История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Хороводы

Хоровод Дон Иванович

Из песни «Дон Иванович» сделали хороводную забаву. Что значит песня «Дон Иванович»? Нужно ли понимать за этим название реки или похождение обитателя реки Дона? Языческие славяне боготворили реки Дунай, Буг, Волхов и др., но про Дон ничего нам неизвестно. В народных напевах река Волга и поныне именуется матушкой рекой. Благодаря своему большому протяжению, историческим событиям и ватагам разбойников Волга запечатлелась в памяти народа. Кроме этого, будучи лучшей судоходной и рыболовной рекой, она приобрела от тамошних обитателей справедливое название кормилицы.

Но почему же поют «Дон Иванович»? Потому, что это похождение удальцов с берегов Дона, и можно сказать наверно, что они, посещая по торговым делам великороссийские земли, прославились между русскими удальством, изворотливостью, наездничеством и любовью к музыке. Как заезжие гости, они принимались с почестью, особенно в семейных домах. Там ими дорожили, и там готовили для них своих невест. Сама песня говорит нам про это, как бы ни пели ее превратно. Есть песни, в которых Дон превращен в Дунай, но эта перемена произошла оттого, что Дон принимали за Дунай.

Обитатели берегов Дона в известности, а теперь еще более, когда они сделались образованнее и богаче. «Дон Иванович» не песня, но целая дума. А почему обратили ее в хоровод? Неизвестно, но известно то, что ее издавна поют и играют. Девушки собираются вечером поиграть на лугу: там они поют сначала разные хороводные песни, потом, когда присоединятся к ним молодцы, запевают «Дон Иванович». Взявшись за руки, становятся в кружок; в середине стоит Дон Иванович, с шапкой на голове и балалайкой в руке. От его искусства игра принимает разные веселые

изменения: он старается олицетворить самую песнь, а потому поступает в соответствии с напевом.

Как пошел наш молодец Вдоль улицы на конец.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

 Ах, как звали молодца,

Позывали удальца,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как во пир пировать,

Во беседушку сидеть,

 На игрище поиграть. Ах,

Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Уж как мне ли, молодцу,

Мало можется,

Мало можется,

Играть хочется.

Иль я выйду, молодец,

На свой новый на крылец,

Закричу ли я, молодец,

Громким голосом своим:

Ах! как есть ли у меня,

Слуги верные мои?

 Вы берите ключи,

Отмыкайте сундуки.

Вынимайте кафтан,

Рудо-желт камчат;

 Вынимайте шапку,

Черную мурманку;

Вы подайте гусли

Звончаты мои.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как пошел наш молодец

Ко вдовушке на конец,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как садился молодец,

Как садился удалец

Против вдовушки на скамье!

Дон Иванович садится с балалайкой на земле и играет, к нему подходит вдовушка; он ей кланяется, и в это время падает с него шапка; вдовушка не подымает. Хоровод продолжает:

Заиграл он в гусли,

Заиграл в звончатые свои.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Молодец вдове челом,

Уронил шляпу долой,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Дон Иванович поет с хороводом:

Уж ты, вдовушка моя,

Молодая вдова,

Подыми шапку-мурманку.

Один хоровод:

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Вдовушка поет с хороводом перед Доном Ивановичем"

Не твоя, сударь, слуга,

Я не слушаю тебя.

Один хоровод:

Ах, Дон, ты наш Дон, Сын

Иванович Дон!

Вдовушка не подымает его шляпы, уходит от него; он сам подымает и надевает.

Хоровод:

Как пошел наш молодец

Вдоль улицы на конец,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Ах, как звали молодца,

Позывали удальца,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как во пире пировать,

Во беседушку сидеть,

На игрище поиграть.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как пошел наш молодец

 К девушке наконец,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как садился молодец,

Как садился удалец

Против девушки на скамейке.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Из хоровода выходит девушка, он ей кланяется, с него падает шапка; хоровод поет:

Заиграл он в гусли,

Заиграл во звончатые свои.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Молодец девице челом,

Уронил шапку долой.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Дон Иванович с хороводом:

Уж ты, девушка моя,

Ты красная моя,

Подыми шапку-мурманку.

Один хоровод:

Ах, Дон, ты наш Дон,

 Сын Иванович Дон!

Девушка с хороводом:

Я твоя сударь, слуга,

Я послушаюсь тебя.

Дон Иванович берет с ее рук шапку и целует девушку. Хор поет:

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Не олицетворение ли это жениха без роду, без племени, ищущего себе невесту?

В этом хороводе часто стоят вместе невеста и жених. И как тогда приятно сердцу невесты, когда она слышит похвалы своему суженому. Часто заводят эту игру, чтобы порезвиться на просторе.

Вот вам целая любовная дума о Доне Ивановиче, которую часто пели под названием «Вздунай». И каких названий не давали ей! «Воздунай», «Раздунай», «Гор-Дунай», «Дуни, нам, най».

Еще поют и разыгрывают иначе: в середине круга ходит в одну сторону парень и машет на девушек платком, которые в это время ходят в противоположную ему сторону.

Девки звали молодца,

 Позывали удальца

Во пир пировати,

Во беседушку сидеть.

Посадили молодца,

Посадили удальца.

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Против вдовушки на скамье,

На хорошей на скамье,

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

С молодца шляпа долой,

С удальца черная долой.

Уж ты, вдовушка, подай,

Раскрасавица подай!

Не раба, сударь, твоя,

Не работаю на тебя.

Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон!

Не честь молодцу,

Не хвала удальцу!

Ой, Дон, мой Дон,

Сын Иванович Дон!

Девки звали молодца,

Позывали удальца

Во пир пировати,

Во беседушку сидеть.

Посадили молодца,

Посадили удальца.

Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон!

Против девицы на скамье,

Против хорошей на скамье.

С молодца шляпа долой,

С удальца черная долой,

Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон!

Уж ты, девица, подай,

Расхорошая, подай.

Я раба, сударь, твоя,

И работаю на тебя.

Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон!

Спасибо тебе, душа,

Девушка хорошая.

Ой, Дон, мой Дон, Сын Иванович Дон!

Вот еще вариант «Дона Ивановича»:

Ой, Дон ли, мой Дон, Сын Иванович Дон!

Как из улицы в конец

Идет доброй молодец;

 Он платком махает,

Важно разговаривает:

Меня звали, молодца,

Позывали удальца

Во пир пировать,

В беседушку сидеть.

Посадили молодца

 Против вдовоньки на скамье.

Молодец вдове челом,

С молодца шляпа долой.

Шляпу, вдовинька, подай!

 Разгорюшенька, подай!

Не слуга, сударь, тебе,

 Не послушаю тебя;

 Не послушаю тебя,

Черну шляпу не подам.

Не радошен молодец,

Он головушку повесил,

Сам заплакал и пошел.

Как из улицы в конец

Идет доброй молодец.

Слезно плачет и рыдает,

Платком слезы утирает.

Меня звали, молодца,

Позывали удальца

Во пир пировать,

 Во беседушку сидеть.

Посадили молодца

Против девушки на скамье.

Молодец девке челом,

С молодца шляпа долой.

Уж ты, девица, подай!

Раскрасавица, подай!

 Я слуга, сударь, твоя,

 Я послушаюсь тебя,

Черну шляпоньку подам.

-Доброй молодец

Радошен и весел;

Сам защелкал да пошел,

 Веселую песенку запел:

Про Дуняшу, про Ульяшу,

Про сударушку свою.

Про сударушку свою.

Отдых на пашне

Хоровод Бурлаки

Это насмешка над бездомными людьми. Их представляют в виде бурлаков. Бурлак — собственно малороссийское слово и означает бродящего человека, который порядочно зарабатывает и богатеет. В Великороссии называли бурлаками судовщиков, которые отправляются в конце зимы в понизовые города. Жизнь их из-за большой бедности очень грубая. Котомка, деревянная ложка, палка, лапти и верхняя изорванная одежда — вот все, что они имели и имеют при себе. В прежние годы, во время их переходов через города и селения, они создавали много неудобств жителям: располагались станом на площадях, особенно около рынка, и устраивали ссоры с торговками. По этой причине о них создано много песен.

Один из ловких молодцев изображает бурлака, который сманивает неопытную девушку, называемую девка-незнавка.

Перед нашими вороты, Перед нашими вороты.

Люли, люли, бурлаки!

Перед нашими вороты Разыгралися ребята.

Люли, люли, бурлаки! Все ребята молодые, Молодые, холостые.

Люли, люли, бурлаки! Они шуточку шутили, Во новы сени вскочили,

Люли, люли, бурлаки! Во новы сени вскочили, Новы сени подломили,

Люли, люли, бурлаки! Новы сени подломили, Красну девку подманили,

Люли, люли, бурлаки! Красну девку подманили, В новы сани садили.

Люли, люли, бурлаки! Ты садися, девка, в сани, Ты поедешь, девка, с нами.

Люли, люли, бурлаки! С нами, с нами, молодцами, С понизовыми бурлаками.

Люли, люли, бурлаки! У нас жить будет добренько, У нас горы золотые.

Люли, люли, бурлаки! У нас горы золотые, В горах камни дорогие.

Люли, люли, бурлаки! На обман девка сдалася, На бурлацкие пожитки.

Люли, люли, бурлаки! А бурлацкие пожитки, Что добры да невелики.

Люли, люли, бурлаки! Что добры, да невелики, Одна лямка да котомка, Еще третья — то оборти.

Люли, люли, бурлаки!

 

Катание на чухнах. Гравюра XIX в.

Хоровод Заинька

Многие наши хороводные песни изображают семейный быт в разных его отношениях, но песня «Заинька» менее всех говорит о нем. Некоторые из русских писателей замечают, что эта игра выражает сельское сватовство; что игроки избирают среди себя резвых и отважных парней, которые носят названия заиньки, тестя, тещи, шурина и свояченицы; что эта игра распространена в одном Московском уезде, по Троицкой дороге. Я видел эту забаву во многих местах России, особенно в Малороссии, где ее очень любят дети и девушки, которые просто забавляются в заинька, как им вздумается, и поют:

Заинька, заинька, Серинькой заинька, Серинькой заинька.

Представляющий заиньку бегает по кругу и хочет выбежать из него; ему кричат:

Заинька, заинька

Серинькой, попляши!

На лапочки присядь,

Бочком, кружком приляг.

Заинька вертится, ищет места, хочет выскочить; хоровод не выпускает:

Серинькой заинька,

Не скачи, не вертись;

Приляж, повернись,

Бочком, кружком покатись.

Заинька выскакивает, и хоровод расстраивается. Судя по другой хороводной песне, эта игра выражает сватовство.

Заинька белинькой!

 Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу,

Ищу богатого тестя.

Нашел я, нашел я

Богатого тестя.

Будь ты мне тестик,

А я тебе зятик.

 Заинька беленькой!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я ласкову тещу.

 Нашел я, нашел я

Ласкову тещу.

Будь ты мне теща,

А я тебе зятик.

Заинька белинькой!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я богатого шурина.

Будь ты мне шурин,

А я тебе зятик.

Заинька белинькой!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я ласкову своячину.

Нашел я, нашел я

 Ласкову своячину.

Будь ты мне своячина,

А я тебе зятик.

Заинька белинькой!

Хожу я по хороводу,

Гляжу я, смотрю я

По всему народу.

Ищу я себе ладу милую.

Нашел я, нашел я

Себе ладу милую.

Будь ты мне, лада, невестой,

А я тебе женихом.

Я, выпивши пива,

Ударю тестя в рыло;

Я, приевши пироги,

Пущу тещу-матушку в толчки.

Оседлай, шурин, коня,

Поезжай, шурин, со двора.

Ласковой своячине

Подарю подарочек,

Щелкову плетку.

Весел я, весел,

Что один остался.

С своей ладой милой,

С своей ладой милой

Три раза поцелуюсь.

Действительно ли игра заинька могла изображать семейный быт? Заяц, по своей трусливой природе, может служить только для забавы резвой, беспечной и неопытной юности, которая не размышляет о том, что ожидает ее впереди. Играют в заиньку еще иначе. Мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют довольно обширный круг; в середине его помещается заяц, избираемый из мальчиков. Хоровод двигается то в правую, то в левую стороны, оставаясь на равном расстоянии от зайца, и поет:

Заинька, ускоки, серинькой, ускоки,

Кружком, бочком повернись,

 Кружком, бочком повернись.

Заяц поднимается на лапочки и хочет выскочить из круга, но его не выпускают. Тогда он, упираясь руками о землю, кружится во все стороны.

Заинька, ускоки, серинькой, ускоки,

И под бочки подопрись,

И под бочки подопрись.

Заяц подпирается в бочки фертиком и забрасывает ногу: сначала одну, потом другую.

Заинька в ладоши, серинькой в ладоши,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись.

Заяц, став на корточки, бьет в ладоши; потом мечется во все стороны.

Здесь города все немецкие,

Здесь города все немецкие,

Закрепочки все железные,

Закрепочки все железные.

Есть зайцу куда выскочить,

Есть зайцу куда выскочить.

Серому куда выскочить,

Серому куда выскочить.

Заяц начинает куакать, как дитя; взвизгивать, подражая зайцу, пойманному в сети; брыкать ногами и старается вырваться из круга. Мужчины отталкивают его и кричат: «Ату-уу!-у-лю». Девушки машут на него платками. Наконец заяц, заметив слабое место, вырывается из круга, и этим оканчивается игра.

Хоровод Гуси

Чертят небольшой круг, и в средине его садится волк, которому завязывают глаза; потом молодые люди, составляющие хоровод, берутся за руки и становятся вокруг волка на довольно значительное расстояние от начерченного круга; между хороводом и кругом помещаются дети: они играют гусят.

Хоровод:    А гуси, вы гуси!

Гусенята:   Га-га-га, га-га-га.

Хоровод:   Вы, серые гуси!

Гусенята:   Га-га-га, га-га-га.

Хоровод:  А где гуси были?

Гусенята:   Га-га-га, га-га-га.

Хоровод:  Кого гуси видели?

Гусенята:   Га-га-га, га-га-га.

В то время, когда гуси кричат, волк бросается на них, чтобы схватить кого-нибудь, и если поймает, то отводит на середину и сажает на определенное им место. Посаженный не смеет встать до окончания песни. Если же волк не поймает, то возвращается на свое место и ждет нового крика гусей.

Гусенята: Мы видели волка,

Унес волк гусенка; Что самого лучшего, Что самого большого.

Хоровод:   А гуси, вы гуси!

Гусенята:  Га-га-га, га-га-га.

Хоровод:  Щиплите-ка волка.

Пойманные и непойманные гуси бросаются на волка, а он, сорвав с глаз своих повязку, кружится и старается ускользнуть из хоровода, что не так легко сделать, потому что хоровод не выпуекает волка. Если ускользнет волк, то его больше не трогают, и игра оканчивается.

Хоровод Синичка

Вот вам олицетворенное сватовство. Снегирь — жених, который после долгих неудач решается жениться, а между тем знакомые спрашивают его: «Почему он не женится?»  Он отвечает, что ему некого взять за себя. Обычно такой ответ у женихов с неудачами.

Наконец синичка, сестра снегиря, созывает к себе гостей и тут улаживает выбор. Так делается в семейной жизни, в которой женщины довершают свадьбу.

Во время хоровода снегирь — жених ходит в кругу, обращаясь лицом к поющим, и высматривает невесту. Хор поет:

За морем синичка непышно жила,

Непышно жила, пиво варила,

Солоду купила, хмелю взаймы взяла.

Черной дрозд пивоваром был,

Сизой орел винокуром слыл.

Дай же нам, Боже, пиво-то сварить,

Пиво-то сварить и вина накурить.

Созовем к себе гостей, мелких пташек

 Совушка, вдовушка, незваная пришла,

Снегирюшка по сенюшкам похаживает,

Совушка головку поглаживает.

Стали все птички меж собой говорить:

Что же ты, снегирюшка, не женишься?

Рад бы я жениться, да некого взять:

Взял бы я чечетку, то матка моя,

Взял бы я синичку — сестричка моя,

Взял бы я сороку — щекотливая.

Есть за морем перепелочка,

То мне не матушка, не тетушка,

Ту я люблю, за себя возьму.

Здравствуй, хозяин с хозяйкою,

С малыми детками на многие лета!

 

Ю. Сергеев. Ночное гадание. Святки. Фрагмент

Хоровод Воробушек

Это насмешка над разными недостатками девушек и молодых парней. Эта игра стала хороводом в виде поучения, и часто случается, что намеки вызывают явное неудовольствие или среди играющих, или среди тех, кто смотрит на эту забаву. В старину не знали театральных представлений, но зато многие песни служили нашим предкам для показа слабостей обоего пола. Бывают случаи, когда пороки не всегда могут быть осмеяны явно.

Древние народы рассказывали о них под видом басен, потом вывели их на сцену в измененном виде и наконец олицетворили их в театрах. Наши зрелища, появившиеся в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича в результате распоряжения достойного его любимца боярина Артамона Сергеевича Матвеева, не могли занять простой народ, который и по сей день забавляется хороводными играми от души и сердца. Пора бы нам заняться своим народным, вводить свое, потому что многое чужестранное не по нас и не по нашему духу.

Справедливо сказал в свое время об иностранцах боярин Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин: «Их платья не по нас, а наши — не по них». Как бы ни было, игра «Воробушек» — любимая игра сельских жителей, и она действительно веселит всех их. Делается круг из девушек и молодцев, в середине их стоит воробушек, один из играющих; он изображает при пении песни разными своими телодвижениями и коверканиями походку гордых, уродливых, насмешливых и ненавистных людей. Искусство воробушка состоит в том, чтобы уметь все выставить ловко и естественно.

Скажи, скажи, воробушек, Как дети ходят?

Он изображает их походку, а хоровод поет:

Они этак, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Где орешки лежат. Скажи, скажи, воробушек, Как девицы ходят?

Воробушек воспроизводит их походку, а хоровод поет:

Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где молодцы сидят. Скажи, скажи, воробушек, Как молодцы ходят?

Воробушек представляет их.

Они так, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Где голубушки сидят. Скажи, скажи, воробушек, Как старушки ходят?

Он показывает им:

Они этак, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Где молодые сидят. Скажи, скажи, воробушек, Как купцы ходят?

Отвечает походкой:

Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где товары лежат. Скажи, скажи, воробушек,

Как скупые ходят? Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где сундуки стоят. Скажи, скажи, воробушек, Как наши вороги ходят? Они этак, и вот этак: Туды глядь, сюды глядь, Как честные говорят. Скажи, скажи, воробушек, Как злые люди ходят?

Показывает им.

Они этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, Где добрые сидят.

Вопросы продолжаются иногда долго, в зависимости от находчивости и ловкости спрашивающих. Оканчивают обыкновенно:

Скажи, скажи, воробушек, Как скачет чив, чив воробей? Вот этак, и вот этак Туды глядь, сюды глядь, И порх через забор.

Воробушек старается вылететь из круга, и тот, кто мог удержать его и не удержал, заступает на его место; в противном случае воробушек снова начинает свою игру.

Есть другая игра «воробушек». Она разыгрывается для того, чтобы посмеяться над предающимися пьянству. Некоторые думают, что ее только разыгрывают на Успение и когда гости бывают навеселе. Может быть, так было прежде, но с того времени, как эта игра сделалась хороводной, она превратилась в одну забаву: разыгрывают ее, когда вздумают, и поют, что им по сердцу. Сама песня выскажет нам это лучше.

У воробушки головушка болела,

Ох, как болела? Так болела, вот так болела, этак болела.

У воробушки сердечушко щемило,

Ох, как щемило? Так щемило, вот так щемило, этак щемило.

У воробушки спинушка болела,

Ох, как болела?

Так болела, вот так болела, этак болела.

У воробушки рученьки болели,

Ох, как болели? Так болели, вот так болели, этак болели.

У воробушки ноженьки болели,

Ох, как болели? Так болели, вот так болели, этак болели.

Уж стал воробей приседати,

Ох, как воробей приседати? Так приседати, вот так приседати, этак приседати. Захотел воробей перемены,

Ох, как перемены?

Так перемены, вот так перемены,

этак перемены. Еще поют:

У воробушки головушка болела,

Так болела, так болела. У воробушки сердечушко щемило.

Так щемило, так щемило, так щемило. У воробушки спинушка болела,

Так болела, так болела, так болела. У воробушки рученька болела,

Так болела, так болела, так болела. У воробушки ноженька болела,

Так болела, так болела, так болела. Уж как стал воробей приседати,

Так приседати, так приседати, так приседати. Захотел воробей перемены.

В Смоленской губернии разыгрывают иначе воробушка. Молодые люди, взявшись за руки, составляют кружок; в середине его ходит воробушек:

А у воробушки головушка

Болит, болит, болит;

А у воробушки сердечушко

Щемит, щемит, щемит.

Не пора ль тебе, воробушка,

Садиться на лужок?

На лужочек, на пружочек,

На желтенькой на песочек?

При этих словах воробушек садится или становится на колени. Хор поет:

Не пора ль тебе, воробушка, Встать, полетать? Встать, встать, полетать? Кого любишь, целовать.

Воробушек встает, машет руками и бежит по хороводу, наконец останавливается перед той, которую хочет целовать, и целует. Поцелованная им выходит на середину хоровода, и игра повторяется.

 

Деревенский музыкант. Гравюра XIX в.

Хоровод Воробушки

Девушки и парни, взявшись за руки, скачут и пляшут, сообразуясь с действиями воробушков. Весь хоровод поет громко, весело и со всеми изменениями разнообразных забав.

Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью. Ах, братцы, всех моих! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью, Ах, братцы, всех до малого! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью. Ах, братцы, всех до старого! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Собирают свою братью, Да всех во единой круг. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут. Собиралися на зеленой луг, Ах, на рябинушку. Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут.

Тут хороводный круг разрывается, девушки оставляют парней и потом составляют свой круг:

Зароняют свою братью, Ах, братцы, всех до малого! Воробьи скачут, воробьи пляшут, Попелещут, пипилищут, Разгоняют свою братью, И всех до старого!

Парни разогнаны от малого до большого, одни девушки скачут в хороводе.

Красны девушки, все голубушки, Собиралися, соходилися, Ах, на зеленой луг!

Разогнанные парни пристают к девушкам и составляют общий с ними крут.

Добрые молодцы, разудалые! Собиралися, соходилися К красным девушкам, Ах, во широкой круг! . Все резвилися, веселилися, С молодчиками, С удалыми совыкалися.

Один парень, разыгрывая сизого воробушка, входит в круг, и когда запоют «разгонял, рассыпал» и т. д., тогда он разбивает пару, выгоняет из круга девушку, а за ней — ее парня.

Сиз воробушек, сиз молоденькой, Доброй молодец, разудаленькой. Разгонял, рассылал красных девушек, Он с первой, он до последнего!

Последние четыре строчки поют хороводные до тех пор, пока он не разгонит всех и сам не улетит потом.

Люди все бы пировали и веселились, если бы нужда не разгоняла их, а эта нужда — их мотовство и разорение от пиров. Веселящиеся пепелешут, как воробьи, пока есть корм; не станет его, чирикают, разлетаются во все стороны и не узнают тех, у кого веселились; даже забывают их, оправдывая общенародную поговорку: все приятели и друзья до черного лишь дня.

Хороводы