История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Суда метановозы

Быстрый рост потребления горючих газов и расширения международной торговли ими способствовали появлению в 1950-х годах  судов  нового  типа — газовозов. Тоннаж флота  газовозов в течение 70-х годов увеличился более чем в 5 раз. Были созданы специализированные суда для транспортировки сжиженного природного газа (метана, этана и др.) и суда для доставки сжиженного нефтяного газа (пропана, бутана и др.).

Первые сведения о перевозках сжиженных газов морем относятся еще к 1929—1931 гг. В эти годы англичане временно переоборудовали танкер «Мегара» дедвейтом около 11 тыс. т в судно для перевозки сжиженного газа, а в Голландии построили судно «Агнита» дедвейтом 4,5 тыс. т, предназначенное для одновременной перевозки нефти, сжиженного газа и серной кислоты.

Первый специально спроектированный газовоз «Расмус Толструм» был построен в 1953 г. в Швеции. Дедвейт этого судна составлял всего 445 т.

В 1959 г. в США было перестроено и введено в эксплуатацию сухогрузное судно — первый метановоз «Метан пионер» (теперь «Аристотель») дедвейтом 6 тыс. т и длиной 104 м. В том же году этот газовоз доставил из Северной Америки в Европу первую партию (2 тыс. т) сжиженного метана.

Именно метановозам суждено было стать крупнейшими среди своих собратьев-газовозов. По своим размерам они вскоре вышли на третье место среди торговых судов и военных кораблей.

Чем же обусловлен рост количества и размеров судов для перевозки «голубого огня» — метана? Во-первых, метан, имеющий высокую теплотворную способность (в 1,6 раза большую, чем каменный уголь, и в 1,2 раза, чем нефть), широко используется как топливо, во-вторых, он является весьма ценным сырьем для химической промышленности. Его запасы составляют около 1/3 мировых запасов углеводородов. И, как говорилось, природный газ идет на получение около 12 % потребляемой в мире энергии. Достаточно сказать, что в нашей стране удельный вес природного газа в общем топливном балансе приближается к 30%.

Метан целесообразно перевозить в сжиженном виде при атмосферном давлении, так как в жидкой фазе при температуре минус 163°С он занимает объем, в 613 раз меньший, чем в газообразном состоянии. Вследствие высокой теплотворной способности и его чистоты метановоз вместимостью 75 тыс. куб. метров транспортирует столько же «энергии», сколько загруженный сырой нефтью танкер дедвейтом 200 тыс. т.

К недостаткам метановозов следует отнести их высокую стоимость в расчете на тонну грузоподъемности. Это самые дорогие транспортные суда.

По архитектурно-конструктивному типу метановозы весьма схожи с танкерами, лишь надводный борт у них выше, чем у танкеров, и почти такой же, как у пассажирских лайнеров. Дело в том, что перевозимый груз из-за относительной легкости занимает большой объем. На метановозах обязательно и непрерывное двойное дно.

В отличие от танкеров, у этих судов груз, обладающий весьма низкой температурой, наливается не просто в танк (в корпус) судна, а в установленные в отсеках корпуса судна специальные резервуары — грузовые танки из хладостойкого материала с мощной наружной изоляцией. Эти особенности конструкции обусловлены свойствами перевозимого груза (корпусная сталь при соприкосновении со сжиженным метаном становится весьма хрупкой), а также стремлением снизить потери груза вследствие испарения и повысить безопасность судна.

Для изготовления оболочек резервуаров для метана используют весьма дорогостоящий сплав — инвар, состоящий из железа с 36 % никеля и имеющий сверхнизкий температурный коэффициент линейного расширения, или 5 %-ную никелевую сталь в листах с вафельной гофрировкой, или алюминиевые сплавы.

Конструктивно эти резервуары выполняются либо встроенными, опирающимися на корпусные конструкции всей поверхностью из-за очень малой толщины оболочки из инвара или никелевой стали, либо (при использовании алюминиевых сплавов) вкладными,  опирающимися на корпус  через  специальные конструкции.

Наибольший метановоз «Ренания» вместимостью 133 тыс. куб. метров был построен в Швеции в 1981 г. На судне водоизмещением около 97 тыс. т (дедвейт 66,5 тыс. т, длина 286,8 м, ширина 41,8 м, высота борта 28,1 м и осадка 10,7 м) предусмотрено пять встроенных грузовых танков конструкции   «Гэс транспорт».

Каждый из танков имеет форму параллелепипеда и выполнен в виде двойных сверхтонких оболочек из инвара, разделенных изоляцией и опирающихся на корпусные конструкции через слой такой же изоляции. Толщина оболочки всего по 0,7 мм, а изоляции из вспученного перлита в фанерных блоках — 0,2 м. Всего на судне использовано 98 тыс. фанерных блоков. Листы из инвара соединены сваркой трением с помощью автоматов (85 % швов) и ручной.

Погрузка — выгрузка судна осуществляется десятью насосами (по два в каждом грузовом танке) подачей по 1,1 тыс. куб. метров в час.

На таких судах особое внимание уделяется противопожарной защите. Так, на «Ренании» установлены 13 стационарных постов для грузовых танков, водяная система для надстройки и средней рубки, система водяного орошения верхней палубы. Кроме того, в оба слоя изоляции подается инертный газ.

 

Крупнейшие метановозы типа « Ренания» водоизмещением 97 тыс. т на доке (1981г.)

Одновальная энергетическая установка состоит из одной паровой турбины мощностью 30 тыс. кВт и двух котлов паропроизводительностью по 70 т пара в час, в топки котлов может подаваться неизбежно испаряющаяся часть перевозимого груза.

Метановозы с вкладными грузовыми танками, например американские типа «Аквари», уступают по грузоподъемности, правда весьма незначительно, только что рассмотренному судну со встроенными танками. Головной метановоз из серии в 12 единиц этого типа грузовместимостью 125 тыс. куб. метров был построен в 1977 г.

На судне водоизмещением 96,6 тыс. т (дедвейт 64,6 тыс. т), длина 285,3 м, ширина 43,7 м, высота борта 25 и осадка Им) установлено пять одинаковых по диаметру вкладных сферических грузовых танков конструкции «Мосс Розенберг».

Каждый грузовой танк — шар диаметром 37,0 м, почти наполовину выступающий над верхней палубой,— выполнен безнаборным из листов толщиной от 38 до 72 мм (экваториальный пояс — 195 мм) из алюминиевого сплава. Танки имеют наружную изоляцию из пенополиуретана толщиной 203 мм. На внешнюю поверхность изоляции нанесена алюминиевая фольга, а надпалубные части танков закрыты, кроме того, стальпыми кожухами. Каждый танк массой в сборе 680 т опирается в экваториальной части на цилиндрическую конструкцию, установленную на втором дне.

Грузовая система обеспечивает погрузку — выгрузку судна за 12 часов и обслуживается 10 электронасосами подачей по 1,1 тыс. куб. метров в час.

В качестве главного двигателя использован один главный турбозубчатый агрегат мощностью 43,6 тыс. л. с, приводящий во вращение шестилопастный гребной винт. Пар давлением 60 атм и температурой 510 °С вырабатывается двумя котлами производительностью по 66 т в час, приспособленными для попутного сжигания испаряющегося груза.

Стоимость одного серийного судна типа «Аквари» колебалась в пределах 100—150 млн. долл., что почти втрое больше, чем стоимость танкера такого же водоизмещения.

 

Метановоз со сферическими грузовыми танками «Исиго мару» (1984 г.) водоизмещением около 97 тыс. т, как и у ранее построенного метановоза «Аквари»

Энергии, заключенной в «голубом чуде недр» всего двух метановозов-гигантов, достаточно, чтобы вскипятить такое озеро, как Селигер, или же превратить в пар пятую часть его объема.