История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

КРЕЙСЕР — Корабль Быстроходный

Параллельно с броненосным развивался крейсерский флот. Функции охраны морских торговых путей, захвата неприятельских коммерческих судов, разведки и транспортирования особо ценных грузов возлагались на фрегаты, а позже на пароходофрегаты.

Как класс кораблей фрегаты появились в начале XVII в. Это были мореходные парусные трехмачтовые быстроходные корабли, вооруженные вначале 20—30 пушками, а позднее, с приходом пара в кораблестроение, 60—70 пушками.

Как парусные, так и паровые фрегаты уступали в скорости коммерческим парусным судам, а особенно клиперам, нередко показывавшим скорость порядка 20 уз, что было продемонстрировано в гражданской войне в США 1861 —1865 гг.

Подавляющее большинство торговых парусных судов принадлежало северянам. Для борьбы с ними южане приобрели в Англии несколько артиллерийских быстроходных винтовых кораблей с полной парусной оснасткой. Наибольшую известность получила «Алабама» водоизмещением 1040 т развивавшая 11,5 уз под машиной и 10 уз под парусами. В течение двух лет неуловимая «Алабама» нанесла огромный урон коммерческому флоту северян, потопив около 100 их судов.

Корабли с подобными функциями были названы крейсерами от слова kruis (голл.)—крест (аналогично: голл.— kruiser, нем. — Kreuzer, англ. — cruiser). Крейсеры — корабли, способные пересекать курсы кораблей и судов противника, перехватывать их. Идею крейсера образно выразил известный русский кораблестроитель М. М. Окунев (1810—1873): «Корсер (так называли в ту пору крейсера.— Л. Ш.) во флоте — то же, что партизан при армии: он должен быть силен, увертлив, легок, как птица».

 

Рис. 9. Крейсер «Вампона»

Убедившись в эффективности подобных кораблей, северяне в 1864 г. строят несколько деревянных крейсеров типа «Вампона» со скоростью 16—17 уз (рис. 9). По тому времени это были самые быстроходные корабли. Однако масса мощной энергетической установки составляла около 30% водоизмещения, в связи с чем был снижен бортовой запас топлива, а следовательно, и дальность плавания — первостепенный тактический показатель для крейсера.

Американские быстроходные крейсеры не остались незамеченными в Европе. В противовес им по проекту Э. Рида Англия строит мощные железные парусно-паровые крейсеры. С целью увеличения скорости для снижения сопротивления железный корпус кораблей ниже ватерлинии был покрыт деревом и обшит медными листами. Головной корабль «Инконстант» водоизмещением 5780 т. был спущен на воду в 1868 г. и показал на испытаниях под машиной 16,5 уз  (рис.  10). Однако после гибели «Кептена» в трюм корабля для увеличения остойчивости было принято около 300 т балласта, после чего скорость снизилась до 15 уз.

На опыте германо-французской войны 1870г. значение скорости для крейсеров оценила Франция. В течение войны лучший французский крейсер «Талисман» со скоростью 12,5 уз не смог перехватить ни одного из немецких коммерческих судов, которые развивали скорость порядка 13—14 уз. В 1873г. Франция построила два железных крейсера водоизмещением 5500 т со скоростью. 17 уз. Подводная часть кораблей была покрыта деревом и обшита медными листами.

В стремлении создать более быстроходные крейсеры Англия, а следом за ней и другие страны начинают строить корабли меньшего водоизмещения, на которых многое приносится в жертву скорости. В частности, облегчают корпуса, отказываются от бронирования, сокращают вооружение (табл. 3).

Для задач, решаемых крейсерами, скорости 17—18 уз было недостаточно. Но для увеличения скорости нужно было оснастить корабли более мощными энергетическими установками, В то же время, как видно из таблицы, масса энергетической установки и запаса топлива крейсеров составляла 30% и более от водоизмещения. Таким образом, увеличить их скорость можно  было  только  в  ущерб   боевым   и   мореходным   качествам.

 

Рис. 10. Крейсер «Инконстант»

С учетом международной обстановки в ином направлении развивала крейсерский флот Россия. Ощущалась необходимость в постоянном пребывании русских военных кораблей в океанских просторах.

Они должны были совершать дальние плавания, не заходя для пополнения запасов в иностранные порты, что в военное время вообще исключалось. При этом очень заманчиво было иметь на крейсере мощную артиллерию и надежную броню при сравнительно большой скорости.

Таблица  3 Основные тактико-технические данные крейсеров 80-х годов XIX в.

Название, принадлежность

ско-

рость

уз.

Водои-

меще-

ния т.

Мощ-

ность

энергети-

ческой

уста-

новки,

л.с.

Запас

топлива,

т.

Дальность

плавания

экономи-

ческим

ходом,

мили.

масса

энергети-

ческой

уста-

новки, т.

«Полифемус», Англия

18

2640

5500

200

1800

500

«Сфакс», Франция

17

4500

7500

545

6000

970

«Этна», Италия

18

3520

7700

500

6000

850

«Эсмеральда», Чили

18

3000

6000

400

5500

650

«Блитц», Германия

17

1382

3300

160

3500

376

«Ноэби», Япония

17

3651

6000

450

5500

690


Идею такого мощного океанского корабля, названного броненосным крейсером, выдвинул известный русский мореплаватель и кораблестроитель адмирал А. А. Попов (1821—1898), которого академик А. Н. Крылов называл «истинным учителем флота».

В 1870г. в Петербурге на верфях Невского завода и в эллинге Балтийского завода впервые в мире были заложены два броненосных крейсера: «Генерал-адмирал» водоизмещением 4604 т со скоростью 13,6 уз и «Александр Невский» (позднее переименованный в «Герцог Эдинбургский») водоизмещением 4510 т со скоростью 15,3 уз. В 1874г. решено было переделать в броненосный крейсер строившийся в то время фрегат «Минин».

Вслед за Россией к строительству броненосных крейсеров приступили Англия, Франция и другие страны. Английское Адмиралтейство вынуждено было признать, что «русским первым удалось осуществить идею крейсера с броневым поясом по ватерлинии».

Механический двигатель, позволивший увеличить скорость кораблей, в то же время существенно усложнил процесс их проектирования. Так, во времена парусного флота не было особой необходимости в предварительном расчете ходкости создаваемого корабля, которая в основном определялась площадью парусов, скоростью и направлением ветра, а также умением экипажа управлять парусами. С внедрением механического двигателя положение изменилось. Теперь задача сводилась к получению заданной скорости при наименьшей мощности энергетической установки. Поскольку речь шла уже не о стихийной энергии ветра, ошибка при выборе установки дорого обходилась кораблю.

И в наши дни выбор оптимальной энергетической установки при проектировании корабля относится к числу наиболее трудных задач, а в те времена все обстояло намного сложнее.

История развития Самых Быстрых Кораблей