История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Развитие подводных лодок

В 1869 г. великий французский писатель Жюль Берн поразил мир приключениями подводной лодки «Наутилус» в книге «Двадцать тысяч лье под водой». Этот фантастический корабль имел водоизмещение 1,5 тыс. т, длину 70 м и мог погружаться на глубину до 16 тыс. м (тогда еще не была точно известна наибольшая глубина Мирового океана).

Толчком для написания романа, по-видимому, послужило создание в 1863 г. подводного корабля французских инженеров Буржуа и Брюна «Плонжер» с пневматическим двигателем. Для того времени это был настоящий подводный гигант водоизмещением 450 т. В 1864 г. во время гражданской войны в США металлическая сигарообразная подводная лодка южан «Ханлей» типа «Давид» с ручным приводом гребного винта водоизмещением около 12,5 т атаковала шестовой миной и потопила боевой корабль северян «Хаузатоник» водоизмещением 1,2 тыс. т. Это была первая успешная атака одного из родоначальников того класса кораблей, который стал во второй половине XX в. главной силой военно-морских флотов.

Попытки создания подводных кораблей предпринимались еще за двести с лишним лет до этого. Первое подводное судно было построено в Англии голландцем Корнелиусом Ван Дреббелем в 1620 г. Оно приводилось в движение веслами. В деревянном корпусе, обтянутом кожей, помещалось 12 гребцов и 8 пассажиров. Судно могло в течение нескольких часов идти под водой на глубине 4—5 м. Историки утверждают, что на этой «подводной галере» совершил путешествие английский король Яков I, сын Марии Стюарт.

Многочисленные попытки построить подводную лодку велись на протяжении всего XIX в., но только после изобретения аккумулятора, электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, «самодвижущийся мины» (торпеды) и системы регенерации воздуха началась история подводного военного кораблестроения. В 1897 г. американец Джон Холленд спустил на воду подводную лодку «Холленд VI» водоизмещением 63 т и длиной 16,2 м. На этом корабле, купленном ВМС США в 1900 г., был установлен двигатель внутреннего сгорания (газомотор Отто мощностью 43 л. с.) для надводного хода и электродвигатель мощностью 15 кВт с аккумуляторной батареей для подводного хода, и, конечно, торпедный аппарат. Лодки типа «Холленд» были закуплены многими странами.

Как уже говорилось выше, в 1904 г. француз М. Лобеф устанавливает на подводную лодку «Эгретт» двухсотсильный дизель, который из-за неполадок пришлось заменить в 1908 г. на паровую машину. С установкой в 1907 и 1909 гг. реверсивных четырехтактных дизелей на французских лодках «Сирее» и «Калипсо» и на русской лодке «Минога» такие машины заняли на подводных лодках прочное место и качество наиболее эффективных двигателей для надводного хода. Это позволило значительно увеличить дальность и скорость плавания, а также повысить безопасность подводных лодок. Многие государства стали включать их в состав своих военно-морских сил.

 

Подводная  лодка типа «Ханлей» водоизмещением 12,5 т с ручным приводом гребного винта

Таким образом, к концу первого десятилетия XX в, подводные лодки превратились в настоящие боевые корабли, ставшие новым средством для борьбы на море. Они достигли водоизмещения 600—800 т при длине до 60 м; были вооружены двумя-четырьмя торпедными аппаратами, одной-двумя легкими пушками и имели скорость подводного хода до 8—10 уз.

В самом начале первой мировой войны 5 сентября 1915 г. в заливе Ферт-оф-Форт английский легкий крейсер «Патфайндер» водоизмещением 3 тыс. т был потоплен германской подводной лодкой. Так был открыт счет победам лодок над кораблями и судами в войнах XX в. Через 17 дней произошло драматическое событие, возвестившее миру о том, что новое морское оружие вышло из стадии экспериментирования и превратилось в грозную реальность. 22 сентября 1914 г. подводная лодка «U-9» кайзеровского флота водоизмещением 610 т всего за один час тремя торпедными залпами потопила английские броненосные крейсера «Креси», «Абукир» и «Хог» водоизмещением по 12 тыс. т. В первую мировую войну на долю подводных лодок пришлось свыше двух третей от  общего числа потопленных боевых кораблей и судов.

Весной 1916 г. со стапелей кильской верфи «Дойче-Верке» спустили необычный корабль. Это была первая в мире чисто «коммерческая» субмарина «Дойчланд» подводным водоизмещением около 1,9 тыс. т, которое на 400 т было больше водоизмещения жюль-верновского «Наутилуса», а ведь с момента выхода его романа прошло чуть более пяти десятков лет.

В 1916 г. лодка «Дойчланд» совершила два рейса за океан, доставив в США и Германию несколько сот тонн груза.

Вторая однотипная лодка «Бремен» пропала без вести в первом же рейсе. В 1917 г. «Дойчланд» и шесть однотипных транспортных субмарин были переоборудованы в подводные крейсера с двумя  150-мм орудиями и двумя  торпедными  аппаратами.

В 1917 г. в Англии начали вступать в строй крейсерские подводные лодки типа «К» подводным водоизмещением 2,8 тыс. т. Самое странное было то, что в качестве главных двигателей надводного хода на них использовались паровые турбины мощностью 10 тыс. л. с, обеспечивающие огромную скорость надводного хода — 23,5 уз!

После войны водоизмещение самых крупных лодок продолжало увеличиваться. Американцы заложили в 1925 г. подводный минный заградитель «Аргонавт» подводным водоизмещением 4 тыс. т. Французы заложили в 1929 г. подводный крейсер «Сюркуф» водоизмещением 4,3 тыс. т с двумя орудиями огромного калибра (203 мм), 10 торпедными аппаратами и одним гидропланом.

Затем наступил длительный перерыв в создании гигантов подводного флота. Лишь в 1945 г. в Японии были построены две подводные лодки типа «1-400». Их водоизмещение достигало 6,6 тыс. т. Они остались в истории военного кораблестроения как самые крупные лодки с обычной двигательной установкой: дизелем для надводного хода и электродвигателем для подводного. Лодки были оборудованы шнорхелем — устройством для работы дизелей на перископной глубине.

Эти лодки длиной 122 м имели восемь торпедных аппаратов калибром 533 мм, в состав их вооружения входили три ... штурмовика! Самолеты хранились в ангаре на палубе, а для их старта была предусмотрена катапульта. Кроме того, эти «подводные авианосцы» были вооружены одним орудием 127-мм калибра и десятью 25-мм зенитными автоматами. Лодки могли также принять на борт до 1 тыс. т груза. Дизель мощностью 5 тыс. л. с. и гребной электродвигатель обеспечивали лодке «1-400» скорость надводного и подводного хода 18,5 и 9 уз соответственно.

Загрузка...

После второй мировой войны, в 50-х годах, в подводном кораблестроении происходит качественный скачок. В начале 1955 г. выходит в море первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» водоизмещением 4 тыс. т, построенная в США (исключена из списков флота в 1980 г.). На море наступает атомный век и лодки становятся действительно подводными кораблями, именно теми «потаенными судами», которые могут месяцами не всплывать на поверхность. Они стали практически «независимыми» от поверхности, что является важнейшим фактором живучести подводной лодки.

Развитие судовой ядерной энергетики, крылатых и баллистических ракет, радиоэлектронного вооружения (особенно гидроакустического) послужило толчком для неуклонного роста водоизмещения подводных лодок.

Японский рекорд 14-летней давности побили в 1959 г. американцы, построив атомную подводную лодку «Тритон» подводным водоизмещением 7,7 тыс. т и длиной 136,5 м. Эта двухвинтовая и двухреакторная лодка совершила в 1960 г. 83-суточное подводное кругосветное плавание протяженностью 41,5 тыс. миль по маршруту Магеллана.

 

Дизель-электрическая подводная лодка «I-400» подводным водоизмещением 6,6 тыс. т (1945г.)

Вслед за американцами подводные атомоходы начали строить англичане и французы.

В декабре 1959 г. (через месяц после вступления в строй «1ритона») был передан военно-морскому флоту США первый атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон» водоизмещением 6,9 тыс. т. Он нес на борту 16 ракет типа «Поларис А-1», которые могли запускаться из подводного положения с глубин 15—30 м на расстояние 2,2 тыс. км.

«Джордж Вашингтон» был создан на базе торпедной лодки типа «Скипджек»  (первой атомной подводной лодки, выполненной в виде хорошо обтекаемого тела вращения), в корпус которой был как бы вставлен дополнительный отсек длиной около 39 м. В этом отсеке было установлено (попарно) 16 вертикальных шахт для ракет.

Вследствие такой «хирургической» операции длина лодки стала 116,4 м при ширине 10,1 м, а ее подводное водоизмещение увеличилось до 6,9 тыс. т. На ней установили один атомный реактор водо-водяного типа. В движение ракетоносец приводился одним гребным винтом, работающим от паровой турбины мощностью 17 тыс. л. с, под водой он развивал скорость 20—22 уз.

По длине лодка разделена на шесть отсеков: торпедный, трехпалубный центральный пост (в нем также размещены жилые помещения, кают-компания и гироскопический успокоитель качки массой 23 т и диаметром ротора 2,5 м), ракетный, реакторный,, отсек вспомогательных механизмов и турбинный.

Стартовая шахта ракеты «Поларис А-1» состоит из двух коаксиалыю расположенных труб. Диаметр внутренней пусковой трубы 1,4 м, она установлена на 20—30 гидравлических амортизаторах. Высота шахт — 8,7 м. В верхней части шахт имеются крышки, которые обеспечивают их герметичность, В ракетный отсек предусмотрен доступ экипажа для обслуживания оборудования.

На ракетоносце использован динамический способ старта ракеты — катапультирование на высоту 3—9 м над поверхностью воды. Перед стартом давление в шахте выравнивают сжатым воздухом с забортным. Затем изнутри лодки открывается крышка шахты, но вода в нее не попадает — этому препятствует тонкая пластмассовая диафрагма. Чтобы произвести старт, под обтюратор ракеты подают сжатый воздух под высоким давлением или парогазовую смесь. Вылетающая ракета легко разрывает диафрагму и выходит в воду.

При старте ускорение ракеты достигает 10 g, а ее скорость в момент выхода из шахты превышает 50 м/с, время выбрасывания — 2 секунды. Стрельбу можно производить с глубин около 20—30 м и при скорости лодки не более 5 уз. Подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон» может запустить все ракеты, находящиеся в 15-минутной готовности к выстрелу при боевом патрулировании в течение 15 минут.

Баллистическая ракета морского базирования «Поларис А-1», снятая с вооружения в 1965 г., являлась твердотопливной двухступенчатой ракетой массой 12,7—13,2 т с одной ядерной боеголовкой мощностью 300 килотонн при массе 450 кг. Ракета длиной 8,5 м и диаметром 1,4 м развивала скорость 12 350 км/ч и имела дальность полета 1,9—2,2 тыс. км. По некоторым данным, срок годности  твердого топлива этих  ракет  составлял около 10 лет.

 

Американский атомный подводный ракетоносец типа «Джордж Вашингтон» на боевом патрулировании

Вслед за кораблями серии «Джордж Вашингтон» в США последовательно вступают в строй три новые серии все более и более крупных подводных ракетоносцев с ракетами повышенной дальности,

В 1967 г. англичане создали атомный ракетоносец «Резолюшн» водоизмещением 7 тыс. т, а в 1971 г. французы — «Редутабль» (турбоэлектрический) водоизмещением 8 тыс. т. На этих лодках установлено по 16 пусковых шахт для баллистических ракет.

С начала 80-х годов начали вступать в строй американские лодки-гиганты типа «Огайо» водоизмещением 18 тыс. т, Таким образом, почти ровно через 100 лет после выхода в свет фантастического романа Жюля Верна размеры подводных лодок превзошли размеры «Наутилуса» в 5 раз, а через 125 лет — в 12,5 раза.