История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Океанские пассажирские лайнеры гиганты

Известно, что еще во времена клиперов, этих самых быстроходных парусников, американцы подарили миру поговорку — «время — деньги». Этот девиз взяли на вооружение и морские пассажирские компании, они стремились создавать все более и более быстроходные океанские пассажирские лайнеры, интерес публики к которым нарастал.

Увеличение скорости судов, неизбежно сопровождавшееся повышением мощности судовых двигателей, требовало увеличения запасов топлива. Все это, естественно, не могло не отразиться на их размерах.

Появлению крупных пассажирских лайнеров, которые совершали рейсы между определенными портами и работали по строгому расписанию, способствовала миграция населения из Старого Света в Новый, в Австралию и Новую Зеландию.

За период с 1851 по 1860 гг. переехало из Европы в США 2453 тыс. чел., в 1881 — 1899 гг.—4337, в 1901—1910 гг.—8136. В 1910— 1914 гг. из Европы выехало около 12 млн. человек, причем почти 3/5 из них осело в США.

В 1903 г. было построено уже упоминавшееся стальное судно «Селтик», превзошедшее по водоизмещению железный «Грейт Истерн». Именно с «Селтика» началась «гонка водоизмещении» пассажирских гигантов из стали, которые до 1955 г. не уступали по  величине судам других типов, включая  боевые корабли.

Вот как росли размеры «плавучих городов» с паровыми турбинами. 1907 г., Англия, строятся четырехтрубные четырехвинтовые «Лузитания» и «Мавритания» водоизмещением по 44,6 тыс. т; 1911 и 1912 гг., Англия, четырехтрубные трехвинтовые однотипные суда «Олимпик» и «Титаник» по 53 тыс. т (у них бортовые винты работали от паровых машин); 1914 г., Германия, трехтрубный четырехвинтовой «Бисмарк» водоизмещением 64 тыс. т (достроен в 1922 г. под названием «Маджестик», впоследствии переоборудован в учебный корабль «Каледония»).

 

Пассажирский лайнер «Титаник» водоизмещением 53 тыс. т (1912 г.)

Восьмипалубный четырехтрубный «Олимпик» длиной 269 м и пассажировместимостью 2584 человека имел необычную энергетическую паротурбопоршневую установку мощностью 46 тыс. л. с. Она состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения (диаметр цилиндров: 1371 мм, 2133 мм и два по 2464 мм; ход поршня — 1905 мм) мощностью по 15 тыс. л. с. и одной прямодействующей (непосредственно приводящей гребной винт) мощностью 16 тыс. л. с, использовавшей отработавший в машинах пар.

Это была мощнейшая турбина такого типа, она работала на паре давлением всего 1,6 атм. Паровые машины вращали винты диаметром 7,2 м  (наконец-то были достигнуты размеры винта судна «Грейт Истерн»). Пар для паровых машин давлением 14 атм вырабатывался 25 котлами на угольном отоплении, впоследствии замененное нефтяным. Интересно, что четвертая (последняя) труба лайнера была фальшивой, чисто декоративной.

При постройке лайнера «Олимпик» — старшего брата «Титаника» — судостроители преодолели 250-метровый рубеж длины и 50-тысячный рубеж водоизмещения.

В 1911 г. это судно столкнулось с английским крейсером «Хок». При расследовании этого происшествия было обнаружено явление взаимного присасывания судов, идущих параллельным курсом достаточно близко друг к другу.

В 1916 г. лайнер таранил и потопил немецкую подводную лодку «U-103», а в 1934 г. на отмели Нантакет близ Нью-Йорка наскочил на американский плавучий маяк и затонул.

Гибель другого однотипного лайнера «Титаник» при столкновении с айсбергом в первом же рейсе хорошо известна читателям. Скажем только, что это трагическое событие послужило толчком для принятия Международных норм по спасению человеческой жизни на море и учреждению Международного ледового патруля.

В 1935 г. «Маджестик» по водоизмещению превзойден французским трехтрубным (правда, и здесь третья труба была фальшивой для создания впечатления сверхмощи) судном «Нормандия» (позднее «Лафайет»). Это был четырехвинтовой турбоэлектроход водоизмещением 68,5 тыс. т.

Постройкой этого лайнера судостроители впервые перешли 300-метровый рубеж длины. (Наибольшими боевыми кораблями с такой энергетической установкой были американские однотипные авианосцы «Лексингтон» и «Саратога» водоизмещением около 50 тыс. т, построенные в 1927г.)

На одиннадцати палубах «Нормандии» могло разместиться 1972 пассажира и 1345 членов экипажа. Наибольшая длина судна достигала 313,75 м при ширине 35,9 м (по прогулочной палубе — 36,4 м), высоте борта до прогулочной палубы — 23,0 м и осадке с грузом 11,26 м.

 

Турбоэлектрический трансатлантический лайнер «Нормандия» водоизмещением 68,5 тыс. т (1935 г.)

У этого лайнера были особенная по архитектуре кормовая оконечность, придававшая ему элегантный вид, и несколько выступавшая за борта судна прогулочная палуба. Лайнер отличался также монументальностью и роскошью интерьеров: главный обеденный салон на 1000 мест высотой в три междупалубных пространства, театральный зал на 380 зрителей, 24-метровый плавательный бассейн, зимний сад, гараж на 100 автомобилей, общий камбуз длиной 50 м, шириной 35 м с электроплитой размерами 17 X 2 м и т. п.

В рекламных проспектах сообщалось, что на «Нормандии» было 847 кают, 320 ванн, 480 душей, 1490 умывальников [пассажиры ежечасно расходовали до 40 т горячей и 100 т холодной пресной воды, 300 т забортной (морской) воды], 14 570 скатертей, 226 000 салфеток, 150 000 полотенец, 38 000 простыней, 58 860 тарелок, 28 120 чашек с блюдцами и т. д.

Клепаный корпус «Нормандии», разделенный 11 водонепроницаемыми поперечными переборками на 12 отсеков, был выполнен с включением стали повышенной прочности (истрачено 6,4 тыс. т корпусной стали с временным сопротивлением 65 кгс/кв. миллиметр из 30 тыс. т потребовавшихся на весь корпус) при использовании в небольшом объеме электросварки. Были предусмотрены достаточно высокие двойные борта и двойное дно, в которых находилось 96 отсеков для топлива, питательной (для котлов) и питьевой воды. Объем топливных цистерн составлял 9600 куб. метров.

При постройке лайнера было израсходовано около 12 млн. заклепок. Это наибольшее количество заклепок, когда-либо использовавшееся для постройки судна (известно, что при сооружении Эйфелевой башни в Париже на соединение 18 038 деталей было использовано 1 050 846 заклепок).

Четыре паровые турбины мощностью 46,5 тыс. л. с. каждая при частоте вращения 2430 об/мин соединялись с четырьмя трехфазными генераторами мощностью по 33,4 тыс. кВт при напряжении 5,5—6,0 кВ. Для электродвижения использовались синхронные двигатели, установленные в корме судна и передававшие на каждый гребной вал мощность 29,4 тыс. кВт при частоте вращения 238—248 об/мин. Двадцать девять водотрубных котлов вырабатывали перегретый пар давлением 28 атм и расходовали до 1,2 тыс. т мазута в сутки.

Этот турбоэлектрический почтово-пассажирский лайнер, предназначенный для срочных трансатлантических рейсов по линии Гавр — Плимут — Нью-Йорк, известен из книги «Одноэтажная Америка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова: «Все задрожало на корме, где мы помещались. Дрожали палубы, стены, иллюминаторы, шезлонги, стаканы над умывальником, сам умывальник. Вибрация парохода была столь сильной, что начали издавать звуки даже такие предметы, от которых никак этого нельзя было ожидать.

Впервые в жизни мы слышали, как звучит полотенце, мыло, ковер на полу, бумага на столе, занавески, воротничок, брошенный на кровать. Звучало и гремело все, что находилось в каюте. Достаточно было пассажиру на минуту задуматься и ослабить мышцы лица, как у него начинали стучать зубы. Всю ночь казалось, что кто-то ломится в двери, стучит в окно, тяжко хохочет. Мы насчитали сотню различных звуков, которые издавала наша каюта».

Сильную вибрацию испытывало это судно в то время. Впоследствии все четыре трехлопастных гребных винта были заменены на четырехлопастные и одновременно изменена форма выкружек гребных валов, что существенно снизило вибрацию кормы.

В 1937 г. на «Нормандии» установили радиолокационную станцию — первую на транспортном флоте. С лайнером связан происшедший в том же году необычный случай. Пролетавший над ним аэроплан, попав в зону нагретого и завихренного над дымовыми трубами воздуха, «провалился» и упал на носовую часть «Нормандии».

9 февраля 1942 г. во время переоборудования в войсковой транспорт в Нью-Йорке «Нормандию», называвшуюся тогда «Лафайетом», охватило пламя, и судно погибло.

В 1936 г. англичане вводят на трансатлантическую линию еще больший, чем «Нормандия», лайнер «Куин Мэри» водоизмещением 76 тыс. т (длина 310,7 м, пассажировместимость 2139 человек). Этот лайнер во время войны установил своеобразный рекорд, совершив однажды переход через Атлантику с 16 683 пассажирами на борту — самым большим количеством за всю историю мореплавания.

В настоящее время «Куин Мэри» эксплуатируется как морской музей, плавучий отель и ресторан в американском городе Лонг-Бич. Они же через четыре года заканчивают постройку суперлайнера «Куин Элизабет», о котором рассказывалось в главе «Гиганты из гигантов».

Французы не могли удержаться от соревнования. Сравнительно недавно они победили англичан — построили в 1962 г. лайнер «Франс» длиной 315,52 м. Он был хоть и ненамного (всего на 1,07 м!), но все же длиннее «Куин Элизабет». О «Франс», здравствующем и поныне, будет рассказано в разделе «Плавучие дома отдыха».