История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Русские народные игры для Мужчин и Женщин

Русская игра Дергач

Посмеяться от нечего делать — вот смысл этой забавы во время скучных осенних и зимних вечеров. «Дергач», или, как другие называют «деркач», по своему началу похож во многом на «жмурки». Дергачами называются игроки, потому что они дергают за одежду того, кто их ловит. Играющие садятся около стен и смеются над водырем, который ходит по комнате с завязанными глазами и ловит.

В это время один дернет его за полу, другой стукнет ногой, третий крикнет, одним словом, каждый старается дать о себе знать и не дать себя поймать. Водырь может схватить дергающего в том случае, если узнает его по голосу; узнанный сменяет его. Водырю случается ходить до поту, оттого что дергающие изменяют свои голоса. В эту игру допускаются все возрасты.

В дергача в Малороссии играют иначе. Вколачивают в землю колышек, и к нему привязывают на длинных шнурках двух молодцев с завязанными глазами. Одному дают в руки крепко свитый жгут, а другому — две зарубленные палочки, с которыми он торчит. Последний называется дергач. Игрок со жгутом подкрадывается к дергачу, который ничего не видит, и размахивается, чтобы ударить его, но свист раздается в воздухе, а торчащий с палочками перебегает на другое место. Жгутовщик преследует деркача, а он убегает то в ту, то в другую сторону.

Зрители помирают со смеху, кричат жгутовщику: «Лови его! Бей его! Вот здесь, вот он там!» Оба, с завязанными глазами, иногда сталкиваются. Тогда поднимается хохот со всех сторон. Но для деркача это весьма невыгодно, ибо если жгутовщик нападет на него, то бьет его без милосердия и сколько душе угодно. Деркач может спастись от него только своим бегством; жгутовщик вновь гонится за ним. Впрочем, после того как первый раз деркача побили, прекращается игра и занимают место новые игроки.

Бывают хитрости с обеих сторон: тайно приподнимают платок с глаз, чтобы высмотреть друг друга, и тогда горе деркачу: сыплются удары от жгутовщика. Наблюдающие за игрой строго следят за соблюдением правил — никому из игроков не дают обманывать. Если жгутовщик это сделает, то его ставят вместо деркача; а если деркач, то его принуждают продолжать игру до побития жгутовщиком два раза.

Эта игра показывает крепость и проворство игроков и требует от них решительного терпения в перенесении побоев. Тот считается недостойным забавы, кто будет жаловаться на нанесенные ему удары. Жалующегося исключают из числа игроков и дают прозвище бабы, неженки, баловня и маменькиного сыночка.

Русская игра Король (малороссийский)

Несколько девушек делают круг, в который ставят одну избранную из них с именем короля. Каждая спрашивает: «Король! Король! Что прикажешь делать?» — «У короля нет жены»,— отвечает король. Спросившая должна целовать короля, но она не хочет и громко говорит, чтобы слышали панычи (молодые дворяне): «Вот что вздумали. Целоваться панночкам между собой! Это похоже, что горшок столкнется с горшком, а масла не будет».

Панночки засматриваются на панычей и стараются заманить их в свою игру, панычи стоят, но не идут; панночки продолжают повторять, пока не пристанут к ним панычи, которые, устав быть в бездействии, подходят к ним и просят принять их ради удовольствия. Кружок раздвигается; панычи становятся между ними или усаживаются, но всегда так, что девушки сидят по обеим сторонам каждого паныча. Начинают избирать двух королей, жребий постоянно падает на красавцев.

Один из них становится посредине, а другой остается в кружке, состоящем из девушек. Проворная девушка спрашивает стоящего в средине короля: «Король! Король! Что прикажете делать?» Она краснеет, зная наперед его ответ. Король отвечает: «Короля шановать (уважать) и его каждой панночке семь раз целовать». «Вот что выдумали! — кричат все в один голос— Этому не быть! Поверьте, король, этому не быть!» Они сердятся, а внутренне довольны; щечки их зарумяниваются от радости, однако все кричат: «Не быть по-вашему!» Девушки посматривают друг на друга, перешептываются и не знают, как начать. Нечего делать!

Каждая панночка подходит к стоящему посредине королю, целует его семь раз, ни больше, ни меньше, и возвращается на свое место. Стоящий с девушками король приказывает, чаще самой стыдливой: «Поцелуйте короля»13. Она вся горит, не смеет смотреть; подруги хохочут и кричат ей: «Что ж вы думаете? Чего вы стоите? Вы боитесь! О, как вы покраснели!» Игривая девушка берет на себя обязанность целовать румянец, говоря смутившейся: «Я за вас поцелую!» Она подходит к нему, целует в обе зарумянившиеся щеки и становится на свое место.

Третья девушка приказывает своей милой подруге отмерить королю двадцать аршин лент. Она подходит к нему, берет его за руки, поднимает вверх и отмеривает нужное число аршин. При отмеривании каждого аршина она целует его в щеку. Со всех сторон поднимается смех. Все указывают на меряющую, которая устает уже от поцелуев; ей кричат: «Меряйте! Меряйте!» Она устала, но все требуют домерять. Кончила, но вновь одна панночка приказывает собирать подать для короля. Король идет рука об руку с избранной им девушкой, которая получает тогда название королевы и собирает подать с девушек.

Король подходит поочередно к девушке, каждая целует его, а он целует свою королеву в ознаменование верно собираемой подати, которая как бы складывается тогда в сумку. Веселость разнообразится: панычи и панночки жартуют между собой (шутят), резвятся, хохочут и бьют в ладоши от радости. Но вдруг раздается из круга простосердечный голос: «Не щипайте, панычу!» И резвая соседка отодвигается от шалуна, который отвечает без застенчивости: «Панночка моя! Голубочка сизая! Чего вы кричите?

Я не щиплю, а только щекочу». Общий смех пробегает по всему кругу; оборачиваются к ним и хохочут. Панночка, желая поправить свою ошибку, говорит ему: «Прошу не щекотать, я боюсь щекотки». Прочие играющие пересматриваются нежно, жмут руки украдкой и прижимаются, как бы нехотя, друг к другу. Невинные шалости и резвости увлекают играющих, быстро летят часы удовольствия. Что выражает эта игра? Любовь, которая всегда волнует молодость.

Русская игра Взвешивание соли

Двое парней становятся плечами друг к другу и переплетаются руками таким образом, что когда один нагнется головой к земле, то в то же время другой поднимается навзничь вверх; потом оба выпрямляются. Тогда другой начинает то же действие, и продолжают, пока не устанут. Эта игра изображает весы, на которых взвешивают соль. В нее часто играют в Литве, и она развивает крепость, ловкость и силу.

Русская игра Кружок

На ровном месте становятся несколько мужчин с палками и бьют ими деревянный кружок вверх. Кто выше ударит и чаще бьет, тот играет дольше всех. Это простая забава, но, однако, в ней видны проворство и ловкость играющего. В нее играют чаще в юго-западной России по деревням.

Русская игра Кончики

В «кончики» играют четверо: две девушки и двое мужчин. Мужчины, сложив вместе концы карманного платка, подносят их сидящим. Каждый выбирает для себя любой конец и разворачивает платок. Те, которым достанутся концы накрест, должны целовать друг друга.

Эта игра, пробуждая страсть, выражает скрытое чувство любви, потому в нее чаще играют воздыхатели. «Кончики» — изобретение влюбленных, и неизвестно, чтобы они были перенесены из чужой земли.

Русская игра Ламта

Завязывают глаза одной какой-либо девушке и ставят ее в середину круга. Завязанная, расхаживая в кругу, должна отгадать, у кого находится жгут. Если она укажет не на ту, которая имеет его, то держащая жгут бьет ее по спине и передает жгут другой. Когда девушка отгадает или узнает, у кого жгут, тогда имеющей его завязывают глаза и она с завязанными глазами начинает отыскивать, в свою очередь, жгут.

Эта игра напоминает слепую любовь, которая наказывается ударами за легкомыслие, исправляемое одной тяжкой опытностью.

Загрузка...

Русская игра Столбики

Ими забавляются парни и девушки преимущественно на святках. Выбрав кого-либо водить столбики, остальные стано-вятся попарно, недалеко друг от друга, и эти пары образуют столбики. Водящий ходит с прутом около столбиков и намеревается стегнуть кого-нибудь. Заметившие это, особенно когда он вблизи их, меняются местами. Если водящий успеет стегнуть и занять место, то лишившийся его обязан водить.

Русская игра Коршун

В праздничный день, когда у ворот собираются семейства, молодые всех возрастов созывают играть в «коршуна». Выбор коршуна делается с общего согласия; но часто, кто посмелее и проворнее, тот делается коршуном. После коршуна выбирают наседку, которая должна быть умной и доброй, а все прочие изображают цыплят, ее семейство. Мать-наседка с детьми всех возрастов выступает длинным рядом. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг коршуна и поют:

Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу: По копеечке, По сопелочке.

Коршун роет землю, посматривает на них злобно, скрежещет зубами, машет крыльями и кричит коршуном. Наседка подходит к нему и говорит: «Коршун! Бог помочь!» Коршун отвечает: «Не слышу». Дети опять ходят вокруг него и поют то же самое. Потом мать останавливается и говорит прежнее: «Коршун! Бог помочь!» Он отвечает: «Спасибо».— «Коршун, что ты делаешь?» — «Рою землю да яму».— «На что роешь яму?» — «Денежку ищу».— «На что денежку?» — «Иголку купить».— «На что тебе иголку?» — «Мешочек сшить».— «На что тебе мешочек?»14.— «Соли купить».— «На что тебе соль?» — «Щи посолить»,— «На что тебе посолить?» — «Одну половину самому съесть, а другой залить глаза твоим детям».— «За что?» — «Они мою городьбу разломали».— «А как высока была твоя городьба?» Коршун при этом вопросе бросает камень вверх так высоко, как может, и говорит: «Вот как!» — «Неправда!

Твою городьбу и козел достанет бородой, а той они разломать не могут».— «Они буяны, я их перебью»,— «Они мои дети, я не допущу: "ши, ши, коршун!"» Она отгоняет детей и грозит напасть на него: «Ши, ши!» Коршун бросается на детей15, наседка не пускает его к ним; дети бегают около матери, укрываются за ней. Начинается беганье, шум, крик; коршун сбивает с ног наседку, хватает детей и потом нападает на наседку: общипывает ей перья, кусает и терзает беззащитную мать. Это картина беззащитного семейства, когда оно попадает в руки злобного врага. Есть примеры, что в злополучии и родные идут против родных.

 

А. Орловский, Пляска русских крестьян. Литография. 1820г.

В коршуна играют повсюду одинаково, исключая вопросы, которые задают коршуну. В коршуны избирается проворный мальчик, а матерью бывает девушка уже опытная и ловкая, которая в других местах называется «мать». Мать стоит со своими детьми перед коршуном и спрашивает его: «Коршун, коршун, что ты делаешь?» — «Ямочки копаю».— «На что тебе ямочки?» — «Камешки сбирать».— «На что тебе камешки?» — «Твоих детей в лоб щелкать».— «За что, про что?» — «За то, что они потоптали мою капусту в огороде».— «Да высока ли была изгородь?» Коршун, встав, кидает щепочку вверх: «Вот какая!» — «О, да через твою изгородь перескочит лягушка, а не то что мои дети».

Дети, обрадованные ответом матери, становятся в кружок и, выставив вперед ножки, спрашивают: «Которая была? Которая была?» Коршун смотрит на них некоторое время и вдруг бросается на крайнего.

Дети сбегаются к матери, которая, распростерши руки, летает перед коршуном, кричит: «Шугу! Шугу!» — и защищает их. Борьба длится долго, но коршун успевает схватить детеныша, кладет его возле ямы и бежит за другим. Борьба начинается снова, и она длится до тех пор, пока коршун не переловит всех детенышей, и тем оканчивается игра.

Русские Народные Игры