История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Суда из алюминия, железобетона, армоцемента и пласмассы

Как свидетельствует римский ученый Плиний, император Тиберий в 30 г. н. э. получил удивительный подарок — легкую металлическую чашу с серебряным блеском, но не из серебра. Сделана она была, по утверждению мастера, из «глины». Так человечество, по-видимому, узнало алюминий.

Почти сразу же после появления промышленного способа получения алюминия он начал использоваться судостроителями. В 1893 г. во Франции была построена алюминиевая яхта «Венденессе» водоизмещением 15 т, а два года спустя в Англии спустили на воду миноноску «Ля Фудр» водоизмещением 9,5 т из алюминиевого сплава. Выигрыш в массе корпуса миноноски «Ля Фудр» по сравнению со стальными миноносками составил 2,5 т, т. е. 27 %.

Известно, что по объему производства и по широте применения  алюминиевые сплавы, впервые полученные в 50-х годах.

XIX в., занимают ныне второе место после черных металлов (по распространенности алюминий занимает первое место на земном шаре: его в 1,6 раза больше, чем железа). Современный способ получения алюминия электролизом криолитно-глиноземных расплавов разработан в 1886 г. одновременно и независимо друг от друга Ч. Холлом в США и П. Эру во Франции.

Крупнейшим судном из алюминиевых сплавов является «Пирамид Вега» водоизмещением 2,5 тыс. т, длиной 93,4 м, шириной 13,4 м, высотой борта 8,5 м и осадкой 3,1 м. Это двухвинтовое двухпалубное судно с горизонтальной грузообработкой было построено в США в 1967 г. и имело первоначально название «Сакал Боринкано».

В 1969 г. оно было удлинено на 24,5 м и переименовано в «Пирамид Вега». Обшивка сварного корпуса выполнена из листового алюминиево-магниевого сплава толщиной 9,5—13 мм. На постройку судна было израсходовано около 500 т сплавов, из которых 12 % приходилось на профильный материал.

 

Судно из алюминиевых сплавов «Пирамид Бега» водоизмещением 2,5 тыс. т (фото 1969 г.)

«Пирамид Вега» эксплуатируется в Атлантическом океане на линии между Майами (полуостров Флорида) и Сан-Хуапом (о. Пуэрто-Рико).

Наиболее широкое распространение получили алюминиевые сплавы при постройке скоростных судов с так называемыми динамическими принципами поддержания — судов па подводных крыльях и воздушной подушке, для которых чрезвычайно важно снижение массы корпуса.

Наибольшими из зарубежных судов этих типов являются американский противолодочный корабль на подводных крыльях «Плейнвью» (исключен из списков флота в 1981 г.) и английские автомобильно-пассажирские паромы на воздушной подушке «Принцесса Анна» и «Принцесса Маргарет» с шестиметровыми воздушными винтами. Масса первого равна 310 т, а последних двух несколько больше — 340 т. Еще большими судами на воздушной подушке, правда несамоходными, являются две буксируемые платформы из алюминиевых сплавов типа «Си Перл» массой 750 т и грузоподъемностью 250 т при длине 54,9 м. Они были построены в Англии в 1974 г. для эксплуатации в Персидском заливе.

Долгое время железобетон считался «несудостроительным» материалом, хотя идея применения его в судостроении не нова. Первая небольшая бетонная шлюпка была построена еще в 1849 г. Жозефом Манье во Франции. В 1912 г. в Германии было построено первое морское самоходное судно из железобетона грузоподъемностью 250 т.

Бум железобетонного судостроения начался во время первой мировой войны. Из этого материала стали строить суда Порвемгия, Германия, Англия, Италия, США и другие страны. Нехватка тонпажа из-за гибели судов, дороговизна ставшего дефицитным металла привели, с одной стороны, к некоторому возрождению деревянного судостроения, а с другой — к поиску материалов еще более дешевых и прочных, чем дерево.

 

Грузовая платформа на воздушной подушке типа «Си Перл» массой 750 т из алюминиевых сплавов (1974 г.)

Достоинствами железобетона являются его долговечность, простота ухода за корпусом и ремонта, хорошая сопротивляемость огню и низким температурам.

О гигантских морских железобетонных сооружениях уже говорилось в главе «Гиганты из гигантов» и будет еще рассказано ниже. Здесь же поговорим о самоходных и несамоходных плавучих средствах из железобетона.

Самым крупным сооружением этого типа является построенные в 1975 г. в Италии плавучий док длиной 350 м. Эта «поликлиника» для судов, имеющая подъемную силу 100 тыс. т, рассчитана на «лечение» судов дедвейтом до 350 тыс. т.

В 1976 г. в Америке построен плавучий завод по сжижению и хранению нефтяного газа под названием «Арджуна Сакти» с корпусом-понтоном из предварительно напряженного железобетона. На понтоне водоизмещением 66 тыс. т (длина 140 м, ширина 41,5 м и высота борта 17,1 м) размещается оборудование для очистки и сжижения газа, который затем хранится в 12 стальных цилиндрических танках вместимостью 60 тыс. куб. метров. Завод установлен у индонезийского о. Ява.

 

Танкер из железобетона «Пало Альто» типа «Латам» водоизмещением 13 тыс. т (1920 г.)

В первую мировую войну в США было построено более 40 обычных грузовых судов из монолитного железобетона. Крупнейшими из них были танкеры типа «Латам» водоизмещением 13 тыс. т (дедвейт 7,5 тыс. т). Эти суда длиной 132,3 м, шириной 16,5 м, высотой борта 11 и осадкой 7,9 м со скоростью 10,5 уз были в 20-х годах переоборудованы в нефтехранилища. На постройку одного такого танкера расходовалось 1,9 тыс. т бетона и 1,6 тыс. т арматуры. Толщина днища составляла 127 мм, а борта — 100 мм; расстояние между шпангоутами — 1,3 м. Надстройка также была из железобетона. Эти танкеры остались в истории судостроения как самые большие самоходные суда из железобетона.

Во вторую мировую войну в США было построено из железобетона несколько самоходных десантных барж, вооруженных пулеметами.

Самым высоким наземным сооружением в мире из железобетона является безвантовая башня в канадском городе Торонто высотой 555,3 м. Однако при массе 145 тыс. т она, конечно, не идет ни в какое сравнение, по массе с железобетонным основанием «Статфиорд Б», о котором говорилось в начале книги.

Строятся суда и из армоцемепта. Поскольку термин «армоцементные конструкции» редко встречается в судостроительной литературе, дадим ему определение: это тонкостенные конструкции из мелкозернистого бетона, армированоого частыми ткаными или сварными сетками из тонкой проволоки. Армоцемепт изобрел француз Жан Луи Ламбо в 1845 г. Из этого материала он построил несколько весельных лодок, изготовил несколько горшков для растений и др. Патент на свое изобретение он получил в 1852 г.

Постройка судов из армоцемента не требует высокой квалификации. Благодаря этому, а также своей дешевизне, наибольшее распространение они получили среди яхтсменов-любителей.

 

Тральщик из  стеклопластика  «Брекоп»  водоизмещением 725  т (1979 г.)

Крупнейшими плавучими сооружениями из армоцемента являются построенные в 1970 г. в Новой Зеландии баржи водоизмещением около 3 тыс. т, а наибольшим самоходным судном из этого материала считается построенный в США в 1971 г. рыболовный траулер «Рослин-1» водоизмещением 250 т и длиной 26,5 м.

Суда с корпусами из слоистых пластиков ведут свою родословную с XVII в., когда в Ирландии появились плетеные из прутьев лодки, обтянутые несколькими слоями пропитанной смолой парусины. После появления в 70-х годах XIX в. пластмассы (в 1869 г. американец Хэйят получил целлулоид), этот материал быстро нашел признание у английских судостроителей.

В 1979 г. они построили головной в серии минный тральщик из стеклопластика «Брекон» водоизмещением 725 т. Для корпуса «пахаря моря» длиной 60 м была использована жгутовая ткань (стеклоро-гожка) и изофталевая полиэфирная смола холодного отверждения. Всего на постройку корабля потребовалось 160 тыс. кв. метров (или 130 т) стеклоткани. Тральщики типа «Брекон» в настоящее время — самые большие пластмассовые корабли в мире и, следовательно, наибольшие из склеенных кораблей.

Крупнейшее гражданское судно из стеклопластика значительно уступает боевому кораблю. Японское тунцеловное судно «Фукуей мару» постройки 1975 г, имеет водоизмещение только 200 т (длина 31,4 м).