История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Корабли в Войне конца XIX в.

Японо-китайская и испано-американская войны конца XIX в. и особенно русско-японская война 1904—1905 гг. показали, что скорость кораблей является одним из главных тактических элементов, позволяющих выбрать наивыгоднейшие условия боя — дистанцию, место и время и сосредоточить удар в желаемом направлении. Так, например, одной из главных причин поражения русского флота в Цусимском бою являлось превосходство японской эскадры в скорости: 14 уз против 9. Но не только в отношении скорости были сделаны выводы.

Выяснилось, что необходимо оснащать корабли возможно большим числом орудий самого крупного калибра. В значительном усилении нуждалось бронирование тяжелых кораблей и их противоторпедная бортовая защита. Вскрылись крупные недостатки в вопросах непотопляемости кораблей. Очевидно было, что реализация повышенных требований повлечет за собой увеличение водоизмещения кораблей всех классов.

Уже в конце 1904г. английское Адмиралтейство создало авторитетную комиссию, которая с учетом опыта русско-японской войны разработала программу кораблестроения. Комиссия рекомендовала на всех без исключения вновь строящихся кораблях применять в качестве двигателей только паровые турбины. Этим рекомендации не ограничились...

В рекордно короткий срок в Англии был построен броненосец «Дредноут», название которого надолго стало нарицательным для кораблей подобного Назначения, впоследствии переименованных в линейные корабли (линкоры). «Дредноут» не был броненосцем в привычном для той поры понимании этого слова. Все прежние броненосцы безнадежно устарели по сравнению с ним. При водоизмещении 22 тыс. т корабль был вооружен десятью 305-мм орудиями главного калибра, а для отражения атак миноносцев — двадцатью 75-мм орудиями. Поясная броня толщиной 275мм посередине и 100мм в оконечностях защищала корабль по всей длине ватерлинии. Четырехвальная турбинная установка мощностью 23 тыс. л. с. позволяла развивать на полном ходу 21 уз.

Примеру Англии быстро последовали другие страны. К 1910г. на верфях мира было заложено около 70 линейных кораблей.

Комиссия рекомендовала также два типа истребителей: хорошо вооруженный мореходный для открытого моря и более крупный быстроходный миноносный с сильным артиллерийским вооружением. Для истребителей первого типа водоизмещением около 850 т была предусмотрена скорость полного хода 33 уз. Но проектировщики плохо сбалансировали тактико-технические элементы кораблей: при водоизмещении около 1000 т и относительно слабом вооружении истребители имели недостаточную дальность плавания. Правда, благодаря турбинной установке мощностью 15 тыс. л. с, контрактная скорость была значительно превышена и составила 35—37 уз, но это не могло служить компенсацией столь серьезных недостатков.

Не обошлось гладко и с истребителями второго типа — прообразом лидеров эскадренных миноносцев. Запланированная серия ограничилась головным кораблем. Несмотря на мощное артиллерийское вооружение (четыре 102-мм орудия), тактико-технические данные «Свифта» не оправдывали его возросшего до 1875 т водоизмещения. Кроме того, контрактные 36 уз так и не были получены, несмотря на то что энергетическую установку форсировали на испытаниях сверх проектных 30 тыс. л. с. Попытки выжать скорость методами, применявшимися во времена 30-узловых истребителей, были пресечены Адмиралтейством. Корабль был сдан флоту со скоростью 35 уз.

Вслед за Англией паровая турбина получила признание во флотах других стран, хотя и небезоговорочно. Когда на французском миноносце № 243 водоизмещением 92 т паровую машину заменили турбиной той же мощности, корабль смог развить лишь 21 уз, в то время как до замены двигателя показывал 24 уз. Но кораблестроители не поддались гипнозу цифр и нашли подлинную причину неудачи: на корабле, спроектированном под паровую машину, был применен турбинный двигатель. Естественно, что при этом конструкторам пришлось думать не столько об эффективных технических решениях, сколько о том, как осуществить замену. Все стало на свои места, когда был построен и испытан миноносец № 293 водоизмещением 94 т, специально спроектированный под турбинную установку. Корабль показал 27 уз, превысив контрактную скорость более чем на 2 уз.

С 1903г. к строительству турбинных кораблей приступила Германия, а с 1907г.— США. С целью задержать распространение турбинных установок во флотах других стран немцы широко использовали дезинформацию. Немецкая пресса 1905— 1906 гг. систематически помещала материалы, компрометирующие применение турбин в кораблестроении, не брезгуя при этом вымышленными данными, вроде того, что экономичность паротурбинных установок в 2—2,5 раза ниже, чем паромашинных. В то же время из 36 немецких истребителей, вступивших в строй в 1904—1907 гг., половина была оснащена турбинными установками.

Выжидательную позицию в отношении турбинного двигателя заняло русское морское министерство. К 1907г. в русском флоте числился лишь один турбинный корабль — ранее упомянутый опытный миноносец американской постройки «Ласточка» с комбинированной турбомашинной установкой.

Распространение паровых турбин сдерживалось их относительно небольшой экономичностью в диапазоне умеренных скоростей. Причина указанного недостатка заключалась в том, что с увеличением числа оборотов КПД турбины возрастает, а габариты и масса снижаются. Но мы знаем, что гребной винт имеет наибольший КПД при довольно умеренном числе оборотов. Чтобы как-то примирить эти антагонистические требования, турбину приходилось выполнять малооборотной в ущерб КПД, компенсируя это увеличением КПД винта. Естественно, что при малых и умеренных ходах корабля, когда число оборотов гребного вала снижалось, пропорционально снижался и КПД турбины.

Однако и этот «козырь» паровой машины в скором времени оказался битым. Решил задачу все тот же Ч. Парсонс, «помиривший» турбину с гребным винтом простым и эффективным способом. Парсонс отказался от турбин, непосредственно связанных с винтом через гребной вал, и применил зубчатую передачу (редуктор), с помощью которой число оборотов гребного вала снижалось до необходимого при сохранении высокого числа оборотов турбины. Правда, масса первых турбинных установок с редуктором примерно на 10% превышала массу установок с прямодействующими турбинами, но это превышение перекрывалось массой сэкономленного топлива.

Загрузка...

В ходе русско-японской войны выявилась необходимость в кораблях, способных осуществлять дальнюю разведку с боем, наведение неприятеля на свои главные силы и в то же время вести самостоятельные действия против сильного противника. Такие задачи были по плечу хорошо вооруженным кораблям со скоростью значительно большей, чем у броненосцев. Идею подобного корабля выразил все тот же адмирал Фишер: «Идеальный боевой корабль должен обладать самой крупнокалиберной главной артиллерией, самой мелкокалиберной средней артиллерией. Его оборонительные качества необходимо принести в жертву скорости хода, которая является его лучшей защитой».

Создать такой корабль было непросто. Речь могла идти лишь о сугубо компромиссных тактико-технических элементах, когда одни качества должны быть принесены в жертву ради других. Так появились линейные крейсеры.

В 1906г, в Англии были заложены три первых линейных крейсера водоизмещением 17 800 т, со скоростью 26,5 уз, вооруженные восемью 305-мм орудиями главного калибра. В дальнейшем скорость английских линейных крейсеров была доведена до 30—32 уз, а калибр орудий увеличен до 380мм.

Вслед за Англией к строительству линейных крейсеров приступили Германия и Япония. Однако ни по размерам, ни по вооружению, ни по скорости линейные крейсеры этих стран не шли ни в какое сравнение с английскими. К постройке линейных крейсеров приступили Россия и США.

В 1912г. была заложена серия русских линейных крейсеров типа «Измаил» водоизмещением 32 500 т со скоростью 26,5 уз, с девятью орудиями главного калибра 356мм. Корабли не были достроены, и после первой мировой войны их корпуса были проданы на слом.

В США по кораблестроительной программе 1916 г. была намечена постройка шести линейных крейсеров, но затем часть кораблей была перестроена в авианосцы, а строительство других прекращено.

Самым совершенным и мощным из всех построенных линейных крейсеров считался заложенный в 1916г. и сданный флоту в 1920г. английский «Худ» водоизмещением 46200 т, вооруженный восемью 380-мм орудиями главного калибра, со скоростью полного хода 32 уз (рис. 36). В течение многих лет «Худ» являлся национальной гордостью Англии, олицетворением ее морской мощи. В мае 1941г. в бою с немецким линкором «Бисмарк» через 5 мин после начала артиллерийской дуэли на дистанции около 13миль от попадания 380-мм снаряда в артпогреб «Худ» взорвался и затонул.

 

Рис. 36. Линейный крейсер «Худ»

История линейных крейсеров явилась лишним подтверждением того, что никакой даже первостепенный показатель, если он достигнут в явный ущерб другим, не гарантирует боевую эффективность корабля. Идеальных боевых кораблей из линейных крейсеров не получилось. Адмирал Фишер не оказался  пророком.

Борьба за скорость успешно продолжалась, но кораблестроение, как и всякое инженерное искусство, развивалось потому, что представляло собой непрерывный поиск оптимальных решений, отвечающих требованиям момента. Если паровая машина в течение многих десятилетий монопольно применялась на кораблях, то паровой турбине столь спокойная жизнь не была уготована. В самом начале развития ей пришлось выдержать упорную борьбу с двигателем, имевшим в принципе лишь одно преимущество, но какое!

История развития Самых Быстрых Кораблей