История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Первые Лодки Египтян

Древний Египет по праву считается родиной речного судоходства. Первые лодки египтян (5000—3500 гг. до н. э.), изготовленные из папируса, предназначались для путешествий по Нилу, крупнейшей водной «магистрали» доисторических времен.

Древние судостроители собирали стебли папируса в крепкие связки, после чего сплетали из них толстый, изогнутый мат, концы которого были подняты. Нужная форма и жесткость придавались корпусу лодки с помощью специального троса, материалом для которого служил тот же папирус.

С началом эпохи династий фараонов (3200—2240 гг. до н. э.) в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение. Внешне лодка из дерева была кровной сестрой своей папирусной предшественницы — тот же профиль «апельсиновой корки», поднятые концы и плоское днище.

Деревянное судно большой ширины имело малую осадку, и для того, чтобы морская прогулка закончилась благополучно, приходилось нагружать его балластом. На конструкцию лодок сильно повлиял строительный материал, который использовали египтяне, — короткие доски, полученные распилкой стволов акации и смоковницы.

Между тем древнеегипетская лодка стала первым дошедшим до нас наборным судном, корпус которого состоял из внутреннего остова (набора) и дощатой обшивки. От носа до кормы лодки проходил внутренний продольный киль с мощными поперечинами, так называемыми траверзами. К траверзам крепили доски обшивки, которые устанавливались на шипах.

 

Древнеегипетское речное судно 2500г. до н. э.

Из-за отсутствия длинных досок и наружного киля судно становилось слишком хрупким для испытаний морскими волнами, из-за чего его корпус по всей длине вдоль бортов приходилось обхватывать тросом. Чтобы уберечь корпус от перегиба, нос и корма распирались поперечными балками.

 

Египетское судно времен Древнего Царства, V династия, 2550г. до нэ.

Рисунок из гробницы фараона Сахора, Мемфис

Киль — основа корпуса судна. Киль расположен снизу днища судна и обеспечивает продольную прочность корпуса. К килю крепятся шпангоуты.

Корма — задняя часть судна.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево, служит для установки парусов.

Между ними натягивался еще один трос, который опирался на вертикальные стойки с развилкой. Судно имело примитивный четырехугольный парус, с которым могло идти только по ветру. Из-за скромных возможностей управления египтяне не возлагали на парус особых надежд, а потому их морские суда, подобно нильским лодкам, еще долгое время оставались гребными. Единственную заваливающуюся двуногую мачту, которая при необходимости опускалась, удерживали штаги. Парус, непривычно высокий и узкий, крепился на рее. Вооружение судна завершали гребковые весла, а также одно или несколько весел-рулей, прочно закрепленных в уключинах на корме.

 

Конструкция корпуса судна из пирамиды Хеопса

Уключина — приспособление, служащее упором для весла.

Рей — круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно сужающееся к обоим концам (нокам). Крепятся к мачтам и несут на себе паруса. Реи принимают название в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а также от местоположения на мачте.

Древнейшее наборное судно египтян было найдено в 1952г. в южной части пирамиды Хеопса (Хуфу). Его возраст — почти 4,5 тыс. лет! Серповидный корпус судна водоизмещением 40 т имел длину 434м при ширине 5,9м.

Загрузка...

На нем имелось лишь шесть пар весел длиной 7,8м и только два коротких (6,8м) кормовых весла — с виду типичная речная «плоскодонка» шитой конструкции. Тем большей неожиданностью для специалистов стали открывшиеся их взору 67 поперечных днищевых балок и центральный продольный брус, опирающийся на стойки, через которые проходили поперечные бимсы, служившие основой для палубного настила. После реставрации замечательная находка археологов была выставлена на всеобщее обозрение в специально созданном для этого музее, который находится неподалеку от гробницы легендарного фараона.

 

Египетское судно времен Нового царства, около 1500г. до нэ.

Бимсы — поперечные балки, соединяющие противоположные ветви шпангоутов и придающие судну поперечную прочность. Служат также для поддержания палуб.

Планширь — брус, ограничивающий фальшборт судна в его верхней части.

Положив привычный гребок на планширь, египтяне заставили весло работать по принципу рычага. Корабль приводился в движение значительно меньшим мускульным усилием, что сразу же было признано весьма выгодным и взято на заметку следующими поколениями судостроителей. Трудно сказать, когда именно произошел полный переход от гребка к веслу. Найденные на египетских монументах барельефы, изображающие первые сорокавесельные суда, отсылают нас к 2800—2000 гг. до н. э.

Суда эпохи Нового царства разительно отличались от своих предшественников. По примеру финикийцев, славившихся своим корабельным мастерством, египтяне начали использовать высокие хвойные деревья, специально завозившиеся для этой цели из Ливана (на его территории и располагалась древняя Финикия). Балки, вытесанные из их длинных стволов, придавали корпусу судна большую прочность. Профиль судна стал заметно острее, еще выше приподнялись нос и корма. Навеки ушел в прошлое обвязывающий пояс, но, во избежание продольного изгиба судна, корабелы все же продолжали натягивать трос между балками на носу и корме. Благодаря поперечным балкам, концы которых выступали из обшивки, значительно усилилась конструкция корабля. Четырехугольный парус стал ниже, шире и крепился уже не на одном, как прежде, а на двух реях. Роль руля играли два кормовых весла с широкими лопастями, имевшие рукоятки для управления. Из-за своего большого размера весла-рули устанавливались на специальных опорах.

 

Древнеегипетское морское судно 1500г. до нэ.

Стрингеры — продольные балки набора корпуса судна. В зависимости от местоположения различают днищевые, скуловые, бортовые и палубные стрингеры.

Штевни — общее название ахтерштевня и форштевня. Ахтерштевень — кормовая часть корабля в виде балки или рамы, составляющая продолжение киля. Форштевень — брус по контуру носового заострения судна, соединяющий киль, набор и обшивку корабля.

Водоизмещение — количество вытесненной плавающим судном воды, Одна из основных характеристик судна.

Начав строить суда-великаны еще во времена царицы Хатшепсут (1500 лет до н. э.), древние египтяне стали, пожалуй, первыми кораблестроителями, всерьез «заболевшими» гигантоманией. Царица вела активное храмовое строительство, в помощь которому и предназначались огромные корабли. По ее велению было создано транспортное судно водоизмещением 1,5 тыс. тонн, имевшее длину 63м, ширину 21м, высоту борта 6м и осадку 2м.

Днищевые стрингеры были собраны из толстых брусьев, шедших от одного штевня до другого, а бимсы — из трех рядов бревен, протянутых через наружную обшивку Монументальность корабля не оставляла сомнений в том, что он справится с почетной миссией — перевезти по Нилу два 350-тонных гранитных обелиска от скал Асуана в священный город Фивы. Двигаться вперед ему, однако, было довольно тяжело: судно тянули на буксире лодки, на нем же самом были установлены только четыре рулевых весла в корме.

Рост водоизмещения и размеров кораблей древних египтян подстегивался достижениями греков — их соседей и соперников на море. Так, согласно письменам, оставленным современниками этих далеких событий, ответом Египта на строительство весельного гиганта «Сиракузянка» водоизмещением 4,2 тыс. тонн стало громадное по тем временам многоярусное судно длиной 128м с четырьмя тысячами гребцов. Ширина его достигала 17м, высота носа и кормы над водой — 22м, а водоизмещение — три тысячи тонн. Мачта имела высоту около 40м, тогда как длина весел верхнего яруса доходила до 19м.