История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Первые Парусные Корабли Европы

Первые парусные корабли средневековья появились во времена крестовых походов. Совершая свои ратные подвиги, «защитники гроба господня» перемещались по Средиземному морю на парусных нефах.

Неф — это отнюдь не название какого-то определенного типа судов, скорее всего, так именовались все первые парусники. Описания нефов X—XII вв., к сожалению, не сохранились, и мы почти ничего не знаем об этих судах.

В XIII в. французский король Людовик IX начинает собирать флот для двух первых крестовых походов. Он подписывает контракты на аренду парусных кораблей, построенных в Венеции, Марселе и Генуе.

 

Неф венецианский

Тексты этих контрактов, дошедшие до наших времен, стали первыми точными описаниями нефов. Судя по ним, неф тех лет был достаточно крупным судном с водоизмещением до 600 тонн. Нос и корма с одинаково скуластыми обводами имели высокие многоярусные надстройки, где во время боя размещались арбалетчики.

По мере совершенствования нефов площадки для солдат постепенно смещались к штевням. Каюты располагались на палубе уступами, выходящими за корму. Руля пока еще не было — его, как и прежде, заменяли два коротких широких рулевых весла, для которых в корме вырубались специальные отверстия.

 

Сражение английского и французского флотов 24 июня 1340г. (нефы и когги). Миниатюра

Первые нефы были одномачтовыми. Впоследствии их стали оснащать двумя мачтами-однодеревками. Высокая фок-мачта устанавливалась на самом носу корабля. Грот-мачта находилась посредине корпуса и была не длиннее киля. На вершинах (топах) мачт были устроены марсы — защищенные площадки для наблюдателей и стрелков. Для огромных латинских парусов приходилось изготавливать составные реи — из двух половин, скрепленных тросовыми вулингами. Управлять парусами было не очень-то легко, особенно при переходе на другой галс. На каждом нефе полагалось иметь по три запасных мачты — вероятно, потому, что последние часто ломались.

 

Когг

Вулинги — бандаж из нескольких витков троса для стягивания между собой частей нижних мачт.

Галс — курс судна относительно ветра. Если ветер дует елевый борт, то говорят, что судно идет левым галсом, если в правый — то правым.

Шпиль —устройство для выбирания (подъема) якоря.

На нефах было по три шлюпки и не счесть якорей — обычно до двадцати. В те времена шпилей еще не знали. Поднять вручную якорь, иногда весивший больше тонны, зачастую не представлялось возможным. Поэтому мореходы предпочитали расстаться с выполнившим свою миссию якорем, без сожаления обрубая якорный канат.

Экипажи некоторых нефов насчитывали по 100— 150 матросов. Такие суда могли брать на борт до тысячи пассажиров. О комфорте морских путешествий, однако, говорить не приходилось. Койкой для двух человек служил подвешенный за узлы кусок парусины шириной в полтора метра. Не разрешалось брать на судно и тяжелый багаж. И все же от желающих прокатиться под парусом не было отбоя, хотя далеко не каждый мог заплатить за проезд.

 

Когг ганзейский

XIII в. ознаменовался сближением судостроительной техники Севера и Юга Европы. Все началось со вторжения пиратов из Байонны в воды Средиземноморья. Пираты приплыли на коггах — одномачтовых судах с круглым корпусом и высокими бортами. Однопалубные 30-метровые когги, оснащенные прямыми штевнями, имевшими скосы к линии киля, навесным рулем и бушпритом, не могли не привлечь внимание южан.

Бак и квартердек этих судов служили боевыми площадками. Ряд особенностей постройки коггов впоследствии был перенят корабелами Генуи, Венеции и Каталонии. На средиземноморских парусниках впервые появляется руль, прикрепленный к ахтерштевню. Румпель, с помощью которого управляли рулем, пропускался через отверстие в корме.

 

Конструкция корпуса когга

К середине XIV в. нефы значительно увеличиваются в размерах, начиная претендовать на роль мощных грузовых судов. Корпус парусников торгового флота становится все более округлым и вместительным.

Преимущества установки руля начинают признаваться большинством северных судостроителей. Для управления рулем при высокой корме, характерной для северных кораблей, на румпель ставили рычаг, поворачивавшийся в поперечной плоскости, — так называемый колдершток. Это уст-гам отнюдь не с благими помыслами, получили у современников название «волчьих».

 

Каракка конца XV в.

Крупнейшим грузовым парусником конца XIV — начала XV веков считается каракка, которой приписывают португальское происхождение. В ее конструкции переплелись элементы средиземноморских судов и северного когга. От когга каракка отличалась большими размерами (ее водоизмещение доходило до 2000 тонн) и трехмачтовым парусным вооружением. На грот- и фок-мачтах крепились прямые паруса, а на бизани — треугольный латинский.

Загрузка...

Со временем начали ставить четвертую бонавентур-мачту а также марсели, дополнившие парусную оснасткугрота и фока. На баке появился бушприт, под которым не замедлил обосноваться блинд-парус. Площадки-форты утратили оборонительные зубцы и как бы слились с корпусом; при этом передняя площадка выдвинулась далеко за пределы носовой оконечности. Обшивка ставилась встык с рядами продольных досок и поперечными привальными брусьями. Судно имело высокий бак и, как минимум, две палубы на квартердеке.

 

Английская каракка «Мэри Роуз». 1536г.

Бак — передняя часть верхней палубы.

Блинд — прямой парус на блинд-рее под бушпритом.

Квартердек — кормовой участок верхней палубы.

С изобретением пороха на парусниках начинают устанавливать пушки, окончательно стирая грань между военными и торговыми судами. Сначала орудия располагали на верхней палубе, а затем в бортах корабля начали прорезать специальные отверстия — пушечные порты. Каракка, например, вооружалась тридцатью—сорока пушками.

В моду вошли абордажные сетки, которые до начала боя растягивались над палубой, мешая противнику высадиться на корабль. Кроме того, во время морской битвы сетка защищала команду от падавших на палубу обломков рангоута. Имея боевые орудия и приспособления, каракка, по сути, оставалась грузовым кораблем, обогнавшим по водоизмещению все остальные европейские суда.

 

Однофунтовое орудие XIII в. (слева сверху), бомбарда на колесном лафете (справа сверху) и большая бомбарда XV в. (снизу)

Пушки, без которых трудно представить неф конца средневековья, возникли не на голом месте. Первыми, кто всерьез воспользовался огнестрельным оружием, были арагонцы, применившие его в сражении 1200 г. против флота Анжу. Их орудия, лишь отдаленно напоминавшие пушки, современники называли «громовыми трубками». В хрониках 1281 г. уже говорится о бомбарде, а в начале XIV в. на генуэзских судах появляются однофунтовые орудия.

По внешнему виду они напоминали узкую трубу, в конце которой находилась зарядная камора. Ее использовали в качестве замка, а к железному стволу крепили при помощи клина. Внутрь каморы заранее укладывали картуз с порохом.  Ствол устанавливался на длинном лафете,  зажатом  в поворотную вилку. Однофунтовые орудия стреляли зажигательными стрелами, оставшимися в наследство еще от древних веков. Примитивную катапульту решительно вытесняет бомбарда, которая заряжалась каменным ядром.

Пороховой заряд в каморе бомбарды поджигался с помощью запального шнура или раскаленного железного прута. Прут разогревали на железной жаровне, находившейся тут же, неподалеку от орудия, и протыкали картуз с порохом, вслед за чем следовал оглушительный взрыв. Малые бомбарды с длинным стволом стреляли свинцовыми или железными ядрами. Корпуса этих орудий сваривали из железных листов, а большие кованые бомбарды для надежности скреплялись мощными железными обручами.

Впоследствии бомбарды, так же как и церковные колокола, предпочли отливать из бронзы. Монументальность отливки и массивный лафет, который зачастую устанавливался на двух колесах, делали бомбарду очень похожей на настоящую пушку — орудие, открывшее новую эпоху войн на море и совершенно изменившее масштабы морских битв.