История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Торпедные Катера

В самом конце войны с австрийского линкора «Сент Истван» заметили два мчавшихся навстречу линкору крохотных торпедных катера, носовая часть которых была поднята над водой. На линкоре оценили обстановку лишь тогда, когда на расстоянии нескольких кабельтовых  катера резко отвернули, выпустив торпеды. Но было уже поздно. Мощный взрыв потряс воздух, и новейший линкор водоизмещением 22 тыс. т в считанные мгновения скрылся под водой.

До сих пор мы говорили о водоизмещающих кораблях, которые как на стоянке, так и на ходу удерживаются у поверхности воды силой поддержания. Как мы уже знаем, полное сопротивление таких кораблей при увеличении скорости растет по закону кубической зависимости.

Первым, кто попытался отступить от указанного принципа, был известный английский кораблестроитель пастор Чарльз Рамус, предложивший в 1870г. проект миноносца водоизмещением около 2500 т, скользящего по поверхности воды. Предложение произвело впечатление, и Адмиралтейство поручило В. Фруду срочно испытать модель необычного судна в бассейне. Результаты испытаний не очень порадовали пастора.

Фруд дал заключение, что хотя скольжение по воде в принципе возможно, корабль Рамуса затонет под тяжестью одной только энергетической установки, без которой он не сможет развить скорость, необходимую для скольжения.

Однако священнослужитель отличался упорством. Вскоре он предложил другой вариант скользящего судна водоизмещением 200 т, и вновь проект был забракован из-за отсутствия подходящих легких двигателей. Рамус умер, не увидев воплощения в жизнь своей идеи.

Прошло 13 лет, и один из пионеров авиации во Франции инженер Шарль Д'Аламбер обратился к идее Рамуса. Д'Аламбер построил судно необычной конструкции, основу которого составляли четыре бочки, соединенные общей рамой. Под бочками поперек судна наклонно к поверхности воды располагались одна за другой четыре доски, на которые судно должно было опираться при движении. Необычное сооружение соединили тросом с упряжкой лошадей и провели буксировку. Опыт оказался удачным: судно всплывало и скользило по воде.

В 1897г. Д'Аламбер испытал первое самоходное скользящее судно, которое состояло из двух байдарок, соединенных четырьмя поперечными рамами. Под днищем байдарок были укреплены одна за другой четыре пары досок, угол наклона которых к поверхности воды можно было регулировать. На помосте размещались котел и паровая машина, движителем служил гребной винт (рис. 39). Результат превзошел все ожидания: судно скользило по воде со скоростью около 20 уз. Развивая свой успех, Д'Аламбер в 1905г. строит скользящее судно с бензиновым мотором. Суда нового типа получили название «глиссеры» (от французского слова glisser — скользить).

Принцип глиссирования основан на том, что частицы жидкости обладают инерцией, и если умело использовать ее, можно значительно снизить сопротивление при движении судна. Вспомним, как рикошетирует плоский камешек, брошенный под малым углом к поверхности воды. Сила, не дающая камешку сразу утонуть, есть не что иное, как реакция воды, возникающая благодаря инерции ее частиц и не позволяющая им мгновенно расступиться перед камешком.

Аналогичное явление возникает при движении глиссера с плоским днищем на большой скорости. На днище создается сила, которая поднимает корпус из воды, в результате чего резко снижается сопротивление. Чем выше скорость, тем больше корпус будет всплывать.

 

Рис. 39. Первый самоходный глиссер Д'Аламбера

Пока глиссер стоит на месте или движется с очень малой скоростью, он удерживается у поверхности воды только силой поддержания. С увеличением скорости наступает момент, когда начинает сказываться инерция частиц воды, и на днище, кроме силы поддержания, начинает действовать гидродинамическая сила. Эту силу, направленную под углом к днищу, близким к прямому, можно разложить на две составляющие: одну — действующую вертикально вверх и другую — направленную горизонтально в сторону, обратную движению судна (рис. 40). Первая составляющая носит название гидродинамической подъемной силы; вместе с силой поддержания они в сумме равны массе судна и удерживают его у поверхности воды. Другая составляющая представляет собой сопротивление.

 

Рис. 40. Гидродинамическая сила при глиссировании и ее составляющие

С увеличением скорости глиссера гидродинамическая сила возрастает, а вместе с ней возрастают ее составляющие. Так как гидродинамическая подъемная сила и сила поддержания, удерживающие судно у поверхности, всегда должны быть равны массе судна, то сила поддержания по мере роста гидродинамической подъемной силы уменьшается.

Загрузка...

Когда скорость станет значительной, сила поддержания будет очень малой по сравнению с гидродинамической подъемной силой. Одновременно с уменьшением силы поддержания уменьшается и объемное водоизмещение; судно всплывает. Глиссирование начинается тогда, когда главной силой, удерживающей судно у поверхности воды, становится гидродинамическая подъемная сила, а сила поддержания начинает играть вспомогательную роль.

Отсутствие (точнее, малая величина) волнового сопротивления у как бы поднятого над водой глиссера позволяет достичь на нем значительно большей скорости, чем на судне равного водоизмещения с энергетической установкой такой же мощности. Однако высокая скорость глиссеров достигается при относительно большой затрате мощности, что в свою очередь требует мощных и одновременно легких и компактных двигателей.

Чем больше водоизмещение глиссера, тем большей должна быть скорость, при которой начинается глиссирование. Так, например, если при водоизмещении 27 т глиссирование начинается примерно при 32 уз, то при водоизмещении 1000 т для выхода на режим глиссирования нужно развить около 58 уз.

 

Рис. 41. Итальянский торпедный катер периода первой мировой войны

Глиссеры получили распространение с появлением бензиновых моторов, которые имеют отличные удельные массовые показатели (на гоночных глиссерах —менее 0,2 кг/л. с). Однако весьма незначительная агрегатная мощность моторов вынуждает ограничивать и водоизмещение глиссеров, поэтому до сих пор водоизмещение судов и кораблей этого типа обычно не превышает 250 т.

Столь эффективный способ движения по воде, как глиссирование, не мог оставить кораблестроителей равнодушными. Особенно заманчиво было применить глиссеры в качестве носителей торпед: ведь даже небольшие миноносцы легко обнаруживались неприятелем на значительном расстоянии от объекта атаки и представляли хорошую мишень для артиллерии. Именно это имел в виду С. О. Макаров, когда незадолго до русско-японской войны писал: «Лучшая защита миноноски от снарядов есть ее малая величина.

Теперь миноноски так выросли в размерах, что это качество в значительной мере утратилось». Отчасти именно поэтому при обороне Порт-Артура русские моряки использовали переоборудованные корабельные катера в качестве торпедных. Было выпущено четыре торпеды, при этом катер с броненосца «Победа» потопил японский миноносец.

Небольшой быстроходный сравнительно дешевый корабль которому благодаря малой осадке не страшны торпеды и мины, заманчиво было использовать в качестве торпедоносителя. Правда, мореходность глиссеров была ограничена волнением моря 3—4 балла. Это объясняется следующим: сила поддержания глиссера при большой скорости становится столь малой, что уже при сравнительно небольшом волнении моря глиссер отрывается от воды, а затем, падая, испытывает большие ударные нагрузки на корпус. Кроме того, в связи с ограниченным водоизмещением дальность плавания глиссеров относительно невелика.

Однако, несмотря на указанные специфические недостатки, торпедные катера были созданы, и в ходе первой мировой войны получили признание. За годы войны их было построено около 300 единиц. Только Италия, имевшая к концу 1916г. 46 торпедных катеров, за два последующих года построила еще 153 катера. Наиболее быстроходные из них развивали скорость около 40 уз (рис. 41).

Кабельтов — 1/10 часть морской мили (185,2м).

История развития Самых Быстрых Кораблей