История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Хороводы

Хоровод Тоска для девушки

Неизвестное для девушки чувство волнует ее с давнего времени. Что ж это за чувство? Это чувство — любовь! Если девушка тоскует, то это значит, что она начинает любить. Ей тогда приятно и сладостно думать о нем; ей тогда несказанно очаровательно мыслить, что он ее любит. Однако она часто спрашивает саму себя: любит ли он меня?

И сама себе отвечает дрожащим голосом: «Не любит!» В этих словах отражается живо вся жизнь девушки, предающейся пламенным порывам любви. Она хочет видеть, что ей дорого: целует его мысленно в глаза, в уста и наслаждается своим предметом, созданным в ее мечтательном упоении. Она уже обнимает его одной рукой, прижимается к его груди, осыпает беспрестанно огненными поцелуями, ждет взаимных ответов, но ей никто не отвечает. Она в отчаянии! Горячка мечтательной любви проходит, и она перестает увлекаться любимым идеалом, только ненадолго. Тоска девушки опаснее любви.

Вот объяснение: дочь живет с отцом; она ожидает его домой, завтра поутру, но для нее все равно, хоть он будет, или не будет, он не уменьшит ее тоски. Хороводные, взявшись рука за руку, ходят вокруг и поют:

Из-за бору, бору, Из-за зеленого, Стучала, гремела Быстрая речка, Обрастала речка Калиной, малиной. На калиновом мосточке Сидела голубка: Ноженьки мыла, Перемывала,

Свое сизое перышко

Перебирала;

Свою русу косу

Расчесывала.

 Перебравши сизо перье,

Сама взворковала:

Завтра поутру

Батюшка будет.

 Хоть он будет,

Аль не будет

 Тоски не будет.

Вдвое, втрое у голубки

Печали прибудет.

Тут девушки разрывают круг, вытягиваются в один ряд и пляшут.

Хоровод Подушечка

Играют одни девушки, и весьма редко с ними — мужчины. Избранная играть подушечку ходит с платком в руке и пляшет, а прочие, образовав около нее круг, поют:

Молодушка, молодушка,

Да ты молодая!

Подушечка, подушечка,

Да ты пуховая!

Кого любишь, кого любишь,

Того поцелуешь;

Пухову подушечку тому подаруешь.

Девушка, кому отдает платок, того целует.

Тебя люблю, тебя люблю,

Тебя поцелую;

 Пуховую подушечку тебе подарую.

Поцелованная делается молодушкой; игра повторяется, пока не наскучит.

Кого люблю, тому сердце отдаю.

Вот смысл этого хоровода.

Хоровод Тоска молодой женщины по своей родине

Молодая женщина, завезенная в дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Хотя она пишет своим родным, но все для нее горе и кручинушка; одна только старость в состоянии изменить ее горе.

Здесь хоровод составляется, как предыдущий; в середину хоровода входит девушка, которая поет вместе с играющими. Эта песнь, по словам некоторых, разыгрывается и на посиделках.

Вдоль по дороженьке

Летит сокол-молодец.

Сокол, мой сокол,

Залетная птица!

Ты проезжай, доброй молодец.

Привез меня молоду

В чужу дальнюю сторону,

Ссушил, скрутил меня!

Велел еще забыть

Родиму сторону!

Напишу ль я грамотку

По белому бархату

Чистым, красным золотом!

Отошлю ль я грамотку

В свой родимой край:

К родимому батюшке,

К родимой матушке!

Напишу ль про себя,

Все горе и кручинушка!

У меня ли молодой

 Много слез в очах?

Прикажет ли батюшка,

Родимая матушка

 Танцевать и плясать,

Пока старость не пришла!

Уж как старость придет,

Все печали забьет.

Хоровод Красная девица

Девушки очаровывают не одних молодых, но и стариков своими пламенными очами. И кто не испытывал их силы? И кто не раз вздыхал по ним, обворожительным прелестям красавицы? Хоровод, воспевая красоту глаз, становится в кружок; тут он не берется за руки, но, стоя на одном месте, поет:

У нас во селе

Все девицы пригожи.

Пригожи и румяны,

С огненными очами.

Уж и что завидят,

Все очаруют.

У нас во селе

Вдовушка живет;

У ней девица дочь,

Что твоя малина!

Во тереме сидит,

Узоры вышивает.

Узоры вышивает

Для милого дружка.

Очи, очи ясны

Сокрушили молодцев;

Одного-то не сгубили,

То сокол — ее душа.

Дороговизна на девиц

Эта песнь составлена, конечно, угодниками девушек. Им льстят повсюду, и в самих песнях поют им лесть. Хороводные не составляют никакого круга, а стоят двумя половинами друг против друга и поют попеременно.

Первая половина:

Тонка, гибка жердиночка

 Через реченьку лежала,

Что никто не пройдет!

 Только шли, прошли стары бабы,

Стары бабы, безобразы.

Сметь ли старых баб спросити:

Что в городу вздешевело!

Вторая половина:

Вздешевели, вздешевели молодые бабы,

 На овсяной блин по три бабы.

 А четвертая провожата,

А пятая на придачу.

Первая половина:

Тонка, гибка жердиночка

Через реченьку лежала,

Что никто не пройдет!

Только шли, прошли стары бабы,

Стары бабы, безобразы.

Сметь ли старых баб спросити:

Что в городу вздешевело?

Вторая половина:

Вздешевели, вздешевели добры молодцы,

 Еще восемь молодцев на полденьги.

А девятый — провожатый,

А десятый — на придачу.

Первая половина:

Тонка, гибка жердиночка

Через реченьку лежала,

Что никто не пройдет!

Только шли, прошли добры молодцы,

Сметь ли добрых молодцов спросити:

Что в городу вздорожало?

Вторая половина:

Вздорожали, вздорожали красны девушки,

По сту рублей одна девица,

По тысяче — ее коса,

А по две — ее краса.

После этого, составив общий круг, ходят кругом и все повторяют вместе последние четыре стиха.

Хоровод Игры

Девушки приглашают на свои игры молодую женщину, одну из бывших своих подруг. Она хочет идти, но свекровь не пускает ее. Свекровь заставляет работать и смотреть за домом. Прошла девическая жизнь, а с нею утонули все радости! Молодая женщина досадует, сердится и грозит перепортить, перебить все в хозяйстве и потом выйти к подруженькам и вдоволь наиграться. Это изображение характера такой молодой женщины, которая желала бы только веселиться, и это желание, свойственное женскому чувству, выражает сильные страсти: для женщины нет никаких препятствий жить в вихре удовольствия, искать беспрестанно новых ощущений, восторгов и наслаждений — вот стихия прекрасного, но слабого создания. Подумайте, в тонких жилочках розовой красавицы течет огненная кровь, кровь наслаждения, и как не забыться! А такое непостоянное существо, как женщина,— не будем строги!— не думает о последствиях: давай ей только игры.

В хороводный круг становится смелая и молодая женщина. Игроки ходят вокруг нее и поют с ней:

Как за горницею, за повалушею,

 Не в гусли играют,

Не в свирели говорят,

Говорят мои подруженьки,

На игрища идти.

А меня, молодешеньку,

Свекор не пускает.

Свекор-батюшка заставляет:

Гумно чистить,

Метлой мести

И поле боронить,

И детей качать.

Уж я в сердце взойду:

 И метлу изломлю,

И гумно истопчу,

И борону изрублю,

И детей уложу.

Сама молодешенька

На игрища пойду:

Наскачуся, напляшуся,

Наиграюсь молода.

Как за горницею, за повалушею,

Не в гусли играют,

 Не в свирели говорят,

Говорят мои подруженьки,

На игрища идти.

А меня, молодешеньку,

Свекровь не пускает,

Свекровь-матушка заставляет:

Красенца ткать,

 К конопли брать,

На поле ходить

И сено косить,

Избы истопить,

По воду сходить,

 Детей накормить

И спать уложить.

Уж я в сердце взойду:

Красна изорву,

 Берды изломаю,

Конопли потопчу,

На поле не пойду

И домой не зайду,

Сама молодешенька

На игрища пойду:

Наскачуся, напляшуся,

Наиграюсь молода.

Точно так же разыгрывают следующую песнь:

Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот,

Люли, люли, у ворот! Стоял девок хоровод,

Люли, люли, хоровод! Молодушек табунок, Молодушек табунок,

Люли, люли, табунок! Меня девки кликали, Меня девки кликали,

Люли, люли, кликали! На улицу поиграть, На улицу поиграть,

Люли, люли, поиграть! В хороводе поплясать, В хороводе поплясать,

Люли, люли, поплясать! Меня свекор не пустил, Меня свекор не пустил,

Люли, люли, не пустил! Хотя пустил, пригрозил, Хотя пустил, пригрозил,

Люли, люли, пригрозил! гуляй, сноха, да не долго, Гуляй, сноха, да не долго!

Люли, люли, да не долго! А я, млада, гуляла, А я, млада, гуляла,

Люли, люли, гуляла! До саменьких петушков, До саменьких петушков,

Люли, люли, петушков! Как зорюшка занялась, Как зорюшка занялась,

Люли, люли, занялась! А я, млада, поднялась,

А я, млада, поднялась,

Люли, люди, поднялась! Навстречу мне деверек, Навстречу мне деверек,

Люли, люли, деверек! Деверюшка, батюшка, Деверюшка, батюшка,

Люли, люли, батюшка! Проведи меня домой, Проведи меня домой,

Люли, люли, домой! До моего двора, До моего двора,

Люли, люли, двора! До высока терема, До высока терема,

Люли, люли, терема. Подхожу я ко двору, Подхожу я ко двору,

Люли, люли, ко двору! Свекор ходит по двору, Свекор ходит по двору,

Люли, люли, по двору! Повесивши голову, Повесивши голову,

Люли, люли, голову! Станет свекор младу бить, Станет свекор младу бить,

Люли, люли, бить! А ты меня отними, А ты меня отними!

Люли, люли, отними! Не отнимешь, прочь поди, Не отнимешь, прочь поди,

Люли, люли, прочь поди!

Хоровод Муж, довольный своей женой

Один муж, женившийся неудачно на первой жене, горевал и тосковал от нее. Женился на другой, но она была постоянно веселая, так что незачем было ходить к соседям, чтобы поразвеселиться. В самом его доме было достаточно веселья. Эта песня — насмешка над чрезмерно тоскливой и безгранично веселой женами.

Играющие, образовав хороводный крут, ставят посредине его мужа и жену, ходят с ними, поют про житье-бытье.

На горе калинушка стояла,

Разными цветами расцветала;

На той калинушке соловей

 Громко песни распевал,

Холостому весть подавал:

Пора тебе, молодец, жениться,

А тебе, красна девушка,

Пора русу косу расплетать.

Пойду ли я на матушку на Волгу,

 К наибольшему атаману.

Чем он меня подарует?

Подарил меня женою,

Глупою, неразумною:

Я за гудок, она за прялку;

Я в гудок играть, она горевать.

Незачем в люди на кручину:

Дома кручинушки довольно.

На горе калинушка стояла,

Разными цветами расцветала;

На той калинушке соловей

Громко песни распевал,

 Холостому весть подавал:

Пора тебе, молодец, жениться,

А тебе, старобразой,

С девками не водиться.

Пойду ли я на матушку на Волгу,

К наибольшему атаману:

Чем он меня подарует?

 Подарил меня женою,

Умною и разумною:

Я за гудок, она за песни;

Я в гудок играть, она плясать.

Незачем в люди на веселье,

Дома весельица довольно.

Хороводы