История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Кризис паровой машины в Кораблестроении

Политическая обстановка последней четверти XIX в.— периода перерастания капитализма в империализм — характеризуется бурным развитием промышленности и процессом ее концентрации. Вместе с тем к концу века, по словам Ф. Энгельса, «Англия быстро утрачивает свою промышленную монополию, Франция и Германия приближаются к промышленному уровню Англии, и Америка обещает изгнать их всех с мирового рынка как по части промышленных, так и по части земледельческих товаров».

Промышленный бум непосредственно отразился на кораблестроении. Вновь строящиеся корабли Франции, Германии и США по основным тактико-техническим показателям все чаще не уступали английским, а порой и превосходили их, «Владычица морей» не желала мириться с подобным положением и изыскивала любые возможности  для  усиления  своего  флота.

В конце XIX в. английский парламент принял закон, согласно которому любое судно, рассчитанное на скорость свыше 17 уз, должно было проектироваться и строиться под надзором Адмиралтейства. При этом за Адмиралтейством оставалось право фрахта таких судов в случае войны. В свою очередь Адмиралтейство оказывало компаниям, строящим быстроходные суда, финансовую помощь.

Одним из первых получил субсидию роскошный трансатлантический лайнер «Сушеник» валовой вместимостью 17 тыс. рег. т со скоростью 20 уз. На судне были предусмотрены места для установки 150-мм орудий и хранения боезапаса.

В начале XX в. в Англии уже действовал прейскурант на мобилизуемые у судовладельцев во время войны быстроходные суда. При скорости судна не менее 22 уз судовладельцу выплачивалось 25 шиллингов, а при скорости до 20 уз — 20 шиллингов за одну регистровую тонну.

В 1907г. были спущены на воду два английских суперлайнера валовой вместимостью около 32 тыс. peг. т — «Мавритания» и «Лузитания». Адмиралтейство обязалось оплатить судостроительной компании стоимость постройки обоих лайнеров при ряде условий, среди которых были следующие: скорость полного хода 24,5 уз; резервирование мест для установки двенадцати 150-мм орудий; расположение машинных отделений ниже ватерлинии и защита их со стороны бортов угольными бункерами. Кроме того, было поставлено условие, чтобы ни один из командных постов на лайнерах не был занят иностранцем и чтобы не менее 3/4 экипажа составляли британские подданные, На судах должны были регулярно проводиться боевые учения,

Заметным событием в кораблестроении конца XIX в. явилась закладка в 1899г. в Германии крейсера 2-го ранга «Новик» водоизмещением 3080 т для России. Крейсер унаследовал имя винтового корвета «Новик», погибшего в 1863г. у берегов Северной Америки в результате посадки на камни из-за тумана.

Любопытно происхождение названия «Новик» для кораблей русского флота. Согласно словарю, слово «новик» означает все новое, свежее; в старину— новобранец, новичок. В XVI в. дворянин обыкновенно начинал службу с 15 лет, а до этого числился в недорослях. Попав на службу и будучи занесен в служебный список, он становился «новиком».

Новик — синоним нового, прогрессивного, и русский крейсер в полной мере соответствовал своему названию. При относительно небольшом водоизмещении корабль имел на вооружении шесть 120-мм, шесть 47-мм и два 37-мм орудия. Энергетическая установка мощностью 17 тыс. л. с. с хорошими массогабаритными показателями позволяла на полном ходу развивать около 26 уз (рис. 29). В то время ни один флот в мире не располагал более быстроходным крейсером.

 

Рис. 29. Крейсер 2-го ранга «Новик»

Блестяще проявил себя «Новик» в русско-японской войне 1904—1905 гг. Крейсер систематически выходил в море и неоднократно участвовал в сражениях с вражескими кораблями. Почти ежедневные выходы «Новика» создали ему среди личного состава, эскадры и гарнизона Порт-Артура ореол непобедимости, и имя крейсера произносилось как пример героизма, достойный подражания. Вот как описаны в японской официальной истории действия «Новика» в одном из сражений: «Крейсер, по которому стрелял «Якумо», сражался, подходя к нам с разных сторон; один снаряд из 8-дюймовой пушки попал в самую середину левого борта «Новика» и взорвался. Однако этот крейсер не растерялся и все еще шел вперед, поддерживая сильную стрельбу...». Что может быть более объективным, чем положительная оценка противника!

Когда русская эскадра совершала переход из Порт-Артура во Владивосток и была атакована неприятелем в Желтом море, из всех кораблей эскадры лишь «Новик», используя преимущество в скорости, сумел прорваться сквозь строй вражеских кораблей в Тихий океан, незамеченным обойти Японские острова с востока и стать на рейд поста Корсаковского (южная оконечность о. Сахалин) для заправки углем.

Пополнив запасы, «Новик» направился во Владивосток, но был встречен японским крейсером «Цусима». Причинив «Цусиме» серьезные повреждения, «Новик» вынудил вражеский корабль выйти из боя. Но и русский крейсер получил несколько пробоин, причем одну ниже ватерлинии, и, кроме того, израсходовал почти весь запас топлива. Полузатопленный «Новик» вернулся на рейд поста Корсаковского для устранения повреждений и для заправки топливом.

Загрузка...

Ночью на помощь «Цусиме» подошел мощный японский крейсер «Титосэ». Было ясно, что японцы не выпустят поврежденный русский корабль, и командир принял решение затопить крейсер, предварительно сняв с него и уничтожив все, что могло быть использовано противником.

«Новик» затопили в миле от берега, с тем расчетом, чтобы впоследствии можно было поднять его и вновь ввести в строй. Моряки не могли предположить, что по Портсмутскому договору южная часть Сахалина вместе с затопленным кораблем отойдет к Японии. После войны японцы подняли крейсер, отремонтировали и  ввели в состав флота под названием «Сутзуя»

Говоря о «Новике», мы перешагнули в XX век; между тем накануне его произошли события, имеющие самое непосредственное   отношение   к   эволюции ходовых   качеств кораблей.

Несмотря на то что конец XIX в. был отмечен совершенствованием корабельных энергетических установок, возможность дальнейшего увеличения скорости кораблей на базе паровой машины становилась все более проблематичной. Динамика улучшения основных показателей корабельных энергетических установок видна из табл. 4. Очевиден стремительный прогресс, но...

Английское Адмиралтейство, упорно настаивавшее на создании самых быстроходных в мире кораблей, заказало несколько опытных истребителей с контрактной скоростью 32—33 уз. Первый из них—«Экспресс» водоизмещением 515 т с энергетической установкой мощностью 9250 л. с. был построен в 1898г. Даже при столь солидном водоизмещении на корабле с трудом удалось разместить машины трехкратного расширения, и они выступали над верхней палубой, что придавало кораблю своеобразный силуэт (рис.30). Но не в силуэте было дело.

В течение трех лет около 40 раз выходил «Экспресс» на мерную линию, но так и не показал контрактную скорость. В конечном итоге корабль был принят Адмиралтейством со скоростью 31 уз. Судьба остальных опытных истребителей оказалась не лучшей: ни один из них не смог развить более 30—31 уз.

 

Рис. 30. Истребитель «Экспресс»

Не только на истребителях, но и на более крупных кораблях по мере увеличения скорости все труднее было размещать мощные паровые машины. Скорость поршня не свыше 3 м/с и необходимость в огромных цилиндрах ограничивали агрегатную мощность машин пределом 17—18 тыс. л. с. Правда, в 1903 г. для немецкого пассажирского лайнера «Кайзер Вильгельм II» была построена паровая машина мощностью 22 тыс. л. с, длиной 22 м и высотой 12,8 м. Талант создателей уникального двигателя заслуживает восхищения, но это был двигатель не для корабля.

Таблица 4 Эволюция характеристик корабельных энергетических установок

 

Характеристика

Годы

1820

1850

1870

1890

Удельная масса,

кг/л. с.

800

180-300

120-200

60-120

Удельный расход топлива, кг/(л. с.ч)

6,0

4,8-6,0

1,1-1,8

0,7-1,1

Максимальная агрегатная мощность, л. с.

1000

17 500

Проблему можно было решать путем распределения мощности на несколько гребных валов; это облегчало компоновку, но ухудшало массовые и экономические показатели установки, как обычно бывает в энергетике при дроблении мощностей. Кроме того, разместить на небольших кораблях даже двухвальную энергетическую установку с мощными паровыми машинами было далеко не просто, о чем свидетельствует опыт «Экспресса».

Возможности паровой машины в кораблестроении были практически исчерпаны. Задачу дальнейшего увеличения скорости кораблей нужно было решать на базе двигателя другого типа.

История развития Самых Быстрых Кораблей