История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Хороводы

Значение хоровода

Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Ассирийцы и вавилоняне еще за 2000 лет до Р. X. при приношении жертв Вавилу совершали хороводные пляски вокруг его жертвенника. У греков религиозные обряды выделялись торжественностью хороводных танцев, называемых каравино, и пением у жертвенника гимнов одними непорочными девушками. Они одевались тогда в белые платья и украшали свои головы цветочными венками.

Прекрасно изображен хоровод Гомером:

Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются

Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены

Смотрят на них и дивуются...

В круге их отрок прекрасный по звонко рокочущей лире

Сладко бряцал, припевая прекрасно под льняные струны

Голосом нежным, они же, вокруг его пляшучи стройно,

 С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся.

 Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,

Пляшут, в хор круговидный любезно сплетясь руками.

Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы

Светло одеты и их чистотой, как елеем, сияют.

 Тех — венки из цветов прелестные всех украшают;

Сих — золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.

Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,

Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,

То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

Им восхищается; два среди круга их головоходы,

Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

Со временем хороводы составляли одни молодые девушки, которые, собираясь на лугу в праздничные дни, пели круговые песни и танцевали, и страсть к этой забаве до того распространилась среди греков, что Аспазия, женщина необыкновенной красоты, покровительница наук и изящного, заставила однажды важного философа Сократа принять участие в хороводном веселии. На Олимпийских играх отличные певицы и танцовщицы показывали свое искусство в хороводах. Правители республик, знаменитые и великие люди присутствовали на этих забавах вместе с народом. Всеобщее одобрение и венок служили наградой отличившимся.

В Древнем Риме хороводы составляли священные обряды: там девушки пели благодарственные гимны перед изображениями богов. Но когда повсеместные увеселения вышли за рамки освященных обрядов, тогда хороводы превратились в народные забавы.

Ни один народ в Европе, кроме славян, не усвоил их со своей жизнью, и никто не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями, как восточные славяне. Германцы, от природы мрачные, задумчивые и чуждые веселых забав, не знают хороводов. Их народные танцы и круговые песни не могут сравниться с русской пляской и восхитительными напевами наших народных песен. Наши хороводы, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они. Девушка, которая не принимает участия в веселии своих подруг, делается предметом замечаний: «Верно, болит у нее сердце? Верно, нет здесь ее дружка? И для кого ей выказывать себя?» Все девушки непременно стараются показать здесь свою игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцем, кружатся и раскланиваются. Но хороводные игры не везде поются одинаково. Смотря по местности и песне, они изменяются или в действии, или в самом пении.

Дух хороводных песен — семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков; в некоторых попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках. Время сочинения хороводных песен и имя сочинителей неизвестны. Судя по слогу, они относятся к разным векам, за исключением немногих, а именно: синичка, мак растить, просо сеять, которые должны быть XVI века, все прочие — XVII и XVIII вв., но и эти искажены местностью до того, что нельзя определить настоящей их эпохи. Что же касается сочинителей, то они были из простолюдинов, потому что никто другой не мог выразить с таким простодушием и таким знанием сельского житья, как тот, кто родился, вырос и наслаждался в простоте природы неподдельными забавами, сочувствовал им и передавал в тоническом распеве, не гоняясь за вычурными выражениями.

Хоровод

При наступлении времени игр и забав всякий спешит на улицу; старики садятся перед окнами своего дома, а молодые рассыпаются по улице или становятся в кружок. Мужчины составляют свои отдельные круги, а женщины — свои, но каждый, подходящий к собеседникам, снимает шапку и приветствует: «Мир вашему сиденью». Ему отвечают, сняв шапки: «Поди к нашему смиренью»; он садится с края завалины. Беседа идет о чем? Домоводство, пашня, посев, скотоводство, распоряжения опытных в этом деле, распоряжения начальства, ряды старосты, суд головы и где люди без страстей? Пересуды соседей или соседок перебираются в их разговорах. В то же время собеседники не забывают любоваться разнообразием живой окрестности: за речкой пасутся на зеленеющем лугу кони, свободные на нынешний день от плуга; за рощей чуть видна колокольня ближайшего села; за пригорком извивается черная полоса дороги, по которой ездят в поле. Здесь, в речке, плавают утки и гуси со своими малютками. Но живее рисуется деревенская улица, протянувшаяся по возвышенному берегу речки. Здесь девушки снуют в разноцветных уборах, бегают одна за другой, смеются и любуются своими нарядами. Хорош на ней московский сарафан, но эта прекраснее в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка! У некоторых наброшен на голову шелковый платок, на других — золотая лента с широкой поднизью. Резвые и легкокрылые, они идут с конца улицы к тому месту, где всегда собираются водить хоровод; они идут и поют:

Выходили красны девушки

Из ворот гулять на улицу.

Выносили соловеюшку на ручинке,

Посадили соловеюшку на травыньку,

На муравыньку, на цветы лазоревы.

Соловеюшка рассвищется,

Красны девушки распляшутся,

А молодушки расплачутся:

Поиграйте, красны девушки,

Поколь волюшка жить у батюшки,

Поколь негушка у матушки.

Неровен жених присватается,

Неровен, как черт, навяжется:

 Либо старый и удушливый,

Либо малый и недужливый,

Либо ровня, горький пьяница.

Уж я старого утешила,

На осинушку повесила;

Уж я малого утешила,

Возмахнула, в воду бросила.

Уж со ровнюшкой гулять пошла.

Но не думайте, чтобы душа русской девушки омрачалась скорбным чувством при этой песне; чтобы она верила жалобам молодых женщин, которые становятся в их хоровод и поют эту песнь. Девушки сами поют ее и тут же смеются; смотрят на парней, которые вьются около их веселой толпы, вертятся и кружатся свободно; потом, взявшись за руки, составляют круг, движущийся в обе стороны, и поют;

Как у нас во торгу клич кликали,

А что дорого? а что дешево?

Дорожили красных девушек:

Первая во сто рублей,

Другая во тысячу,

А третьей цены нет!

Дешевы во торгу добры молодцы:

По семи молодцов за овсяный блин,

Восьмой на придачу,

Девятый в провожаты,

Десятый с конем и с седлом

И с золотой уздой.

В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда зрители могут наблюдать по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет и поет:

Возле тыну хожу,

Я капер-траву сажу.

Не быть капру

С тыном ровну;

Не быть свекору

Против батюшки,

 А свекрови Против матушки.

Сойдясь, оба хоровода поют вместе:

Подойду, подойду

Под Царь-городок;

 Вышибу, вышибу

Копьем стену...

После этих слов меняются игры и песни. Их порядок зависит от выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой: тихою и плавной. Хоровод то строится в ряды, то становится в кружок, смотря по содержанию песни. Вот идут в один ряд игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая водить хоровод.

Загрузка...

Созывание девушек в хоровод

Девушки, собравшиеся на зеленой поляне или на улице, берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Травонька, муравонька зацвела,

Я вечор та молодая в хороводе не была.

Красна девушка прошаталася,

С милым дружком каталася.

Мой милой дружок, неженатой, холостой,

Он приглядчив и хорош,

На меня молодец похож.

Собиралися девушки все во кружок,

Расходилися во лесок,

Садилися на лужок,

Где муравонька и цветок

Сорывали с цветов цветочки,

Надевали на головы веночки.

Пошли в хоровод, пошли в хоровод!

В хороводе веселились,

По забавушкам пустились.

Песни славно запевали,

Подружечек собирали:

Собирайтесь во единой кружок!

Запоем-то песню новую:

Про радость нашу к хороводу.

Игра созывание девушек в хоровод выражает желание девушек порезвиться.

Приглашение парней в хоровод

Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят желанием, чтобы парни поскорей присоединились к ним; дают им знать о своих чувствах глазами и движениями; после запевают призывную песнь, соблюдая прежний порядок хоровода.

Собиралися ясны соколы в дубровушку;

Слеталися белые лебедушки, в зеленую.

Со куста на куст перелетывали.

 Диди, лади, диди, ладушки!

Собирались все на единой на точек.

Между собой токовалися,

Все по паре разбиралися.

Диди, лади, диди, ладушки!

 Они думали, гадали: Как гнездушки завивать будем?

 Как теплые сооружать будем?

Диди, лади, диди, ладушки!

Как нам, девушки, хоровод собирать?

Как нам, красным, новы песни запевать?

Одна девица все придумала, удумала.

Диди, лади, диди, ладушки!

Вы подруженьки любимые!

Вы красавицы, забавницы,

Сходитесь на лужок,

Да и станем все в кружок.

Вы сцепитесь все за ручки

И приймите молодчиков с собой.

Диди, лади, диди, ладушки!

Выходите веселые, веселится,

Резвые пары, сохи собирать;

Пары, пары, пашеньку пахать.

Бел леночек время сеять,

Нельзя время упустить.

Приглашение парней в хоровод показывает, что забава девушек без участия в ней мужчин скучна, утомительна и однообразна. Только тогда и весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Тогда и радость, когда веселятся беспечно.

Хоровод Садить хрен

Составив большой круг, девушки берутся за руки. Между тем одна девушка становится в кругу, а другая — напротив нее, за кругом: обе они, взявшись за руки, поднимают их и опускают на голову каждой из девушек, обходя вокруг всех до трех раз. Это значит садить хрен. В это время поют хороводные:

Уж ты хрен, ты мой хрен,

Садовый ты мой хрен!

 Кто тебя садил?

 Кто тебя поливал?

Поливала Селифанова жена,

При дороженьке жила,

Со удалым молодцем.

Я ему сулила, я ему дарила

Два коня вороных,

Две плети шелковых.

Где калина, где малина,

Тут и девушки сидят,

Промеж себя говорят,

 В хоровод идти хотят.

Обойдя три раза круг, при непрерывном пении, садившие хрен входят в хоровод и начинают кружиться. Если хотят продлить игру, то выходят другие девушки садить хрен. Наши сельские девушки тешат себя в перерывах между работой песенками, которыми скрашивают самые тяжелые труды. Им бы хотелось покинуть работушку и заняться лучше хороводом, потому они сговариваются между собой о том, как бы им, девушкам, начать хоровод!

Хоровод Страсть девушек к забавам

Составив хороводный круг, девушки и мужчины поют все вместе:

Ты заря ли, моя зоренька, Заря вечерняя, игра наша веселая! Вы играйте, красны девушки, Покудова вы у батюшки, У родимыя у матушки. Отдадут нас во чужи люди, Во незнамые, незнакомые. Нам не будет такой волюшки! Белы руки грязью замараются, Лицо от солнца закраснеется. Свекор-батюшка у ворот стоит; Он меня, младу, домой зовет. Я не иду домой, не слушаю: Не доиграны наши игры, Не допеты наши песенки, Не добаины басенки.

После этого становится в середину круга парень. Он, изображая свекра, исполняет угрозы и старается разогнать девушек домой. При последнем стихе: «Красных девок высылать»,— он берет девушку насильно, выталкивает ее из круга и гонит домой, покрикивая: «Вот я те, разгулялась! Домой!» Девушки начинают снова петь и продолжают петь до тех пор, пока парень не прогонит всех из круга и не разгонит.

Уж вы девушки, красавицы! Не пора ли вам игры оставлять? Не полно ли вам песни распевать? Мы оставим все гулянья, Нас домой всех кричат! Родной батюшка зовет,

Родна матушка грозит.

Нам не хочется идти,

Нам охотно погулять,

В хороводе поиграть.

Разудалой молодец .

Своим девушкам отец:

Он и белой, кудреват,

Красных девок высылать.

Эта игра показывает, что девушки веселились бы вечно, если бы не останавливали их. Девушки думают, что они родились для одних веселостей, забывая, что всему есть время: время забавам и время благоразумию. Мечтательность и ветреность — неразлучные спутницы красавиц.

Хоровод Алая заря

В середине круга сидит горюющая девушка: она тужит, что ее не пускают веселиться.

Рассветала алая заря, Рассветала алая заря;Растужилась, расплакалась

Красна девушка-душа,

У батюшки во терему сидючи.

Просилася красна девица

У родимой матушки

К подружечкам с рукодельем посидеть.

Ее мати не пускала, рукоделья не давала.

Она бегает в отчаянии по кругу.

Красавица с горечи бежала

Во темные во леса: не увижу ли дружка?

Вы, леса мои, лесочки,

Приклонитеся к земле,

И развейтесь все зеленые листы.

Вы прикройте меня от жару,

Сберегите мне лицо.

Лицо бело потускнело,

На жару оно сгорело.

Под березой сидела, сама себе говорила:

Участь моя горькая, Зла несчастная судьба!

Девушка плачет от горя, а горе девушки, когда не дают ей воли: тогда всякая из них клянет свою судьбу.

Привела меня судьба

Плакать вечно, навсегда.

 Много слез девушка проливала.

Все листочки потопляла.

Является в кругу парень, изображая, что стреляет из ружья; потом он зовет свою суженую. Девушка является на его голос и обнимает молодца.

Добрый молодец дознался

 И во лесочек отправлялся.

Во ружейце стрелял,

Громким голосом кричал:

 — Ау! милая моя!

Выходи-ка ты сюда.

Все девушки считают себя несчастными, когда не дают им воли; в это время они готовы бросить свой отчий дом, и всякий их ласкатель — уже их суженый; о будущем девушки не рассуждают.

Хороводы