История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Конец Военного Парусного Флота

Состояние русских военных судов, оставшихся в наследство от Александра I, было настолько плачевным, что уже в первый месяц своего правления император Николай I вынужден был создать Комитет образования флота, «дабы извлечь морские силы из забвения и ничтожества».

В 1826г. Комитет представляет императору проект нового корабельного штата — последнего в истории парусного флота России.

Ядром флота по-прежнему оставались линейные корабли, фрегаты, корветы и клипера, а не так давно появившиеся пароходы предназначались им в помощники.

Деревянные парусные корабли разных стран отличались друг от друга разве что размерами. Служили они долго, но возраст корабля не играл особой роли — лишь бы сохранял свою прочность корпус, выстроенный из отборных пород дерева. В сражениях парусники обладали удивительной живучестью.

Попадания двух-трех сотен чугунных ядер для многослойных дубовых бортов, толщина которых доходила порой до метра, оказывались «как слону дробина». В этом смысле каждый линкор эпохи паруса являлся «броненосцем», хотя и деревянным. Только пожар, бороться с которым на деревянном судне с большим запасом пороха было непросто, мог привести к гибели крупного корабля в бою.

Неуязвимость деревянных судов для ядер противника задерживала введение в военном флоте более прогрессивных металлических материалов. Железный корпус был куда более легким и прочным по сравнению с деревянным, но тяжелые чугунные ядра оставляли в нем аккуратные круглые дырки, и судьба такого корабля в бою оказалась бы не завидной.

 

Наваринский бой 1827г.

Поэтому новомодные пароходы-разведчики, сделанные из железа, не выдерживали серьезных морских битв. А на главных кораблях флотов по-прежнему грозно смотрели через порты, прорезанные в толстом дубовом корпусе, полторы сотни тяжелых пушек.

 

Фрегат «Паллада»

Фрегаты продолжали совершенствовать свой внешний вид и мореходность. Одним из лучших судов этого типа считается русский фрегат «Паллада». Корабль был заложен на Охтинской верфи и спущен на воду в сентябре 1832г. Строил его по новейшим образцам русский полковник и корабельный мастер В.Ф. Стоке.

В конструкции корпуса и парусном вооружении «Паллады» были учтены самые свежие технические изыски, а отделка выполнена из ценных и редких пород дерева — тика и дуба. Корабль отличался подчеркнутой строгостью линий, изящным декором, и главное — отличными мореходными качествами.

 

Корма 100-пушечного корабля «Император Петр I». 1829г.

Скорость хода фрегата превышала 12 узлов. Судно имело длину 52,8м и ширину 13,6м. Вооружение составляли 52 орудия 24- и 32-фунтового калибра. Первым командиром «Паллады» стал капитан-лейтенант П.С. Нахимов. А в октябре 1852г. корабль отправляется в кругосветное плавание. Экспедицию возглавил вице-адмирал Е.В. Путятин, направлявшийся на Дальний Восток с дипломатической миссией.

В качестве его секретаря на судне находился русский писатель И.А. Гончаров, впоследствии увековечивший имя фрегата-путешественника в одном из своих интереснейших произведений. Судьба, однако, уготовила «Палладе» печальный конец. В 1856 г. из опасений, что фрегат может быть захвачен англо-французской эскадрой, его затопили в Константиновской (ныне Постовая) бухте Императорской гавани. На берегу бухты возвышается памятник легендарному фрегату, построенный уже в наше время.

В 30-х годах XIX в. российское судостроение приобретает небывалые масштабы. За шесть лет были построены 22 линейных корабля, в том числе три 110-пушечных («Император Александр», «Император Петр I» и «Святой Георгий Победоносец»), четыре 84-пушечных («Гангут», «Полтава», «Эмгейтен», «Императрица Александра») и пятнадцать 74-пушечных.

Новые большие суда строились очень качественно. В местах заготовки леса по лекалам изготовляли отдельные детали корпуса. Затем их доставляли к местам постройки кораблей — не сплавом, как это делалось раньше, а на судах-транспортах либо сухим путем. С 1837г. деревянные диагональные связи бортов стали заменять железными ридерсами и раскосинами, благодаря чему возросла продольная прочность корпуса. На судах ввели медные шпигаты, предназначенные для стока воды за борт. Для просушки внутренних помещений устанавливали несколько железных печей. Крюйт-камеры стали обшивать свинцовыми листами, а бочки для питьевой воды заменили цистернами. Чтобы лучше сохранить подводную часть, под медную обшивку начали класть просмоленный войлок.

 

Гаубица Пексана на колесной лафете

Ридерсы — железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки или шпангоутов для повышения прочности деревянного корпуса.

С многолетним мировым господством деревянных парусников покончил французский майор Анри Пексан. В 1824г. он предлагает использовать новый тип снарядов с огромной по тем временам бомбической силой — фугасные. Перед новым грозным оружием корабли с деревянными корпусами оказались совершенно беспомощны: из-за единственного снаряда на судне возникало множество очагов пожара, а случавшиеся пробоины в деревянных бортах достигали нескольких метров в диаметре.

Тем не менее консервативные адмиральские круги почти всех морских держав не спешили с повсеместным внедрением нового оружия. Пексан успел стать генералом, пока это наконец свершилось. Первый реквием деревянным линкорам прозвучал в 1849г., когда десяток орудий береговой батареи пруссаков сжег разрывными бомбами датские суда: 84-пушечный корабль «Христиан III» и 48-пушечный фрегат «Гефион». Противостоять новому оружию мог только железный корабль.

 

120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов»

К началу Крымской войны Балтийский флот русских включал 218 вымпелов. 26 из них были линейными кораблями, 16 — фрегатами и корветами. Кроме того, имелось 6 бригов и 9 пароходо-фрегатов. Черноморская эскадра, состоявшая из 43 судов, могла похвастать всего 14 линейными кораблями и 6 парусными фрегатами.

Русские деревянные корабли достигли полного совершенства по своим размерам, скорости хода, артиллерийскому и парусному вооружению. Самыми мощными парусными судами в составе Черноморского флота являлись 120-пушечные линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Париж» и «Великийкнязь Константин».

Это были огромные парусники водоизмещением более 5,5 тыс. т, длиной 63м и шириной 18м, что не мешало им иметь изящные очертания корпуса и развивать скорость до 10 узлов. Бомбические орудия, составлявшие основу вооружения 120-пушечных кораблей, располагались на нижних деках. И все-таки парусники, сколь бы совершенны они не были, не представляли серьезной боевой силы: уже в первых сражениях Крымской войны проявились преимущества паровых судов с железными корпусами над парусным флотом.

 

84-пушечный линейный корабль «Императрица Мария»

Последней победоносной битвой русских парусников стал Синопский бой. В ноябре 1853 г. Черноморская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова заблокировала в турецком порту Синоп крупные силы турецкого флота. Нахимов держал свой флаг на новейшем 84-пушечном линейном корабле «Императрица Мария», спущенном на воду в том же году с Николаевской верфи. Войдя в бухту двумя колоннами, русские корабли встали на якорь против турецкой эскадры, а затем уверенно и спокойно, будто на учении, открыли огонь по врагу.

Турецкую эскадру поддерживали сильные береговые батареи, но уже через полчаса турецкий флагман «Авни-Аллах», подожженный снарядами с «Императрицы Марии», вышел из боя. Турки, в спешке обрубив канаты, выбросили загоревшийся фрегат на берег. Такая же участь постигла и другие фрегаты противника. Один за другим, не выдержав боя, выбрасывались на берег турецкие корабли.

 

Бомбическое орудие Армстронга

Синопское сражение завершилось полным триумфом русского оружия. Турецкая эскадра больше не существовала, а среди пленных оказались сам главнокомандующий Осман-Паша и два командира фрегатов. Русский флот не потерял ни одного корабля, хотя флагманское судно «Императрица Мария», находившееся под градом ядер в течение всех четырех часов боя, получило серьезные повреждения — около 60 опасных пробоин.

Секрет победы русских крылся не только в стратегическом гении адмирала Нахимова и отваге русских матросов. Едва ли не основной его причиной было качество новой артиллерии, установленной на русских кораблях. Корабли турок вооружались обыкновенными гладкоствольными пушками, которые стреляли сплошными чугунными ядрами, а на деках русских кораблей стояли 68-фунтовые орудия нового типа. Они вели стрельбу разрывными бомбами, причинявшими ужасающий ущерб судам противника.

Синопский бой стал последним сражением парусных кораблей и первым, в котором были успешно использованы судовые бомбические орудия.