История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Русские народные игры Девичьи

Русские Игры Жмурки

В «жмурки» играют не только девушки, но также дети и взрослые молодые люди. Играют в летнее время и зимние вечера. В Великоруссии она превращена в действующие лица игры слепого козла, а в Малороссии — в панаса. Одной из девушек завязывают глаза, ведут ее к дверям и ставят вместо слепого козла. Тут козел стучит ногами, бодает рогами в дверь; на его стук сбегаются, бьют по его спине ладонью и, переменив голос, говорят: «Афанас, не бей нас; Афанас, ходи по нас».

Часто не все девушки спрашивают, а только бьют, бегая около него, и когда он повернется, разбегаются во все стороны. Козел должен ловить их, потому для этого избирают прыткую и изворотливую. Несметливая девушка гоняется до поту и не может поймать. Тогда, из одного сожаления к ней, ее сменяют другой.

Во время игры рассерженный козел бегает по комнате, скачет через стулья, столы, скамейки; все опрокидывает или сам падает. Около него прочие кружатся и постоянно раздражают новыми побоями, насмешками и криком. Резвое и безотчетное беганье доставляет неизъяснимое удовольствие для молодежи. Часто случается, что в «жмурки» допускают молодых мужчин, и тогда преимущественно из них избирают козла. Пойманный в игре сменяет козла.

В Малороссии панас, то же самое, что Афанасий, отводится к дверям с завязанными глазами. Панас получает удары, с приговором: «Панас, Панас не ходи по нас, Панас, узнай нас, Панас, лови нас». Он бросается ловить и ловит ту, которую любит, и как бы нечаянно жмет руку или держит, ухватив ее. Замечено, что влюбленные чаще всех играют. Над ними смеются, но любовь ничего не видит. Любовь и в игре находит свое место, и то не игра, где нет ее.

В некоторых селах «жмурки» называются кулюкушки и кулючки, и это преимущественно в Пензенской губернии. Там после конания (жребия), кому играть, завязывают глаза или вместо конания один из игроков марает сажей свой палец и, зажавши его с прочими, подходит ко всем и предлагает выбрать любой палец, и, кто возьмется за палец в саже, тому завязывают глаза платком или нахлобучивают на глаза шапку, подводят к дверям, а иногда толкают со смехом, говоря: «Ступай в кут, там блины пекут, тебе блин дадут». Подойдя к дверям, он стучит, а его спрашивают: «Кто там?» — «Дядя Тарас».— «Ходи по нас, не открывай глаз». После этого сами ходят тихо около дяди Тараса, прижимаются, прячутся — он бросается во все стороны по стуку, беготне и смеху. Поймав кого-либо, он должен отгадать его имя; если он не отгадает, то он снова дядя Тарас. Когда он поймает двух или более, то ему говорят: «Пень да колода»,— и он отпускает их. Когда он поймает одного и назовет по имени, тогда пойманный занимает его место.

Русские Игры Котики

Они имеют большое сходство со «жмурками». Одному завязывают глаза и ставят его посредине комнаты, все прочие делают около него круг. Составляющие круг принимают название цветов и растений: розы, терновника, чертополоха и проч. С завязанными глазами при произнесении слова «счет» показывает рукой на себя или на играющих поочередно, но при последнем слове «счет», на кого он покажет, тот выходит из числа играющих. Тогда остальные приговаривают:

Шли кони по выгори, по выгори, А чем они попутаны, попутаны? Золотым путом под копытом, брязь!

Все разбегаются, а тот, кто с завязанными глазами, ловит их. Если он поймает и отгадает имя пойманного им, то последний заступает на его место.

Русские Игры Первенчики

Несколько девушек, сев в кружок, кладут на колени своей подруги по два пальца. Самая проворная из них произносит бегло: «Первенчики, друженчики, тринцы, волынцы, поповы ладынцы, цыкень, выкинь». Если «выкинь» попадет кому-нибудь на один из пальцев, той начинать игру. Предусмотрительные выдергивают свои пальцы прежде, нежели произнесется «выкинь». Хитрые девушки иногда мучают свою подругу весьма долго.

Русские Игры Корабль с мельницей

Девушки избирают среди себя двух ловких и голосистых. Одна из них становится посреди избы, другая ходит по ней, а прочие рассаживаются по местам. Ходящая по избе подходит к одной из сидящих, берет ее за руку, водит по комнате и поет сначала одна:

Как по нашей речке, Быстрой и глубокой, Плывут, летят кораблики Из моря далека. Все прочие кораблики в городах остались: Они грузны сверху до дна Бархатом и шелком.

Теперь его раскупают

Купцы да бояре

Своим дочкам в приданое,

Женам на наряды.

И к нам плывет

Корабль быстрый,

И нам несет

Платков да нарядов.

Обращаясь к той, которую водит за руку:

Плыви, плыви, кораблик наш,

Поспешай скорее,

Привези нам посвежее

Заморских товаров.

Она останавливается перед той, которая стоит посреди комнаты, и стучит ногой три раза. Та спрашивает: «Кто там?» — «Корабль».— «Что привез?» — «Мельницу».— «О сколько поставов?» — «Об одном». В это время стоящая берет за руку ту, которую привела ходящая, ставит ее вместо корабля по правую свою руку и начинает петь, топая правой ногой об пол; за ней поют все сидящие, топая также правой ногой:

Мели, мели, мельница, Мели, не ленися; Намели ты солоду Девушкам на бражку.

По окончании этого назначенная ходит по комнате, идет опять к сидящим своим подругам, берет за руку одну из них и ходит с ней по комнате, снова запевая прежнюю песню:

Как по нашей речке, Быстрой и глубокой, и пр.

Сидящие и стоящие, топая правой ногой, поют всю эту песню вместе с ней. Когда же пропоют конец песни:

Плыви, плыви, кораблик наш,

Поспешай скорее,

Привези нам посвежее

Заморских товаров,

тогда приведшая подругу за руку опять останавливается перед стоящей посреди избы и топает три раза ногой. Вопросы и ответы одни и те же, как и прежде, исключая того, что на вопрос стоящей «О сколько поставов?» ходящая отвечает: «О двух». Тогда первая принимает к себе приведенную, представляющую также корабль, и сколько бы ни было приведенных, то все они именуются кораблями, топает об пол обеими ногами и поет, за ней все остальные:

Мели, мели, мельница,

Мели, не ленися;

Надери ты крупки

Да гречишной мучки

 Девушкам на кашку,

На блины, оладьи,

На мягкие, на сладкие

Здобны черепенники.

Пропев это, все продолжают топать ногами, а ходящая подходит снова к сидящим, берет девушку, которая ей понравилась, и запевает ту же песню:

Как по нашей речке и пр.

С ней поют все прочие, продолжая топанье. После окончания песни ходящая опять останавливается перед стоящей, топает три раза ногой; разговор ведется прежний, только на вопрос: «О сколько поставов?» та отвечает: «О трех».

Тогда стоящая, принимая по-прежнему приведенную, правой рукой ставит ее в ряд С другими приведенными, левой рукой ударяет об бедро, начинает петь, за ней все прочие:

Мели, мели, мельница,

Мели, не ленися;

Намели ты мучки:

Оржаной, овсяной,

Да еще гороховой;

Чтобы девки внучки

Бабушке сварили:

Из овсяной киселька,

Из оржаной испекли

Кисленького хлебца;

Из гороховой лепешку,

Сладку заваритку.

По окончании песни ходящая опять подходит к сидящим. Между тем продолжается стуканье ногами и левой рукой. Она берет по-прежнему одну из девушек и ходит по комнате, начинает петь ту же песнь, ей повторяют со стуканьем все другие:

Как по нашей речке и пр.Под конец песни подходит к стоящей посреди избы и вступает с ней в прежний разговор, с той разницей, что на вопрос стоящей «О сколько поставов?» та отвечает: «О четырех». Тогда стоящая, поставив приведенную в ряд с прежними, ударяет правой рукой о другое бедро и поет вместе с другими, которые топают ногами о пол и бьют руками о свои бедра:

Мели, мели, мельница, Мели, не ленися, Намели ты мучки: Полбенной, ячменной, Пшеничной крупитчатой. Из полбинной напечем Пирогов, да сытных; Из ячменной сделаем

Сдобный, сладкий курник,

Из пшеничной мы напечем

Пирогов с начинкой;

Кокурок, лепешек В масле наваляем,

Из крупитчатой накрошим

Меленькой лапшицы

Да малинков накатаем

Сдобных рассыпучих;

Преженцев наваляем,

Словно сахар сладких.

Мы ждем к себе в гости

Дедушку да бабушку,

 Батюшку и матушку,

Братьев и невестушек,

Сестриц со мужьями.

Когда наши гости

Будут всем довольны;

Не будут гневаться,

А будут любити,

Полюбя дарити:

Платками, фатами,

Серьгами, котами,

Парчовыми рукавами,

Голубой китайкой,

Нанковыми шубами,

Да кумачом красным.

Теперь последняя из приведенных поет одна:

А где наши гости возьмут нам подарков?

Когда купцы гости не везут товаров.

Вместо ответа назначенная ходит по комнате, начинает опять петь:

Как по нашей речке и пр.

С ней поют другие, продолжая топанье и хлопанье; она идет к сидящим своим подругам, берет за левую руку одну из тех, которая держит в правой руке мыколъник, заранее приготовленный и наполненный тряпьем разного рода; дает знак головой сидящим, чтобы они встали и шли за ней. Конец песни поют одни корабли, и когда все пропоют, тогда пришедшая с подругами начинает петь вместе с ними веселым голосом:

Не тужите, подруженьки, Много не горюйте, Скажу я вам весточку, Весточку всем на радость: Приплыл, приплыл кораблик наш, С моря-океана; Привез с собой из-за моря Красного товара.

Потом, толкая приведенную с мыкольником в середину стоящих подруг, припевают:

Вот! возьмите ваш корабль с моря-океана, Ну, извольте торговать, Кому чего надо!

В это время все бросаются на корабль, вырывают у него мыкольник; хватают оттуда тряпье, покрытое сажей, и начинают им бросать сначала в корабль, а после — друг в друга, отчего все перекачиваются, по выражению играющих, как черти, и прекращают киданье, когда на тряпье не останется сажи.

Смысл этой игры: расхищение иностранных товаров, продававшихся обманом. Товар продается лицом — такая поговорка искони была у новгородских купцов. Приезжавшие в Новгород гости с плохими товарами часто подвергались народному осуждению. Были случаи, когда разгневанный народ разграбливал немецкий двор.

Русские Игры Колечко

Простая, но веселая забава. Снимают с руки кольцо, надевают его на ленточку и потом, связав концы ленточки, становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из девушек, которая кружится, т. е. ходит в кругу и отыскивает колечко, спрашивает: «У кого кольцо?» Каждая обманывает ее, говоря: «У меня», и в это время, на ее глазах, стараются кольцо передать другой. Кружащаяся хватает за руку одну из девушек, и выясняется, что у нее нет кольца. Между тем колечко показывают в другом месте; она спешит за ним; там передают другой. Эта игра требует особой ловкости и проворства. Случается, что ищущую доводят до того, что у нее голова закруживается от поисков.

Еще играют иначе. Девушки, молодые дамы и мужчины становятся в кружок и передвигают кольцо по шнуру. Кому досталось

искать его, тот ходит в кругу и старается заметить, где оно передвигается; но ловкость передачи кольца заставляет ищущего бегать, смех и крик сопровождают неловкого. Пойманный им занимает его место и дает фант; игра продолжается до тех пор, пока наберется достаточное количество фантов. Тогда садятся в кружок, и чей фант выймется, тот играет, например купца, а если фант выймет девушка, то она играет купеческую дочь. Купец идет в особую комнату, за ним запирают дверь; он стучится.

Один из сидящих возле дверей спрашивает: «Кто там?» — «Купец».— «Откуда?» — «Из города».— «Зачем» Или чего надобно?» — «Купеческую дочь».— «Какую?» Он называет девушку или даму. Если же она ему незнакома, то он описывает ее внешность, она является. Он целует ее руку, она его — в щеку, и потом она разыгрывает его роль. Она тоже стучит; ее также спрашивают как купца, и так продолжается, пока не разыграют все фанты. Колечко и кольцо, что одно и то же, доставляет приятное, веселое и шутливое расположение духа.

Простой народ в Жмуди играет в колечко гораздо проще. Садятся на скамейке около стены, и один кто-нибудь подносит играющим кольцо и говорит: «Возьми колечко, да не показывай». Когда он всех обойдет, тогда обращается к ищущему колечко и произносит: «Серги, верги, где блестит колечко?» Отгадавший, в чьей оно руке, садится на его место, а этот идет отгадывать или искать его.

Русские Народные Игры