История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Хороводы

Хоровод При дуброве во краях

Тут девушки кружатся в продолжение почти всей игры. Стоящая в кругу девушка ходит весело и любуется собой. Для этого выбирается белолицая, круглолицая, небольшая ростом и всех наряднее.

При дуброве во краях,

При зеленых лугах

Тут цветочки расцветали.

Промеж самых цветов

Красны девушки гуляли;

Красные цветочки, алые,

Красные девушки, румяные.

Хорошие, пригожие,

Заразили молодцев,

В хороводе, при народе.

А мы песню запоем

Про чужую сторону.

Как чужая сторона

Разлучила молодца;

Разлучила молодца

От матери, от отца.

Мне не нужен отец, мать,

Жаль сударку покидать.

Возьму Любушку с собою,

Не оставлю без себя.

Я знаю, разумею,

Как в разлуке трудно жить:

Мне в разлуке с ней не жить,

Лучше жизнь свою лишить.

При долине, при равнине

Раззеленой куст стоит.

Как на кустике зеленом

Соловеюшка сидит,

Звонко, громко он поет,

В терем голос подает.

Как во этом терему

Все забавы и прохлады,

Развеселая сама жизнь.

Там цветочки расцветали,

Красны девушки гуляли:

Что лучше всех, то сударушка моя!

Она сама собой невеличка,

Белым лицом круглоличка.

Она ходит всех наряднее,

Нельзя Любушку не признать.

Молодец выходит из круга, подходит к ходящей в кругу девушке, снимает шапку и кланяется ей; потом берет ее за руку и целует при народе.

Признавал, узнавал

Один молодец удал.

Он за рученьку брал,

Прочь от девушек отзывал,

Он полою одевал, при народе целовал.

Везде гордятся девушки своей красотой, и везде они умеют побуждать к любви.

Деревня Тверской Губернии

Гравюра XIXв.

Хоровод С пути, со города

В кругу хоровода ходит парень, отеческий сын. Девушки поют:

Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкой сын?

Вы люди добрые! я со пути, со города,

Со пути, со дороженьки,

Со дальной сторонушки.

Покажи-ка, молодец,

Свою шляпу черную.

Он снимает с себя шляпу, поднимает ее высоко и говорит: «Вот! у меня шляпа пуховая». Девушки продолжают петь:

Вот вам, люди добрые,

Шляпа черная, шелковая.

Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкой сын?

Вы люди добрые! я со пути, со города,

Со пути, со дороженьки,

Со дальной сторонушки.

Покажи-ка, молодец,

Свои кудри русые.

Он снимает шляпу. «Вот кудри мои русые». Надевает шляпу и ходит по кругу. Девушки поют:

Вот вам, люди добрые,

Мои кудри русые.

Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкой сын?

Вы люди добрые! я со пути, со города,

Со пути, со дороженьки,

Со дальной сторонушки.

Покажи-ка, молодец,

Свои руки белые.

Он поднимает руки вверх и говорит:

 «Вот вам мои руки белые».

Девушки продолжают:

Вот вам, люди добрые,

Мои руки белые!

Откуда, откуда, молодец?

Откуда, отецкой сын?

Вы люди добрые! я со пути, со города,

Со пути, со дороженьки,

Со дальной сторонушки.

Покажи-ка, молодец,

Свою мол оду хозяюшку.

Он подходит к девушкам, ищет ее между ними и ту, которая ему нравится, выводит на середину круга и говорит: «Вот вам! Моя молодая хозяюшка». Тут он обнимает ее и целует. Девушки поют:

Нате вам, люди добрые,

Молоду мою жену.

Моя-то жена чернобровая,

Черноглаза, расхорошая душа!

Хоровод Шляпа-мурманка

В кругу расхаживает пьяный пан, вдали от него стоит панья. Уронив шляпу, он требует, чтобы жена подняла ее и подала ему.

Ехал пан от князя пьян,

Уронил шляпу-мурманку.

Гаркал пан на свою панью молодую:

Подь сюды, панья моя молодая!

Подыми, подыми мою шляпу-мурманку.

Панья отвечает с хороводными:

Я тебе, пан, не служанка;

Я служанка родимому батюшке,

Родимой матушке.

Тут поют одни хороводные:

Ехал пан от князя пьян,

Уронил шляпу-мурманку.

Гаркал пан на свою панью молодую:

Подь сюды! подь сюды!

Панья молодая!

Подыми, подыми

Мою черну шляпу-мурманку.

Панья поднимает и надевает ему на голову.

Я тебе, пан, служанка,

Подыму тебе черну шляпу-мурманку,

Надену шляпу на буйну головку.

Мужья поступали раньше со своими женами как со служанками. Потому этот хоровод показывает деспотическую власть мужей.

Хоровод Яртынь-трава

Девушки и парни поют вместе, взявшись за руки. Одна девушка ходит печальная.

Кто у нас, кто у нас

Яртынь-траву притоптал?

Притоптали яртынь-травку

 Заволжинские бояре.

Парень, изображающий бояр,

ходит за девушкой, это значит, что он ловит ее:

Ловили они душу, красну девушку:

Красна девушка не давалась.

Она убегает от него, прикрываясь платком:

Во лесочек удалялась,

Тонким листом укрывалась.

Однако боярин словил ее, и это значит, что он отыскал ее лиловел к жениху.

Отыскали девушку в лопуху,

Во горькой во траве,

Близ ключевой воды.

Повезли девицу

Во Царев городок:

Чем ты нас, Царь, пожаловать?

Жаловал нам Царь

День за ночь, во сто рублей;

За неделю год, во тысячу.

Это намек на те прежние обычаи, когда сваты ездили сватать из деревни в деревню, из города в город. Они уговаривали ласками и хитростями, а девушка, хочешь не хочешь, должна была принять венец в церкви.

Хоровод Луг-лужочек

Собравшиеся девушки на зеленой поляне или на ровном месте кружатся и поют. При этом они топчут ногами, изображая, что они топчут траву:

Луг ты мой, луг зеленой!

Зелен луг, лужочек. Кто тебя топтал?

Да кто толочил?

Топтала девица,

Другая вдовица,

Третья молодица.

У той молодицы

Мужа дома нет.

Уехал муж во

Москву Белил закупать.

Как приехал муженек

Во единой во денек;

Привез он белил,

Стал жену дарить.

Тут девушка в шляпе, изображающая мужа, идет к ходящей в кругу девушке, берет ее за руку, ставит ее посреди круга и дает ей платок вместо белил; она сердито отворачивается, бросает на землю и не глядит на своего мужа. Девушки поют вместе с мнимым мужем:

Ты прими-ка, жена, не ломайся!

Ты прими-ка, душа, не гордися.

Поглядите, люди добрые!

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит.

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене

Гостинчик дорогой.

Такой гостинчик — башмаки.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися.

Она бросает башмаки на землю. Девушки поют:

Поглядите-ка, люди добрые!

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит,

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене гостинчик.

Такой гостинчик дорогой,

Шелковую плетку.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися.

Она тотчас обращается к нему, обнимает его и целует. Девушки поют:

Поглядите-ка, люди добрые!

Как жена мужа любит,

Из глаз своих не спускает:

 Где не сойдется, все поклонится,

Друг с дружкой поцелуются.

При этом они целуются, а крут расходится.

Став женой, нужно быть покорной, а не своенравной. Наши прадеды управлялись с дражайшими своими половинами очень быстро — плеткой. Конечно, это средство нельзя использовать в наш век, но и в наше время не одному мужу приходит мысль, разумеется, мысль варварская, несообразная при нежности нашего прекрасного пола, чтобы прибегнуть иногда к смирительной пружине оттого, что горьким опытом познано: пагубна воля жены.

Хоровод Около городу ходила я

Около хороводного круга, представляющего город, ходит молодая жена и побрякивает перстнями. Когда пропоют: «Поклонись ты пониже»,— молодец выходит из круга, кланяется ей и потом прижимает ее.

Около городу ходила я!

Во тем ли городу

 Золоты перстни меняю.

Отворяй-ка ворота, господин!

 Подойди-ка, господин, поближе,

Поклонись-ка ты пониже,

Прижми к сердцу поплотнее.

Молодая жена, отлучающаяся из дому, приносит с собой подарочки, а слабый муж принимает ее. Он хотя и догадывается, откуда их приносит жена, однако думает: обуха плетью не перешибешь.

Это философия рогоносцев.

Хороводы