История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Атомные Энергетические Установки Кораблей

По мере развития ядерной физики все отчетливее вырисовывалась перспектива создания атомных энергетических установок. Первый практический шаг в этом направлении сделал Советский Союз, где в 1954г. была построена атомная электростанция.

В 1959г. под флагом СССР вступило в строй первое в мире атомное судно — ледокол «Ленин», который уже более 20 лет успешно проводит караваны торговых судов в тяжелых условиях Заполярья.

В последние годы заступили на арктическую вахту мощные советские атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь»...

В ином направлении развивалась ядерная энергетика в США, где огромные материальные средства и научные силы были сосредоточены на создании атомных боевых кораблей. В 1955г. покинула верфь первая атомная подводная лодка США «Наутилус», и командир ее передал в эфир открытым текстом: «Идем на атомной энергии».

В таких условиях по указанию ЦК КПСС и Советского правительства в нашей стране в кратчайший срок был создан атомный подводный флот. Советские подводные атомоходы неоднократно пересекали Северный Ледовитый океан подо льдами, всплывали в районе Северного полюса. В канун XXIII съезда КПСС группа атомных подводных лодок совершила кругосветное плавание, пройдя около 22 тыс. миль под водой без всплытия...

Из принципиальной схемы атомной энергетической установки (рис. 59) видно, что основным ее отличием от паросиловой является замена парового котла реактором, в котором осуществляется регулируемая цепная реакция деления атомов ядерного топлива с выделением тепла, используемого для получения пара в парогенераторе.

Особенно большие возможности атомная энергетика открыла для подводных лодок, позволив решить две наиболее актуальные проблемы — увеличения подводной скорости и увеличения длительности плавания под водой без всплытия. Ведь самые совершенные дизель-электрические подводные лодки не могут развить под водой более 18—20 уз, да и эту скорость поддерживают лишь около часа, после чего вынуждены всплывать для зарядки аккумуляторных батарей.

Атомная установка создала для подводных лодок реальную перспективу не только сравняться в скорости с надводными кораблями, но и превзойти их. Как мы знаем, в погруженном состоянии подводная лодка не испытывает волнового сопротивления, на преодоление которого быстроходные надводные водоизмещающие корабли затрачивают большую часть мощности энергетической установки.

 

Рис. 59. Принципиальная схема корабельной атомной энергетической установки: 1-гребной винт; 2-редуктор; 3-турбина; 4— парогенератор; 5-водоводяной реактор; 6— циркуляционный насос первого контура; 7-питательный насос второго контура; 8-конденсатный насос второго контура; 9-главный конденсатор

Для надводного корабля атомная энергетическая установка не открывает таких огромных возможностей, но тоже позволяет решить ряд далеко не второстепенных проблем. Бесспорным преимуществом атомных надводных кораблей является большая автономность и практически неограниченная дальность плавания с высокими скоростями. Для атомного надводного корабля понятие «экономический ход» теряет свой обычный смысл. Ведь энергия 1 кг ядерного топлива (урана-235) эквивалентна энергии примерно 2000 т мазута. Таким образом, массовый расход топлива не влияет на водоизмещение корабля, и он может пройти сотни тысяч миль без дозаправки топливом.

К преимуществам атомных надводных кораблей за рубежом относят также полную независимость от запасов обычного топлива, хранилища которого легко уязвимы и являются заманчивыми объектами для ударов противника во время войны.

В 1958г. США заложили первый атомный надводный корабль крейсер УРО «Лонг Бич» (рис. 60). К 1979г. в США было построено 11 атомных надводных кораблей. Основные тактико-технические данные некоторых из них приведены в табл. 14. Обращает на себя внимание довольно умеренная скорость кораблей — как правило, меньшая, чем у прототипов с энергетическими установками на органическом топливе.

Основная причина — большая удельная масса атомных энергетических установок. Так, удельная масса установки «Бейнбриджа» мощностью 60 тыс. л. с. составляет около 50 кг/л. с, в то время как паросиловые установки той же мощности американских фрегатов УРО имеют удельную массу не более 12 кг/л. с, а с учетом бортового запаса топлива (около 500 т) — не более 22 кг/л. с.

 

Рис. 60. Атомный крейсер УРО «Лонг Бич»

Основной причиной утяжеления атомных энергетических установок является биологическая защита, в состав которой входят свинец, сталь, бетон и другие материалы. Кроме того, масса возрастает из-за необходимости иметь в составе энергетической установки паровые котлы и запас органического топлива на случай выхода из строя атомных реакторов.

Таблица 14 Основные  тактико-технические  данные  надводных атомных кораблей США

Класс, название корабля

Год

пост-

ройки

Водоиз-

мещение

(полное).

т

Мощность

энергети-

ческой

установки

и число

валов,

тыс. л с.Хп

Скорость

полного

хода,

уз

Дальность

плавания.

тыс.

миль

Крейсер   УРО   «Лонг Бич»

1961

17 100

40X2

30

360

Ударный авианосец «Энтерпрайз»

1961

89 60 0

70X4

Около 35

400

«Крейсер УРО «Бейнбридж»

1962

8600

30X2

30

400

Крейсер УРО   «Тракстан»

1967

9 130

30X2

29

450

Ударный       авианосец

«Дуайт Д. Эйзенхауэр»

1977

95 500

70X4

Около 30

1500

Крейсер УРО «Техас»

1977

10 000

30X2

Около 30

----

Какой ценой достигаются достоинства атомных надводных кораблей, видно из сопоставления аналогично вооруженных атомного корабля «Бейнбридж» и крейсера УРО США «Леги» с паросиловой установкой. Полное водоизмещение «Бейнбриджа» составляет 8600 т, а «Леги» — 7000 т. Корабль оснащен энергетической установкой мощностью 85 тыс. л. с. В результате скорость полного хода «Леги» составляет 34 уз, в то время как «Бейнбридж» с его менее мощной установкой и значительно большим водоизмещением не может развить более 30 уз.

По мнению американских специалистов, для возможности широкого применения атомных энергетических установок на надводных кораблях необходимо довести их удельную массу до 27—29 кг/л. с. По сообщениям американской прессы, за последние двадцать лет достижения в корабельной атомной энергетике позволили снизить удельную массу установок авианосцев примерно на 30% и крейсеров на 20% при одновременном увеличении времени эксплуатации атомных реакторов без перезарядки активных зон до 10—13 лет.

Если учесть, что активные зоны реакторов первых кораблей перезаряжались каждые 3—4 года, то именно этим можно объяснить значительное увеличение дальности плавания атомных надводных кораблей США, построенных за последние годы.

За рубежом отсутствует единое мнение о целесообразности постройки атомных надводных кораблей; по-прежнему их строят только США. Очевидно, решающими окажутся тактика войны на море и результаты совершенствования корабельной атомной энергетики.

История развития Самых Быстрых Кораблей