История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Поговорки, Пословицы РУСЬ - РОДИНА

Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.

Алексинцы — стрельцы.

Аника смотрок Аника воин (см. лубочн. карт.).

Арзамасцы — гусятники, луковники; малеваны (иконописцы).

Архангелогородцы — шанёжники; шаньга кислая.

Архангельцы — моржееды, кровельщики.

Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны).

Балахонцы — гагары. Балахонская гагара.

Барана в зыбке закачали (украв, спеленали и положили в зыбку, чтобы спрятать).

Беда, что в Родне.

Бей челом на Туле, ищи на Москве.

Тула зипун сдула.

Белозерцы — белозерские снетки.

Боровичане — волнушечники, водохлебы.

Боровичане — луковники. Луку, луку зеленого.

Бородка — нижегородка, а ус макарьевский.

Боску съели. Боска, Боска, на тебе костку (кличка собаки).

Брянцы — куролесы. Брянская коза (Орлов.).

Будто из Елховки, стрижены верховки (т. е. маковки).

Буевцы — домоседы, лесники. Буй городок отбей кошелек

В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).

В Вильне — что в мыльне.

В Городце (Балах. у.) на горе по три девки во дворе.

В Ельцу — девка по яйцу, а позадь Ельца — половина яйца.

В Кардовили удавили, в Понятовке схоронили, в Корине по вино.

В Луцку все не по-людску: навколо вода, в середине беда.

В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.

В русском брюхе и долото сгниет.

В Севске поросенка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.

В Суздале да в Муроме Богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы — сальники.

В Тетюшах городничий лапоть плетет.

Валдайские горы да любанские воры. Колокольники.

Ванька Каин — окаянный грабитель.

Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся.

Варнавинцы — медовики.

Васильцы (на р. Суре) — стерлядники.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Венгер из-под Лохвицы (Полт. губ., коробейники).

Верейцы — сочевники (сочи — вязенки у рыбаков и хлебенное).

Ветлужане — санники. Санник да тележник, а выехать не на чем.

Виден (Симбирск), да семь ден идем.

Владимирцы — каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!

Во всей Онеге нет телеги. Летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили.

Возьми сорок алтын! «Сороцы не сороцы, а меньше рубля не отдам».

Волга — плыть долго, а Дунай — широко. Видно, Дунай с Волгой не сольются.

Волга всем рекам мать. Волга-матушка широка и долга.

Волга-матушка — глубокая, раздольная, разгульная.

 Днепр — быстрый, широкий.

Дон Иванович — тихий, золотой. Дунай Иванович.

Прут, Днестр, Неман — порубежные.

Урал — золотое дно, серебряна покрышка.

Вологодцы — теленка с подковой съели.

Толоконники — Волгу толокном замесили.

Воровская Писковщина (Смол, губ., Сыч. у, село Писково).

Воры — новоторы, и осташи — хороши, а свято то место, где тихвинца нет.

Вот вам правая рука, даю через милое дитя, да коли я украл, то и ему бы на ноже поторчать.

Вот, парья (парни), наш царь: шильце в руках и щетинка в зубах; звоните в била, клепала (галичане о ростовцах).

Всесвятская кашица, по три деньги аршин.

Вытегоры — камзольники.

Вязьма в пряниках увязла.

Вязьмичи — прянишники, коврижники. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные.

Вятичи — вятская баталия (с морским чудищем; см. лубочную карт.).

Вятичи — толоконники, Вани.

Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.

Вятски — ребята хватски. Мы, вятчки, ребята хватчки: семеро одного не боимси.

Галич Кострому обманул на острову.

Галичане — галки набатные. Галичья воевода (своевольник).

Галичане — корову на баню втащили; город Галивонь, озеро Миронь, а люди Кривичи. Овчинники.

Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится. (Они сымают рыбную ловлю в речках и озерах и мастера вылавливать всю рыбу.)

Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует (Кемская).

Где святая София, там и Новгород.

Глупая Вязьма, бестолковый Дорогобуж.

Город Архангельский, а народ в нем диавольский.

Город Балахна стоит, полы распахня (Балахна растянулась по Волге версты на три).

Город Боровичи — гам-город.

Дарма, дочко, абы не москаль.

Два брата с Арбата, а оба горбата.

Двенадцатый час, а матушка с миру не бывала (т. е. со сходки; мужики все в заработках, а бабы в десятских).

Демьянцы — горшечники; по гаршки!

Дмитровцы — лягушечники, болотники. Рузцы — дровосеки.

Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрах. губернии, подпоясывающиеся низко).

Егорьевцы — коновалы, головотяпы, рудометы: сам нож точит, а говорит небось.

Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.

Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.

Ел, ел — что-то лопнуло: не брюхо ли? Нет, ремень лопнул с пряжкой.

Елатомцы — бабешники.

Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.

Ельчане — сычужники. Радуга ушат воды выпила.

Ефремовны — в кошеле кашу варили (Тул.).

Живет в Туле да ест дули.

За здравие бабушки Гугнихи (говорят уральцы, почитая ее праматерью своею, первой женщиной, оставшейся в войске).

За мезгой в город ездил, в красные ряды ходил.

За семь верст комара искали, а комар на носу.

Заднепровский итальянец. Задрипанцы.

Земля русская вся под Богом.

Зубчане — волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щец не дали, взашей прогнали.

Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили.

И по воду хохол, и по мякину хохол.

Иван-чай. Крошевники.

Иванович, слезь с крыши, я к тебе приехала (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего дворца статую).

Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела.

К Соли иду — ничего не несу, от Соли иду — полну пазуху несу (жители села Соли, Костр. губ. по обилию в овощах снабжают ими пеших посетителей безмездно). Вичуговцы — салфетчики. Парфентьевцы — кошкодавы.

Кабы у немца напереди, что у русского назади — с ним бы и ладов не было (ум).

Кадомцы — целовальники, сомятники: сома в печи поймали (Мокша потопляет Кодом: когда-то и занесло сома в открытую печь).

Кадуевцы — кадочники. Кадуй — бока надуй.

Рисунок. Автор В. И. Даль

Без Бога ни до порога

Приступая к делу, человек должен прежде всего помолиться. Без Божьей помощи ему не добраться и до порога своего дома.

Ни в каком деле не забывай Бога.

Варианты: «Без Бога ни до порога, а с Богом и заморе». «С Бога начинай и Господом кончай!» «Не торопись, сперва Богу помолись!» «Молись иконе да будь в покое!»

Казанский сирота, казанский нищий (плут, прикидывающийся бедняком; от бывших мурз казанских).

Казань прогребли — и Орду прошли.

Кайваны в Олонец не бывали.

Как москаль скажет сухо, поднимайся под самое ухо!

Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

Каменец — венец: кругом вода, а в середине беда (р. Смотрич обтекает вкруг скалы, на которой Каменец-Подольск).

Каргопольцы — чудь белоглазая. Сыроеды.

Касимовский бухарец (т. е. мошенник, татарин, торгующий вразноску мылом, халатами и пр.).

Кашинцы — водохлебы (т. е. чайники).

Каширцы: Шапку долой! — А що? — Глянь, все бояре. (Проезжая по однодворческим деревням и видя избы с трубами, ворота с растворами, сани с козырями, мужики считали их барскими усадьбами.)

Кижане золотую грамоту просили. Лыченцы (Переясл. у.) — телятники.

Кижила (Переясл. у.) из ума вон выжила.

Кимряки — летом штукатуры, зимой чеботари.

Кинешемцы и решемцы — суконники.

Кирилловский поклон девяти пяденей с хвостом (монаст.).

Княгининцы — шапошники. Шапками обоз задавили.

Ковровцы — офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык).

Козла в соложеном тесте утопили (вороны каркали на дереве, а мужик, собираясь в путь, по ним предсказал товарищам вёдро, сказав: щагол щаглуе и пр.).

Кола — крюк, а люди уда. Кольско страшилище.

Коли нечем платить долгу, так ехать (идти) на Волгу (либо в бурлаки, либо на разбой).

Коломенцы — чернонебые. Клиновцы — лапотники.

Кольская губа, что московская тюрьма (не скоро выйдешь).

Коляне господни — народ израильский: что ни слово, то зазубра.

Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут). Спаса на воротах продали.

Красноярцы — сомятники.

Крестись — Андроны едут (Курск.).

Крестьянское горло — суконное бердо: все мнет.

Крешане (Крестцы) — лапотники. Кирилловны — кашехлебы.

Крым — не крив, Азов — не о сте шагов.

Кстово — Христово: чарочка маленька, да винцо хорошо.

Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал.

Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал. Вышел из полону, да поселился на Дону. Донцы — осетерники, балычники, станичники.

Кто против Бога и великого Новгорода?

Кунавина слобода в три дуги меня свела (пристанище разврата на Нижегородской ярмарке).

Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина.

Кушали (Твер. у. с. Кушалино) — бердники, частобаи.

Кушалинские крестьянки — тонкопряхи.

Лазаревичи-вичи, погорелицы-кричи, наволок-хохолок. Теплухина-хохлухина, Ялчина-гора, высоко-спечена.

Ленив, как клепенский мужик (Смол, губ., Сыч. у, село Ктепени, где все нищие, по обычаю).

Летит гусь на святую Русь (Наполеон).

Ливенцы — саламатой мост обломили (ливенцы повезли навстречу воеводе саламаты, по горшку со двора).

Литвины — земляники, землекопы, лапотники. Белошапошники, магерки (валеные шапки). Разве лихо возьмет литвина, чтоб он не дзекнул. Кругом вода, а в середине беда (о Себеже, Витебск).

Лихвинские горы (Кал.) да новосильевские воры (Тул.)

Луговцы — разносчики. Ладожане — щуку с яиц согнали.

Лысковцы — народ честный: коли не вор, так мошенник

Любезный Олонец — белы берега.

Любимцы — козу пряником кормили. Водохлебы.

Мазепа — предатель.

Макары до икрянки рыбу вылавливают.

Малороссы — мазепинцы, хохлы, чубы; индюшка высидела; галушкой подавился.

Малюта Скуратов — злодей, мучитель.

Мамо, черт лезет в хату!

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

Мезенцы — сажееды, чернотропы (неопрятны).

Меховщики. Толокно в реке веслом мешали,

Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие — от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов.)

Можайцы поросятники, можайский ветер (ненадежные).

Мозырь, что пузырь: кругом вода, в середине беда.

Мологжане — коноводы (т. е. управляют коноводками по Волге).

Молодец, купи баранок, да хороших каких — а поцелуй впридачу.

Моршанцы — сомятники.

Москали (т. е. русские, по присловиям малоруссов); московский час; подожди с московский час (от русской поговорки: сейчас).

Москаль ворона, а привязчивее черта.

Москва — кому мать, кому мачеха.

Москва бьет с носка, а Питер бока повытер. Питер женится, Москва замуж идет.

Москва всем городам мать.

Мудрые немцы — камышинцы.

Муравьятники (прозвище работящих жителей села Высокой Горы, Новосильск. у).

Мурашкинцы — тулупники, рубезок кислый; кислая овчина.

Муромцы — святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы; рогатые орехи; калачники.

На Руси не все караси — есть и ерши.

На Руси никто с голоду не умирывал.

На словах — как на масле, а на деле — как на Вологде.

На сосну лазили, Москву смотрели.

Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец.

Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам).

Не бойся по Армейской дороге воров, а бойся в Нерехте каменных домов.

Не новгородский дворянин — не велик барин.

Не только звону, что в Москве (что в Киеве).

Не учи козу, сама стянет с возу, а пречиста рука все причистит.

Нерехотские бегуны (нерехотцы ходят с безменом по селам — закупать пряжу).

Нижегород — либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица.

Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

Он хохол (т. е. хитер и упрям).

Он, видно, по-русски не понимает (т. е. хоть ему какую правду в глаза говори).

Онежане — прохорята, Прохоровы дети.

Орловцы — безменщики; проломанные головы.

Петрозаводцы: качу лавочку, качу мытный двор, качу свой Торжок (о базарн. торговках).

Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Пинежане — икотники (общая там болезнь: икота, кликушество).

Пинежане: Покупала по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки.

Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.

По-вятски: наугад. Вятич на авось и хлеб сеет.

Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.

Поморы — красные голенища (нерпичьи).

Понес черт однодворцев на базар, да решето и опрокинул над Каширой.

Порховцы — толоконники.

Пошехонцы — слепороды: в трех соснах заплутались.

Принять кого по-русски (т. е. или прямо и грубо, или хлебосольно).

Пришел грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперек о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это — индейский петух.

Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (освобождение Москвы от поляков 1612г.).

Продай, князь, мыла (дразнят татар).

Продали с хохла пояс за три деньги, а хохол нипочем в придачу пошел.

Проедешь Погорелец и Кушалино — ступай смело до Москвы.

Псковичи — капустники, мякинники, ершееды.

Радимичи — волчья хвоста бегают (воевода Волчий Хвост побил радимичей).

Разбей Бог ладью, накорми Солозу (на летнем берегу поморья).

Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Родом не немчин, а указывать горазд.

Русак до читанья, хохол до спеванья (западн.).

Русак не дурак поесть захочет — скажет, присесть захочет — сядет.

Русский гостинец — кулага с саламатой.

Русский догадлив (сметлив, себе на уме).

Русский час — с днем тридцать; деревенский месяц — с неделей десять.

Русский человек — добрый человек (чувашский привет).

Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.

Рязанцы — кособрюхие, синебрюхие.

С краю не ложатся, а все в середину (о пошехонцах Яросл. и галичанах Костр. рассказывают много в этом роде, о чем издана целая книжка, впрочем, подражание немецкой, о швабах).

С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акалыциков).

С одну сторону черемиса, а с другой берегися (1524г., войско на судах шло под Казань и побито в порогах черемисами).

Самарцы (саратовцы) — горчишники.

Саратовские мещане собор свой с молотка продали.

Свияжане — лещевники.

Селигерцы (Тверск.) — ершееды.

Семеновцы (Нижег.) — заволжская кокура. Баклушники. Ложкари, ложка бурлацкая. Теплый, валеный товар.

Сибирь — золотое дно (от пушного и торгового промыслов; ныне это буквально оправдывается).

Симбирцы — гробокрады, качанники.

Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

Славна Москва калачами, Петербург усачами.

Слобожане (Вятск.) — жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).

Смоляне — крупенники, мезговники (мезга — сосновая облонь, которую мешают в хлеб).

Смоляне — польская кость, да собачьим мясом обросла.

Смоляне миром блоху давили.

Суздальцы — богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют).

Сыщи в Лыскове не пьяницу, не мошенника, а в Юркине не разбойника (села Макарьевского уезда).

Тамбовцы — молоканы. Хрептуки степные, толстоногие!

Татинец да Слопинец (села) ворам кормилец (старин.).

Тверитяне — ряпушники. Забегай, забегай! — А что? — Не видишь, куница бежит! — Это собака с Клементьева двора,— Ну, так пускай себе. Тверитяне вприглядку с сахаром чай пьют Цуканы.

Темниковцы — совятники; сову в озере крестили (в Совином. Загулявшись, темниковцы поймали сову и, шалючи, надели на нее гайтан и окунули ее в озеро; она полетела и села на церковный крест, где, запутавшись, удавилась; Тамб.).

Тихвинцы — свято место, где тихвинца нет.

Толокном Волгу замесили (или: перепрудили; говорится также о вологжанах и др.).

Торопчане — египчане (египтяне?).

Туляк — стальная душа. Блоху на цепь приковали. Присядь, бачка, чижи летят (туляки — птицеловы).

Ты чей молодеч? — Зубчевский купеч.— А где был? — В Москве по миру ходил.

У Макарья — по деньге Наталья, а на грош — целый воз.

У мужика грудь никогда не зябнет, у жида пятки, у ляха уши.

У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей.

У нас в Ельце, на Сосне реце, курица вутенка вывела.

У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане — кособрюхие.

У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да все с творогом.

У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий. Огородники, птичники, каплунники. Ростовский каплун.

У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай.

Усольцы — огуречники.

Рисунок. Автор В. И. Даль

Человек предполагает, а Бог располагает

Успех человеческих предприятий зависит от Всемогущего Бога. Как бы хорошо ни было обдумано дело, оно может и не удасться вследствие обстоятельств, которых человек не может предвидеть и появлению которых он не в силах помешать, так как способность его предусматривать ограничена, а средства для того, чтобы действовать, слабы. Нередко бывает, что человек задумает одно, а, глядишь, выйдет совсем другое. Источником этой пословицы служит: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч 16:9).

Вариант «Человек так, а Бог так».

Хорош город Питер, да бока повытер (дорог). Копорцы — копорский чай.

Хорош заяц — да тумак, хорош малый — да туляк.

Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев — гущеедов).

Хороши ломакинцы: царя не кормя спать положили (Сергач. у. о Грозном).

Хоть бейся об Малаховские ворота.

Хоть София и пуста, да не Крутицким верста (София новгородская; духовенство новгородское не хотело подчиниться митрополитам московским, на Крутицком подворье).

Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).

Хохол глупее вороны, а хитрее черта.

Хохол не соврет, да и правды не скажет.

Хоцу — вскоцу, не хоцу — не вскоцу (в старину невеста говорила: хочу — вскочу и, соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс или в наставленную юбку).

Худ пермяк, да два языка знат. Чусовляне (Пермск.) — чеботари. Сылвинцы — векшееды (Сыльвин. завод, Красноуф. у).

Цыгане Мценск десять верст обходили (Орлов.).

Чердынцы — щепоеды, сухомятники (Плотники, Чердын. уез.). Колдуны. Чертовы знахари.

Черновское (Нижегор. г., Сергач. у.) — место воровское.

Чернолапотница (русская, в Сибири). Охотские обыватели — кочемазники.

Чернолапотница прошла (прозвище наших баб в опрятной Сибири за грязный след, выносимый ими из избы на снег).

Черт с хохла голову снял да приставил ему индюшечью.

Чехонь (рыба) через собор перепрыгнула (в Саратове).

Что русскому здорово, то немцу смерть.

Чтоб те хохлы да повыдохли! — А чтоб те москали да их повытаскали (ответ).

Чу! — здесь русским духом пахнет.

Чухломцы — чухломский рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.

Шемякин суд. Шемяка кривосуд (1446 г., Шемяка ослепил Темного, завладев престолом).

Шенкурцы — водохлебы (бурлаки, носят ложку на шляпе).

Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал.

Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали.

Що, парь, Галуньки (галичане).

Это, видно, решета гоном гнали (сказал литвин, глядя на лапотный след по дороге).

Юрьевцы — китаешники.

Полная Энциклопедия Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, Загадки. В. И. Даль