История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Хороводы

Хоровод Жених

Это насмешка над заезжими женихами, которые, сватаясь и перебирая долго невестами на своей стороне, женятся наконец на чужой. Люди смеются над такими женихами, девушки осыпают их укоризнами.

Мужчины и девушки делают круг; мужчины, выбрав среди себя одного побойчее, называют его женихом и ставят посредине; потом поют:

Как под лесом, лесом, шелкова трава,

Ой ли, ой ли, ой люшеньки, шелкова трава!

Ходил гулял донской казак, сам в скрипку играл, Ой ли, ой ли, ой люшеньки, шелкова трава!

Играл, играл, выигрывал, девок выбирал.

Из круга выходит девушка и ходит с женихом:

Хорошая, пригожая, поди замуж за меня! Не пойдешь, спекаешься, вспомянешь меня.

Невеста отвечает:

Пойти было к соседушкам, спросить про тебя: Соседушки, голубушки, каков человек?

Хороводные отвечают:

Он пьяница, пропойца, пропьет и тебя!

Невеста смотрит на жениха с презрением и говорит:

Соседушки, голубушки, не хвалят тебя: Ты пьяница, пропоица, пропьешь и меня.

Невеста входит в свой круг, и начинают снова петь:

Как под лесом, лесом, шелкова трава,

Ой ли, ой ли, ой люшеньки, шелкова трава! Ходил-гулял донской казак, сам в скрипку играл, Играл, играл, выигрывал, девок выбирал.

Из круга выходит другая девушка и останавливается перед женихом.

Хорошая, пригожая, поди замуж за меня! Не пойдешь, испокаешься, вспомянешь меня.

Невеста обращается к соседушкам, ходит с хороводом и отвечает:

Пойти было к соседушкам, спросить про тебя: Соседушки, голубушки, каков человек?

И, помолчав несколько, она говорит ему весело:

Соседушки, голубушки, хвалили тебя. Вино кури, пиво вари, иду замуж за тебя!

Ой ли, ой ли, ой люшеньки!

Иду замуж за тебя.

Жених берет невесту за руку, хороводные повторяют:

Ой ли, ой ли, ой люшеньки! Иду замуж за тебя.

Тем оканчивается игра, потом выбирают другого жениха, если хотят продолжить хороводную шутку над женихом.

Девушкам приятно забавляться женихами, но под их шуткой бьется пламенное желание: скорее замуж! Иногда из шуточной игры «жених» он делается настоящим женихом.

Хоровод Ковер

За несколько дней до выхода замуж подруги невесты собираются к ней в дом. Там они поют с ней девические песни, а потом выходят из ее дома хороводом на улицу или в сад. В середине хоровода идет настоящая невеста, с белым в руке платком, который изображает ковер. И что же значит ковер? Тот будущий ковер, на котором она должна стоять перед венчанием со своим суженым. Она обязана приготовить ковер заранее и отдать его своим девушкам. При выходе из дому встречает их толпа молодых людей с припевом:

Ты не пой, соловей, Ты не пой, молодой, При долине Ты не вей гнезда, Ты не вей гнезда При тереме!

Девушки отвечают:

Как во тереме девица Дорогой ковер вышивает: Она золотом ковер вышивала, Она жемчугом ковер унизала. Уж кому мой ковер достанется? Доставался мой ковер Старому мужу.

Невеста отвечает:

Я могу ковра убавить,

Я со всех сторон, со четырех,

Я со всех углов, с золотых.

Хороводные продолжают:

Как во тереме девица Дорогой ковер вышивает: Она золотом ковер вышивала; Она жемчугом ковер унизала; Уж кому ковер мой достанется?

Невеста отвечает:

Достанется мой ковер

Ладу милому.

Я хочу ковра прибавить:

Я со всех сторон, со четырех,

Со всех углов, с золотых.

После этих слов невеста отдает свой ковер подругам; одна из них, представляющая жениха, берет ее за руку и выводит из круга. Прочие девушки не останавливаются на этом: каждая из них разыгрывает невесту с соблюдением обыкновенных правил. В иных местах играют в ковер просто. Собираются девушки в хорошее летнее время на луг, выбирают из себя невесту и поют хороводный ковер.

 

Л. Плахое. Отдых во время сенокоса. Фрагмент

         Хоровод  Замужняя жизнь

Многие из замужних весьма часто вспоминают о своем девичестве; не раз вскручинится молодушке, когда она припомнит прошлую, беззаботную свою жизнь. Неволя замужней жизни ясно обозначена в песне, сочиненной не без причины на этот случай. Тяжелые работы наших женщин, а при больших требованиях со стороны их мужей, составляют одну из главных причин, по которой поселянки часто горюют о невозвратной своей волюшке. Родимая не отягощала свою дочь работами, родимый не брал ее с собой боронить поле, а теперь? Замужняя молодушка делай то, что муж прикажет; ходи по терновым кустам и пекись на солнце, не досыпай ночей и работай до пота.

Замужняя жизнь, говорят некоторые, разыгрывается хороводом осенью. Нет, она разыгрывается и летом, и весной, когда вздумается хороводу. Для многих забав нет разделения времени. В этой игре участвуют не только девушки и молодежь, но жены и мужья. Хороводные, взявшись за руки, поют все вместе с избранною ими кумой, которая находится у них посредине. Она своими движениями глаз, плечей, рук указывает на жизнь замужней женщины.

Я пойду, пойду во зеленой сад гулять, Поищу я молодова соловья. Соловей ты мой батюшка! Ты скажи, скажи, скажи, мой млад соловей, Кому воля, кому нет воли гулять? Молодушкам нет волюшки, Красным девушкам своя воля гулять. У молодушки три кручинушки: Да как первая кручинушка — Слать пуховую перинушку, А другая-то кручинушка — Растворяй, жена, широки ворота; А как третья-то кручинушка — Едет, едет мой ревнивый муж домой, Он везет, везет гостинец дорогой: Щелкову плетку, кнуто кнутовое, Да ударит меня меж белых плеч! Стала с мужа кафтан скидавати, Часты пуговки расстегивати. Хоть и рученьки белешеньки, На руках ли золоты перстни, Только стану, стану мужа разувать, Про замужнюю жизнь вспоминать.

При последнем стихе «про замужнюю жизнь вспоминать» иногда кума кивает головой так неосторожно, что иной немедленно бросает игру. Над ним смеются, а его молодушка дрожит, как вспомнит про свою жизнь. Эта игра — одна из поучительных для семейного быта. Следующая песня, выражающая отношение замужней женщины к свекру, свекрови и мужу, напоминает песню о замужней жизни.

Я в сад пойду, во зелен пойду,

Ой люди, ой люди! По белу капусту, По бел кочешек. Не успела подойти, Не успела подойти,

Ой люди, ой люли! Бежит моя золовушка Из высокого терема: Подь, невестушка, домой, У нас дома нездорова, Нечто сделалось: Новы сени подломились, Кроватушки опустились, Свекор-батюшка упал.

Как бы я была вестима, Я бы выше подмостила, Горюч-камень подложила.

Ой люли, ой люли! Я в сад пойду, во зелен пойду,

Ой люли, ой люли! Не успела подойти, Не успела заломить.

Ой люли, ой люли! Бежит моя золовушка

 Из высокого терема: Подь, невестушка, домой, У нас дома нездорова, Нечто сделалось.

Новы сени подломились, Кроватушки опустились, Свекровь матушка упала.

Как бы я была вестима, Я бы выше подмостила.

Ой люли, Ой люли! Я в сад пойду, во зелен пойду.

Ой люли, ой люли! Не успела заломить,

Ой люли, ой люли! Бежит моя золовушка Из высокого терема: Подь, невестушка, домой. У нас дома нездорова. Нечто сделалось.

Новы сени подломились, Кроватушки опустились,

Твой лада упал.

Как бы вестима была, Я бы ниже подмостила, Я бы перинку подложила;

Ой люли, ой люли!

 

Хорошо пастух играет. Лубок. 1871г.

Хоровод Женина любовь

Это воспоминание о тех временах, когда женщины проводили свою жизнь в теремах и светлицах; когда им запрещалось говорить с холостыми с глазу на глаз; когда девушка выходила замуж, не зная за кого выходит: обязывалась его любить из боязни плети. Игра «женина любовь» осталась в хороводах для осмеяния жестокости самовластных мужей. В нее не везде играют. Веселой порой ее разыгрывают все вместе: мужья, жены, молодцы и девушки. Старики, посматривая на играющих, хвалят старого мужа и говорят ему: «Не давай волюшки молодой жене; поживет, слюбится».

Женщины и мужчины любят эту игру, но не везде соблюдают одинаковые правила при разыгрывании: они меняются в зависимости от местности. Девушки делают крут, в середину круга выступают молодец и девушка, но чаще две девушки. Одна из них изображает мужа и надевает на свою голову шляпу, а другая представляет жену. Хороводные, ходя, поют:

Я поеду, жена, В Китай-город гулять. Жена моя, женушка, Сердитое сердце твое! Я куплю тебе, жена, Кисеи на рукава.

Жена моя, женушка,

Сердитое сердце твое! Вот тебе, жена, Кисеи на рукава!

Изображающая жену ходит отвернувшись и не глядит на своего мужа. Муж подает ей кисею, жена вырывает у него из рук и бросает на землю, хор поет:

Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит: Где не сойдется, не поклонится, Отворачивается.

Я поеду, жена, В Китай-город гулять, Я куплю тебе, жена, Золото колечко.

Муж подает ей кольцо, жена отталкивает его от себя и ходит отвернувшись.

Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит: Где ни сойдется, не поклонится, Отворачивается.

Я поеду, жена,

В Китай-город гулять,

Я куплю тебе, жена,

Шелковую плетку.

Вот тебе, жена, Дорогой подарок!

Жена смотрит на своего мужа ласково, муж бьет ее плеткой, а она кланяется ему; хор поет:

Посмотрите, добры люди,

Как жена-то мужа любит:

Где ни сойдется, все поклонится,

Поцелуется.

Жена моя, женушка,

Отходчиво сердце твое!

«Женина любовь» разыгрывается в других местах совсем иначе. Изображающие мужа и жену иногда играют в эту игру в комнате и пляшут. Все прочие сидят во время пения. Когда муж заглядывает в лицо своей жены, тогда она отворачивается от него с сердцем. В это время поют:

Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Посмотрите, добры люди,

Как жена мужа не любит. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Посмотрите, добры люди,

Как жена мужа не любит: И не любит его, и не смотрит на него. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Как поеду, молодец, в Китай-город гулять. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! . Да куплю я жене кумачные рукава. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Вот тебе, жена, кумачные рукава. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко!

Муж кладет на плечо жены платок, который она сбрасывает.

Посмотрите, добры люди, Как жена мужа не любит. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! И не любит его, и не смотрит на него, Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Как поеду, молодец, в Китай-город гулять. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Да куплю я жене глазетову юбку.

Да жена моя, женушка.

. Ревнивое сердечко! Вот тебе, жена, глазетова юбка! Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко!

Муж кладет на плечо жены шелковый или другой какой-либо платок, который она сбрасывает сердито, но, рассудив, что она поступает со своим мужем нехорошо, переменяется вдруг: делается внимательнее к словам его, и это. внимание усиливается с каждым стихом более и более:

Ну, смотрите, добры люди, Как жена мужа полюбит, Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Как поеду, молодец, в Китай-город гулять. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Как куплю я жене да шелкову плетку. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Вот возьми, тебе, жена, шелкова плетка. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко!

Он бросает на ее шею скрученный платок; она, поправив его на себе, бежит к мужу и смотрит ему в глаза.

Вы видите, добры люди, Как жена-то мужа любит. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко! Она любит меня, она смотрит на меня. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко!

Она смотрит на меня, поцелует меня. Да жена моя, женушка,

Ревнивое сердечко!

Жена целует мужа, и этим оканчивается игра.

Припев песни о ревнивой жене изменяется в зависимости от местности, например, в Пензенской губернии хороводные, избрав мужа и жену и поставив их в свой круг, так начинают:

Растворяйтеся, широкие ворота! Как поеду ль я в Китай-городок, Я куплю жене подарок Дорогой китайки. Ты прими, жена, не ломайся, А после не кайся.

Муж кладет ей на шею платок, она сбрасывает и отворачивается от него. Он начинает петь, а хоровод вторит ему:

Поглядите-ка, добры люди, Как жена меня не любит, Меня, молодца, ненавидит.

Товарищи мужа, остановившись, спрашивают его:

Ты скажи-ка нам, Бравой хват Иван: Что поладил ли с женой Ты с своей молодой?

Муж отвечает, что он не поладил еще, и поет с хороводом:

Посмотрите, добры люди, Как жена меня не любит, Меня, молодца, ненавидит.

На мужа сыплются насмешки и укоризны, что он и плох, и худ, что он мал и работать не умеет и что хотя привез жене подарок, однако никуда не годится. Потом начинают снова:

Растворяйтеся, широкие ворота! Как поеду ль я в Китай-городок, Привезу жене подарок:

Шубку, юбку, телогрейку. Ты прими, жена, не ломайся, А после не кайся.

Муж снова кладет подарок на плечо жены, которая снова отворачивается от него. Его спрашивают, поладил ли он с женой? Муж отвечает с хороводом:

Посмотрите, добры люди, Как жена меня не любит, Меня, молодца, ненавидит.

Над ним издеваются по-прежнему, называют его кочетом (петухом) и намекают ему прибегнуть к строгости. Потом возобновляют песнь прежним порядком.

Растворяйтеся, широкие ворота!

Как поеду ль я в Китай-городок,

Уж куплю я жене подарок,

Дорогой подарок — шелковую плетку,

Два аршина с половиной.

Ну, прими-ка, жена, не ломайся

И теперь покайся.

Ты, жена, плетку возьми, не гневайся;

Душа-радость, не прогневайся.

Муж кладет на плечо жены плетку. Жена, видя неминуемую беду, оборачивается к нему, обнимает и целует его. Муж, заломивши шапку набекрень, обращается к хороводным:

Посмотрите-ка, добры люди, Как жена меня любит; Меня, молодца, уж не ненавидит. Поглядите-ка, люди добрые, Как жена мужа любит: Вокруг его увивается, В глаза засматривается. Посмотрите-ка, люди добрые, Как жена с мужем ладно живет: Где ни сойдется, все целуется.

В знак своей радости муж и жена залихватски отплясывают под какую-нибудь плясовую песню.

Хоровод Ревнивая жена

Ревность — бич для семейного счастья. Быть мужу ревнивым — неумно: это значит сомневаться в благородстве чувств своей жены; но быть ревнивой жене еще хуже и непростительнее, потому что этим самым она дает повод мужу к нарушению верности. Напрасно оспаривают некоторые, что ревность происходит от истинной любви. Если бы это была чистая любовь, то никогда бы не ревновали друг к другу.

Кто истинно любит, тот верит в постоянство. Недоверчивость рождает ревность, а отсюда идут страдания супругов. «Мой муж,— говорит жена,— не любит меня». Это значит, что она и прежде могла сомневаться в его любви. Мужья ли чаще изменяют женам или жены мужьям? Нет сомнения, что мужья. Но кто же этому виной? Тревожная ревность самих жен. Верьте в любовь и будете счастливы. Иначе непременный разлад. От этого произошла поучительная игра для ревнивых жен. Молодые обоего пола составляют хоровод; выбранные из них муж и жена становятся в кружок и поют вместе, ходят вокруг:

Как у нас за двором Росла трава шелковая,

Ой люли, шелковая! По той траве шла жена, За нею муж горемычный,

Ой люли, шелковая! Ты постой, моя жена, Ты подожди, моя жена,

Ой люли, шелковая! Я, сударь, не твоя, Я родимова батюшки,

Ой люли, шелковая! Как у нас за двором Росла трава шелковая,

Ой люли, шелковая! Шли молодцы, удальцы, Вели коня под ковром,

Ой люли, шелковая! Под золотым чепраком, Он копытом землю выбивал,

Ой люли, шелковая! В моем муже правды нет, С чужой женой знается,

Ой люли, шелковая! Со мной же ссорится, Надо мной издевается,

Ой люли, шелковая! Чужой жене башмаки, А мне, младой, фи-фи,

Ой люли, шелковая! Чужой жене сережки, А мне одни слезки.

Ой люли, шелковая! Я же мужа подарю, Рубашку ему сошью,

Ой люли, шелковая! Сошью из полотна, Из дерюжнова конца,

Он люли, шелковая!

Жена выходит из круга, а муж остается один: он стоит в задумчивости, потом и он выходит и сам не глядит на жену. Этот разлад мужа и жены явно обнаруживает семейные неурядицы. Если хотят продлить игру, то опять ее организуют. В некоторых местах муж ходит в круге с любовницей, а в других — и все трое: жена, муж и его любовница. Этот хоровод похож на хоровод «муж, довольный своей женой», но по действию они различаются: в первом стоит в середине круга один молодецкий сын, а здесь — муж и жена.

Хоровод Ревнивый муж

В кругу ходит старый, сгорбившийся муж: он кашляет и грозит своей молоденькой жене, стоящей в стороне от него. Когда он подходит к ней, тогда она убегает и прячется среди поющих девушек:

На горе, горе дубья стоят, Дубья стоят сучковатые.

Ой люли, люли, сучковатые! У меня ли, у младой, ревнивый муж, Ревнивый муж, окаянный еретик

Ой люли, ой люли, еретик! Посылает меня муж

В полночь по воду одну.

Ой люди, ой люли, В полночь по воду одну, По холодну ключеву.

Жена идет по воду, держа в правой руке дитя, а в левой — ведра, и все это представляет она какими-либо особенными вещами.

В левой руке ведро несу,

Во правой — свое дитя держу!

Ой люли, ой люли. Дитя держу! В ведре вода сколыхалася, А я, млада, развопилася,

Ой люли, ой люли, развопилася! Мое дитя раскричалося: Ты спи, усни, мое дитятко,

Ой люли, ой люли, мое дитятко! Ты спи, усни, угомон тебя возьми,

Ой люли, ой люли, угомон тебя возьми! Угомон возьми, либо бес утащи, А меня, младу, погулять пусти.

Молодой жене противно жить со старым мужем, который ни сам не веселится, ни ее не пускает. Поневоле жена захочет гулять, а если разгуляется жена, то уж горбатого исправит могила. Из этого выходит, что старые мужья — причина своим несчастьям, а молодые жены не знают из-за них своего счастья.

Хороводы