История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Теория корабля как самостоятельная наука

В XVIII в. борьба за мировое господство на море велась в основном между Англией и Францией. Доминирующее влияние, которое имела Англия, возглавлявшая коалиции против Франции во время войн за испанские колонии и общеевропейской войны 1756—1766 гг., позволило ей приобрести ряд территорий в Европе, Азии и Америке.

К этому времени выявились основы тактики войны на море — уничтожение кораблей противника и владение морем для обеспечения своих коммуникаций, что потребовало усиления артиллерии и улучшения мореходных качеств кораблей, позволяющих им плавать вдали от берегов в штормовых условиях. В результате главенствующее положение во флотах заняли многопушечные парусные корабли, водоизмещение которых достигало 2 тыс. т.

По мере дальнейшего роста водоизмещения для обеспечения скоростных качеств кораблей приходилось развивать парусную оснастку. Увеличивалась высота мачт, их число. Возрастала площадь парусов. Все сложнее становилось обеспечить остойчивость кораблей с высоко расположенной парусной оснасткой и многоярусной артиллерией.

Для обеспечения остойчивости в трюм корабля приходилось принимать огромное количество каменного балласта, масса которого достигала 25—28% водоизмещения. Попытки сэкономить на балласте нередко заканчивались катастрофой: море жестоко наказывало за пренебрежение остойчивостью, отправляя корабли на дно. В то же время «лечение» с помощью балласта не только снижало полезное водоизмещение и запас плавучести кораблей, но и ухудшало их ходовые качества: сопротивление более погруженной части корпуса возрастало. Кораблестроители-практики руководствовались собственным опытом и интуицией, которые нередко их подводили.

Добавление балласта в трюм или сокращение парусного вооружения неизменно сопровождалось потерями в скорости. Наступало время, когда опыт и интуиция мастеров и умельцев должны были уступить научно-расчетным методам проектирования кораблей. Кораблестроение постепенно приобретало форму конкретной отрасли промышленности, с определенными понятиями и терминами, многие из которых прошли проверку временем и сохранились до наших дней.

Еще в XVII в.

 Начали появляться первые серьезные сочинения по кораблестроению, из которых следует отметить труды англичан Вальтера Рэлея и Антони Дина (у последнего позже учился искусству строить корабли Петр I). Дин впервые дает рекомендации по применению математических вычислений при постройке кораблей.

Пользуясь расчетами, он строит корабли с размещением провизии и припасов на шесть месяцев плавания, в то время как корабли, построенные мастерами-практиками, могли находиться в море не более трех-четырех месяцев. Для корабля «Рупперт» Дин впервые расчетным путем определил положение грузовой ватерлинии, что позволило на стапеле до спуска корабля на воду прорезать в бортах пушечные порты. Став в 1684г. сервайером (инспектором кораблестроения) английского флота, Дин распорядился при постройке кораблей взвешивать все грузы и детали корпуса, входящие в оснастку, снабжение и вооружение.

Со второй половины XVII в.

Серьезное внимание разработке и внедрению научных начал в кораблестроение стали уделять во Франции, где к решению задач были привлечены известные физики и математики. В 1689г. был издан королевский указ, который гласил, что строители кораблей должны носить титул «инженер-конструктор флота».

В XVIII в. масштабы научной деятельности во французском кораблестроении еще более возросли. В 1746г. член парижской Академии наук астроном Бугер опубликовал свой труд «Рассуждения о кораблях, их конструкции и маневрировании», а в 1749г. в России было издано сочинение члена петербургской Академии наук Леонарда Эйлера (1707—1783) «Наука морская, или трактат о судостроении и управлении кораблями».

Оба сочинения рассматривали вопросы плавучести и остойчивости, развивали основанное Ньютоном учение о сопротивлении жидкости применительно к кораблю и к действию ветра на паруса. Следует отметить, что в обоих сочинениях методы изучения вопросов и полученные результаты весьма близки, причем впервые широко использован метод математического анализа для решения задач, касающихся мореходных качеств корабля. В 1752г. член парижской Академии наук Д'Аламбер опубликовал свои «Очерки новой теории сопротивления жидкости».

Таким образом, зарождалась теория корабля как самостоятельная наука

Параллельно с разработкой научно-расчетных методов проектирования кораблей французские ученые опытным путем выясняли возможности увеличения их скорости. В 1775—1777 гг. Д'Аламбер, Кондорсе и Боссю провели первые опыты по определению сопротивления воды движению тел применительно к задачам судоходства.

В относительно короткий срок французское кораблестроение заняло ведущее положение. Французские корабли, экипажи которых уступали английским в опытности, были более совершенны по конструктивным и ходовым качествам. Англичане признавали, что захваченные французские корабли они использовали в качестве прототипов для усовершенствования собственных, а английские офицеры предпочитали командовать трофейными кораблями. Может ли быть более лестная оценка для кораблестроителя!

В ином направлении решали задачу английские кораблестроители. Они больше полагались на сравнительные испытания уже построенных кораблей. В процессе таких испытаний оценивались скорость, поворотливость и другие мореходные качества кораблей, после чего одному из них отдавалась пальма первенства. Так, при испытаниях судна «Транзит» английское Адмиралтейство обратило внимание на его отличные ходовые качества.

Было решено устроить «Транзиту» сравнительные испытания с лучшим ходоком английского флота —военным шлюпом «Оспрей». «Транзит» обошел шлюп, и его формообразования были рекомендованы кораблестроителям как образцовые. (Заметим, что при таком методе, когда лучший ходок служит моделью для вновь строящихся кораблей с другими тактико-техническими элементами, нередко утрачивались преимущества прототипа).

Однако, несмотря на усилия ученых и кораблестроителей разных стран, самые быстроходные парусные корабли не показывали более 12—13 уз. Для парусного движителя в условиях военного судна это был предел, который так и не был превзойден до последних дней парусного флота. В то же время овеянные романтикой коммерческие клиперы середины XIX в. развивали до 20 уз.

Хотя эпоха парусного флота еще далеко не закончилась, в конце XVIII в. произошли события, которым кораблестроение обязано достижением больших скоростей...

Остойчивость — способность корабля, выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил, вновь возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил.

Запас плавучести — весь непроницаемый объем корпуса корабля, расположенный выше ватерлинии. Запас плавучести характеризуется высотой надводного борта.

Пушечные порты — отверстия для  орудий, прорезанные в  бортах корабля.

История развития Самых Быстрых Кораблей