История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Катамараны

При всех достоинствах и перспективности кораблей с динамическими принципами поддержания, водоизмещающие корабли в силу известных нам специфических преимуществ в обозримом будущем, по-видимому, не сдадут главенствующих позиций, которые они занимают в военных флотах.

Поиск наиболее эффективных формообразований привел кораблестроителей к катамаранам, а точнее, «катту-маранам», что в переводе с языка томилов, населяющих побережье южной Индии и о. Цейлон, означает «спаренные деревья». Подобные суда были известны человеку с древнейших времен. Они представляли собой лодку, соединенную с бревном-противовесом, или конструкцию из двух и более скрепленных между собой лодок. Катамараны во все времена были известны как хорошие ходоки.

В наше время катамаранами обычно называют суда, состоящие из двух корпусов, соединенных между собой жесткой конструкцией — «мостом», или такие, у которых носовая часть выполнена однокорпусной, а ближе к корме корпус раздваивается.

Остойчивость катамаранов обеспечивается за счет большого расстояния между корпусами, что позволяет резко уменьшить ширину корпусов до минимальной, лимитируемой плавучестью. Так, у парусных катамаранов отношение длины корпуса к ширине может составлять 15—22— значение, практически недоступное для кораблей и судов обычных типов. Правда, стремление сузить каждый корпус приводит к резкому увеличению осадки, а с ростом осадки возрастают смоченная поверхность и сопротивление трения, зато существенно снижается волновое сопротивление. Это именно те условия, которые предпочтительны для быстроходных кораблей.

Однако и здесь не обходится без «но». Как мы уже знаем, при увеличении отношения длины корпуса к ширине возрастает масса корпуса. Кроме того, при чрезмерно большой осадке волнообразование катамарана становится сопоставимым с аналогичным по водоизмещению однокорпусным кораблем, а порой и превышает его.

В попытке устранить этот специфический недостаток кораблестроители обратились к полупогружной схеме, иногда называемой поплавковой. Конструкция представляет собой два несущих подводных корпуса сигарообразной формы, соединенных продольными стойками с надводной платформой — мостом (рис. 77). В таком варианте площадь действующей ватерлинии резко сокращается. Снижается сопротивление воды движению корабля за счет практически полного исключения волнового сопротивления.

Кроме того, улучшаются мореходные качества корабля в штормовую погоду. Характеристики поведения корабля на волнении (качка, заливаемость, снижение скорости) определяются возмущающими силами, величина которых зависит от степени волнения моря и формы обводов корпуса корабля. Обводы корпуса в свою очередь характеризуются площадью, формой и величиной действующей ватерлинии. С учетом этих соображений специалисты ВМС США уделяют серьезное внимание разработке полупогружных катамаранов типа SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull).

Кроме хороших ходовых и мореходных качеств корабли типа SWATH характеризуются надводным корпусом, форма которого не лимитируется требованиями гидродинамики. Согласно проектным проработкам длина корпуса составляет примерно 2/3—3/4 от длины однокорпусного корабля эквивалентного водоизмещения, а ширина корпуса по палубе примерно в 2 раза больше. Такие соотношения обеспечивают удобное размещение оборудования,   вооружения   и   технических   средств.

В 1969г. по заказу ВМС США был разработан экспериментальный полупогружной катамаран «Каималино» водоизмещением 190 т с газотурбинной энергетической установкой мощностью 4000 л. с. и скоростью полного хода 25 уз. В 1973 г. - корабль был построен, и с тех пор на нем отрабатываются проблемные вопросы и конструктивные решения (рис. 78).

 

Рис. 77. Схема полупогружного катамарана: а — ватерлиния на «стопе»; б — ватерлиния на ходу

По опубликованным сведениям, в США проводились проектные проработки кораблей типа SWATH в вариантах авианосцев, эсминцев и сторожевых кораблей. Модельные испытания  показали,  что выигрыш в мощности энергетической установки по сравнению с аналогичными водоизмещающими кораблями может составить около 50% (рис.79).

В течение последних лет внимание ВМС США привлечено к так называемому кораблю-гибриду типа HYSWAS (Hydrofoil Small Waterplane Area Ship), корпус которого состоит из верхней обычной и нижней сигарообразной частей, по аналогии с корпусом  полупогружного катамарана типа  SWATH. Относительно тонкая продольная стойка соединяет верхний и нижний корпуса. Но есть и существенное отличие: на нижней части корпуса расположены подводные крылья (рис. 80).

 

Рис. 78. Экспериментальный катамаран ВМС США «Каималино»

В водоизмещающем режиме движения плавучесть корабля обеспечивается в основном за счет подводного корпуса, стойки и небольшого участка днища надводного корпуса. При увеличении скорости подводные крылья помогают разгрузить основной корпус и поднять его над поверхностью воды. В воде остается только несущий сигарообразный корпус.

Загрузка...

При этом резко сокращается площадь действующей ватерлинии и улучшаются ходовые и мореходные качества, как и на кораблях типа SWATH.

 

Рис. 79. Предположительное изображение катамарана-авианосца

Проектные проработки и испытания моделей показали, что подобный корабль обладает рядом серьезных достоинств, среди которых — возможность достижения скорости порядка 50 уз при волнении моря 5—6 баллов и значительная полезная нагрузка при конфигурации корпуса, удобной для размещения вооружения и технических средств.

На рис. 81 представлено проектное изображение корабля типа HYSWAS водоизмещением 2000 т в авианесущем варианте. Энергетическая установка состоит из двух газотурбинных двигателей мощностью по 25 тыс. л. с. В качестве движителей предусмотрены соосные гребные винты противоположного вращения. 

Очевидно, что строительство полупогружных кораблей всех типов требует решения ряда проблем технического характера. Одна из основных — разработка технологии строительства достаточно крупного корпуса с малой массой, что вызовет необходимость использования алюминиевых сплавов в масштабах, небывалых для сегодняшнего кораблестроения.

Необходимо учитывать, что из-за чрезмерно большой осадки полупогружные корабли будет трудно использовать в мелководных акваториях и каналах, а для базирования их понадобятся специальные средства и приспособления.

 

Рис. 80. Схематическое изображение корабля типа HYSWAS а — ватерлиния на «стопе»; б — ватерлиния на ходу

Наш рассказ подходит к концу. Если бы лет 30—40 назад кто-нибудь предсказал скорость самолета порядка 3000 км/ч, его сочли бы фантазером. В наши дни на фоне скоростей, достигнутых в авиации, скорость даже самых быстроходных кораблей кажется весьма скромной. Но мы знаем, с какими трудностями и проблемами сталкивались и продолжают сталкиваться   кораблестроители, чтобы достичь даже этих «скромных» скоростей.

 

Рис. 81. Предположительное изображение корабля типа HYSWAS

Тем не менее борьба за скорость кораблей продолжается. Еще далеко не исчерпаны все известные пути повышения скорости, в перспективе возможны и совершенно новые научные решения, которые обеспечат качественно новый скачок в области скорости движения мореходных сооружений. Не исключено, что эти сооружения будут иметь облик, значительно отличающийся от привычных классических форм кораблей.

История развития Самых Быстрых Кораблей