История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Хороводы

Хоровод Веночки, или жених, ищущий невесту

Одна из девушек, ходящая в хороводном круге, изображает жениха, ищущего невесту. Когда называют хороводные имя невесты, тестя, тещи, шурина, свояченицы, тогда мнимый жених выводит всякий раз из круга любимую им девушку и ставит ее возле себя.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я, вокруг городочку,

Хожу ль я найду ли я

Ласкову себе невесту.

Ты будешь мне, красна девушка, невестой.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я

Ласкового себе тестика.

Ты будешь мне ласковой тестик.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я

Ласкову себе тещу.

Ты будешь мне ласкова теща.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я

Ласкового себе шурина.

Ты будешь мне ласковый шурин.

А я вью веночки, вью зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку,

Ищу ль я, найду ли я

Ласкову себе своячину.

Ты будешь мне ласкова своячина.

Набравши упоминаемых в песне особ, хороводные начинают петь о приготовлении к свадьбе, а жених обращается с поклоном к тестю, теще, свояку и свояченице. Он кланяется, когда поют их имена. Когда же станут посылать их к черту, тогда жених прогоняет в шею своих родственников и оставляет при себе одну свою жену.

А я вью веночки, зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку —

Ласковой тестюшка, вари-ка пива.

А я вью веночки, зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку —

Ласкова теща, пеки пироги.

А я вью веночки, зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку

— Ласковой свояк, оседлай коня.

А я вью веночки, зеленочки!

 Хожу ль я, хожу вокруг городочку

— Ласкова своячина, шейка ширинку.

А я вью веночки, зеленочки!

Хожу ль я, хожу вокруг городочку

 — Выпивши пива, пошел к черту.

Тесть выталкивает свояка из круга, и всякий раз выталкивает тех, про кого скажут «к черту».

Съевши пироги, пошла к черту, теща. Изъездивши коня, поди к черту, шурин. Износивши ширинку, поди к черту, своячина. А мы с тобой, невеста, пойдем плясати.

Жена, увидев, что муж прогнал всю ее родню, сердится на него и бросает его самого! Муж упрашивает ее, кланяется, целует, и все напрасно. Жена оставляет дом мужа и уходит к своим родным.

Веночки изображают мужа, женившегося по расчету: он ссорится со своей родней, гонит ее из своего дома и, наконец, доводит до крайности свою молодую жену, переживающую медовый месяц, которая сама оставляет его. Сколько таких примеров на свете!

Хоровод Выбор невест

Составляется два ряда играющих: в одном находятся невесты, называемые царевы, а в другом — женихи, называемые бояре. Обе половины, взявшись за руки, отходят на известное расстояние, и когда поют женихи «вы царевы» и т. д., тогда начинают сходиться оба ряда, друг против друга. Когда поют невесты «вы бояре» и т. д., тогда начинают отступать обе половины. Таким образом продолжают приступать и отступать, пока не скажут: «Вот вам невесты!» Обе половины поют попеременно. При требовании невест показать халат, сапоги и шляпу женихи им показывают. Разыгрывая выбор невест, наряжаются все как можно щеголеватее, особенно женихи: у них и рубашка красная, и сапоги намазанные, и шляпа поярковая со страусовым пером; у них и глаза говорят: «Молодец я!» Ретивое бьется и кажется кричит, подпрыгивая:

«Жениться хочу!»

Вы, царевы, пропустите в города, Пропустите в города!

Вы, бояре, вам зачем в города? Вам зачем в города?

Вы, царевы, нам невест выбирать, Нам невест выбирать.

Вы, бояре, у нас невесты не вырощены,

Выбор невесты.

Из «Русских народных картинок», собранных Д. Ровинским

И цветно платье не сряжено.

Вы, царевы, нам цветно платье Не нужно, да не нужно.

Вы, бояре, покажите женихов, Покажите женихов.

Вы, царевы, вот вам женихи, Вот вам женихи.

Вы, бояре, покажите: Есть ли у них халаты, Есть ли у них халаты?

Вы, царевы, вот вам халаты, Вот вам халаты.

Вы, бояре, покажите сапоги, Покажите сапоги.

Вы, царевы, вот вам сапоги. Вот вам сапоги.

Вы, бояре, покажите шляпы,

 Покажите шляпы.

Вы, царевы, вот вам шляпы,

Вот вам шляпы.

Вы, бояре, вот вам невесты,

 Вот вам невесты.

Указав на невест, т. е. на всех девушек, предоставляется парням любой выбор, и нередко от шуток доходит до дела. Кому из девушек не хочется скорее замуж? Но то беда, что женихи разборчивы. Несмотря на странную привычку женихов, а более всего на их причудливый вкус: кому нравится чернобровая, а кому голубоокая, кому тонкая, а кому толстенькая, дородная, румяная, пылкая, кипящая вулканом страстей, а кому чтобы и нежная, и мягкая,— причудливый вкус мужчин! А какой вкус девушек, этого мы не знаем, только знаем одно, что он чересчур взыскательный, разборчивый, и часто рады, когда отыщут им жениха: хоть кулик, да лишь бы не просидеть в девушках. Случается, на грех, что жениху нередко понравится сатана лучше ясного сокола. Кто ж после этого неразборчив? Девушки? — нет! Мужчины? — нет! Неразборчив тот, кто перезрел, и в доказательство этого сами девушки говорят: «Вот вам невесты, выбирайте, кто вам понравится»,— это значит, что они давно были узаконенные невесты, а теперь перезрелые, потому выбирайте — вот вам невесты!

Загрузка...

Хоровод При долине соловей

В кругу стоят парень и девушка: оба они горюют; парень посматривает на свою девушку, она отворачивается от него.

При долинушке калинушка стояла,

 На калинушке соловей-пташка сидел,

Тоньку ягоду клевал,

Спелу, зрелу, переспелу.

Я устала, красна девушка,

Соловьев пташек шугать,

 Надокучило мне по саду гулять.

Прилетали к соловью два сокола сизы,

Взяли, брали соловья из сада.

Посадили соловья в высоком терему,

Заставляли соловья песенку запеть.

 Уж ты пой, соловей голосистой, распевай!

Приутешь сокола, при кручине при такой;

 Взвесели при печали красну девушку-душу.

Что ты, молодец, не женат?

Мне жениться давно хочется.

Хуже себя взять не хочется,

Через двор живет молода вдова,

 У ней есть дочка молода,

Молода, хороша,

Машенька душа.

Как и по мосту, мосточку,

Ой калина, ой малина!

По калиновому частому

 Селезень переходит,

Серу утку переводит.

Ой калина, ой малина!

 Калин мостик обломился.

Сера утка потонула.

Девушка скрывается из круга, парень плачет по ней.

Ой калина, ой малина!

 Тужет, плачет селезень:

Как бы мне ее не жаль,

И не стал бы я тужить.

Ой калина, ой малина!

Калин мостик возместился.

Девушка является в кругу, парень тут радуется, и они оба обнимаются и целуются. Девушки, называемые в предпоследнем стихе утками, удивляются перемене своей подруги, которая сначала не любила его и не хотела идти за него замуж. Бесчисленное множество примеров, когда девушки сначала не любят, а потом полюбят; сначала клянутся, что готовы лучше лишить себя жизни, нежели идти замуж за немилого, не по сердцу, а потом сами влюбляются в немилого. Поэтому выходит, что мужчина, будь он немного получше беса, полюбится красавице, следовательно, можно ли верить женским клятвам и их отчаянию? Чаще всего все притворное.

Сера утка восплыла.

Ой калина, ой малина!

Селезень возрадовался:

 Они стали целоваться, Прочие утки дивоваться, Ой калина, ой малина!

Смысл этого хоровода выражен уже выше: т. е. что многие девушки, обнаруживая притворную ненависть, облекают ее в любовь.

Хоровод Пташка на кусту

Девушка ходит в кругу; она прикрывается платком, стыдясь смотреть на своих подруг.

Сидит пташка во саду, На яблонке во кусту: Хорошо пташка поет, Она весело живет.

Ох ты пой, распевай,

Тоску, скуку забывай.

Если песенок не петь,

Хлеба-соли не иметь,

Во снаряды не ходить,

Про любовь не говорить.

Ты, полянка, поляночка моя,

Да и где ты, поляночка, погуливала?

Да и где ты, поляночка, разгуливала?

Не слыхать про тебя,

Ровно не было тебя!

Как на белой заре

Проявилася красна девка на дворе;

Как на белой заре проявилася.

Вот все девушки говорят,

На красну девицу глядят.

Не дивитесь, не глядитесь, подруженьки мои!

Не дождавши дружка,

Я сама с милым пришла.

Она выводит из круга парня, который, обняв ее, ходит с ней.

Лучше сперва запоемте казачка, Про того ли казачка, про забавничка. Ты, казак, казачок,

Девушки скачут и пляшут.

Казак, миленькой дружок!

Тебе скачем, тебе пляшем,

Тебе песенки поем,

Тебе честь от воздаем.

Поздно на дворе, нам пора со двора,

Ты прости, казачок.

Казак, которого разыгрывал парень, уходит из круга; девушка прощается с ним и клянется любить его вовек.

Прости, сердце мое!

 Я любить тебя буду

И вовек не забуду.

Ежедневные и ежечасные примеры говорят о том, что девушки клянутся любить вечно, по гроб. И если бы кто-то осмелился разлучить нежных любовников на этом свете, то они соединятся на том свете, уж навеки. Там, говорят они, нежные сердца будут дышать невинностью и, чуждые пылкой страсти, коварной измены, будут жить без слез, обнимаясь и целуясь вечно, вечно. И только там будут ворковать свободно: «Я твоя! Я твой!» И вся-

кий раз признание будет запечатлеваться поцелуем чистейшей любви, а та, какая была на этом свете, про то знают одни страстные любовники.

Хоровод Казачок удалой

Казачок расхаживает в кругу и поигрывает в гудочек. Девушки, кружась вокруг него всем хороводом, припевают под гудок, иногда и пляшут.

Из-за лесу, перелесу, шелковая трава!

Ходил, гулял донской казак,

Ой люшеньки, ой люли!

Он гулял, во гудочек играл,

Он невесту выбирал.

Ой люшеньки, ой люли!

Тут останавливается хоровод, выходит из круга девушка и становится перед казаком, который играет под звуки песни:

Выходила девушка, тонка и долга, Ой люшеньки, ой люли! Белоличка, круглоличка, хороша! Хорошая, пригожая, Поди замуж за меня. Ой, люшеньки, ой люли! А не пойдешь за меня, Спекаешься навсегда. Ой люшеньки, ой люли! Воспомянешь ты меня, Удалого молодца. Он люшеньки, ой люли!

Здесь перестает играть казак, только поют одни девушки:

Пойтить было к соседу,

Спросить про его.

Ой люшеньки, ой люли!

Сударушки, соседушки! каков человек?

Он пьяница, пропивается,

Ой люшеньки, ой люли!

Пропьет весь домик,

За единой стаканчик.

Девушка оставляет его с презрением, а казак удалой свистит себе.

Таковы удалые женихи! Удастся — хорошо, не удастся — свистит себе. Бранит невесту, поносит ее достоинства и весь род ее и вдобавок говорит: «Я сам отказался. И если бы я хотел, как бы не отдали за меня, удалого молодца!»

Хороводы