История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Электросварка в судостроении

Напомним эволюцию способов соединения металлических деталей. Сначала их связывали между собой, в VIII в. до н. э. появилась и сварка, разделившаяся впоследствии на литейную и кузнечную. Примерно в V в. до н. э. начали применять клепку, которая существует и сейчас. В судостроении клепка начала применяться с 80-х годов XVIII в. В целях увеличения прочности соединений отдельные детали корпуса судна в первой трети XX в. крепились шестью рядами заклепок. В тех же целях была внедрена пневматическая и гидравлическая клепки, но дальнейшие возможности увеличения прочности заклепочных соединений были полностью исчерпаны.

Еще раз подчеркнем, что относительная крепость заклепочного соединения, имеющего отверстие для заклепок, не может превышать 80 %; в обычных судовых заклепочных швах она не выше 65 %.

В результате развития электротехники был создан новый способ неразъемного соединения металлов — электрическая сварка, впервые примененная в 1867 г. американцем Томсоном. Разработанный им способ сварки металлов сейчас называется контактным. В 1881 г., а не в 1882 г. как считалось ранее, русским изобретателем Н. Н. Бенардосом был предложен новый способ электрической сварки — вольтовой дугой.

Правда, при этом способе, названном им «электрогефестом», использовались угольные электроды, а честь изобретения металлоэлектродной сварки вольтовой дугой (1886 г.) принадлежит русскому электротехнику Н. Г. Славянову. В последнем случае металлический электрод служил как для поддержания горения электрической дуги, так и для получения из него расплавленного металла, необходимого для образования шва. Свое изобретение Славянов назвал «электрической отливкой металлов».

Этот вид сварки, называемый теперь электродуговой сваркой, из существующих сейчас более 60 только основных способов сварки получил наибольшее распространение в судостроении, где она имеет наивысшую эффективность.

Принципиально новый процесс неразъемного соединения металлов, при котором свариваемые части нагреваются и расплавляются дуговым разрядом, привел к полному преобразованию технологии судостроения, ее усовершенствованию и ускоренному развитию. Этот метод вошел в употребление после разработки в 1902 г. шведом Оскаром Кьёллбергом электродов с покрытием, которые позволяют формировать шов в автоматически защищенных от атмосферы условиях, а также замедлять его охлаждение.

Электросварка завоевала широкую популярность после ремонта американцами подорванных своими командами немецких судов, задержанных в Америке во время первой мировой войны. Менее чем через полгода с помощью электросварки все эти суда были отремонтированы и введены в эксплуатацию.

Хроника первых опытов по применению электросварки для постройки корпусов судов следующая: 1915 г.— рабочий катер длиной 12,8 м (США), в котором клепаным было только крепление обшивки к форштевню и килю; 1917 г.— баржа длиной 38,2 м (Англия); 1920 г.— портовое судно «САФ № 4» длиной 20 м (Франция).

Наиболее известным из первых сварных судов оказалось спущенное на воду в феврале 1919 г. в Англии цельносварное (без единой заклепки) морское судно «Фуллагар» дедвейтом 500 т и длиной 45,9 м. Оно было экспериментальным, и поскольку для его постройки применялись высокосортные электроды, стоимость этого судна по сравнению с клепаным оказалась выше почти на 30 %.

 Этот теплоход эксплуатировался как каботажное судно и, испытав все трудности морской работы, заслужил репутацию «непотопляемого». При этом сварные швы, даже в наружной обшивке (вмятые листы ее не заменялись, а выправлялись), показали большую прочность и исключительную водонепроницаемость. Впоследствии плававшее под именами «Кариа», «Шиэн» и «Кедрос» судно затонуло после перехода через Атлантику у Тихоокеанского побережья Мексики в результате столкновения с пароходом.

Загрузка...

В военном кораблестроении электросварка, как и столетием ранее железо, признание получила несколько позднее. Первыми США построили в 1927 г. корабль Береговой охраны «Нортленд». В 1929—1930 гг. с частичным применением сварки созданы два американских крейсера типа «Солт Лейк Сити» водоизмещением 9,1 тыс. т, а в 1933 г. во флоте США появляется цельносварная подводная лодка «Кашалот» водоизмещением 1,6 тыс. т. В том же году вступил в строй упоминавшийся выше немецкий «карманный» линкор «Дойчланд», корпус которого был цельносварным.

 

Носовая оконечность цельносварного атомохода «Россия»   (1985г.)

В судостроении с самого его зарождения до наших дней конструкторы и проектировщики стремятся уменьшить массу корпуса судов. Решающую роль в этом сыграла, конечно, электросварка. Благодаря ее применению масса корпусов судов уменьшилась на 15—20%, а в отдельных случаях и на 30%. Кроме того, уменьшились и сроки постройки судов. Непревзойденный рекорд был поставлен во время второй мировой войны при серийном строительстве американских сухогрузных судов типа «Либерти» дедвейтом 10,7 тыс. т и длиной 130,6 м. Так, на постройку,

испытания и сдачу (от момента закладки киля до выхода в море) одного из таких судов — «Роберта Е. Перри» — ушло всего шесть суток!

В крупнотоннажном судостроении сварка не сразу вытеснила клепку: только в конце 1960-х гг. судостроители отказались от клепки так называемых барьерных швов — узлов соединения ширстрека с палубным стрингером. Вероятно, последним из стальных цельноклепаных судов был построенный в Англии в 1959 г. корабль охраны рыбных промыслов «Норна» тоннажем 580 рег. т.

О наибольшем из судов клепаной конструкции — лайнере «Куии Элизабет»— говорилось в самом начале книги. Этот лайнер более чем в 8 раз уступает по водоизмещению сварному рекордсмену — танкеру «Сиуайз Джаэнт». Среди боевых кораблей эта разница не так велика. Сварной гигант авианосец «Карл Вин-сон» всего на треть тяжелее японских линкоров типа «Ямато» водоизмещением 72,8 тыс. т, построенных в 1941—1942 гг. с использованием клепки в значительном объеме (на каждый корабль было израсходовано свыше 6 млн. заклепок). Эта величина, вероятно, и была  рекордной для боевых кораблей.

Старейшим цельносварным судном является построенный в 1921 г. в Швеции паровой буксир «КМВ I» (бывший «ЭСАБГУ»). Он все еще эксплуатируется в порту Мальмё.

 

Борт лайнера «Куин Мэри» — второго по величине после «Куин Элизабет» клепаного судна (1936г.)

После того как была освоена электросварка судостроительных сталей, в том числе высокопрочных любых толщин, созданы гребной винт и паровая турбина, на пути создания судостроителями крупнейших, гигантских, колоссальных кораблей уже не осталось никаких технических препятствий. Нужны были лишь стимулы экономического, престижного и политического характера, а также соответствующие построечные места (большие стапели или сухие строительные доки с мощным подъемно-транспортным оборудованием). Как будет рассказано ниже, ни те, ни другие не заставили себя ждать слишком долго.

Все наибольшие современные корабли построены в сухих доках, а с наклонных стапелей Спущены,   например, танкеры типа «Иоанне Колокотронис»  (пр. «Европа») водоизмещением 444 тыс. т и длиной 370,2 м (1975— 1976 гг., ФРГ). Эти танкеры являются держателями «мирового рекорда» по наибольшей спусковой массе — 57 тыс. т, что на 17 тыс. т превышает рекорд боевых кораблей американского линкора, «Миссури» типа «Айова», сошедшего со стапелей верфи «Нью-Йорк Нэйви Ярд» в 1944 г.