История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Хороводы

Хоровод Сходбище

Сходбище представляет радостное свидание старых знакомых после долгой их разлуки. Игра эта разыгрывается весною, когда сходятся после заработков в свою деревню. Каждый приносит с собой прибыль, полученную им в зимнюю заработку, и всякий спешит повидаться поскорее со своими родными и старыми друзьями. В гостях хорошо, а дома лучше — так говорит пословица, и своя деревня знает каждого своего жителя. Девушки и мужчины приветствуют друг друга и, как старые знакомые, сходятся в праздничное время, составляют веселый хоровод, который называется сходбище; в середине становятся молодец и девушка; хор поет:

Как из улицы идет молодец,

 Из другой — красна девица,

И близехонько сходилися,

Низехонько поклонилися.

И говорит добрый молодец:

 Здорова ль живешь, красна девица?

 Здорова живу, мил сердечный друг.

Каково ты жил без меня один?

Давно друг с другом не видалися,

Говорит девка, улыбаючись,

Что с той поры, как рассталися,

Говорит ей друг сердечный:

Мы пойдем, душа Марьюшка, гулять;

Мы на рубль возьмем зелена вина,

А на другой — меду сладкова;

За две гривеньки сладких пряников.

Красна девица ему в ответ:

Я пойду ль гулять, мой мил, сердечный друг?

Я боюсь, боюсь, роднова батюшки,

Я боюсь и родимой матушки.

Тут рассталися и прощалися,

Друг с другом целовалися.

Ты прости, прости, доброй молодец.

И добрый молодец отвечает:

Прости, моя душа, красна девица!

Хоровод Посев льна

Составив хоровод, мужчины и девушки поют про посев льна, ходят кругом то в ту, то в другую сторону:

Ой дид, ой лада!

Засевали девки бел лен,

И травой лен,

С травою небылою, с повилою.

Ой дид, ой лада!

Засевали девки бел лен,

Мне пойти молоденькой

 К батюшке свекору.

 Уж ты, батюшка свекор,

Пособи-ка льну полоти!

Ой дид, ой лада!

Мне несчастье в человеке,

Мне на ласковом сговоре

 И на низком поклоне.

Я, невестушка, с тобою,

Я с тобою, молодою.

Ой дид, ой лада!

Засевали девки бел лен.

 Мне пойти молоденькой

К матушке свекрухе.

 Уж ты, матушка свекруха,

Пособика льну полоти.

Ой дид, ой лада!

Мне несчастье в человеке,

 Мне на ласковом сговоре,

Мне на низком поклоне.

Я, невестушка, с тобою,

 Я с тобою, молодою.

Точно так же поют брату и деверю, с приложением их имен, и тем оканчивают.

Посев льна разыгрывают еще иначе. Выбирают из играющих мать, одну дочь или две и ставят их в середине круга. Все прочие ходят около них и поют:

Под дубровою лен, лен,

 Под зеленою лен, лен,

Таки лен, таки лен, люди лен!

Одна дочь начинает петь, а за ней — и весь хоровод:

Научи меня, мати,

На лен землю пахати.

Хоровод останавливается, и все нагибаются; мать, тоже нагнувшись к земле, показывает дочерям, как пашут землю, припевая, а за ней весь хоровод:

Да вот эдак, дочи, дочушки,

Вот так, так, да вот эдак!

Дочери перенимают все ее движения.

Потом хоровод начинает снова ходить кругом и петь.

Под дубровою лен, лен,

Под зеленою лен, лен,

Таки лен, таки лен, люли лен!

Дочери припевают:

Научи меня, мати, Зелен лен полоти.

Мать отвечает с хороводом:

Да вот эдак, дочи, дочушки, Вот так, так, да вот эдак!

Она произносит эти слова, сопровождая их движениями, какие бывают при прополке льна. Дочери подражают всем ее движениям. После слов матери хоровод кружится и снова начинает:

Под дубровою лен, лен,

Под зеленою лен, лен,

Таки лен, таки лен, люли лен!

Дочери припевают:

Научи меня, мати, Зрелый лен брати.

Мать отвечает по-прежнему:

Да вот эдак, дочи, дочушки, Вот так! Так, да вот эдак!

Научи меня, мати, Как лен вязати.

Да вот эдак, дочи, дочушки и т. д.

На всякий вопрос дочерей ответ матери одинаков и всегда сопровождается хороводом. Вот вопросы:

Научи меня, мати, Спелый лен сбирати.

Научи меня, мати, На телегу лен класти.

Научи меня, мати, Мой лен с поля убирати.

Научи меня, мати Зрелый лен сушити.

Научи меня, мати, Лен мой молотити.Научи меня, мати, Как лен мой слати.

Научи меня, мати, Как лен мой собрата.

Научи меня, мати, Как мне лен мой мяти.

Научи меня, мати, Как мне лен трепати.

Ты не эдак, дочи, дочушки, А вот так, так, да вот эдак.

Научи меня, мати. Тонкий лен прясти.

Тут дочери заглядываются на молодцев и делают им глазки, как умеют. Хоровод продолжает.

Научи меня, мати, Мою пряжу мотати.

Все не эдак, дочи, дочушки. А вот так, так, да вот эдак.

Дочери уже неохотно исполняют наставление матери, машут руками и платками; а парни сбрасывают шапки и им кланяются.

Научи меня, мати, Как красна мне ткати.

Да вот эдак, дочи, дочушки, Вот так, так, да вот эдак

Хоровод возобновляет песню:

Под дубровою лен, лен, Под зеленой дрянный лен,

Таки лен, таки лен, люли лен!

Научи меня, мати,

С молодцем гуляти.

А я сама пойду

И с молодцем плясати буду.

После этого дочки берут за руки парней, а мать кричит на них:

А вот я вас, дочи, дочушки,

 Вот так, так, да вот эдак!

Показывает телодвижениями, как она станет бить их. Но дочки не слушают матушку свою, пляшут, припевая:

Да вот эдак, моя мати,

Вот так, так, да вот эдак.

Мать треплет их за непослушание и усаживает на землю. Но дочери вскакивают, начинают плясать и веселиться снова. Всеобщий смех раздается над матерью, которая не сумела воспитать своих дочерей. Для этой игры избирают ловких девушек и проказниц. Смысл этого хоровода: гони природу в дверь, а она влетит в окно.

При всем однообразии пения про посев льна о нем поют неодинаково:

Мы, молодушки, пашеньку пахали,

Из рукавчика бел лен рассевали,

Из рукавчика, из тонкого, льняного.

Уродился наш леночек,

Высок, мелок волокнистой.

Да с кем то мне, молодушке,

Бел леночек колотить будет?

Я, невестушка, с тобою,

Я, голубушка, с тобою.

Да с кем то мне, молодушке,

Бел ленок намачивать будет?

Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою.

Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек обминать будет?

Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою.

Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек выпрядать будет?

Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою.

Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек ткать будет?

Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою.

Да с кем то мне, молодушке, Бел леночек белить будет?

Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою.

Да с кем то мне, молодушке, Подканое шить будет?Я, невестушка, с тобою, Я, голубушка, с тобою.

Давай-ка, невестушка, Шитое делить с тобою.

Да не время мне, золовушка, Шитое делить с тобою. Я сделалась нездорова, Головой стала больна.

Ты, невестушка, обманщица, проказница; Обманула, провела меня.

Николыцина

Народный весенний праздник. В день Николы собираются попировать у знакомых и родных, на открытом воздухе, близ храмовой церкви. В старину приготовляли на этот праздник брагу, вино, пироги и варили в поле щи и молочную кашу. Иногда поселяне, сделав складчину, пировали все вместе. При таком случае избирался из их среды особый хозяин, который назывался старостой: он все устраивал для общего веселья.

Бедные и нищие принимались всеми радушно. Иногда пировали по несколько дней подряд, но пир не начинался и не оканчивался без храмового священника. При разгульном веселье водили хороводы, в которых участвовали и женщины, и старики. Если играли одни девушки, то в середине их хороводного круга ставилась ловкая кумушка, выбранная из девушек, которая своей язвительной игрой и насмешливыми телодвижениями в сторону пирующих заставляла многих коситься.

Нет постоянного правила для хоровода Николыцины. Круги составляют, как вздумают. Иногда ходят крутом, а потом вытягиваются в прямую линию или, свившись в кружок, вертятся и пляшут; иногда, взявшись за руки, первые две пары делают ворота, через которые проходят остальные и сходятся в круге. Песни поют здесь любые. В юго-западной Руси празднуют Николыцину так же, как русские: пьют вино и брагу, едят пироги, яичницу и веселятся тоже по нескольку дней.

         Хоровод Бранье ягод

Это насмешка над теми девушками, которые ходят в лес по ягоды и потом возвращаются без ягод. Послушаем, как запоют нам хороводные насмешницы, пока не наберут ягод. Делают хороводный круг, в середине его ходит одна девушка, которая собирает ягоды, дотрагиваясь рукой до земли. Из многих сообщенных мне песен правильнее, по моему мнению, следующая:

Пошли девушки в темны боры,

Пошли красные в лес по ягоды;

Ой люди, люди, по ягоды!

 Все девушки ягод понабрали,

Все красные понабрали,

Ой люди, люди, понабрали!

Одна девка ненабрала,

Одна девка лишь гуляла.

Ой люди, люди, гуляла!

И горько растужилась:

Стала плакать, горевать,

Ой люди, люди, горевать!

 Горю нечем помочь!

 К подругам взмолилась.

Ой люди, люди, взмолилась!

Подруженьки, голубушки,

Голубушки мои, сложитеся.

Ой люли, люди, сложитеся!

Вы сложитеся по ягодке,

Вы бросьте мне по горсточке.

Ой люли, люли, по горсточке!

У меня ли молодой,

У меня ли горемычной,

Ой люли, люли, горемычной!

Отец неродной, И мать неродная,

Ой люли, люли, неродная! У меня ли молодой,

Отец свекор, мать свекровь!

Ой люли, люли, свекровь!

И бьют, и журят, Понапрасну бранят.

Ой люли, люли, бранят!

Подруженьки не сложилися,

Голубушки не сложилися,

Ой люли, люли, не сложилися!

Подруженьки ответ держат,

 Голубушки говорят.

Ой люли, люли, говорят!

 Никто велел за кустом ходить,

Никто велел по полям бродить.

Ой люли, люли, бродить.

Еще поют.

Пошли девки в сыры боры,

 Пошли красны в лес по ягодки,

Ой люли, люли, в лес по ягодки!

Все девушки понабралися,

Все красные понаелися!

Ой люли, люли, понаелися!

Одна девка не набралася!

Одна девка не наелася,

Ой люли, люли, не наелася!

Сама ходючи, растужилася,

Растужившися взмолилася.

Ой люли, люли, взмолилася!

Стала плаката,

Подруг кликати,

Ой люли, люли, кликати!

Подруженьки, вы голубушки,

 Вы, голубушки, сложитеся!

Ой люли, люли, сложитеся!

Мне сложитеся по ягодке,

 Ах бросьте мне по горсточке!

Ой люли, люли, по горсточке.

 У меня вить, младешенькой,

 Неродной отец, неродная мать.

Ой люли, люли, неродная мать!

 Подруженьки не сложилися,

Голубушки не сложилися,

Ой люли, люли, не сложилися!

В ответ держат подруженьки,

В ответ держат голубушки,

Ой люли, люли, голубушки!

Никто велел за кустом ходить,

Никто велел по полям бродить,

Ой люли, люли, по полям бродить!

Байдан

«Байдан» — вечерняя игра сельской молодежи. Слово это, вероятно, татарское, остаток обычаев тех времен, когда Россия находилась под игом татар. Эта игра известна только в юго-восточной России. Первый байдан бывает в Фомино воскресенье, оканчивается в последнее воскресенье, перед Петровым постом; он сходен, или тождествен, с хороводом. При заходе солнца, когда стада возвращаются с полей, молодые парни, девушки, молодки и женатые, поужинав засветло, собираются на зеленый луг играть в байдан. Сюда сходятся господские люди с балалайками, пастухи с рожками, обвитыми березкой, с дудками кленовыми, тростниковыми и искусные песельники. Тут начинают петь, плясать и играть; вся деревня веселится. Под звуки музыки раздаются плавным хором многообразные песни.

Весенние игры превращены в Саратовской губернии в байдан.

Такое истолкование забав, представленное г. Леопольдовым, вовлекло меня сначала в большую ошибку. Я разделял с ним мнение, что все весенние игры носят название байдана если не по всей юго-восточной России, то, по крайней мере, по всему Саратовскому краю. Г. Леопольдов, сказав в общем очерке, что байдан разыгрывается в юго-восточной России, не обозначил, в каких именно местах. Из этого выходит, что он сам не знал

и сказал без всякой проверки. Употребление слова «байдан» в юго-восточных местах казалось мне тем правдоподобнее, что Саратовский край был некогда гнездилищем татар, а особенно город Царев, в котором находилась столица Золотой Орды. Он сказал еще, что байдан есть игра тождественная хороводу. Находясь в Саратовской губернии, и преимущественно в тех уездах, которые заселены татарами, я интересовался, есть ли байдан? Тут я расспрашивал сначала у русских, живущих среди татар, как играется байдан? Они смотрели на меня с удивлением и не понимали, что я спрашивал у них. Я повторял это несколько раз, они едва понимали меня и отвечали, что никогда не слыхали про эту игру. Тогда я обратился к самим татарам.

Они отвечали, что вовсе не знают байдана, и даже нет у них этого слова. Да где же употребляется слово «байдан»? Стало быть, где-нибудь около Саратова! Я досадовал, что не мог добиться толку. Будучи в Саратове не один раз, я стал расспрашивать по-прежнему у русских и у татар, но и тут они ничего не знали. Я подумал, что они не хотят сказать мне правду, потому спросил в одной деревне, играют ли здесь байдан? Мне отвечали решительно: «Нет!» Только одна девушка на мой вопрос ответила мне, смеясь: «Байда».— «А что это Байда?» — спросил я. «Так себе байда,— отвечала она.— Когда наскучит нам, тогда мы поем песни, бегаем и кружимся. Вот и вся наша Байда». «Не хоровод ли это?» — «Нет!» — «Как начинаете играть в байда?» — «Когда нам вздумается, мы кричим своим подругам: полно баить та, давайте в байда»,— «Да что ж значит он?» — «Так себе, баем-да!» — «А это что баем-да?» — «Сидим, разговариваем, иногда баем да поем».— «И только?» — «И только иногда баем да веселимся до самой полуночи».— «Так вот в чем дело,— подумал я.— Слово «баем да» превращено в байдан!»

Не приведи случай быть на месте, я спорил бы, что существует байдан, и думаю, что поступили бы одинаково со мной все те, которые читали про байдан. В татарском языке вовсе нет слова «байдан»; а есть однозвучное ему «бадьян», означающее блюдо, чашу, из которой пьют татары воду или пиво; есть еще семя бадьян. Есть еще однозвучное «байдану» слово «майдан», только на арабском языке. Оно значит место конского бега и место битвы; в этом значении употребляют его татары, например, в песне про богатыря Шюкерли: «Майдан гюрзиси урулъды, анекердим Шюкерли», т. е. на месте битвы взмахнул кистенем, и я увидел Шюкерли. Из всего этого выходит, что если слово «байдан» неизвестно всему Саратовскому краю, то тем более оно неизвестно в юго-восточной части России.

Не довольствуясь, однако, разыскиванием байдана по Саратовской губернии, я обратился с вопросами к любознательным людям юго-восточной России, живущим в Екатеринославской и Херсонской губерниях, и после двухгодичной, утомительной переписки все отвечали положительно, что никогда не слыхали о байдане.

Один только известил, что водовоты по р. Волге называются майданами, а другой сообразил, что среди татар есть игра сабаган или сапаган, правильное произношение которой зависит от местного употребления. Игра сабаган состоит в том, что собираются татары на поле и там совершают скачку на лошадях, борются и предаются другим гимнастическим забавам. Казанские татары забавляются в сабаган при стечении народа, как мне рассказывали, и по большей части после рамазана (поста), который приходится на сентябрь месяц. Во многих местах Малороссии и земле донских казаков употребляется и поныне слово «майдан» в значении площади, а иногда в смысле сборного места.

А. Терещенко

Хороводы