История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Первые Ледоколы

Учеными подсчитано, что почти пятая часть земной, поверхности покрыта льдом. Общая масса его — 27 млн. куб. километров. Льда на земле примерно в 35 раз больше, чем воды во всех реках и озерах, включая Каспийское море, Байкал и другие замкнутые водоемы.

Первые паровые суда для движения во льдах были построены еще в 30-х годах прошлого столетия в Северной Америке. Гребные колеса составляли самую ненадежную часть этих судов и часто ломались. Суда подобного типа не могли бороться со льдом. Гребной винт и на этот раз помог решить проблему. В 50-х годах прошлого века винтовые пароходы «Пионер» и «Дэринг» приняли участие в поиске пропавшей в 1845 г. в Арктике экспедиции англичанина Джона Франклина. Экспедиция на судах «Террор» и «Эребус» предназначалась для поиска Северо-Западного прохода. Они доказали, насколько эффективны паровые машины во льдах.

В 1864 г. кронштадтский купец Бритнев у одного из своих судов «Пайлота» — подрезал носовую часть. Именно благодаря этому новшеству маленькое судно (длина 26 м) со слабой машиной (мощность 60 л. с) продлило на несколько недель и осенью и весной навигацию между Кронштадтом и   Ораниенбаумом.

Первый ледокол с дизель-электрической установкой был построен в Швеции в 1933г. Это был «Имер» мощностью 9 тыс. л. с, водоизмещением 4,3 тыс. т. Благодаря такой установке сразу значительно увеличилась автономность плавания ледоколов.

 

Первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой ледокол «Ленин» мощностью 44 тыс. л. с. (1959 г.)

Паровые ледоколы большой мощности, такие как советский ледокол «Сибирь» (бывш. «И. Сталин», построен в 1939 г.) водоизмещением 9 тыс. т., мощностью 10 тыс. л. с, с нормальным запасом топлива 1,8 тыс. т., с котлами на угольном отоплении могли находиться в море, не заходя в порт около 20 суток, а аналогичные дизель-электроходы при равном запасе топлива — вдвое больше, до 40 суток.

Для Советского Союза навигация по северному пути имеет особое значение. Ведь путь от Мурманска до Владивостока вокруг Сибири составляет 5805 миль, что более чем в 2 раза короче, чем морской путь из европейской части СССР на Дальний Восток через Суэцкий канал и Индийский океан (расстояние Мурманск — Владивосток — 12 829 миль).

До недавнего времени навигация по Северному морскому пути представляла сложное предприятие. Однако широкие исследования Арктики, оснащение флота новейшей техникой, постройка в 1959 г. первого в мире надводного судна с «атомным сердцем» — ледокола «Ленин» — все это облегчило плавание в сложных условиях.

Трехвинтовой ледокол «Ленин» водоизмещением 17,3 тыс. т способен продвигаться непрерывным ходом со скоростью 2 уз в сплошном ледяном поле толщиной до 2,4 м.

Этот ледокол мощностью 44 тыс. л. с. с тепловыделяющими элементами новой конструкции может работать без пополнения вапасов топлива 210 суток. Благодаря действиям экипажа ледокол в 1977/78 г. непрерывно работал в течение 390 сут. На ледоколе «Ленин» суточный расход топлива составляет всего 200 г (при условии, что машины работают все время на полную мощность!), т. е. около 70 кг в год. Для любого другого ледокола такой же мощности годовой расход каменного угля выразился бы числом в 2,5 млн. раз больше — 175 тыс. т!

Это особенно ценно при плавании по Северному морскому пути со значительными расстояниями между топливными базами, продвижение по которому осложняют непредвиденные обстоятельства, например тяжелые льды.

Наступление новой эры в полярном мореплавании ознаменовал поход атомохода «Арктика» (ныне «Леонид Брежнев») к Северному полюсу. 17 августа 1977 г. этот ледокол, пройдя сквозь тяжелые льды арктических морей, стал первым в мире надводным кораблем, достигшим в активном плавании Северного географического полюса Земли  (известно, что льды в Центральном Арктическом бассейне занимают площадь около 5 млн. кв. километров. Эта площадь никогда не освобождается ото льдов).

Загрузка...

Ровно 13 суток занял поход «Арктики» с экипажем из 171 человека и 36 членов экспедиции по маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск. Было пройдено 3824 мили, из них 1200 во льдах. На 88-й параллели встретился очень прочный многолетний лед («канадец»), в результате чего скорость резко уменьшилась. В 37 милях от Северного полюса ледяной покров сомкнулся в мощный многолетний панцирь толщиной до 3—4 м на ровных участках.

 

Атомный ледокол «Арктика» (ныне «Леонид Брежнев»)    мощностью 75 тыс. л. с.— первое надводное судно, достигшее Северного полюса

После 15-часовой стоянки на «вершине Земли» ледокол начал пробиваться на кромку чистой воды по новому маршруту.

Что же представляет собой этот покоритель полюса — крупнейший ледокол мира? Водоизмещение этого трехвинтового судна 23,5 тыс. т, мощность 75 тыс. л. с. На нем четыре палубы, пятиярусная надстройка в средней части. При наибольшей длине 148 м, ширине 28 м, высоте борта 17,2 м и средней осадке 11 он может развивать скорость на чистой воде 21 уз и преодолевать лед толщиной свыше 4 м.

Корпус ледокола выполнен цельносварным из высокопрочной стали. Система набора поперечная с основными и промежуточными так называемыми ледовыми шпангоутами равного профиля. В районе наибольшего воздействия ледовых нагрузок корпус с семью поперечными переборками имеет усиленную конструкцию.

Движение ледокола обеспечивается тремя двухъякорными гребными электродвигателями одинаковой мощности с частотой вращения 130—185 об/мин, питаемыми током напряжения в 1 киловольт от двух безредукторных трехмашинных турбогенераторов, мощностью по 27 тыс. кВт каждый. Генератор соединен с однокорпусной двухпроточной турбиной с частотой вращения 3500 об/мин. Масса агрегата 234 т и длина 19,2 м.

Строящийся в СССР атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» водоизмещением 61 тыс. т, мощностью 29,4 тыс. кВт (рисунок)

Пар давлением 30 атм и температурой 300 °С вырабатывается двумя одинаковыми автономными блоками атомной паропроиз-водящей установки, расположенными в специальном отсеке в средней части судна. Каждый блок включает в себя реактор водо-водяного типа, четыре парогенератора, четыре циркуляционных насоса первого контура, компенсаторы объема, холодильник фильтра, вспомогательные насосы и фильтр. Реакторы установлены в отдельных газоплотных помещениях, называемых реакторными отсеками, которые имеют солидную биологическую защиту.

Для экипажа ледокола предусмотрена 151 каюта, в том числе 12 блок-кают, 129 одноместных и 10 двухместных.

Атомоход был заложен 3 июля 1971 г на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 г., достройка и ходовые испытания завершены в 1974 г.

С появлением атомных ледоколов условия проведения навигации на Северном морском пути изменились. Увеличился ее срок с трех до четырех-пяти месяцев, а на некоторых участках она стала круглогодичной.

В Советском Союзе строился атомный ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» водоизмещением около 61 тыс. т и мощностью турборедукторной установки 29,4 тыс. кВт, который будет способен двигаться самостоятельно во льдах толщиной до 1,2 м.

Это будет судно длиной 260,3 м, шириной 32,2 м с высотой борта 19,3 м и осадкой 11,7 м. Оно сможет принять 74 лихтера грузоподъемностью до 370 т и длиной 18,3 м или 1336 контейнеров международного стандарта. По предварительным расчетам, атомный лихтеровоз доставит за навигацию столько же груза, сколько перевозят сейчас шесть-семь курсирующих в северных акваториях обычных транспортных судов.

Отечественный лихтеровоз-контейнеровоз будет крупнейшим и в мире эксплуатируемым грузовым атомоходом (американское грузопассажирское судно «Саванна» стоит на приколе, западногерманский балккэриер «Отто Ган» переоборудован в дизельный контейнеровоз, а японское океанографическо-грузовое судно «Муцу» так и не совершило ни одного коммерческого рейса).

В заключение следует сказать, что крупнейшим ледокольно-транспортным судном является американский танкер «Манхэттен» водоизмещением 151 тыс. т (длина 306,9 м), переоборудованный для плавания во льдах в 1968—1969 гг. Это двухвинтовое паротурбинное судно совершило в 1969 г. в сопровождении ледоколов рейс из Атлантического океана до моря Бофорта и обратно по Северо-Западному проходу. С 1970 г. танкер стоит на приколе.