История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Преодоление тридцатиузлового барьера Кораблем

За 30 лет со времени появления броненосцев их скорость возросла с 11 —12 до 16—18 уз. Много ли это? В свете известных нам трудностей, возникающих при увеличении скорости, ответ может быть только положительным. Ведь понадобилось в 4—5 раз увеличить мощность энергетических установок огромных кораблей, причем это в условиях, когда значительная доля выигрыша от снижения массы и увеличения экономичности установок в процессе их совершенствования «съедалась» непрекращающимся соревнованием между артиллерией и броней.

Как ни парадоксально, именно усилению бронирования история обязана появлением класса кораблей, который сыграл выдающуюся роль в борьбе за скорость. Броня надежно укрывала личный состав и материальную часть кораблей от артиллерийского огня. Ощущалась необходимость в эффективном средстве поражения броненосцев. И такое средство было найдено.

В 1865г. русский изобретатель И. Ф. Александровский предложил морскому министерству проект самодвижущейся мины, названной им «торпедо» (по-итальянски torpedine — электрический скат). Только через три года министерство снизошло до разрешения изобретателю изготовить мину... «за собственные деньги с последующим возмещением». А в 1866г. владелец завода в Австрии англичанин Уайтхед запатентовал самодвижущуюся мину, спроектированную капитаном австрийского флота Лупписом. Таким образом, очередной раз был утрачен приоритет России.

Но дело не только в приоритете. Первая торпеда Уайтхеда имела скорость 6—7 уз, в то время как торпеда Александровского— около 10 уз. Зато Уайтхед сумел быстро организовать массовое производство торпед. Морские державы, и в том числе Россия, приобретали торпеды Уайтхеда либо изготовляли их по закупленным у него лицензиям. Истинный же изобретатель был забыт. Только название, данное им самодвижущейся мине, сохранилось в памяти поколений.

Торпеда быстро совершенствуется и становится грозным оружием. Возрастает ее скорость и дальность действия. И если броненосец, например, мог выдержать ряд попаданий снарядов, то от одной торпеды он погибал или в лучшем случае выходил из строя: ведь торпеда разрушала корабль в незащищенной броней части корпуса — ниже ватерлинии.

С учетом ограниченной дальности действия торпеду нужно было доставлять к позиции залпа. Для этой цели понадобились небольшие корабли — носители торпед, получившие название «миноноски». При небольшом водоизмещении в сочетании с большой скоростью не могло быть и речи о бронировании и сколько-нибудь серьезном артиллерийском вооружении миноносок. Низкий силуэт и высокая скорость должны были стать основными средствами защиты этих небольших кораблей.

Первую миноноску «Рап» водоизмещением 7,5 т со скоростью полного хода около 13 уз в 1873г. Англия построила по заказу Норвегии. Корабль был предназначен для нанесения удара по противнику миной, которая транспортировалась на буксирном тросе, прикрепленном к дымовой трубе корабля. Таким образом, миноноской «Paп» мог быть назван только условно.

Энергично строит миноноски Россия. В начале русско-турецкой войны 1877—1878 гг. ранее упоминавшийся мореплаватель и кораблестроитель контр-адмирал А. А. Попов разработал чертежи миноноски водоизмещением 23 т со скоростью 16 уз. В 1877—1878 гг. на базе проекта Попова было построено около 100 кораблей (рис. 18). Россия вышла на первое место в мире по строительству миноносного флота. Примеру России последовала Англия, а следом за ней Франция, Германия, Италия и другие страны.

 

Рис. 18. Одна из первых русских миноносок

Перед ведущими морскими державами, обладавшими большим количеством броненосцев, встала серьезная проблема. Сомнительной становилась целесообразность постройки крупных дорогих   кораблей, практически не защищенных от торпед.

Высказывались соображения, что вместо малого числа броненосцев, создававших лишь видимость морской мощи, целесообразно иметь большое число недорогих в постройке небольших кораблей различного назначения — торпедных, артиллерийских, таранных. Основной защитой таких кораблей должна была стать высокая скорость, что призвано было сделать их более эффективными и дешевыми, чем корабли броненосного флота. По мнению сторонников этой доктрины, наличие торпедного оружия должно было связать броненосцы в базах и не дать им возможности выйти в море, а потому крупные орудия становились практически бесполезными: достаточно было орудий среднего калибра, установленных на быстроходные корабли.

Преувеличение возможностей торпеды и недооценка артиллерийской мощи и мореходных качеств тяжелых кораблей нашли отражение в кораблестроительных программах морских держав. Взамен миноносок водоизмещением 20—30 т с одним торпедным аппаратом начали строить более крупные и мореходные корабли с усиленным торпедным вооружением, получившие название миноносцев.

 

Рис. 19. Миноносец «Взрыв»

В 1877г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый в мире мореходный миноносец «Взрыв» водоизмещением 160 т со скоростью 12,5 уз (рис. 19). Как видим, за мореходность пришлось расплатиться ростом водоизмещения и снижением скорости: ведь поднадобилось усилить корпусные конструкции корабля, увеличить мощность энергетической установки и бортовой запас топлива.

С учетом результатов испытаний «Взрыва» морское министерство в 1880 г. заказало известному английскому кораблестроителю и предпринимателю Ярроу построить спроектированный в России мореходный миноносец «Батум» водоизмещением 48 т со скоростью полного хода 22 уз. Вооружение на корабль должно было быть установлено с приходом его в Россию.

Ярроу не только не выполнил условия контракта в отношении скорости, но и попытался ввести в заблуждение приемочную комиссию, предъявив на мерной линии искусственно облегченный миноносец. Как мы узнаем позже, английские предприниматели в этом вопросе не делали исключений и для своего Адмиралтейства. Пока же «Батум» был выведен на мерную линию с водоизмещением 33 т вместо 48 т проектных. К примеру, вместо предусмотренных проектом 9 т угля на корабль погрузили лишь 1,5 т. После перехода миноносца в Россию, установки вооружения и укомплектования штатными грузами и запасами «Батум» смог развить около 15 уз.

 

Рис. 20. Миноносец «Батум»

Однако мореходные качества миноносца оказались превосходными, что было продемонстрировано во время перехода из Англии в  Черное море,   прошедшего в  тяжелых штормовых условиях. В Англии писали: «Не приходится сомневаться в том, что замечательные показатели этого судна явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев первого класса (мореходных.— Л.Ш.)». Не успел еще «Батум» бросить якорь в Николаеве, а Ярроу уже начал получать заказы на мореходные миноносцы из ряда стран. Долго еще с тех пор выражение «миноносец типа "Батум" являлось в международной практике синонимом мореходного миноносца (рис. 20).

 

Рис. 21. Миноносец «Котлин» после переоборудования под двухвальную энергетическую установку

С возрастанием мощности энергетических установок возни кала проблема их размещения на относительно небольших кораблях. Уже на «Батуме» цилиндры паровой машины мощностью 500 л. с, выступали над верхней палубой на 650мм. Кроме того, к мореходному миноносцу предъявлялись повышенные требования в отношении надежности и живучести средств движения. С этой целью на «Батуме» была предусмотрена убирающаяся трехмачтовая парусная оснастка. Но это не являлось выходом из положения. Гораздо более заманчивым было решать задачу путем увеличения надежности энергетической установки.

Первыми пошли по этому пути русские кораблестроители, переоборудовав в 1885г. на заводе Берда в Петербурге миноносец «Котлин» водоизмещением 67 т под двухвальную энергетическую установку. Две автономные паровые машины со своими линиями валов и гребными винтами существенно повышали живучесть и надежно резервировали средства движения корабля (рис. 21).

В 1866г. И. Ф. Александровский построил первую русскую подводную лодку с механическим двигателем, на которой впервые в мировой практике была применена система заполнения и продувки цистерн для погружения и всплытия.

История развития Самых Быстрых Кораблей