История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Loading

Авианосцы

Несмотря на успех братьев Райт, совершивших 17 декабря 1903 г. первый в мире управляемый полет на аэроплане собственной конструкции — биплане «Флайер» массой всего 340 кг,, практическое значение нового изобретения было осознано только в 1908 г. после показательных полетов в Америке и Франции.

В США быстрее, чем в других странах Запада, оценили возможность использования авиации в военном флоте, и уже 14 ноября 1910 г. Юджин Эли совершил взлет на колесном аэроплане со специальной платформы, установленной на крейсере «Бирмингем», а 18 января 1911 г. он посадил такой же аэроплан на платформу крейсера «Пенсильвания» и через 45 минут взлетел с пего. Платформа была оборудована поперечными тросами для торможения аэроплана (прообраз будущих аэрофинишеров). Это был обычный аэроплан с трехколесным шасси, полетный вес его равнялся 500кг, а скорость — около 65 км/ч.

Проводились подобные же эксперименты и в Европе. Французский минный транспорт «Фудр» водоизмещением 6,1 тыс. т и длиной 113м, как считают историки кораблестроения, может рассматриваться в качестве первого авианосца, так как после переоборудования, закончившегося в 1914 г., он имел специальную взлетную палубу. После неудач, объяснявшихся уровнем тогдашней авиационной техники, французы отказались от использования корабля как авиаматки, и он был превращен в авиатранспорт.

В конце первой мировой войны этот новый класс боевых кораблей получил свое боевое крещение. В июле 1918 г. семь истребителей «Кэмел» с английской авиаматки «Фьюриэс» водоизмещением 22,4 тыс. т с двумя полетными палубами (в носу и корме) длиной 59 и 91 м, переоборудованный из легкого линейного крейсера, носящем то же название, совершили налет на базу германских цеппелинов в Тондерне (Дания).

Были уничтожены два парных ангара и два цеппелина. Эта операция показала, что> с помощью авиаматок можно решать больший круг задач и с большим успехом, чем с помощью авиатранспортов. Японцы » 1922 г. создали первый в мире собственно авианосец «Хосё» водоизмещением 9,6 тыс. т, длиной 163 м с 25 самолетами на борту. Вначале он был с «островом» (надстройкой) по правому борту, который стал обязательным для кораблей этого типа. «Хосё» был сдан на слом в 1947 г.

Это было нововведение, не уступающее по своему значению-вооружению кораблей артиллерией. Крупнейшими авианосцами перед второй мировой войной и самыми длинными кораблями до-1955 г. были упоминавшиеся выше американские корабли типа «Саратога» водоизмещением около 50 тыс. т.

Первая атака палубной авиации на боевые корабли в море произошла в марте 1941 г. во время боя у мыса Матапан в Средиземном море. Тогда самолеты с английского авианосца «Формидебл» торпедными ударами повредили итальянский линкор «Витторио Венето» и тяжелый крейсер «Пола».

При нападении на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. шесть японских авианосцев нанесли удар по кораблям Тихоокеанского флота США. 350 палубных самолетов с этих кораблей совершили налет двумя волнами. В результате атак с воздуха шесть из восьми стоявших в базе линкоров были надолго выведены из строя, а два уничтожены.

Участвие в бою на море авиации способствовало увеличению дистанции боя. Уже в первом крупном бою между авианосными силами, произошедшем в Коралловом море 3—8 мая 1942 г., расстояние между японскими и американскими кораблями составило 70—200 миль. Это было первое в истории морское сражение, когда корабли обеих сторон оставались вне видимости друг друга.

Ход событий на Тихом океане вскоре показал, что авианосцы превратились в основную ударную силу на море. Именно их участие в бою у о. Мидуэй в июне 1942 г. вынудило японского адмирала Ямамото отказаться от высадки десанта на остров и отступить. Авианосная авиация позволила дерясать под угрозой ударов по кораблям с воздуха практически все районы Мирового океана и вместе с тем создать воздушное прикрытие кораблей от нападений самолетов противника.

Учитывая высокую боевую эффективность кораблей этого класса, японцы в 1944 г. построили авианосец «Синано» небывалого водоизмещения — 71,9 тыс. т (переоборудован из заложенного в 1940 г. линкора типа «Ямато»). Этот корабль был в 1,4 раза «тяжелее» наиболее крупного из плававших тогда американского авианосца «Саратога». «Синано» был оборудован бронированной полетной палубой площадью 256 X 40 м и нес на борту 47 самолетов. В дополнение к мощному артиллерийскому вооружению корабль имел 12 пусковых установок для 120-мм реактивных снарядов.

30 ноября 1944 г., всего через 10 дней после сдачи флоту, авианосец «Синано» был атакован американской подводной лодкой во время перехода из порта Йокосука в Куре на дооборудование. Он получил попадание четырех торпед, через 7 часов перевернулся и затонул. Необходимо подчеркнуть, что авианосец «Синано» вошел в историю как самый большой корабль из когда-либо потопленных подводной лодкой.

Размеры авианосца «Синано» были превзойдены только через 11 лет, когда в 1955 г. американцы построили первый корабль для реактивных самолетов «Форрестол».

Опыт войны на море в 1939—1945 гг. подтвердил урок первой мировой войны, когда стала очевидной смена лидера — линкоры не могли быть больше абсолютным оружием на море. Из 32 линкоров и линейных крейсеров, погибших во время войны, только четыре были потоплены артиллерийским огнем линкоров противника, причем один из них стоял при этом на якоре в гавани.

В годы войны американцы разработали бортовые самолето-подъемники, сведения о которых были опубликованы только в послевоенное время. Англичане в 1952 г. испытали на авианосце «Триумф» угловую палубу (так на корабле появились две раздельные полосы: взлетная и посадочная) и создали паровую катапульту вместо гидравлической для старта с борта корабля все более и более тяжелых самолетов. Эти важные изобретения существенно повысили боевую мощь авианосцев.

С появлением реактивных самолетов потребовалось удлинить взлетную и посадочную полосы, а следовательно, и увеличить размеры авианосцев. Упомянутый выше американский авианосец «Форрестол» имел уже водоизмещение 75,9 тыс. т, длину 319 м и ширину корпуса 38,5 м. На нем базировалось 100 самолетов. Таким образом, этот корабль превзошел по мощи и водоизмещению все ранее построенные боевые корабли, а также превысил на 5 м по длине пассажирский лайнер «Куин Элизабет». «Форрестол» по сей день находится в строю военно-морских сил США.

Корабль имеет угловую палубу шириной 76 м и четыре паровые катапульты, которые расходуют до 20 % максимальной паропроизводительности его главных котлов. Эти катапульты длиной 90 м сообщают самолету ускорение до 40—50 м/с2 и способны совершать работу в 9,6 млн. кгм. На подготовку катапульты к очередному разгону самолета при старте требуется 25—39 секунд. Интервал между взлетами самолетов из одной катапульты не превышает одной минуты.

 

Авианосец «Синано» водоизмещением 71,9 тыс. т (1944 г.)

Из подпалубного ангара размерами 240 X 32 X 7,6 м самолеты подаются на полетную палубу бортовыми подъемниками грузоподъемностью по 40 т. Чтобы уменьшить занимаемую в ангаре площадь, палубные самолеты делают с заваливающимися крыльями, а иногда даже со складывающимися фюзеляжами. На корабле предусмотрены цистерны с авиационным керосином и бензином вместимостью 5000 и 380 куб. метров, а также погреба для боезапаса массой 1600т.

Сокращение пробега самолета по палубе при посадке достигается с помощью аэрофинишера, состоящего из четырех-шести тормозных тросов, натянутых поперек посадочной полосы. Они соединены с гидравлическим тормозным устройством, и за них зацепляется особый гак самолета, который свешивается ниже шасси. Если самолет проскочил аэрофинишер, то применяется аварийный барьер. Это— нейлоновая сеть, натянутая между двумя поднимающимися стойками, с тормозным устройством, аналогичным устройству аэрофинишера.

 

Самый длинный боевой корабль – атомный авианосец «Энтерпрайз» водоизмещением 89,6 тыс. т, длиной 341,3 м (1961г.)

Запаса котельного топлива (7,8 тыс. т) хватает на дальность плавания 8 тыс. миль при скорости 20 уз. Четырехвальная энергетическая установка корабля мощностью 260 тыс. л. с, состоящая из четырех турбозубчатых агрегатов и восьми котлов, обеспечивает максимальную скорость 33 уз.

Но с постройкой «Форрестола» рост водоизмещения и длины авианосцев не прекратился, так как продолжала развиваться реактивная авиация — увеличиваться полетный вес и размеры палубных самолетов. Уже однотипные авианосцы той же серии, что и «Форрестол», вступившие в строй в 1956—1959 гг., перешли рубеж по водоизмещению в 80 тыс. т.

Построенный в 1968 г. авианосец «Джон Ф. Кеннеди» (развитие кораблей типа «Форрестол»), полным водоизмещением 82 тыс. т и длиной 319 м с 85 самолетами на борту стал крупнейшим боевым кораблем с энергетической установкой на обычном топливе. Его паротурбинная установка является наиболее мощной из когда-либо созданных для работы от котлов на нефтяном отоплении — 280 тыс. л. с. Она уступает только энергетическим установкам атомных авианосцев.

 

Газотурбинный боевой корабль — легкий авианосец «Инвинсибл» водоизмещением 19,8 тыс. т (1980 г.)

Атомный авианосец военно-морских сил США «Эштерпраиз» полным водоизмещением 89,6 тыс. т и мощностью паросиловой установки 350 тыс. л. с.— самый длинный боевой корабль в мире — габаритная длина его по полетной палубе 341,3 м. Он вступил в строй в 1962 г. и до передачи американскому военно-морскому флоту атомного авианосца «Нимиц» в 1975 г. в течение 13 лет был крупнейшим из когда-либо созданных боевых кораблей. Об одном из авианосцев типа «Нимиц» — «Карле Винсоне» — рассказывалось в главе «Гиганты из гигантов».

К этому же классу кораблей, т. е. авианосцам, относятся и крупнейшие газотурбинные боевые корабли. Это английские легкие авианосцы типа «Инвинсибл» водоизмещением 19,8 тыс. т, головной из которых вступил в строй в 1980 г. (Крупнейшими торговыми газотурбоходами являлись австралийские балккэриеры типа «Айрон Карпентария» водоизмещением 57 тыс. т постройки 1977—1979 гг., после переоборудования которых в дизельные первенство перешло к американским танкерам типа «Шеврон Орегон» водоизмещением 45,4 тыс. т постройки 1974—1977 г. Самыми длинными газотурбоходами в мире были контейнеровозы типа

«Евролайнер» длиной 243,4 м постройки 1971—1972 гг. (ФРГ), Поскольку в начале 80-х годов их турбины были заменены на дизели, то теперь самыми длинными газотурбоходами являются советские суда с горизонтальной грузообработкой типа «Капитан Смирнов» — длина 227,4 м).