История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Парусное Судостроения Востока

Европа являлась далеко не единственным местом, где процветало судостроение. Свой взгляд на корабельное ремесло, совершенно отличный от традиций Запада, имели древние мастера судостроения Востока.

До того времени, когда европейские мореплаватели только появились в Индии и Восточной Африке, арабы уже многие столетия вели бойкую торговлю с данными регионами. На морях, окружающих эти земли, с устойчивой регулярностью дуют муссоны, которые и явились причиной создания особого типа парусного вооружения и судов, названных арабскими или дау.

Арабские суда на протяжении веков выдерживали конкуренцию с большими парусными кораблями европейцев, а позднее — с паровыми судами и сохранились в почти неизменном виде до наших дней. К наиболее крупным дау относились баггалы (по арабски — мул), которые служили основными перевозчиками грузов. Их водоизмещение обычно составляло 150—500 тонн. Баггала имела две, а иногда и три мачты.

К отличительным чертам этого типа судна можно отнести сплошную палубу и прямой, сильно выступающий вперед форштевень, оканчивавшийся резным столбовидным украшением. Корпуса баггал строились из тикового дерева, устойчивого к воздействию древоточцев, а шпангоуты — из стволов с естественной кривизной, пропитанных смесью рыбьего жира и извести. Кормовая часть выделялась украшенным транцем, боковыми галереями и плоской кормой; на ней располагались места для шкипера, рулевого и богатых пассажиров. В конструкции кормы было очень заметно влияние европейских судов. На главной палубе находились помещения для ценных грузов.

Мачты имели наклон вперед, и грот-мачта была принайтовлена к столбу, поставленному перед ней с тем же наклоном. В топе мачт находились топ-блоки для фала огромного рея, состоявшего нередко из двух-трех штук дерева. Сбоку мачты поддерживали 2—3 пары вант, а спереди — штаги, поставленные на тали. Такелаж баггалы был очень прост и не требовал большого экипажа.

Другим типичным арабским судном, родиной которого являлся Персидский залив, был бум. Этот тип судна сохранил первоначальные формы арабских судов — остроконечную корму, пока под европейским влиянием не появился плоский транец. Бум не имел изогнутого форштевня, линии корпуса были очень простыми, а вместо резных украшений на корпусе шли ярко раскрашенные полосы. По вооружению бум был двухмачтовым и выглядел как баггала. Его водоизмещение составляло 60—200 т, но, несмотря на это, на нем совершались дальние морские рейсы.

 

Баггала

Если родиной баггалы и бума был Персидский залив, то типичным судном Красного моря являлся самбук. Суда этого типа в основном совершали торговые рейсы на восточное побережье Африки и в Индию. По конструкции самбук подобен баггале, однако вместо резных украшений корму украшали геометрическими узорами. Водоизмещение самбуков находилось в пределах 30—200 тонн, при этом наибольшие из них имели сплошную палубу, а меньшие были открытые и имели палубу только на юте. Большие и средние самбуки всегда несли две мачты, тогда как на малых зачастую отсутствовала бизань-мачта.

Если именем «дау» европейцы называли все арабские суда, то «проа» — не менее общий термин, охватывающий значительное число типов судов малайско-индонезийского региона. Силуэт проа был весьма своеобразным: штевни загибались вовнутрь корпуса судна, на высокой кормовой надстройке отводилось место для рулевого — для этого баллер руля (крепившегося, кстати, не к ахтерштевню, а сбоку к корпусу) приходилось делать очень длинным — до 4,5метров!

Для проа был характерен очень длинный четырехугольный парус неправильной формы, укрепленный на двух реях и удерживаемый на мачте за первую треть верхнего рея. Парус уменьшался в одну сторону по высоте, являясь весьма тяжелым и громоздким. Бизань-мачта была сильно сдвинута в корму и несла небольшой прямоугольный гафельный парус. Этот парус и летучий кливер следует, по-видимому приписать влиянию европейских судов, нередко заходивших в колонии.

 

Индийская дангу и индонезийская проа

Баллер — ось вращения руля, скрепленная с пером руля.

К XIII в. морское торговое судоходство Китая достигло бурного расцвета. И все-таки известного венецианского путешественника Марко Поло, побывавшего в китайских землях, на родине приняли за выдумщика, когда он в своих книгах сообщил, что виденные им китайские джонки принимали на борт по 300— 400 человек.

 

Китайская джонка

Существование таких крупных судов подтверждает и арабский географ XIV в. Ибн Баттута, указывавший, что видел в Китае корабли, поднимавшие на борт до тысячи человек. Недоверие европейцев вполне можно понять: в это время в считавшей себя цивилизованной Европе плавали лишь небольшие нефы и когги, тогда как морской флот Нанкина был крупнейшим в мире и насчитывал более 2000 судов!

Загрузка...

В него входила и девятимачтовая (куда уж более!) джонка «Чжэн Хэ» водоизмещением 3100 тонн и длиной 1б4 метра. Очевидно, это был самый длинный парусник в мире! Существование таких деревянных гигантов можно считать доказанным: в древних хрониках упоминается о постройке плавучей крепости размером 180x180 метров для реки Янцзы, а при раскопке нанкинских верфей археологи обнаружили баллер руля длиной целых 11метров.

Китайская джонка, вид с кормы

Китайские джонки имели красиво сформированный корпус, отличавшийся высокой кормой, острым носом и плоским днищем. Намного раньше, чем в Европе, корпуса этих судов стали делить водонепроницаемыми переборками. Руль располагался в отверстии, похожем на колодец; во время плавания при сильном ветре и большом волнении в него поступала вода, утяжеляя корму и, как следствие, не позволяя погружаться носу. Китайские корабелы знали, что отсутствие киля может привести к дрейфу судна, поэтому джонки имели широкий руль. Большие джонки строились с палубой, причем бимсы укладывали поверх палубного настила. Фок-мачта была смещена в нос с небольшим наклоном вперед, а бизань-мачта стояла позади руля на самой задней части кормы. При этом фок- и бизань-мачты были сдвинуты к левому борту и паруса образовывали некоторое подобие сопел, ускоряющих прохождение воздуха и тем самым увеличивающих скорость судна. Парусное вооружение джонок было люгерного типа, но такелаж при своей простоте достиг совершенства. Дранковые паруса, связанные горизонтальными рейками из бамбука, легко подбирались с палубы при взятии рифов.

Японская джонка

В противоположность китайским, японские джонки были вооружены только прямыми парусами и несли одну, две или три мачты. Самая большая составная грот-мачта была несколько смещена в корму и имела почти четырехугольное сечение.

В топе мачты находились блок-шкивы, служившие для проводки фалов рея, а сам топ имел развилку, за оба рога которого крепился штаг. Фок-мачта, сильно наклоненная вперед, стояла на передней части киля и была вполовину короче грот-мачты. Эта мачта не была составной и не имела штага. На ее парус приходилась только четверть от площади грота, поэтому такелаж становился еще проще. Третья мачта (если она была) крепилась на форштевне и была в два раза ниже по сравнению с фок-мачтой.

Джонки не претерпели за последние века каких-либо существенных изменений. И сейчас в Китае наряду с современными судами плавают почти такие же джонки, какие были во времена Марко Поло. О высоких мореходных качествах этих судов говорит следующий факт. В 1848г. английским капитаном Келлетом была куплена китайская джонка «Кейинг», имевшая три мачты, длину 49 метров, ширину — 7,6 метра и высоту грот-мачты — 29 метров. Особенностью джонки являлся огромный перфорированный (с отверстиями) руль, опускавшийся на 3,5 метра ниже днища судна. Так вот — эта джонка с честью выдержала переход из Китая в Лондон через Тихий и Атлантический океаны!

 

СампанФрегат «Конститъюшн». 1796г.