История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Хороводы

Хоровод Воложанин

В эту игру хоровод играют преимущественно в уездах Смоленской губернии: Юхновском, Гжатском, Сычевском и частью Вяземском и Духовщинском.

Играют следующим образом: сажают молодого парня на траву и покрывают его платком. Возле него остается одна девушка, которая во время пения ходит вокруг него то в правую, то в левую стороны; их окружает поющий хоровод:

Круг куста, круг куста,

Ракитова кустика,

Ракитова кустика

Ходила, гуляла

Молодая воложаночка,

Молодая воложаночка.

Кликала, гаркала

Молодого воложанина,

Молодого воложанина:

Подь сюда, подь сюда,

Молодой воложанин, подь сюда,

Молодой воложанин, подь сюда.

 Подь сюда, подь сюда

Солода растить, подь сюда,

Солода растить, подь сюда.

Молодой парень отвечает:

Я не умен, я не горазд;

Солода растить я не умен,

Солода растить я не горазд.

Хоровод, повторяя прежние стихи, зовет воложанина варить пиво:

Подь сюда, подь сюда,

Пиво варить подь сюда, Пиво варить подь сюда.

Парень отвечает:

Я не умен, я не горазд;

Пиво варить я не умен, Пиво варить я не горазд.

Хоровод поет прежние слова и потом приглашает воложанина целовать девушек.

Подь сюда, подь сюда,

Девок целовать подь сюда, Девок целовать подь сюда.

На этот зов парень отвечает:

То я умею, то я горазд;

Целовать девок я умею, Целовать девок я горазд.

С последним словом он сбрасывает с себя платок, подходит к хороводу и целует какую-нибудь из девушек; ходившая же вокруг него целует другого мужчину. Поцелованные занимают места воложанина и воложанки; потом игра повторяется и продолжается по общему согласию.

 

В. Рассохин. Неожиданная встреча. Фрагмент

Хоровод Ящер

В этой игре хороводе чаще участвуют девушки, исключая ящера, которым всегда бывает мальчик. На него набрасывают платок, потом составляют около него круг, пляшут и поют:

Сиди, сиди, ящер, В ореховом кусте, Грызи, грызи, ящер, Каленые ядра. Дам тебе, ящер, Красную девку, Алую ленту32.

Одна из девушек выходит из хоровода и спрашивает:

Кто сидит?

Ящер. Что грызет?

Ядры. Кого хочет?

Девку. Которую?

Ящер называет имя девушки, участвующей в хороводе; названная бросает ему платок и садится возле него. Так продолжается до тех пор, пока, все девушки не перейдут к ящеру. Потом все девушки встают, снова становятся в хоровод и пляшут:

Насиделся ящер В ореховом кусте, Насмотрелся ящер На красных девок. Отдай же, ящер, Алую ленту, Алую ленту Девки Надежи.

Ящер возвращает платки, хор пляшет и поет, пока он всем не раздаст. Разыгрывают еще «Ящера» иначе. Избрав парня или девушку, ставят в середине крута вместо ящера. Играющие образуют круг и, взявшись за руки, ходят в одну сторону, припевая:

Сиди, сиди, ящер, В ореховом кусте, Гложи, гложи, ящер, Ореховы ядра, Лови, лови, ящер, Девку-чернобровку.

По окончании припева весь хоровод начинает быстро вертеться в одну сторону. Ящер старается поймать кого-либо из кружащихся; пойманная целует его и становится разыгрывать ящера. Таким образом продолжается игра.

Хоровод Селезень

Забавляются не одни взрослые, но и дети, для которых селезень — гимнастическое занятие, потому что здесь бегают и вертятся. Обычно делается хороводный круг, в середине его бегают селезень и утка: селезень гонится за уткой, старается поймать ее, она уходит от него и ныряет. Селезень кричит, утка выплывает, и это продолжается, пока парень не словит девушку. Часто хороводные не допускают это: они кричат и машут руками.

Селезень, селезень, Сиз голубчик селезень! Селезень, догоняй утку, Молодой, лови утку. Хохлатый селезень, Селезень, догоняй утку.

Поди, утушка, домой,

Поди, серенькая, домой.

Где утушка твоя?

Где семеро твоих детей? Селезень, селезень, Сиз голубчик селезень!

Утушка ныряет,

По полям летает.

Киг-киг — догоняй!

Кры-кра, утушка, домой!

У селезня семеро детей,

А сам осьмой без ног.

Рассерженный селезень нападает на утку — ее защищают. Эта оборона ведет к ссоре, потому что долгое беганье утомляет и лишает охоты играть. Отсюда произошла поговорка: подзадоривай задор. Вынырнувшая утка насмехается над селезнем; он укоряет и ссорится.

Есть еще другая хороводная игра «селезень» — насмешка над теми неопытными мужьями, которые доверяют своих жен молодым своим знакомым. Селезня играет молодой парень; он, находясь в кругу, поет с прочими:

Уж как по реке широкой, Как по реке раздольной.

Ой люли, селезень! По той реке да по широкой Бежит доброй молодец,

Ой люли, селезень! Ты постой, постой, Хохлатой селезень!

Ой люли, селезень! Плывет, ни ворохнется. Плывет-то удалой,

Ой люли, селезень! Он к молодушке плывет, Сам весельцом гребет.

Ой люли, селезень! Под сердцем зазнобушка: В дому сударушка одна,

Ой люли, селезень! Ты постой, постой! Я сударушка не твоя.

Ой люли, селезень!

Хороводные обращаются к играющим и произносят с язвительной насмешкой:

Во тебя ли во дому Сочинилася беда? Изменила молода! Ой люли, селезень!

Язвительный оборот вызывает иногда неудовольствие, особенно, если обратят глаза на виновниц-молодушек. Мужья, нахмурив брови, как случается везде, уходят с ними домой для расчета33.

Следующая песня выражает любовь девушки к своему милому. Первые три стиха поет играющая селезня, а остальные оканчивают стоящие в хороводе.

И я селезня любила, Я касатова хвалила, Я кафтан ему купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровой селезень,

Черноглазой селезень,

В кафтане селезень. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Я камзол ему купила.

Люли, люли, селезень.

Люли, люли, молодой!

Чернобровой селезень,

Черноглазой селезень,

В кафтане селезень,

В камзоле селезень. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Черны бархатны штаны купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровой селезень,

Черноглазой селезень,

В кафтане селезень,

В камзоле селезень,

В черных бархатных штанах. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Я чулки ему купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровой селезень,

Черноглазой селезень,

В кафтане селезень,

В камзоле селезень,

В черных бархатных штанах,

В белых шелковых чулках. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Башмачки ему купила.

Люли, люди, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровой селезень,

Черноглазой селезень,

В черных бархатных штанах,

В белых шелковых чулках,

В сафьянных башмачках. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Пряжечки ему купила.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровой селезень,

Черноглазой селезень.

В кафтане селезень,

В камзоле селезень,

В черных бархатных штанах,

В белых шелковых чулках,

В сафьянных башмаках. И я селезня любила, Я касатова хвалила, Ему сердце отдала.

Люли, люли, селезень,

Люли, люли, молодой!

Чернобровой селезень,

Черноглазой селезень,

Ему сердце отдала.

Отдавшая свое сердце подает руку любимому ею парню, который выводит ее из круга. Если желают еще играть «Селезня», то вновь начинают в прежнем порядке. Часто принимают участие в этой забаве молодые парни. Тогда невольно обнаруживается затаенная любовь парня к своей девушке; тогда распространяется повсюду слух: парень полюбил, парень женится, ведь недаром он играл с ней!

Загрузка...

Хоровод Пиво варить

Неподдельно русское веселье, когда варят пиво. Тогда бывает радость не только в семейном кругу, но и в целом околотке. Везде говорят: «Там варят пиво, там и веселье». Русское радушие: угощать и веселиться — причина сочинения этой хороводной игры. Кому не радостно позабавиться! И кто как не русский веселится от полноты души!

Разгул сельской жизни открывается любимой забавой: варить пиво, и это бывает не одной только осенней порой, но во всякое время, когда вздумается хороводу. В старое время был обычай варить пиво осенью, перед бабьим летом. Молодые, наполнив кувшины брагой, выходили к воротам и потчевали старых, а потом молодых людей; и когда немножко все подгуляют или, как говорят «хмель разум зашибет», тогда принимались за хороводы и плясал всяк, кто был крепок на ногах. Теперь осталась в воспоминании одна игра с песней. Девушки и молодцы избирают хороводицу, которая и начинает:

Ай на горе мы пиво варили,

Ладо, мое ладо, пиво варили!

Мы с этого пива все вокруг соберемся.

Ладо, мое ладо, все соберемся!

Хоровод, повторив пропетое, продолжает:

Мы с этого пива все разойдемся.

Расходятся в разные стороны.

Ладо, мое ладо, все разойдемся! Мы с этого пива все присядем.

Приседают:

Ладо, мое ладо, все присядем! Мы с этого пива спать ляжем (ложатся), Ладо, мое ладо, спать ляжем! Мы с этого пива опять встанем (встают), Ладо, мое ладо, опять встанем! Мы с этого пива в ладоши ударим (бьют в ладоши), Мы с этого пива все перепьемся. Ладо, мое ладо, все перепьемся! Мы с этого пива все передеремся, Ладо, мое ладо, все передеремся! Мы с этого пива домой уберемся И до завтра не проснемся, Ладо, мое ладо, не проснемся!

В других местах выносят к хороводу пиво и брагу. Случается, что от нее перепиваются и что завтра встают с головной болью девушки, которые сначала отказывались от пива и браги. Обыкновенно их просят немножко попробовать пива: они пьют сначала немножко, будто бы из вежливости, потом прихлебывают. Когда же порасчувствуются, тогда выходят из хоровода и начинают плясать. На другой день собирается уже хоровод из насмешливых молодых людей, которые поют «у воробушки головушка болела» и проч. Пусть говорят после этого, что у поселян нет своих язвительных насмешек.

 

У прежних балаганов на бывшей Адмиральской площади.

Гравюра XIX в.

Хоровод Мак растить

Это забава как детей, так и взрослых обоего пола. В этой игре хороводе не видно ни одной черты семейного быта: одно веселье и удовольствие управляют хороводом. В игру «Мак растить» играют по всей России и в некоторых славянских землях. О происхождении этого хоровода ничего не известно. Надо думать, что он стал игрой у греков со времени открытия усыпляющего свойства мака, которому еще в древние времена воспевали гимны и который изображали божеством сна под именем Морфея.

Ему строили храмы, потому что снотворное действие считали сверхъестественным, а что почиталось сверхъестественным, то вызывало всеобщее поклонение. Язычество усиливало суеверное поклонение маку, а знаменитые афинские мудрецы подвергались гонениям со стороны черни, когда они пытались истолковать предрассудки. У славян хотя и было божество, похожее на Морфея, Кикимора, но она не выражала бога сна, и мы не знаем даже, какие приносились ей жертвоприношения. Из веселых песнопений в честь мака возникла забава. Взявшись рука за руку, становятся в кружок, который нередко состоит из двухсот пар обоего пола. Сначала движутся едва заметно, и в это время одна из девушек, называемая зачинщицей, начинает запевать. Но прежде всего сажают в середине кого-либо растить мак, и когда все запоют, тогда начинают ходить кругом и громко поют:

Ой на горе мак, мак, Под горою так, так. Маковки, маковички! Станем в ряд, Спросим про мак34.

Хоровод останавливается, спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий в середине отвечает: «Только вспахана земля». Тогда хоровод снова ходит вокруг сидящего и поет первый куплет; потом останавливается и опять спрашивает: «Посеян ли мак?» Сидящий отвечает, что посеян. Хоровод продолжает ходить и петь прежний куплет, пока сидящий не ответит, что мак уже поспел. Вопросы задаются иногда произвольные, но обыкновенно после вопроса «посеян ли мак?» повсюду спрашивают: «Всходит ли мак?» Сидящий отвечает: «Всходит».— «Зацвел ли мак?» — «Зацвел».— «Поспевает ли мак?» — «Поспевает».— «Отцвел ли мак?» — «Отцвел»,— «Поспел ли мак?» — «Поспел». Тогда кричат: «Собирайтесь срывать!» или: «Собирайтесь отряхать мак!» При последнем слове сидящий в середине спешит выбежать из круга; хоровод его удерживает, хватает за голову и начинает трясти, и бывает, что трясут так крепко, что у бедного глаза навыкате, отчего не всякий соглашается растить мак. Тогда уговаривают, просят, обещают подарочек или задаривают пряничками, орехами и пр., и потому вошло в обычай называть согласившихся растить мак маковым дурачком, или говорят ему насмешливые причитания: «Сиди, сиди, мак расти, на сладенький пирожок, маковый дурачок» и т. п.

Некоторые из писателей замечают, что часто для этой игры выбирают дурачка или послушного и безответного до последней возможности, чтобы он терпеливо переносил побои. Напротив, для этой игры выбирают смелых и ловких, которые бы могли увернуться от тумаков.

Вот еще небольшие изменения в этой игре. Избрав мужчину растить мак, сажают его на землю. Хоровод, взявшись за руки, становится вокруг избранного мужчины и движется, приплясывая, то в ту, то в другую сторону с припевом:

А на горе мак, мак, Под горою так, так. Мак, мак, маковочка, Золотая головочка, Серебряный мак!

А на горе мак, мак,

Под горою так, так.

Хоровод спрашивает: «Поспел ли мак?» Ему отвечают, что только вскопаны гряды. Хоровод снова пляшет, поет и, пропев прежнее, спрашивает: «Поспел ли мак?» — «Еще только посеян». Потом выбранный отвечает им: «Всходит», потом — «Цветет», а потом — «Созревает». После каждого ответа пляшут и поют; но когда услышат, что мак созрел, тогда поют:

Станем-те трясть мак, Золотой наш мак!

При последнем слове, что мак созрел, хоровод бросается срывать его: поднимает с земли сеявшего мак и трясет его голову.

В других вариантах игры иные, прохаживаясь, поют около сеящего мак

В полугорье мак, В косогорье мак, Маки-маковочки, Золотые головочки! Станем мы в ряд, Спросим про мак; Созрел ли наш мак?

Потом продолжают спрашивать в прежней последовательности и оканчивают так же. Пение «Мака» изменяется иногда до совершенного переиначивания. Приводим здесь образчик:

При горе мак, мак,

Презеленой мак.

Маки, маки, маковочки,

Золотые головочки!

Там был мак,

Всяк был мак.

Красны девушки,.

Станьте в ряд,

Спросим все про мак

У воды стали девушки в хоровод,

А мы, молодые, основушку сновали,

Перемотушки клали.

Тай, тай, ла, думаю! Как вечер-то в торгу кликали, кликали.

Тай, тай, ла, думаю! Да что у нас в торгу дорого? У нас дорого во торгу красные девушки.

Тай, тай, ла, думаю! Как одна-то девушка сто рублей, Как другая-то девушка тысячу, А третьей девушке цены нет.

Тай, тай, ла, думаю! Да что у нас во торгу дешево? У нас во торгу дешево добрые молодцы,

Тай, тай, ла, думаю! По шести молодцев на овсяной блин, А седьмой-то молодец На придачу пошел,

Тай, тай, ла, думаю! А седьмой молодец На придачу пошел, Он с конем, и седлом, И с булатным копьем.

Тай, тай, ла, думаю!

 

Базар. Гравюра XIX в.

Хоровод Просо сеять

Славяне стали употреблять просо гораздо раньше ржи, и оно у дунайских славян долгое время заменяло хлебное зерно. Когда же просо вошло во всеобщее употребление? Трудно сказать. Вероятно, со времени оседлости славян (в VI в.), когда земледелие привязало их к земле. Но пели ли «Просо сеять» в глубокое время древности? Мы не можем отвечать на это утвердительно, по крайней мере, думаем, что песня вошла во всеобщее употребление не прежде распространения проса. Мы не знаем пока песни древнее «Песни о полку Игоревом», но судя по слогу песни «Просо сеять» она должна быть не позднее XVII века. Окончания «ой дид, ладо» — произвольный припев, но припев приятный, музыкальный, подобно словам «ой люли», или «калина, малина моя».

Нет места в России, где бы не пели «Просо сеять» и по большей части поют в теплые вечерние дни. Замечательно, что этой игрой встречается сама весна. Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на простор. Сначала идут отдельно, потом сходятся на лугу. Кто посмелее, тот собирает хоровод. Но хоровод еще не начался. Пожилая женщина берет на себя хлопоты, чтобы составить дружеский хоровод. В иных местах называют эту женщину кумушкой, в других — бабушкой, в иных — хороводницей. Как бы ни было, только она начинает; к ней подходят, и она поет с ними:

Как на улице досчик накрапывает, Хоровод красных девок прибывает. Ох вы, девушки, поиграйте! Уж как вы, холостые, не глядите, Вам гляденьицем девушек не взять. Уж как взять ли, не взять ли по любви, Что по батюшкиному повеленью, Что по матушкиному благословенью.

После этого разделяются на две половины и становятся друг против друга. Хороводница остается при одной какой-либо половине и поет:

А мы просо сеяли, сеяли, Ой дид-ладо, сеяли, сеяли!

Стоящие напротив отвечают:

А мы просо вытопчем, вытопчем, Ой дид-ладо, вытопчем, вытопчем!

И продолжают перепеваться до слова «прибыло».

А чем же вам вытоптать, вытоптать? Ой дид-ладо, вытоптать, вытоптать! А мы коней выпустим, выпустим, Ой дид-ладо, выпустим, выпустим! А мы коней переймем, переймем, Ой дид-ладо, переймем, переймем! А чем же вам перенять, перенять? Ой дид-ладо, перенять, перенять! Шелковым поводом, поводом, Ой дид-ладо, поводом, поводом! А мы коней выкупим, выкупим, Ой дид-ладо, выкупим, выкупим! А чем же вам выкупить, выкупить? Ой дид-ладо, выкупить, выкупить! А мы дадим сто рублей, сто рублей, Ой дид-ладо, сто рублей, сто рублей! Не надо нам тысячи, тысячи, Ой дид-ладо, тысячи, тысячи! А нам надо девицу, девицу, Ой дид-ладо, девицу, девицу!

Одна из девиц переходит на другую сторону.

А нашего полку убыло, убыло, Ой дид-ладо, убыло, убыло! А нашего полку прибыло, прибыло, Ой дид-ладо, прибыло, прибыло!'

Продолжают петь, пока не перейдут на одну сторону все девушки. В Малороссии это одна из любимейших забав девушек, которые не всегда допускают в свой круг мужчин.

«Просо сеять» играется в Смоленской губернии с небольшими изменениями. Там мужчины и девушки, взявшись за руки, становятся в два ряда, образующие две половины. Одна из них, взмахнув руками, будто бросает зерна, начинает петь:

1. А мы просо сеяли, сеяли, Ой дид-лада, сеяли, сеяли!

2. А мы просо вытопчем, вытопчем, Ой дид-лада, вытопчем, вытопчем!

1.  Да чем-то вам вытоптать, вытоптать? Ой дид и лада, вытоптать, вытоптать!

2.  А мы коней выпустим, выпустим, Ой дид и лада, выпустим, выпустим!

1.  А мы коней переймем, переймем, Ой дид и лада, переймем, переймем!

2.  Да чем-то вам перенять, перенять? Ой дид и лада, перенять, перенять!

Первая половина, растянувшись цепью, продолжает:

1.  А шелковым неводом, неводом, Ой дид и лада, неводом, неводом!

2.  А мы коней выкупим, выкупим. Ой дид и лада, выкупим, выкупим!

1.  Да чем-то вам выкупить, выкупить? Ой дид и лада, выкупить, выкупить!

2.  А мы дадим сто рублей, сто рублей, Ой дид и лада, сто рублей, сто рублей! l.He надо нам тысячи, тысячи,

Ой дид и лада, тысячи, тысячи!

2. А мы дадим молодца, молодца. Ой дид и лада, молодца, молодца!

1.  Не надо нам молодца, молодца, Ой дид и лада, молодца, молодца!

2.  А мы дадим девицу, девицу, Ой дид и лада, девицу, девицу!

1. Вот то-то нам надобно, надобно, Ой дид и лада, надобно, надобно!

После этого двое мужчин первой половины поднимают руки вверх и образуют из них подобие ворот, а третий, т. е. тот, который отдал девицу, бежит в ворота со всем хороводом; но тут опускают руки, чтобы разлучить его со своим хороводом, и если успеют, тогда поет первая половина:

1.  Нашего полку прибыло, прибыло, Ой дид и лада, прибыло, прибыло!

2.  А нашего убыло, убыло, Ой дид и лада, убыло, убыло!

И так до тех пор, пока останется во второй половине один только человек, и этим оканчивается игра. Поют еще иначе:

Красны девушки чищу чистили, Молодушки пашню пахали. А мы просо сеяли, А мы коней пущали.

Диди, ла, ой, пущали. А мы коней ловили, А мы коней выручали, Диди, ла, ой, выручали. За выручку сто рублей! За сто рублей славы нет! Диди, ла, ой, славы нет! А мы возьмем тысячу. За тысячу слова нет, Диди, ла, ой, слова нет! У нас у полку прибыло. У нас у полку убыло, Диди, ла, ой, убыло! Красных девок прибыло, .    Молодушек убыло.

«Просо сеять» поют в Галиции почти одинаково, как у нас на Руси.

А мы просо сеяли, ой дид и ладо! А мы просо вытопчем, ой дид и ладо! Да чем же вам вытоптать? ой дид и ладо! А мы коней выпустим, ой дид и ладо! А мы коней переймем, ой дид и ладо! Да чем же перенять? ой дид и ладо! А шелковым неводом, ой дид и ладо! А мы коней выкупим, ой дид и ладо! Да чем же вам выкупить? ой дид и ладо! А мы дадим девицу, ой дид ладо!

Хоровод Бранье льна

Этот хоровод разыгрывают по большей части после сбора льна, в конце лета. В некоторых местах играют его в бабье лето, а в других — когда зазеленеет лес. Образовав круг, ставят в середине девушку, которая, изображая берущую лен, поет вместе с хороводом:

Я посею белый лен, И тонок, и волокнистой. Уродился белой лен, И тонок, и волокнистой. Стал лен зеленети, Стал лен созревати.

А я, молодешенька, Начала горевати: С кем-то лен мне брати? А свекор тут отозвался:

Одна из девушек отвечает вместо него:

Я с моей снохой, Я с моей с молодой!

Берущая лен:

Черт возьми его! Это не бранье, Одно гореванье!

Продолжают петь:

Я посею белой лен, И тонок, и волокнистой. Уродился белой лен, И тонок, и волокнистой. А я, молодешенька, Зачала горевать: С кем-то мне лен брать? А свекровь тут сказала:

Другая девушка откликается вместо свекрови:

Я с моей снохой, Я с моей с молодой!

Берущая лен отвечает:

Черт возьми ее! Это не бранье. Одно гореванье!

Продолжают петь:

Я посею белой лен, И тонок, и волокнистой. Уродился белой лен, И тонок, и волокнистой. А я, молодешенька, Зачала горевать: С кем-то лен мне брать? А милой тут.

Выходит третья девушка:

Я с тобою,

С моею дорогою!

Берущая лен отвечает:

Вот-то уж бранье! Все лишь целованье!

За нею повторяет то же самое весь хоровод. Бранье льна выражает простосердечие девушки, думающей, что вся жизнь ее одно только целование.

Хороводы