История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Судостроение двадцатого столетия

В первой половине двадцатого столетия в судостроении произошла своеобразная «переоценка ценностей» — в моря и океаны вышли суда новых типов, появились среди них и новые рекордсмены.

Так, место лидера, которое почти целое столетие принадлежало лайнерам, заняли танкеры. За ними следуют нефтерудовозы — суда для перевозки нефти и руды, балккэриеры — суда для перевозки насыпных грузов, газовозы — суда для перевозки природного газа, авианосцы — корабли с боевыми самолетами на борту и затем только лайнеры. При этом нефтерудовозы вдвое «легче» танкеров, балккэриеры — в 2,5 раза, газовозы — в 6,5 раза, а крупнейший боевой корабль, находящийся на пятой ступеньке этой иерархической лестницы,— в 7 раз!

А что же парусники? Несмотря на окончательное вытеснение этих судов с дальних линий, в начале XX в. были созданы самые большие из когда-либо плававших по морям судов с парусным движителем. Они вошли в историю судостроения как «последние из могикан» парусного флота.

Интересно, что уже в наши дни в связи со стремлением к снижению расхода энергии на движение судов ветер приобретает «второе дыхание» — появились суда со вспомогательным парусным вооружением. О том, как это все происходило, пойдет ниже речь.

«ПОСЛЕДНИЕ  ИЗ МОГИКАН»

Перед тем как начать рассказ о парусниках-гигантах, рассмотрим некоторые необычные крупные парусники начала XX в.

Прежде всего следует упомянуть о постройке в 1902 г. оригинального судна — парусного танкера «Дейлайт» (груз перевозился в 18-литровых банках, по две в специальных ящиках) водоизмещением 8,4 тыс. т (дедвейт 6 тыс. т) и длиной 107 м. Он представлял собой крупнейший в мире четырехмачтовый барк с экипажем всего из 38 человек. Этот парусный танкер плавал в Атлантике до 1913 г., перевозя с 1910 г. нефтепродукты из Америки и Англию уже наливом. Существовало и однотипное с ним судно под названием «Бриллиант». Для своего времени «Дейлайт»,  пожалуй, был  «супертанкером», поскольку превышал по грузоподъемности построенный в 1893 г. паровой танкер «Потомак» дедвейтом 5,3 тыс. т.

С 1907 по 1930-е гг. также в Атлантике плавали довольно любопытные суда, прозванные «лошадь и телега». Это были двухвинтовой танкер «Ирокез» дедвейтом 11,9 тыс. т и буксируемая им шестимачтовая шхуна «Навахо» грузоподъемностью 12,1 тыс. т? Длина шхуны достигала 137 м. Превзойти этот рекорд по длине так и не удалось ни одному паруснику. Эти суда известны еще и тем, что впервые среди грузовых судов были оборудованы «беспроволочным телеграфом», как в то время называли радиостанцию.

Несмотря на массированное наступление «машинных судов», парусные суда, которые верой и правдой служили людям более 5 тыс. лет, не думали сдаваться. Именно в начале XX в. были построены крупнейшие из когда-либо виденных на морских просторах парусных судов, получивших название «винджаммеры». Естественно, что они имели стальные корпуса.

В 1904 г. в Германии строится пятимачтовый корабль «Пронесен»  невиданного для парусников водоизмещения—11,6 тыс. т.

Теперь подробнее рассмотрим, что же представлял собой самый большой парусник «Пройссен», вошедший в историю и как 1 единственный   пятимачтовый корабль, на котором все мачты, включая последнюю — бизань-мачту, несли прямые паруса.

Это было стальное трехпалубное судно грузоподъемностью 8 тыс. т, длина которого с бушпритом достигала 144,8 м и между перпендикулярами — 120,8 м. На паруснике шириной 16,3 м имевшем высоту борта 9,9 м и осадку килем 8,3 м, было 47 парусов общей площадью 5570 кв. метров. При хорошем ветре корабль развивал скорость до 17 уз. Высота самой высокой из стальных мачт от шпора (основания) до клотика составляла 68 м, ее диаметр на уровне верхней палубы достигал 0,9 м. Длина реев доходила до 31,5 м, диаметр — до 0,65 м.

На оснащение гиганта такелажем пошло 24 тыс. м стального троса, 17 тыс. м растительного каната, 700 м такелажных цепей, 248 винтовых талрепов и 1260 различных блоков. Для работы с парусами на палубе было установлено 8 шпилей и около 20 различных ручных лебедок. При экипаже из 47 человек на каждого члена экипажа приходилось по 123 кв. метра площади парусов. «Пройссен» был оборудован двумя небольшими паровыми машинами для привода грузовых лебедок, подъема якоря и в некоторых случаях для управления рулем.

 

Пятимачтовый корабль «Пройссен» водоизмещением 11,6 тыс. т (1904 г.)

В 1908 г. «Пройссен» совершил кругосветное плавание за 295 суток ходового времени, трижды пересек экватор и обошел мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Этот корабль погиб в 1910 г. на скалах Ла-Машна после столкновения с пароходом.

В 1912 г. во Франции был построен пятимачтовый барк «Франс II» значительной длины — 127,7 м. Он остался обладателем рекорда по длине только среди так называемых чистых парусников,  так как до него была  построена  еще  более длинная.

буксируемая парусная наливная шхуна «Навахо», о которой рассказано выше.

Загрузка...

«Франс II» — стальное судно шириной 17 м с высотой борта 9,7 м и осадкой 7,6 м и водоизмещением 10,7 тыс. т. Его грот-мачта возвышалась над водой на 46 м, а 20 прямых и 12 косых парусов имели площадь 5560 кв. метров. Масса стоячего и бегучего такелажа общей длиной 48 тыс. м составляла 198 т. Для облегчения работы с парусами и грузовыми стрелами были предусмотрены паровые шпили. Судно было оборудовано вспомогательным двигателем с приводом на два гребных винта.

Этот парусник окончил свой путь в 1922 г., наскочив на коралловый риф у Новой Каледонии, и был разобран на металл на месте.

Крупнейшим из плавающих в наши дни парусников-гигантов является советский четырехмачтовый барк со стальным клепаным корпусом «Седов» (бывш. «Магдалена Винен») водоизмещением  7,3 тыс.  т,  длиной 117,6 м.  Построен он был в  1921 г. в Германии. С 1930 г. барк занимает первое место в мире среди уцелевших и вновь построенных учебных и прогулочных парусных судов. Сегодня «Седов» — это современное учебное судно на 170 курсантов, с учебными классами, библиотекой, актовым залом и собственным музеем.

 

Четырехмачтовый барк «Седов» водоизмещением 7,3 тыс. т (1921 г.)

Как долго «Седов» будет оставаться самым большим «действующим» парусником? Не появятся ли вскоре парусники еще больших размеров? Ответить на эти вопросы не так просто. В связи с высокими ценами на топливо и ростом его цен во всем мире (сегодня затраты на него составляют треть эксплуатационных расходов на судне) ведутся поиски новых двигателей, использующих другие источники энергии.

Известно, что из 2,3 т нефти получается только 1 т моторного топлива, а остальное составляют масла, мазут и битум, только мировой торговый флот потребляет ежегодно около 140 млн. т жидкого топлива, т. е. 3—4 °/о ежегодной мировой добычи нефти.

Поиски «энергии будущего» привели инженеров к неожиданному выводу: наиболее выгодный судовой движитель — это парус. И это — в век атома! Такого не могли предугадать даже самые смелые фантасты. Конечно, парусные корабли конца XX в.— это не парусники прошлых веков, они оборудованы и мощными машинами, работающими в безветренную погоду. Да и сами паруса предлагают делать из металла, ставить и убирать автоматически.

В настоящее время вспомогательными парусами оснащено уже свыше десятка судов новой постройки — траулеры, буксиры, танкеры,   балккэриеры   и  сухогрузные  суда. 

 

Балккэриер «Аква Сити» водоизмещением около 40 тыс. т с современным парусным вооружением (1984г.)

Так, в Японии в 1984 г. построен балккэриер «Аква Сити» водоизмещением около 40 тыс. т со вспомогательным парусным вооружением площадью 352 кв. метров.

Он и стал обладателем рекорда по величине среди судов, на которых когда-либо устанавливали паруса. Можно отметить довольно любопытный факт применении парусов на сравнительно больших боевых кораблях во время первой мировой войны.

Переоборудованные в авиатранспорты немецкие пароходы «Освальд» и «Сайта Элен» были из-за высоких бортов и огромных ангаров трудноуправляемыми. Поэтому для повышения поворотливости в свежую погоду пришлось установить на них носовые косые паруса — кливеры и стаксели.