли выполнять свою работу, стоя на следующем снизу рее. Парусное вооружение «полакром» распространялось не только на одноименный тип судна — его пытались ввести и на шебеках. Но вряд ли стоило этим заниматься: переоборудованная под полакр шебека становилась куда менее маневренной, чем с латинскими парусами.

 

Полакр «Белла Аврора». 1801г.

Шторм-трап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту и служащая для входа на судно.

Степь — сокращение слова «стеньга»; добавляется к названию снастей, принадлежащих стеньге.

Неподалеку от Венеции, у берегов Адриатики, появляется новое торговое судно, получившее название трабакколо. Команда двухмачтового трабакколо, имевшего полные обводы при длине корпуса до 32м, не боялась выходить на своем транспорте в открытое море. Трабакколо нес фок-мачту слегка наклоненной вперед, а его вторая, задвинутая в корму грот-мачта устанавливалась вертикально.

Как и у большинства средиземноморских судов, в стоячем такелаже трабакколо отсутствовали штаги. Передняя фок-мачта оснащалась люгерным парусом, который легко перебрасывался на другой галс, постоянно находясь с ее подветренной стороны. Парус на грот-мачте был того же типа, но крепился иначе. В результате он оказывался то с подветренной, то с наветренной стороны мачты. На выдвижном бушприте трабакколо нес 1—2 летучих кливера.

 

Трабакколо

А вот у маленького прогулочного гуари выдвижной являлась стеньга, способная перемещаться вверх и вниз по нижней мачте. Вооружение обеих мачт (грот- и фок-) было одинаковым: единственный латинский парус крепился к мачте.

Поднимали парус фалом, основной конец которого закрепляли на шпоре стеньги. При уборке паруса стеньгу опускали, а освобожденный парус складками прижимался к нижней мачте. Гуари был в почете не только у своих «родителей» — итальянцев. Парусное вооружение этого типа постепенно начинают использовать и в английском военном флоте.

 

Саколева

Полуторамачтовая греческая саколева длиной около 12,5м несла большой шпринтовый парус. Мачты этого грузового судна были установлены вразвал: грот-мачта сильно накренялась вперед, а маленькая 5-метровая бизань-мачта, донельзя смещенная в корму, под тем же самым углом (14°) была наклонена в противоположную сторону. В придачу к шпринтовому вооружению судно оснащалось и другими парусами меньшего размера — прямым топселем, 2—3 передними треугольными стакселями и косой бизанью. Саколева несла бушприт и выстрел для растяжки паруса, выступавший за кормовую оконечность.

Необычайной высотой грот-мачты, которая даже на глаз была значительно длиннее корпуса, мог похвастать турецкий сайк. Возвышаясь посредине судна, она имела два больших прямых паруса с реями. Короткая бизань-мачта, оснащенная латинским рю, несла небольшой трапециевидный парус, а на бушприте был растянут блинд. Сайк длиной около 30м имел неплохую грузоподъемность (200—300 т), благодаря чему был весьма хорош в качестве торгового судна.