История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Искусные мореплаватели античности

Несомненно, самыми искусными мореплавателями античности были финикийцы, жившие в Средиземноморье у подножия гор Ливана. Именно к ним перешло морское господство, когда в X в. до н. э. могущество египетского флота стало приходить в упадок. Финикийцы, стремившиеся расширить свои торговые связи, плавали по Тигру, Евфрату, Нилу, Персидскому заливу, Средиземному и Красному морям, всюду основывая многочисленные колонии и поселения, из которых наибольшего величия достиг Карфаген.

О финикийских купцах знали далеко за Гибралтарским проливом, в том числе на Касситеридах (ныне — Британские острова). Имеются даже предположения, что в VII—VI вв. до н. э. финикийским мореходам удалось обогнуть Африканский континент. Историки считают, что столь беспрецедентная по тем временам экспедиция была организована по поручению фараона Нехо, а значит, сами египтяне не стыдились официально признать мастерство финикийцев и их первенство на море. Кормчие финикийских судов могли точно направлять их днем и ночью, ориентируясь по Солнцу, звездам, цвету воды, форме и характеру берегов.

Богатейшие корабельные леса, росшие на территории Ливана, сделали финикийцев не только славными мореходами, но и асами древнего судостроения. Изображения судов Финикии дошли до нас по ассирийским барельефам VII в. до н. э. и еще более ранней фреске на гробнице египетского сановника. Корабли имели киль, высоко поднятый нос и обшивку по шпангоутам. Небольшое торговое судно финикийцев длиной более 30м и шириной 10м оснащалось одним рядом гребковых весел и единственным веслом-рулем.

Прямоугольный парус растягивался на горизонтальном рее. На вершине мачты крепилась площадка, напоминавшая заплечную корзину, которая служила постом для наблюдателя (так называемое «воронье гнездо»). Форштевень украшался резьбой — головой лошади или осла. По фрескам и дошедшим до нас описаниям можно судить об окраске судна. Корпус корабля был темно-коричневым, палуба — коричневой, но более светлого тона, а парус, ахтерштевень и «воронье гнездо» — красными.

 

Финикийские корабли VIII — VI вв. до н. э: торговые (сверху) и военный (снизу)

На знаменитых барельефах из Ниневии и Хорсабада изображены военные суда финикийцев, имевшие два яруса весел, которые были расположены друг над другом. Но самая мощная военная флотилия принадлежала Карфагену. Состояла она преимущественно из больших судов — кинкерем, под покровительством которых карфагенские суда, совершавшие плавания по Средиземному морю и нередко выходившие в океан, могличувствовать себя вполне спокойно, не опасаясь непредвиденного нападения пиратов.

 

Финикийское торговое судно 72г. до на. Рисунок с барельефа из дворца царя Сарагона II, Хорсабад

 

Римские пентеры.

Барельеф 30г. до н э.

Начало Пунических войн придало мощный импульс развитию судостроения на Апеннинском полуострове. Сильный флот постепенно становится основой имперской политики Римского государства. Военные корабли Рима в основном были пред-ставлены триремами и галерами (пентерами).

Последние, весьма похожие на греческие аналоги, строились по образцу финикийских кинкерем. Так же, как и суда греков, они оснащались абордажными приспособлениями и были вооружены катапультами. Галеры имели около 70м в длину при восьмиметровой ширине и могли, помимо трехсот гребцов, взять на борт еще сотню вооруженных воинов. Для борьбы с пиратами и несения патрульной службы римляне строили либурны, легкие быстроходные корабли с одним — двумя рядами весел и единственной мачтой.

 

Древнеримское прибрежное судно

Своим внешним видом римские суда напоминали рыб. Вместо рыбьих глаз, нарисованных на носу судна, позднее стали делать клюзы. Весла имели форму плавников, а на корме ставилось украшение-веер, натурально напоминавшее рыбий хвост.

Начало расцвета торгового и транспортного судостроения римлян пришлось на годы царствования императора Калигулы, которые, и, вероятно, не без основания, принято считать темными (12—41 гг. нашей эры). Свои торговые корабли, впрочем, как и военные, римляне строили преимущественно из пинии.

Подводная часть корпуса судна покрывалась слоем шерсти, просмаливалась, после чего к ней медными гвоздями прибивались свинцовые листы. Зачастую суда имели до трех мачт и несколько (обычно пять) килей, на которых крепились шпангоуты. Безраздельно господствовавший раньше прямоугольный парус, установленный на двух реях, был «потеснен» треугольным латинским, позволившим римским судам ходить против ветра (широкое применение латинский парус получил лишь в VII—IX вв.).

 

Корбита

На Остийских фресках, Торлонийском и Салернском рельефах в Тунисе сохранились изображения корбиты — римского грузового парусного судна этого периода. Небольшая по размеру корбита имела округлые обводы и всего одну мачту. Корбиты, которым было по силам взять на борт 100—200 тонн груза, регулярно снабжали Рим хлебом. Сохранились фрески с изображением более крупных торговых кораблей — двухмачтовых, стреугольным марселем над квадратным гротом.

Самые мощные зерновозы водоизмещением свыше 1200 тонн, наверное, были в основном трехмачтовыми: иначе, не обладая приличным парусным вооружением, они попросту не смогли бы развернуться в узких гаванях римских портов. Несовершенство парусов часто компенсировалось применением весел, которые использовались только для прибрежных маневров.

От торговых судов не отставал и морской транспорт. Современники императора Траяна (53—117 гг.) подробно описывают понто — парусные суда, перевозившие людей. Двухмачтовое понто длиной более 60м имело весьма продуманный такелаж с фалами, брасами и топенантами, благодаря которому экипажу стало легче управляться с парусами. Борта судна были усилены бархоутом, а их толщина достигала 8см.

 

Понто — одно из первых пассажирских судов

Фалы — снасти бегучего такелажа, служащие для подъема реев, парусов и флагов.

Брасы — снасти бегучего такелажа, служащие для поворота реев в горизонтальной плоскости. Брасы получают соответствующие приставки от названия реев, к которым они крепятся: например, грот-брасы.

Бархоут —утолщенные пояса наружной обшивки деревянных судов.

Останки двух крупнейших античных римских судов (транспортного и военного), поднятые со дна осушенного озера Неми неподалеку от Рима, полностью подтвердили дошедшие до нас свидетельства очевидцев спуска на воду этих кораблей относительно внушительных габаритов.

Оживленная торговля мрамором, который до падения Священной империи в неимоверных количествах завозился в столицу из средиземноморских держав, заставила римских корабелов сделать следующий шаг вперед. Новые транспортные суда Рима отличались от своих предтечей не только большим водоизмещением. Эпизодически мелькавшее прежде трехмачтовое вооружение стало для них нормой.

Каждая грот-мачта несла квадратный парус, над которым горделиво возвышался треугольный марсель. Появились фок- и бизань-мачты. Теперь мы можем с полным основанием утверждать — именно древние римляне сперва нарисовали в своем воображении, а затем и дали жизнь ставшему привычным для нас силуэту классического парусного судна.

Марсель — прямой парус, второй снизу на фок- и грот-мачтах, первый снизу на бизань-мачте.

Латинский парус — треугольный косой парус, крепившийся наибольшей стороной (шкаториной) к рею, называвшемуся рю иустанавливаемому наклонно к палубе.

Грот — 1. Приставка, прибавляемая к названиям парусов и всех частей рангоута и такелажа, связанных с грот-мачтой и ее стеньгами. 2. Самый нижний прямой парус на грот-мачте.

Фок — 1. Приставка, прибавляемая к названиям парусов и всех частей рангоута и такелажа, связанных с фок-мачтой и ее стеньгами. 2. Самый нижний прямой парус на фок-мачте.

Бизань — 1. Приставка, прибавляемая к названиям парусов и всех частей рангоута и такелажа, связанных с бизань-мачтой и ее стенъгами. Исключение составляет нижний рей, когда на бизань-мачте, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Такой рей называется бегин-рей, а к деталям рангоута выше марсовой площадки прибавляется приставка «крюйс». 2. Косой парус на бизань-мачте.

Опыт римских мастеров-корабелов охотно использовали византийцы. К VIII веку н. э. на их судах прочно обосновался латинский парус, определенно имевший римско-греческое происхождение. Основу флота Византии составляли дромоны — прообраз судов дау, впоследствии строившихся арабами. Дромоны несли два яруса весел, две мачты и были вооружены катапультой. Существовали и небольшие корабли — прогулочные памфило и игравшие вспомогательную роль селандии.

Подобно военным, торговые суда Византии имели много общего с их римскими предшественниками. Древнейшая акатия с одной или двумя мачтами и примитивным четырехугольным парусом выделялась значительной по тем временам длиной корпуса. На смену ей пришла маленькая тарида — одномачтовое судно с латинским парусным вооружением и двумя боковыми рулями. Треугольный парус использовали и грузовые усиеры — большие двухпалубные корабли, оснащенные двумя мачтами. В Византии практически закончилось формирование типа средиземноморской галеры, конструкция и внешний вид которой не претерпели практически никаких изменений до конца VIII в. У византийцев это судно носило название галеи.

Несмотря на то, что корабелы Византии были склонны заимствовать чужие технические идеи, их вклад в развитие судостроения невозможно отрицать — именно они внесли многие интересные новшества в устройство рангоута и бегучего такелажа. Так, для латинского паруса византийцы первыми начали использовать косой рей, передний конец которого подтягивался к форштевню. К мачте рей крепился наклонно, в нижней своей трети.

Кстати, ими же был изобретен и гафель, который устанавливался для растяжки верхних шкаторин косых четырехугольных парусов. Мы не исключаем, что византийские мастера достигли большего, чем им приписывает история, к сожалению, не оставившая подробных описаний византийских судов. Ясно одно — корабли Византии были типичными представителями невероятно развитой культуры средиземноморского кораблестроения, корни которой следует искать в Древней Греции и Священном Риме.

Гафель —рангоутное дерево, подвижно укрепленное на мачте под углом. К гафелю пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса.

Шкаторина — кромка парусов, для прочности обшивается тонким тросом (ликтросом).