История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Ладьи Викингов

В конце VIII века н. э. из фьордов Норвегии и заливов Дании отправились в свои первые грабительские походы норманны, именуемые сегодня викингами. Так началась новая эра — «эра викингов», отмеченная исключительными открытиями норвежских, датских и шведских мореходов. Это они первыми пересекли просторы Атлантики, основав колонии в Исландии и Гренландии, а в IX веке доплыли до южных берегов Франции и городов солнечной Италии. Во время одной из таких экспедиций 62 судна под руководством легендарного Хааштейна даже посетили Византию.

Через двадцать лет после первых походов викинги собирают огромное войско. Алчные взоры норманнских полководцев по-прежнему устремлены на Англию и Францию. В 836г. викинги впервые разграбили Лондон, а девятью годами позже около 600 грозных норманнских ладей нападают на Гамбург, не оставив там камня на камне.

Не удивительно, что сразу же после этих печальных событий епископат из Гамбурга поспешно перебирается в Бремен. Осенью 866г. сильный шторм относит суда викингов с двадцатитысячной армией к берегам Шотландии, где и было решено перезимовать. На зимовку «гости» расположились столь основательно, что англосаксам удалось избавиться от норманнского засилья лишь через двенадцать лет.

Приблизительно в то же время новый большой флот викингов достигает берегов Франции. А в 885г. их войска, захватив Руан, осаждают сам Париж. Наверняка в эти страшные дни парижская мэрия с ужасом вспоминала, чем закончились для столицы три прежних нападения норманнов, а потому в конце концов викингам были заплачены щедрые откупные. Оказавшись «не у дел», викинги-воины перебрались в северо-западную часть Франции, где многие из них предпочли остаться насовсем. Королю Карлу III, поставленному перед сим печальным фактом, ничего не оставалось делать, как оставить захваченные территории на откуп викингам. И в 911 г. он жалует норвежцу Роллону целую провинцию, до сих пор сохранившую название Нормандии.

 

Норманнская ладья (около VII в. нэ.)

Не вызывает сомнений то, что в VIII—XI вв. норманны были лучшими корабелами Северной Европы. Благодаря обычаям викингов приносить жертвы богам и погребать своих умерших, оставляя их в судне на волю волн, нам сравнительно много известно об их первых лодках — ладьях.

Ладьи викингов имели киль, к которому крепились дубовые шпангоуты, выполненные из одной штуки дерева. В бронзовом веке, как и в доисторические времена, викинги, не знавшие искусства ковки металлов, сшивали и связывали между собой деревянные детали обшивки судна. Листы обшивки укладывались «внакрой», а затем соединялись с корпусом ладьи деревянными шпильками и канатами — кожаными или из корней ели. Деревянная обшивка уплотнялась шерстью, предварительно пропитанной смолой. В век железа, которое получали сыродутным способом, появились первые стальные заклепки, позволившие прочно соединять между собой деревянные доски конструкции судна.

 

Уключины на ладьях викингов (слева) и крепление руля (справа)

От привязки шпангоутов к обшивке викинги отказались значительно позже. Об этом ясно свидетельствуют находки археологов. В 1863г. экспедиция под руководством Энгельгарда обнаружила в районе болота Нидам у Альсензунда (Дания) останки трех старинных кораблей. Одна из ладей, построенная во второй половине IV в., сегодня хорошо известна специалистам как «судно из Нидама». Несмотря на то, что доски обшивки корпуса, поставленные в клинкер, соединялись заклепками, все пояса обшивки имели клампы — специальные выступы, к которым привязывались шпангоуты.

Клампы, долгое время бывшие в почете у викингов, решали сразу две задачи. Каждый кламп имел отверстие, через которое шпангоут присоединялся к обшивочной доске. А специальная обработка клампа обеспечивала плотное прилегание шпангоута, к изготовлению которого приступали только после того, как заканчивалась обшивка. Консервативные норманны с недоверием относились к металлическому крепежу. Так, у длинных ладей середины IX в. нижние пояса обшивки все еще оставались привязанными к шпангоутам. Верхние же устанавливались на стальных нагелях или деревянных шипах. И лишь у судов заката эры викингов стальные нагели и деревянные шипы наконец-то стали соединять все детали судна. Благодаря технологии железного крепежа, все-таки признанной норманнскими корабелами, доски обшивки стали гладкими, без выступающих клампов.

 

Судно из Гокстада

Нагель — гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов.

Клинкерная обшивка, или обшивка внакрой —

способ обшивки деревянных судов, при котором край последующего пояса досок частично перекрывает край предыдущего пояса.

Гребные весла викинги укладывали в уключины-скармы на фальшборте судна. У старинных ладей с малым количеством поясов обшивки (например, у судна из Нидама) носовые и кормовые уключины располагались выше по отношению к ватерлинии, чем в средней части корабля. Это было совершенно непрактично с точки зрения затрат мускульной силы гребцов, и норманны вскоре отказались от таких различий.

Чтобы весла располагались не слишком высоко над водой и ими было удобно грести, в одном из поясов длинных судов открывались вырезанные порты для весел. Весла поначалу привязывали к верхнему поясу обшивки, а затем начали крепить деревянными или стальными нагелями. Для того, чтобы при ударе лопасти весла о волну или при сильной качке весло не выпрыгнуло из уключины, его продевали через фиксирующую петлю. Кормовую и носовую часть ладьи стали делать полнее и шире, увеличилась надводная часть борта, и, наконец, появился парус. Руль, поначалу свободный и походивший на обычный гребок, стал больше и тяжелее. Он крепился сбоку ахтерштевня, а для его поддержки использовался трос, переброшенный через планширь.

 

Конструкция корпуса судна из Гокстада

Норманнские ладьи достигали 30—40 метров в длину и несли до 60 весел с каждого борта. В конце прошлого столетия близ Гокстада (Норвегия) было найдено и отреставрировано судно викингов, построенное, по-видимому, во второй половине IX в. Судно имело длину 23 метра при ширине чуть более 5 метров. Привлекает внимание его своеобразная окраска. На ярком парусе перемежаются белые и красные полосы, а коричневый фон корпуса эффектно оттеняет бортовые щиты, поочередно окрашенные в желтый и черный цвет.

Почти за шесть веков до Колумба викинги высадились на побережье Северной Америки. Передаваемые из поколения в поколение исландские саги убедительно подтверждают это. Несколько раз, ощупью пробираясь до далеких берегов Гренландии, исландские колонисты натыкались на дотоле незнакомую им землю. При дворе норвежского короля Эйрика быстро распространяются слухи об одном из таких плаваний.

Загрузка...

Загоревшись идеей доплыть до новых земель, норвежец Лейф Эйриксон начинает готовить экспедицию на полуостров Лабрадор. Достигнув Лабрадора, корабль Эйриксона повернул на юг, упорно следуя вдоль побережья. И вот глазам мореплавателей наконец-то открылась загадочная земля. В живописных долинах бурно произрастали дикий виноград и маис, а в быстрых реках серебрился лосось. Пораженные обилием зелени, викинги называют незнакомую землю Винландом — Страной винограда. Так, бесстрашие норманнов и выносливость их ладей дали свершиться настоящему чуду в истории мореходства — еще на пороге XI в. европейцам удалось увидеть земли, где сегодня обосновался далекий американский Бостон.

 

Судно из Усеберга

Более поздние весельно-парусные суда викингов свидетельствуют об их высоком мастерстве как судостроителей. Для многих норманнов корабль был основным жилищем: во время короткой стоянки его вытаскивали на берег, и он становился домом. Корабли украшались разноцветными щитами, а на носу устанавливалась вырезанная из дерева и покрытая позолотой голова дракона, зубра или другого зверя; к корме же зачастую крепился закругленный хвост. Напоминавшие издали дракона быстроходные корабли стали называться дракарами. Размеры дракаров были достаточно внушительны — до 50 метров в длину.

Теперь норманнское судно могло взять на борт до двухсот воинов. Киль был цельным, благодаря чему дракар приобретал такую прочность и устойчивость, что легко выдерживал удары штормовых волн. Защищая судно в море, киль предохранял доски обшивки от повреждений и тогда, когда после боя викинги вытаскивали корабль на берег. Он принимал на себя всю тяжесть ладьи, позволяя без ущерба перекатывать ее по бревнам или волочить по песку. Построить корабль большей длины, сохранив при этом цельность киля, однако, не представлялось возможным. Борта дракаров сшивались из узких гибких досок, что обеспечивало их эластичность, помогавшую выдержать натиск морской стихии. Особую прочность судну придавали банки для гребцов, проходившие от борта до борта. Со временем банки заменили бимсами, которые еще позже были усилены стрингерами. В силу больших размеров дракар оснащался двумя широкими рулевыми веслами. Для стоянок опускали якоря, подвешенные на крамболах.

 

Дракар

Банка — деревянная доска, служит для сидения гребцов, а также для укрепления бортов судна от сдавливания.

Такелаж — все снасти на судне. Делится на бегучий и стоячий такелаж. Стоячий такелаж поддерживает мачты, бегучий — служит для подъема и управления реями.

Длинные корабли имели единственную, нередко подъемную мачту, которая не мешала судну пройти на веслах через грозный морской прибой. Совершенствуя свои корабли, викинги постепенно усложняют такелаж. Установленную посредине судна мачту с боков поддерживали ванты, а сзади и спереди — штаги. Шпор мачты был укреплен на коротком кильсоне, изготовленном из одного бруска.

На единственном рее поднимали пришнурованный к нему прямой четырехугольный парус. Как правило, он был расшит золотом, украшен разноцветными узорами и яркими рисунками, изображавшими гербы и символы норманнских вождей. Парус быстро завоевал симпатии викингов, сделав их суда быстрее и маневреннее. Скорость, с которой викинги передвигались по морю, ужасала подвергшихся нападению европейцев — им казалось, что на них движутся несметные полчища норманнов.

Появившийся на судах викингов парус отнюдь не исключал применения весла и не мешал гребле. И только в конце эпохи завоевательных походов викингами были построены суда, вооруженные специально для странствий под парусом.

В середине XI в. потомки викингов из Нормандии снова завоевывают английское королевство — на этот раз бесповоротно. В ночь с 27 на 28 августа 1066г. огромная военная эскадра Вильгельма Завоевателя (более 3000 судов с 30 тысячами воинов!) тайно переправляется через залив, разделявший Европу и Англию. Нетрудно представить всю сложность этого перехода — ладьям викингов пришлось перевозить конницу, взяв на борт около 2000 лошадей. Победа в решающей битве при Гастингсе расставила все точки над «i», окончательно утвердив господство викингов в Британии.

Ванты — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги. Расположены с боков и сзади мачт.

Штаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачты спереди.

Шпор мачты — нижняя часть мачты.

Кильсон — продольный брус, накладываемый над килем поверх шпангоутов. Служит для усиления киля и закрепления шпангоутов.