История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Русские народные игры Мужские

Русская игра Мяч

В северной России игра в мяч называется еще «лаптой». Название «лапта» произошло от деревянной палки, сделанной наподобие лопаты, вместо которой часто употребляют просто одну длинную палку. Для этой игры избирают двух маток. Палку, или лапту, бросают вверх и плюют на одну сторону, говоря: «Мокрого или сухого тебе надобно?» Если палка упала на мокрую сторону, тому быть маткой в городе; а на сухую сторону — в поле.

Прочие подходят попарно к маткам, спрашивая их: «Мокрого или сухого?» На ответ «мокрого» тот идет на сторону мокрого; на ответ «сухого» — на сторону сухого. Игроки разделяются на две половины: одна идет к своей матке и играет с ней, а другая идет в поле, чтобы ловить на лету падающий мяч. В других местах игру начинают конанием: двое из прославленных игроков, взяв палку, меряются между собой, кому из них быть маткой и кому начинать игру. Чья рука остановится на верхушке палки, тому быть маткой и начинать игру.

Одна половина из остальных игроков идет в поле и разделяет между собой места, где кому стоять и что делать: одни становятся посредине, другие — по бокам, и все обязаны ловить мяч. Один из полевых подает бить мяч. Кто не попадет палкой после третьего раза, тот лишается права бить мяч; кто бьет за каждым разом, тот продолжает бить до трех промахов.

Здесь большое искусство состоит в том, чтобы бить мяч высоко, после удара бежать к проведенной в поле черте, плюнуть там и воротиться назад непобитым к своему месту; но если мяч попадется в руки кому-либо из ловящих и застанет бегущего на черте в поле, тут используют всевозможные обманы, как бы побить мячом, а со стороны убегающего, как избежать удара. Если кого-то ударили мячом, игра прекращается и передается другой половине игроков. Она прекращается и тогда еще, когда кто-то на лету схватит мяч, чтобы поймать который, необходимо иметь особую сноровку и силу в руке, потому что от сильного удара в руку ловящего бывает иногда такой ушиб, что сворачивает пальцы.

Мячи используют кожаные, набитые шерстью. Охотники приобретают их не весьма дешево.

В Малороссии играют в городки мячом. Начерчивают палкой квадрат, называемый городок, который бывает в окружности несколько десятков саженей. Величина городка зависит от условия. Играющих бывает только пять человек: они меряются на палках, и чья рука выше, тому бить в городке, а прочие четыре становятся на черте квадрата, отдельно по четырем сторонам.

Стоящий на черте должен побить мячом стоящего в городке, который избегает его удара всеми способами. Но стоящего в городке часто обманывает стоящий на черте, который делает лукавый вид, будто бы он хочет перебросить мяч кому-либо из своих товарищей, находящихся на черте квадрата. И стоящий в городке должен наблюдать за всеми его движениями, иначе при малейшей неосмотрительности стоящий на черте, вместо бросания мяча одному из товарищей, бросает в стоящего в городке и может ударить его; когда ударит, тогда все четверо разбегаются в разные стороны, а побитый хватает мяч и старается им побить бегущих, но не выбегая из городка.

Побитый занимает место стоящего в городке, а этот занимает его место. Если побитый в городке ни в кого не попадет из разбежавшихся, то он занимает прежнее свое место. Игра продолжается до общей усталости. Следовательно, такая игра — хорошее телесное упражнение.

Русская игра Мяч об землю и об стену

Двое из играющих меряются палкой, как в предыдущей игре, и точно же так начинают игру. Один из них бьет об землю мяч так, чтобы от удара он делал бы высокие скачки, и во время скачков ловит его через ногу и руку и продолжает до тех пор, пока сделает промах.

Игра об стену состоит в том, чтобы бить мячом об стену и отскакивающий мяч подхватывать через ногу или руку и не дать упасть ему на землю.

Эти мячи набивают конским волосом, обтягивают кожей, иногда разноцветной, и продают игрокам за несколько пар бабок, за хороший биток или за свайку.

Русская игра Летучий мяч, или волан

Летучий мяч, или иначе волан, бывает величиной с детскую голову и делается обычно из шерсти. Им забавляются не только летом, но и зимой богатые в своих покоях, а простые — на дворе. Это любимая игра наших торговцев, которые перебрасываются перед лавками в зимнее время. Один бьет вверх носком но-ги, а другой подхватывает его на лету, отбивает своей ногой или бьет об землю, отчего волан делает высокие прыжки, и во время его прыганья ударяют по нему рукой, не давая катиться по земле. Когда ударяют ногой, тогда вовлекаются в игру еще несколько игроков с разных сторон. Воланом играют в домах девушки и мальчики очень охотно, потому что эта игра служит вместо гимнастики.

Русская игра Воробьи

В этой игре используется мяч. Выкапывают небольшую в земле ямочку, кладут мяч на деревянной дощечке и бьют по ней палкой. Кому раньше бить, бросают жребий, т. е. меряются на палке, и чья рука остановится на верхушке, тому начинать, остальные идут в поле. Поймавший мяч сменяет играющего.

Русская игра Пытка

Среди разнообразных игр в мяч есть и игра в «пытку». Выкапывают в один ряд несколько ямочек, которые называются лунками; потом конаются, кому стоять у лунок и отбивать мяч и кому катать его. Обыкновенно катает тот, чья рука при конании ниже всех. Игроки становятся при ямочках с палками и отбивают мяч, и если катающий попадет в лунку, то он занимает его место игрока и начинают пытать не отбившего.

Один из игроков, засунув его голову между своими ногами, бьет по его голове мячом; другой из игроков катает мяч, а остальные спрашивают: «В чью лунку попал мяч?» Если он отгадает, то этим прекращается пытка. В противном случае продолжают пытать, пока он не отгадает. Случается, что замучивают пыткой. Отгадавший, в чьей лунке мяч, освобождается от пытки, и он начинает уже пытать того, у кого отгадал.

Игра «пытка» напоминает нам о наказании с таким же названием. Не уподобляется ли эта игра мучению над обличаемыми в преступлении? Многие игры обязаны своим происхождением действительному событию, поэтому можно допустить, что игра в пытку могла произойти от существовавшего наказания. Во всяком случае, эта игра — мучительная гимнастика.

Русская игра Свайка

Она делается из железа в виде гвоздя с большой головкой и заостренным концом. Весит иногда до 4 и 5 фунтов, тяжелее этого мне не случалось видеть, хотя некоторые утверждают, что бывают до полпуда, что она обязана своим происхождением Тульской оружейной слободе, что редко можно слыхать в других губерниях об этой игре, тогда как она широко распространена в Малороссии, в Литовском крае и во многих южных местах России.

Для свайки приготовляют особое железное кольцо, и играют по нескольку человек вместе. Берут за острие свайки и бросают в середину кольца так, чтобы она воткнулась в его средину, но еще лучше, если, попав в середину кольца, отобьет его. Тогда меряют расстояние от свайки до кольца пядью, и такая мера называется пирогами. Глубоко же вонзившаяся свайка в землю называется редькой. Чья свайка не воткнется, тот выходит из игры. Кто на десятый раз свайку не воткнет, тот обязан ее подавать каждому игроку, и говорят ему в насмешку: «Хомут надел на отца». Выигравший садится верхом на проигравшего, что называется ездить верхом и седлать, и, сидя на нем, бьет в землю свайкой до первого промаха.

Сидящий верхом издевается над подающим ему свайку. Когда подающий потеет, ему говорят: «Масло потекло». Когда он не может вынуть свайку из земли, тогда говорят: «Мильцо к бильцу подползло». Когда он изнемогает и сердится: «Потей, Фадей, до звезды говей». Когда он выкапывает свайку из земли: «Вынимай скорей из норы своей». Когда он оканчивает игру: «Унес горе в свое море». В иных местах говорят: «Сбил беду, как свою жену».

Играют в свайку еще другим образом. Игрок берет свайку за острый конец и бросает ее так, чтобы она, перевернувшись в воздухе, попала в кольцо. Если попадет, то это считается за три. Это значит, что ему дозволяется бить за удачное попадание еще по три раза; но кто после первых трех раз промахнется, тот лишается права бить в кольцо. Еще принимают в счет пироги, т. е. если свайка не попадет внутрь кольца, а отобьет его, то пространство от свайки до кольца называют пирогами: их вымеривают свайкой; сколько раз уляжется свайка на этом пространстве, столько и пирогов.

Кто промахнется после двенадцати раз, того морят: он должен каждому из играющих подавать свайку; получающий ее бросает в землю три раза вне кольца, а в четвертый раз — в кольцо. Если он попадет в кольцо или сделает несколько пирогов, то моренье повторяется и продолжается до тех пор, пока все за ним не сделают промахов.

При морении принимаются еще в расчет ляпа и репка. Когда свайка не воткнется в землю, то это называется ляпой, и если кто сделает три ляпы, тот лишается права морить. Репа же, когда морящий попадет в одно место свайкой, которая входит в землю своей головкой, тогда это называется засадить репку, и вытаскивать ее довольно тяжело. Моренье оканчивается, когда все сделают промахи.

Русские Народные Игры