История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Хороводы

Хоровод Плетень

Веселая, живая и увлекательная девическая забава хоровод — это «плетень». Какой же она заключает в себе смысл? Посмотрим на ее появление. Становятся девушки в один ряд и все переплетаются руками в виде плетня. Не выражение ли это чистой дружбы? Но сама песня выражает совсем другое.

Пропев первые три стиха, первая пара поднимает дугообразно вверх руки, через их дугу проходят попарно все прочие в хоровод и потом расплетаются. Не означает ли это расстройство дружбы? Откуда же игра «плетень» перешла к нам? Греки любили эту забаву. Греческие девушки, певшие хором при богослужении, стояли у жертвенника, переплетясь руками, показывая этим дружбу добрых и чувствительных сердец: злые не могут даже стоять вместе.

Нет доказательств, чтобы игра, «плетень перешла к нам из Греции. В Европе этой игры нет, и там никогда не знали ее. Некоторые русские обряды похожи на греческие, из этого можно бы заключить, что мы, русские, позаимствовали от них и игру «плетень»,— нет, русские сами изобрели игру «плетень»: веселый их дух и расположенность к удовольствию изобрели эту забаву.

В какое время появился у нас «плетень»? По слогу песни не ранее середины XVI века, ибо само слово «сахарный», встречаемое здесь, показывает, что игра не могла появиться раньше, потому что сахар вошел у нас во всеобщее употребление около этого времени, хотя он был известен нам в XI веке. Вот сама песня:

Заплетися, плетень, заплетися!

Ты завейся, труба золотая,

Завернися, камка кружчатая.

Из-за гор девица утей выгоняла.

Тиги! Утушка, домой,

Тиги! Серая, домой.

 Я сама гуськом,

 Я сама сериньким.

Ой свет, сера утица!

 Потопила малых детушек:

Во меду, во патоке,

И в ястве сахарном.

Я дам старикам Киселя с молоком; Красным молодкам Шелковую плетку; А нашим девицам Белил и румян.

Расплетайся, плетень, расплетайся!

В это время хоровод расплетается. Первая пара делает дугу, через которую все проходят, расплетаясь постепенно, как бы нехотя, и поют все:

Ты развейся, труба золотая,

Ты развернися, камка кружчатая!

 Из-за гор девица утей выгоняла:

 Тиги! Утушка, домой.

Тиги! Серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой свет, сера утица!

Вынимала малых детушек

Из меду, из патоки,

Из яств сахарных.

Расплетясь, расходятся в разные стороны и оканчивают припевом:

Тиги! наша молодость,

 Тиги! девичья краса.

Последний припев — намек на девическую, скоро пролетающую молодость и на ее быстро увядающую прелесть. И что такое краса девушек? Одно мечтательное достоинство.

В «Плетень» не везде играют одинаково.

В Смоленской губернии мужчины и девушки, взявшись за руки, составляют сначала кружок и поют:

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Завернися, камка парчевая.

Как сера утица

Потопила детушек

Да в меду и в патоке,

 Да и в яствах сахарных.

Потом при повторении снова этой песни начинают заплетать плетень: первая пара левой стороны поднимает руки вверх в виде дуги, сквозь которую ведет хоровод избранная мать; потом вторая особа поворачивается спиной к первой и заплетают плетень: левая рука первой особы идет через левое плечо и грудь второй и она соединяется с правой ее рукой, а левую свою руку поднимает вторая особа вместе с третьей, в виде дуги, через которую проходит хоровод, и когда он дойдет до пары, поднявшей руки вверх, тогда третья особа поворачивается спиной ко второй, и левая рука, второй особы идет через левое плечо и грудь и соединяется с правой рукой третьей и т. д. Таким образом заплетается весь плетень. Песня поется безумолку. После заплетения плетня мать пробует, крепок ли он? Потому шатает его во все стороны и поет:

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, труба золотая,

Развернися, камка парчевая.

Кабы сера утица

Потопила детушек

Не в меду, не в патоке,

 Да не в яствах сахарных.

Идет уже в противоположную сторону и расплетает плетень.

В Саратовской губернии играют в «Плетень» иногда зимой. В вечерние часы собираются парни, девушки и молодушки и на улице составляют хоровод, переплетясь рука с рукой. После слов:

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Ты завейся, камка кружчатая,

хоровод выпрямляется.

Первая с конца пара поднимает вверх переплетенные свои руки, под которыми проходят все играющие, не расплетаясь, и вторая из первой прошедшей пары, сделав оборот за дугой, становится спиной к первой своей подруге и, положив свою руку на ее плечо, передает другую следующей, за которой все следующие переплетаются в этом порядке, и поют в то же самое время. Когда все заплетутся, тогда после слов:

Расплетайся, плетень, расплетайся, первая пара, проходя под руками последней, начинает расплетаться, и это продолжается, пока все не расплетутся.

 

Ф. Солнцев. Девичий наряд города Торжка

Хоровод Галка

Становятся девушки в один ряд, который чем длиннее, тем красивее. Две девушки, стоящие на одном каком-либо конце, водят хоровод: это значит, когда одной из них пропоют имя, тогда она со своей подругой переходит со своего конца на другой, поднимает, там с нею свои руки вверх дугообразно, и через эту дугу проходят все девушки, одна за другой. Первая, проходящая через дугу, водит танец, т. е. за ней идут все девушки игривой вереницей, вроде танца. Когда все пройдут, тогда державшие руки вверх, не опуская их, делают полуоборот и потом останавливаются уже в последнем ряду. Водившая же танец становится с первой своею соседкой на месте водивших хоровод, и таким образом продолжают играть поочередно, пока всех не переберут.

При пении песни все машут руками одинаково, пока не наступит очередь водить танец.

Ой, галко, галко, Золотая клюшнице! Стань же нам на помочи: З молодымы молодыцямы, 3 краснымы дивчатамы.

Ой, галко чорна, Чим нэ моторна, Чому нэ ночуеш дома? Галочка литае, Парочкы шукае.

А ты, Настусю, скочь на кинець,

А ты, Ганнусю, веды танець.

Названная Настуся (Анастасия) переходит со своей подругой на другой конец и поднимает с нею руки дугообразно, а названная Ганнуся (Аннушка) ведет танец, и когда он идет, тогда все поют, за исключением держащих руки вверх.

Ой, галочка чорна, Чим нэ моторна, Чому нэ ночуеш дома? Галочка литае. Парочкы шукае.

Галка одинокая летает невесело, потому что ищет себе дружка, так и каждая девушка, томясь одиночеством, ищет себе друга вековечного.

Хоровод Щитка

Девушки и мужчины, взявшись за руки, ходят вокруг одной девушки, которая в то время, бегая по кругу, бьет в ладоши и припевает с другими:

Щитка малэнька, Повидай, дэ твоя нэнька?

На маковци сыдила,

Дрибен мачок дзюбала: Дзюб, дзюб, дзюбанець, Ходыть дивка у танець, А за нэю молодець.

Не ходы, дивко, у танець,

Лыхо буде пид кинець.

Выходит из круга молодец и, подходя к каждой девушке, говорит:

Горю, горю, пень!

 Девушка.   Чего ты горишь?

Молодец.  Щитки, гребинки, красной пани.

Девушка.   Якой? (какой)

Молодец.  Тебе, молодой.

При этом слове девушка выбегает из круга, а молодец бросается ловить ее. Если он словит ее, то она становится в круг, а если нет, то он сам вместо бегавшей по кругу.

Молодость всегда горит любовью.

 

В. Максимов. Купчиха за чаем

Хоровод Горошек

Девушки и парни, взявшись за руки, ходят медленно кругом и поют, притопывая:

Посияв я горошок на зэлэний нывци,

Купыв же я чэрэвычкы своий чэрнобрывци;

Щей горошэк не взийшо в, тилькы лободочкы.

Вытоптала ж чэрэвычкы тилькы за пяточкы.

Ой, дивчыно, чыя ты? чы выйдэш ты на вулыцю гуляты?

Не пытай, чыя я, колы выйдэш, выйду й я;

Колы ходыш, то ходы, колы любыш, то любы.

Не зводь мэнэ з ума, колы думкы нэма.

Этим пением оканчивается хоровод, который, однако, возобновляется по желанию. Когда мужчине по сердцу девушка, тогда он не должен быть коварным с ней, ибо сама песня говорит: если любишь меня, то люби; но не своди меня сума, когда на мысли нет любви.

 

Женщины из Вятки и Перми. Гравюра XIX в.

Хоровод Барское угощение

В день Успения Пресвятой Богородицы разыгрывают поселяне перед барским домом хоровод, называемый «барским угощением». Этот хоровод ныне можно встретить редко. Мне случилось однажды видеть, что поселяне разыгрывали его в праздник после первого сенокоса. Придя толпой к дому своего господина и не спросясь его дозволения, они начали петь и танцевать; помещик угощал их потом вином и ужином. Приводимая песня записана со слов поселян Смоленского уезда.

Близ города Смоленска

Протекал быстрый Днепр,

По той по реке быстрой

Плыл осетр-рыба,

Осетр-рыба свежая.

Ой вы, ребята молодые!

Закиньте невода,

Ловите осетра.

Как бы его словить!

Хозяину на стол,

На скатерти тканые,

На блюда серебряные.

Близ города Смоленска

Протекал быстрый Днепр,

По той по реке быстрой

Разыгрались черны соболи.

Завидели молодцы во чистом поле.

Ой вы, ребята-молодцы,

Раскиньте путы

На черных соболей.

 Ах как бы их изловить!

Хозяюшке на шубку,

А дочкам на белы плечи.

Хоровод Вьюн и круг

В разных местах хороводы ведутся по-разному, в частности в Олонецкой губернии. Там они превращены во «вьюн» и «круг», во время которых часто поются плясовые песни; они разыгрываются весной и летом и потому помещены здесь среди летних хороводов. «Вьюн» — пляска; он похож на польскую с той разницей, что в польском танце мужчина выбирает даму и проходит с ней все комнаты, а во «вьюне» выбирает девушка мужчину и ходит с ним по комнате. В «круге» становятся девушки парами; одна из них запевает песню, другие подхватывают общим хором, ходят вокруг тихой пляской, продолжая беспрерывное пение, которое часто сопровождается хлопаньем в ладоши. Иногда круг останавливается, тогда одна какая-нибудь пара выходит на середину и начинает русскую. Танцовщицы помахивают белыми платками и изъясняются движениями. Вот несколько образцов хороводно-плясовых игр.

Все мужья до жен добры,

Покупили женам бобры;

Мой муж неласков до меня,

Не купил мне черна бобра.

Он корову купил,

Мне заботу снарядил;

Лучше б масла и муки купил,

Я б стряпейку наняла.

 Стряпеюшка б постряпивала,

 А я, млада, похаживала,

Каблуками приколачивала.

Вы, белильцы, румянца мои,

Дорогие, новокупленные,

 В зелено вино возложенные,

На бело лицо положенные!

Скатись с белого лица долой!

Едет добрый муж домой,

Любимые подарочки везет:

Щелкову плеть не свистанную

 На младу жену избалованную.

Девушка в гореньке сидела,

Сквозь оконушко глядела,

 Сквозь хрустальное стекло.

Не работушку работала,

Гребенем голову чесала,

Русу косу плела,

В гости милого ждала.

Не дождавши своего милого,

Постелюшку постлала

И заплакала пошла,

Почастехонько в окошко поглядывала.

Что нейдет ли, не летит ли

С поля миленькой дружок?

Не ясен сокол летит,

С поля миленькой идет,

Своими резвыми ногами

Мил постукивает;

Своими белыми руками

Мил помахивает;

Своими желтыми кудрями

Мил потряхивает.

Прямо, прямо, мой милой,

Ко мне в высокой терем!

Ко мне в высокой терем!

На тесовую кровать,

На правую ручку спать.

Начал парень красну девку целовать, миловать;

Целовавши, миловавши, приговаривать

Над моей русой косой,

Над девичьей красотой:

Уж ты, косынька-коса!

Не ты ль меня, косынька, повысушила?

Не ты ль меня с ног сронила?

Уж ты, Ванюша, Иван,

Ваня, братец мой!

Прилюбился разум твой,

Весь обычай дорогой.

Перестань, Ваня, пить,

Будут девушки любить,

Станут молодушки хвалить.

Уж как я, молода,

Одинокая была, в одиночестве жила.

Затопила млада печку,

Сама по воду пошла.

На водушке, на воде

Гуси, лебеди сидят,

Свежу водушку мутят.

Почерпнула я, пошла,

До полуторы дошла,

До царева кабака.

У царева кабака сочинилася беда,

Загорелась слобода.

Как на этот на пожар

Съезжались господа

Со уездного суда.

Ах, что этот за пожар!

Он нежарко горит,

Он нежарко горит,

Только смахивает.

Ах, что это за муж,

 Молоду жену не бьет!

Бей жену к обеду,

К ужину снова, да опять,

Чтобы щи были горячи,

 Каша масляная...

Удалая голова!

Удалая голова!

Не ходи мимо сада.

В нем тропинки не топчи

И дорожки не тори.

Ты дорожки не тори,

Худой славы не клади.

Худа славушка пройдет,

Никто замуж не возьмет:

Ни подьячий, ни купец,

Ни удалый молодец.

Отцу, матери бесчестье,

Роду-племени укор,

Роду-племени укор.

С плеч головушка долой!40

Мне нельзя идти домой!

Скажу так, скажу сяк,

Скажу изнова опять:

Я во садику была, во зеленом гуляла;

Сладки яблочки щипала, наливчатые,

Я наливчатые, самы рассыпчатые,

Я на блюдечко клала, на серебряный поднос,

В высок терем пошла

И милому поднесла.

Милый яблок не принял,

Ничего не говорит:

Ни отказывает, ни приказывает.

Только и знает мой миленькой,

Что сердит на меня.

Рассержусь же я, молодешенька,

Я сама ль на него

Еще ль покрепче ль того.

Не огонь горит, не смола кипит,

А кипит, горит ретиво сердце

Не по батюшке, не по матушке,

А кипит, горит по красной девушке.

Что от девушки пришла весточка,

Пришла весточка — скора грамотка,

Красна девица есть трудна, больна,

Во постелюшке, во могилушке.

Я пойду с горя на почтовый двор,

Я найму пару вороных коней;

Я поеду ли ко могилушке,

Ко могилушке, ко красной девушке:

Ты встань-ка, красная девица!

Ты отдай-ка, отдай мой тальянской плат,

Ты бери, возьми свой злачен перстень.

Уж мне тем перстнем обручатися,

Тебе тем платком жениха дарить.

Эта старинная песня, сочиненная в Петербурге в начале XVII в., переиначена олонецкими жителями, и она пелась так:

Как в городе во Санктпитере,

Что на матушке на Неве-реке,

На Васильевском славном острове;

Как на пристани корабельной

Молодой матрос корабли снастил

О двенадцати тонких парусах,

Тонких, белыих, полотняныих.

Что из высока нова терема,

Из косящетова окошечка,

Из хрустальные из оконечки

Усмотрела тут красна девица,

Красна девица, дочь отецкая,

 Усмотрев, выходила на берег,

На Неву-реку воды черпати;

Почерпнувши, ведра поставила,

 Что поставивши слово молвила:

Ах ты, душечка! молодой матрос!

 Ты зачем рано корабли снастишь?

О двенадцати тонких парусах?

Тонких, белыих, полотняныих!

Как ответ держит добрый молодец,

 Добрый молодец, молодой матрос:

Ах ты, гой еси красна девица,

Красна девица, дочь отецкая!

Не своей волей корабли снащу:

 По указу ли Государеву,

По приказу адмиральскому.

Подняла ведра красна девица,

Поднявши, сама ко двору пошла.

Из камня, из-под белова,

Из-под кустика, из-под ракитова

 Не огонь горит, не смола кипит,

Что кипит сердце молодецкое

Не по батюшке, не по матушке,

 Не по братцу, не по родной сестре,

Но по душечке красной девице.

 Перепала ли ему весточка,

Красна девица неможна лежит.

После весточки скоро грамотка:

Красна девица преставилась!

Я пойду теперь на конюший двор,

 Я возьму коня что не лучшего,

Что не лучшего, само доброго.

Я поеду ли к Божьей церкви.

Привяжу коня к колоколенке,

Сам ударюсь о сыру землю!

Расступися ты, мать-сыра земля!

И раскройся ты, гробова доска,

Развернися ты, золота парча,

Пробудися ты, красна девица!

Ты простись со мной, с добрым молодцом,

С добрым молодцом, другом милыим,

С твоим верным полюбовником.

Ты, отеческая дочь!

 Не ходи гулять в полночь,

Не ходи гулять в полночь;

Мимо моего двора

Не прокладывай следа.

У моего ли у двора

Приукатана, углажена гора:

Водою улита,

Водою улита,

Каблуками убита,

 Лишь я скок на ледок,

Окаянный башмачок!

Окаянный башмачок!

Поскользнулся каблучок,

Я упала на бочок!

Не слыхала, как упала,

Погляжу, млада, лежу

Я на правом на боку.

Я туда и сюда глядь:

Меня некому поднять.

Шел детина молодой,

Не женатой, холостой.

Я не знала, как назвать,

 Поучилася солгать,

Его душенькой назвать.

Душа моя, душенька!

 — Уж я рад бы поднять:

Со стороны люди глядят,

Со стороны люди глядят,

Поймать меня хотят:

Руки, ножки связать,

Во солдатушки отдать,

Во солдатушки отдать,

Отцу, матери не ждать.

За морем далече, Меж гор высоко.

Там моя милая

Под окошечком сидит,

Слезно плачет, говорит:

Из-за той стороны

Воздух приятный несет,

Где моя любезная

Сашенька живет.

Скажи, скажи, милая!

Любишь ли меня?

 Если ты любишь,

Возьму за себя,

Если же не любишь,

Убью сам себя.

Напишу я надпись

 Над гробом своим.

Увидишь, узнаешь,

Что верен я был;

На ней прочитаешь:

Одну ее любил.

Старые люди нерассудливые!

Словно молоды не бывали,

Словно про любовь не слыхали.

Эту песню поют протяжно и заунывным голосом.

Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла! Некому березы заломати, Некому березы заломати,

Люли, люли, заломати! Я пойду березу заломаю, Я пойду березу заломаю,

Люли, люли, заломаю! Вырежу я три прутичка, Вырежу я три прутичка,

Люли, люли, три пруточка! Сделаю я три гудочка, Сделаю я три гудочка,

Люли, люли, три гудочка! Четвертую — балалайку, Четвертую — балалайку,

Люли, люли, балалайку! Пойду я на новые на сени, Пойду я на новые на сени,

Люли, люли, на новые на сени! Стану в балалаечку играти, Стану в балалаечку играти,

Люли, люли, играти!

Стану я старого пробуждати, Стану я старого пробуждати,

Люли, люли, пробуждати! Встань ты, старой черт, проснися! Встань ты, старой черт, проснися!

Люли, люли, проснися! Борода седая, пробудися, Борода седая, пробудися,

Люли, люли, пробудися!

Вот тебе помои, умойся, Вот тебе помои, умойся,

Люли, люли, умойся! Вот тебе рогожа, оботрися, Вот тебе рогожа, оботрися,

Люли, люли, оботрися! Вот тебе заслонка, помолися, Вот тебе заслонка, помолися,

Люли, люли, помолися! Вот тебе баран, расчешися, Вот тебе баран, расчешися,

Люли, люли, расчешися! Вот тебе осметки, обуйся, Вот тебе осметки, обуйся,

Люли, люли, обуйся! Вот тебе шубенька, оденься, Вот тебе шубенька, оденься,

Люли, люли, оденься! Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла! Некому березы заломати, Некому кудрявой заломати,

Люли, люли, заломати! Я пойду березу заломаю, Я пойду березу заломаю,

Люли, люли, заломаю! Вырежу я три прутичка, Вырежу я три прутичка,

Люли, люли, три прутичка! Сделаю я три гудочка, Сделаю я три гудочка,

Люли, люли, три гудочка! Четвертую — балалайку, Четвертую — балалайку,

Люли, люли, балалайку! Пойду я на новые на сени, Пойду я на новые на сени,

Люли, люли, на новые на сени! Стану в балалаечку играти, Стану в балалаечку играти,

Люли, люли, играти! Стану я милого пробуждати, Стану я милого пробуждати,

Люли, люли, пробуждати! Встань ты, душа, пробудися! Встань ты, душа, пробудися!

Люли, люди, пробудися! Вот тебе водица, умойся, Вот тебе водица, умойся,

Люли, люли, умойся! Вот тебе полотенце, оботрися, Вот тебе полотенце, оботрися,

Люли, люли, оботрися! Вот тебе икона, помолися, Вот тебе икона, помолися,

Люли, люли, помолися! Вот тебе гребешочек, причешися, Вот тебе гребешочек, причешися.

Люли, люли, причешися, Вот тебе башмачки, обуйся, Вот тебе башмачки, обуйся,

Люли, люли, обуйся! Вот тебе кафтанчик, нарядися, Вот тебе кафтанчик, нарядися,

Люли, люли, нарядися!

Эту песню поют еще и так:

Я пойду рябину заломаю,

 Выломаю три прутичка!

Стану я старого будити:

 Встань, мой стар, пробудися!

Вот тебе помои, умойся!

Вот тебе рогожа, оботрися!

Стану я малого будити:

 Встань, мой мал, пробудися!

Вот тебе грязна вода, умойся!

Вот тебе тряпица, оботрися!

 Стану я ровнюшку будити:

Встань, мой ровнюшка, пробудися!

Вот ключевая вода, умойся,

Вот тебе платочек, оботрися,

Вот тебе икона, помолися!

Старый муж на руку ложится,

Как колода, валится;

Ровнюша-муж на руку ложится

Легче пера лебединого.

Старый муж к устам припадает,

 Как смолой поливает;

Ровнюшка-муж к устам припадает,

Словно медом поливает.

Как вила серая утка

В шелковой траве гнездо!

Она вила неделю,

 Она вила другую;

А на третью неделю поднялась, полетела!

Как навстречу той утке Государевы ловцы.

Эй вы, ловцы, вы, ловцы, Удалые молодцы!

Не видали ли вы селезенка?

Уж как твой селезенок

Во государевом во доме,

На дубовом на столе,

На серебряном блюде

Белым сахаром осыпан

И шафраном посыпан.

За твоим ли селезенком

Сидел Царь со Царицей,

Молодец со девицей.

Как девица-то скажет:

Я насмерть ненавижу

Столь богата скупого;

 Я еще ненавижу,

 Кто вдову изобидит,

Красну девку осудит,

Молодца обесчестит.

Ты построй, милой, терем,

Противу терема терем,

Из дверей во двери,

Из окошка в окошко.

Не березонька с березкой свивалася,

Не девушка с молодцом совыкалася;

Совыканьице было с дружком тайное,

 Расставанье же с дружком было явное.

Отъезжает мой любезный

Во путь, во дороженьку;

Хоть не в дальнюю, любезный!

Жаль мне и тошненько.

Он запел, мой дружочек,

Запел с горя песенку:

Ты прощай-ка, прощай,

Прощай, моя любушка!

Ты прощай-ка, моя

Сизенька голубушка!

Наживай-ка ты себе дружка иного,

Буде лучше наживешь, меня позабудешь;

Буде хуже наживешь, меня вспомянешь.

Приезжай-ка, мой любезный, жить-то мне тошненько.

 Надорвется живот, живот и сердце плачут,

Все тебя, мой друг, дожидают!

Со восточные, мой милой, со сторонушки,

Со любезные пути-дороженьки.

Хороводы