История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Русские народные игры для Мужчин и Женщин

Русская игра Хорош, пригож, жениться хочу; или хороша, пригожа, замуж хочу

Носящий название «хорош, пригож, жениться хочу» подходит к девушке или даме и говорит: «Хорош, пригож, жениться хочу!» На охотника жениться часто сыплются насмешки со всех сторон. И стар он, и мал, и дурен, да какая дура выйдет за вас замуж! Иногда за шутками высказывают горькую правду, и не в бровь, а в глаз.

Некоторые желают ему жениться, а другие дают отеческие наставления оставить мысль о женитьбе, изображая супружество тягостным: холостой человек — вольная птица, или казак свободный; одинокий не тужит и не горюет и т. п. Обойдя круг, «хорош, пригож, жениться хочу» становится посредине комнаты, и рассказывает всем свою неудачу и объявляет: «Проженили молодца!» В другой раз он не захочет жениться. Если же большая часть желала ему жениться, то он, объявив об этом, просит к себе на свадьбу

Милости прошу на свадьбу мою. Я и бражки наварю, И вина припасу, И гостей назову.

Ему обещают быть на его свадьбе. Кто при обходе «хорош, пригож, жениться хочу» не будет отвечать или смеяться, не делая никаких замечаний, с того берут фант; когда фантов наберется достаточно, их разыгрывают обычным способом. С кого взяли фант, тот занимает место ходившего в кругу Если бы пришлось взять фант с девушки, то она также выслушивает мнения, говоря: «Хороша, пригожа, замуж хочу». Причем бывают или также насмешки, или желают ей поскорее замуж.

Эта игра народная, но презабавная и превеселая. Она часто досаждает тем, кому отвечают наперекор. О, как многие хотят поскорей замуж, а многие — поскорей жениться, не разбирая, хорошо это или дурно?

Русская игра Соседи

Девушки и мужчины садятся в кружок. Кто-то подходит к сидящему с краю или к сидящему посредине и спрашивает его: «Хорош ли ваш сосед?» Если он отвечает, что хорош, то спрашивает другого; кто скажет, что нехорош, то он спрашивает его: «Кто вам нравится?» — «Вот этот». Про кого он так скажет, тот должен сесть возле него, поцеловать, произнеся: «Здорово, сосед». И так спрашивают всех поочередно. Кто из соседей был назван нехорошим, тот выходит из своего места и начинает спрашивать, а место его занимает прежде спрашивавший.

Немногие могут похвалиться хорошим соседством, оттого добрый сосед — клад; с таким соседом встречаются по-дружески, желают иметь его в соседстве и дорожат им.

Русская игра Продажа холста

Садятся в один ряд девушки и мужчины. Один кто-либо, обращаясь к первому сидящему, говорит: «Не угодно ли холст». «Угодно».— «Сколько?» — «Один аршин». После этого он дает покупателю какое-либо прозвище, например, «вилки в затылке, тарелки во лбу». Потом подходит к другому и дает прозвище: «через забор взглянул, собор проглотнул»; к третьей: «из затона бежала, в кармане лапшу держала»; к четвертой: «без стыда замуж хочу»; к пятому: «без стыда жениться хочу» и т. д. Когда раздаст всем прозвища, тогда обращается к первому: «Пожалуйте за холст денежки». Первый отвечает: «Вилки в затылке, тарелки во лбу».

Что бы ни говорил заправляющий деньгами, первый должен отвечать ему одно и то же, не смеясь и не переиначивая своего прозвища. В противном случае берется фант. Таким образом спрашивается у всех поочередно. Потом, когда фанты набраны, разыгрывают их. Причем заправляющий деньгами, разнося фанты, спрашивает, кому что угодно скушать, выпить, сделать и т. п. Сколько раз он спрашивает, столько раз должен целовать, пока не поручат ему что-либо выполнить.

Много есть охотников, берущих в долг и, конечно, редко отдающих. Продавец вымаливает тогда деньги за свое же добро и очень часто ничего не получает. Ему остается довольствоваться одним ласковым обнадеживающим словом «завтра».

Русская игра Костыль

Садятся мужчины и девушки. Один кто-либо из играющих выходит на середину комнаты с палкой в руке, опираясь на нее, представляя костыль. Сидящие поют:

Уж и так ли я коститься могу; могу,16

Уж и так ли я пройтиться могу.

Я могу, могу по комнатке пройти,

Я могу, могу пивца, винца испить.

Вот из винного ковшичка,

Из чарочки позолоченной.

Да к кому я, добрый молодец, прийду?

К кому костыль прислоню?

Приставлю я свой костыль

Ко золоту, ко серебру,

Ко девичью ко терему.

А я сам поскачу, попляшу,

Своих гостей взвеселю.

Вот я тятеньку с маменькою,

Милого братца со невестушкою,

А сестрицу со подруженьками.

Если стоит с костылем девушка, то поют ей то же самое, за исключением применения слов к имени:

Да к кому я, красна девица, прийду? К кому костыль прислоню? Приставлю я свой костыль Ко золоту, ко серебру, Ко мужскому ко терему. Я сама поскачу, попляшу И своих гостей взвеселю. Вот я тятеньку с маменькою, Милого братца со невестушкою, А сестрицу со подруженьками.

Кому отдают палку, тот встает с места и целует отдавшего палку; потом берет костыль, становится посреди комнаты, а ходивший садится на место вставшего. Костыль не отдают до тех пор, пока не поцелуют. Резвые еще пляшут с костылем во время пения.

Игру «костыль» разыгрывают на посиделках молодых, потому тут постоянно целуются молодые. Эта игра выражает радость счастливой любви.

Русская игра Цвет

Садятся в кружок мужчины и девушки. Один из играющих ходит в кругу и раздает названия цветов: белого, алого, синего, палевого, бланжевого и т. п., а себя называет чертополохом. Потом раздавший названия цветов говорит: «Чертополоховый цвет прекрасный, алый нехорош». Алый отвечает: «Алый цвет прекрасный, а синий нехорош».

Синий отвечает: «Синий цвет прекрасный, белый нехорош», и таким образом всякий из играющих защищает свое название. Кто не успеет защитить себя или скажет, что тот цвет прекрасный, с которого взяли уже фант, то берут и с него фант. Когда фанты набраны, их разыгрывают. Никто не хочет сознаться в своих недостатках; всякий думает и говорит: «Я хорош, а тот нехорош; у того большие недостатки, а у меня их нет». В глазу ближнего видят соломинку, а в своем — не видят сучка. Страсти заглушают рассудок.

Русская игра Качели

Внесенные здесь в число игр качели, катание с гор и на санях не составляют игр. Они — приятное развлечение, забава, потеха и веселая резвость. Они помещены здесь как предмет увеселений.

В юго-западной России были известны еще в глубокой древности калыски. Киевляне в праздники святых апостолов Петра и Павла и св. Иоанна Крестителя забавлялись на качелях. Когда же они появились у нас? Откуда они пришли к нам? Неизвестно. Мы знаем, что все восточные народы издревле любили кататься на качелях. А малоазийские греки находили в качелях особое удовольствие.

Колыски в северо-восточной России называются качелями. Слово «колыски» происходит от слова «колыхаться», а слово «качели» от «качаться», и значат одно и то же. Все сословия любят их; они строятся многими у себя дома. Нет места в России, где бы не веселились на качелях. В каком бы уголке света ни оказался русский, он не забудет их: непременно построит для наслаждения удалой своей головы, которой нередко поплачивается. В старину великокняжеские и царские дети любили особенно качели; ныне высшее дворянство чуждается этого удовольствия, но любит смотреть на веселящихся: светский этикет удерживает их от участия в народном удовольствии. Однако у себя на дачах оно устраивает их будто бы для детей.

Качели бывают разные: в виде кресел, возков, люлек, круглые, на веревках и ящиками, в которых сидящие оборачиваются через ось, описывая круг снизу вверх. Эти качели вызывают головокружение, которое увеличивается еще больше на веревочных, и чем больше опасности, тем больше потехи. Часто видишь сидящих битком на узенькой дощечке, привешенной к перепрелым и тоненьким веревкам или к трепещущим и гнущимся жердям. Сидящие держатся друг за дружку, хохочут, издеваются над опасностью и несутся под небо. Никому не приходит мысль, что они могут сорваться на лету и размозжить себе голову.

Предусмотрительность не входит в соображение весельчака, а смерть тут же вертится: он не думает о ней, он не боится ее — двум смертям не бывать, а одной не миновать. С такой философией русский любит сильные ощущения: ему давай потеху, разгульное веселье, чтобы в глазах темнело, бокам было памятно, хоть голова с плеч долой! Тут потеха его. Вокруг него неизъяснимое удовольствие и неподдельная радость, вылетающая из груди звонкой песней. Тут, на качелях, рассыпаются песни, свистят, играют на флейте или на кларнете. Нигде нет столько разнообразных качелей, как в Петербурге, и простой народ веселится здесь непринужденно, как у себя дома. В народные праздники, во время Масленицы, Светлой недели, на гулянье в Екатерингофе и т. п. обязательно устраиваются качели и горы.

 

Х. Г. Гейслер. Качели. Офорт. 1805г.

Русская игра Катание с гор и на санях

Катание с ледяных гор, по льду и на коньках доставляло нашим предкам не меньшее удовольствие. Великокняжеские детиимели в Кремлевском дворце свои горы и ныне их не оставляют. Царские дети, аристократы и живущие по городам и деревням — все любят кататься зимой с ледяных гор, а летом — с деревянных. Горы — чисто русская забава.

Катание на санях в хорошие зимние дни — еще гораздо большее удовольствие как для купечества, так и дворянства. В столице хорошее общество, отправляясь за город на пикник, разнообразит его катанием на санях.

Русская игра Карты

Карты, по мнению некоторых, изобретены в Италии, а по мнению других — во Франции. Доподлинно известно, что находящиеся изображения на картах принадлежат французскому живописцу Жакемену Грингонеру, который нарисовал их в 1392г. для больного и слабоумного короля Карла VI. Некоторые думают, не без основания, что карточные изображения служили первым шагом к изобретению книгопечатания. Масти карт имели раньше особое значение, чем теперь: черви представляли духовных, пики — военных, трефи, или крести,— земледельцев, бубны — женщин, по склонности их к удовольствию.

Четыре короля представляли: пиковый — царя Давида, под которым разумели Карла VII, преследуемого своим отцом, как Давид был преследуем царем Саулом; бубновый — Александра Македонского, червоный — Юлия Цезаря, а трефовый — Карломана, императора немецкого. Трефовая дама была Мария Анжуйская, жена Карла VII; бубновая, прекрасная Рахиль, под которой подразумевали Агнесу Сорель; пиковая, Минерва,— орлеанская девушка Жанна д'Арк; червоная, Юдифь,— королева Баварская Изабелла, жена Людовика Доброго. Валеты означали оруженосцев: Ожье, Ланело, Лагира и Гектора, из них два первые были рыцари Карла Великого, а два последние — полководцы Карла VII. Прочие карты, от туза до десятки, означали воинов.

Карты занесены к нам иностранцами не ранее XVII в. Во многих отношениях нет игры столь вредной, как карты. Сначала занимались ими для препровождения времени, потом стали выдумывать и изучать многообразные игры, страсть к которым послужила причиной погибели семейств и обществ. Царь Алексей Михайлович строго воспрещал играть и велел ярых картежников подвергать наказанию, как за воровство. Петр Великий запретил военным проигрывать более рубля меди. При императрице Елизавете усилилась картежная игра. Канцлер граф Бестужев-Рюмин такую имел к ней страсть, что прославился даже за границей. Король Прусский, Фридрих Великий, называл его отчаянным картежником.

Тогда играли в ландскнехт, квинтич, штосс, фараон, макао, гальбцвельф, горку, три листика, в красную и черную, в фаро, пикет и мн. др. Игроки ставили на девятку и туза большие суммы. В старину германцы, проиграв все свое имущество, проигрывали даже жен и детей. Почти такая же страсть доминировала у наших предков, и она проникла в простое сословие, но народ одумался, стал креститься от игры, как от дьявольского наваждения, проклиная ее и игрока: «Чтобы ему не спалось два месяца, чтобы трясла его годовая лихорадка, чтобы глаза его выклевал черный ворон, белый филин и серая сова; чтобы вползла ему в чрево змея подколодная; чтобы печенку его съела бешеная собака; чтобы сердце его высохло, как кора на дереве, если кто будет играть в карты».

Простой народ, называемый обыкновенно грубым, необразованным, понял все зло от игры и пренебрег ею с негодованием. Простой народ понимает под словом «игрок» отъявленного мота, развратника, пьяницу и плута. В одной хороводной песне невеста, выбирая себе жениха, спрашивает у своих подруг:

Соседушки, собратушки, Скажите вы мне: Каков человек?

Ей отвечают:

Он пьяница, пропойца, Картежный игрок.

Этого мнения уже было достаточно для нее. Еще есть старинная песня:

Бес проклятый дело нам затеял, Мысль картежную в сердце нам всеял. Дайте нам карты, здесь олухи есть, Сенька Разин, Сенной и Гаврюшка, Ванька Каин и лжехрист Андрюшка! Хоть дела ваши громки, Прах против наших картежных дел.

В старые годы любили говорить о волшебниках, колдунах, звездочетах, видениях: говорили о том, кто видел беса и как тот учил картежной игре или отдавал аду проданную душу за деньги; говорили некоторые отчаянные, как бы они желали поучиться игре у искусного демона, даже между ними не все бывают ловкие. Все это показывает, какое имели в старину понятие о картах, особенно среди простых людей.

Названия карточной игры многочисленны. Сейчас играют в «дурачки», «свои козыри», «носки», «мельник», «мушка», «пикет», «тентире», «бостон», «гальбцвелф», «вист», «преферанс», «палки» и «банк» («фараон»). Последняя игра — самая разорительная,справедливо преследуемая правительством. В наше время так заразились игрой в карты, что мало найдете домов, где бы не играли, и все на деньги. От бедного чиновника до сибарита, от старой дамы до прелестной девушки — все занято картами.

Куда ни войдете, почти везде играют; тот лишний в обществе, кто не отличается на зеленом поле; тот умен, кто искусен в игре. Кто знает картежные тонкости, тот имеет право указывать, поправлять, учить и стоять выше других, потому что в картежном искусстве видят какое-то исключительное достоинство. Мало обществ, где бы не играли; тот скучен, кто станет разговаривать об умных вещах или просвещении. Есть целые места и города, которые прославились игрой в карты.

Многие из дам до того пристрастились к игре, что проводят ночи за картами, не думая о семействе; матери забывают своих малюток, а девушки не могут оставить гостей или вечернее собрание, не дождавшись окончания игры.

Часто они просиживают до рассвета. Танцевальные вечера мало занимают молодых людей; все устремляется играть, и всегда случается, что не хватает кавалеров для танцев по причине страсти последних к картам. Я сам видел много раз, что дамы предпочитали игру танцам. Находятся некоторые из дам до того пристрастившихся к картам, что даже во время болезни занимаются ими. Есть праздные и легкомысленные молодые люди, которые занимаются картами как промыслом; многие из них впадают в бедность и нищету от проигрышей и наконец делаются пьяницами и развратниками. Есть примеры, что дети с семи лет приучаются к игре: сначала для препровождения времени, а потом для игры на деньги. Такой страстью очумлены многие семейства, которые от этого разоряются и гибнут.

Нередко злонамеренные игроки составляют свои сообщества, ловят неопытных картежников и обирают их до последнего. Неопытные попадаются им в сети и погибают. Если приглашают кого-либо на чашку чая, то это значит для игры, и того приглашают, кто играет. Просвещенный человек не годится им, добрый и умный — не их прихода. Кажется, что больше занимаются картами, чем науками. Отчаянным игрокам нипочем проиграть несколько тысяч и более. Между тем, если бы сотая часть из проигранной тысячи была ими уделена на общественную пользу, на просвещение, науки, о, с какой благородной гордостью можно бы было указать на таких любителей наук. Ими достойно бы хвалились современники, а отдаленное потомство не забыло бы их. Увы! Столько на свете богачей, и столько добра многие из них проигрывают! Не заслужив доброго имени, отчаянные игроки часто умирают в нищете и в презрении.

И те, кто явился причиной их бедствий, не имеют на малейшего к ним ни сострадания, ни человеколюбия. Проигравшиеся оканчивают жизнь в мучениях совести и голода, и губители их не подают им даже куска черствого хлеба. Ни в Германии, ни во Франции не играют с таким пристрастием в карты: там повсюду есть свои общества, где проводят время в танцах и других забавах; курят сигары, сидя за пивом, и рассуждают о предметах промышленности, торговли, о художестве, просвещении — одним словом, обо всем том, что питает сердце и просвещает ум. Я всякий раз приходил в восторг от их собраний и завидовал им.

Русские Народные Игры