История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Морские буровые вышки

Потребность мирового сообщества в нефти и газе при истощении их запасов на суше вызвала к жизни необычные плавучие средства для их поиска, разведки и добычи в шельфовой зоне (преимущественно равнинной мелководной части подводной окраины материка) Мирового океана. Площадь этой зоны составляет 7,5 % поверхности Мирового океана. Сейчас доля морской добычи нефти и газа достигла 25 и 15 % общего годового уровня (2,2 млрд. т и 1250 млрд. куб. метров) соответственно.

Морской промысел нефти и газа ведется в Мексиканском, Мафакаибском и Персидском заливах, в Северном, Средиземном, Черном и Каспийском морях, в арктических морях Северной Америки, у побережья Юго-Восточной Азии, Африки, Индии, Австралии и Южной Америки. Ажурные нефтяные вышки стали неотъемлемой частью морского пейзажа.

Добыча нефти со дна моря началась еще в третьем десятилетии XIX в., но до 1949 г., когда была создана автономная буровая плавучая установка «Бретон Риг 20», дела на морских промыслах не интересовали, судостроителей. С появлением же этой притапливаемой на мелководье баржи с буровым оборудованием положение стало быстро меняться.

В 1956 г. строится погружная баржа «Трансуорлд Риг 46» со стабилизирующими колоннами — прообраз современных плавучих буровых установок полупогружного типа. Такие установки, стоя на многочисленных якорях, испытывают на волнении значительно меньшую качку, чем буровые установки с судоподобными корпусами.

Еще в 1954 г. создается первая самоподъемная буровая установка «Мистер Гас» — самый многочисленный сейчас класс средств для бурения на глубинах до 100 м. В 60-х годах с постройкой первой плавучей буровой установки с динамической стабилизацией, т. е. удерживаемой на одном месте с помощью автоматически управляемых подруливающих устройств, завершилось создание нового класса плавучих средств для поиска и разведки нефти и газа на море с помощью вращательного бурения.

В настоящее время различают буровые установки, опирающиеся на грунт и плавающие. В первую группу входят погружные (притапливаемые) и самоподъемные (стоящие на колоннах) установки, а во вторую — полупогружные (с большими подводными корпусами и стабилизирующими колоннами, на верхней части которых находится рабочая площадка) и буровые суда и баржи.

Самой глубоководной самоподъемной установкой является трехколонная установка «Трайдент IX» постройки 1982 г. (Япония), которая может работать на глубинах до 122 м! Самая глубоководная скважина была пробурена с американского бурового судна «Дискавери Севен Сиз» в том же 1982 г. при глубине моря 1828 м.

Почти из 1000 построенных с 1950 по 1984 г. плавучих буровых установок, этих «небывалых кораблей», наибольший интерес представляет крупнейшая полупогружная установка «Дайви Дельта» водоизмещением 39,5 тыс. т.

Что же представляет собой «Дайви Дельта»? Эта громадина, «сидящая» на двух параллельно расположенных подводных поплавках (корпусах) длиной по 112 м, напоминает клопаводомера. Установка построена в Финляндии в 1980 г. и им.....г внушительные размеры: наибольшая длина 122,2 м, габаритная ширина 79,8 м и высота от киля до рабочей палубы, на которой расположена буровая вышка,—46,2 м, а габаритная высота 112 м. Помните, высота Исаакиевского собора в Ленинграде более чем не 10 м ниже.

Такой высоты от киля до клотика никогда не имело ни одно судно, даже суперпарусиик. Этот представитель сооружений нового класса превзошел по ширине все когда-либо построенные суда и корабли. При осадке 24,4 м установка способна бурить морское дно при толщине воды до 500 м. Удерживается на месте работ она с помощью 12 якорей массой по 20,5 т и автоматической системой регулирования натяжения канатов, что позволяет даже при волнах высотой 20 м бурить скважину на глубину до 8 тыс. м. Мощность механизмов достигает 12 тыс. кВт.

Установка может передвигаться со скоростью 8,5 уз, благодаря расположенным в корме подводным корпусам дкух винтов регулируемого шага, работающих в насадках.

 

Самоподъемная буровая установка  «Трайдент IX», работающая на глубинах моря до 122м (1982 г.)

Сообщалось,  что  в  Японии в. 1985  г.  будет построена  еще большая плавучая буровая установка полупогружного типа под названием «Генри Гудрич» водоизмещением 54,3 тыс. т и осадкой 28 м. Такая осадка всего лишь на 0,6 м меньше осадки танкеров типа «Батиллус» являющихся, как говорилось выше, рекордсменами по этому показателю.

Представим себе, что с помощью плавучих буровых установок обнаружили месторождение нефти или газа, разведали их запасы и определили, что добыча рентабельна. Теперь для организации добычи уже нужны другие средства, а именно нефтегазодобывающие основания (стационарные сооружения), надежно стоящие на морском дне.

Эти основания бывают стальными ферменными и иногда железобетонными. Причем они разделяются на два типа: свайные, закрепляемые на дне с помощью забитых на значительную глубину в грунт свай, и гравитационные, удерживаемые в требуемом положении под действием собственной тяжести, подобно гигантским мертвым якорям.

Почти весь указанный выше объем добычи морской нефти и газа осуществляется именно с таких оснований. В середине 80-х годов более 40 стран, добывающих нефть и газ на море (всего в мире такую добычу ведет свыше 70 стран) располагали более чем 3,5 тыс. стальных оснований и тремя десятками железобетонных.

 

Одна из крупных плавучих буровых установок «Дайви Дельта» полупогружного типа водоизмещением 39,5 тыс. т (1980 г.)

Рост размеров гравитационных оснований начался всего 12 лет назад, в 1973 г, когда в Северном море норвежцами было установлено гравитационное основание «Экофиск» водоизмещением 225 тыс. т! Это было первое крупное основание из железобетона.

Всего через пять лет, в 1978 г., в Северном море начало действовать английское сооружение «Ниниан» водоизмещением уже 600 тыс. т, что было всего на 32 тыс. т меньше водоизмещении мирового рекордсмена среди судов - танкера «Батиллус» сданного всего двумя годами раньше.

Передвижной остров «Ниниан» представляет собой гигант-скип железобетонный цилиндр с двойными стенками (внешний цилиндр в верхней части перфорирован и играет роль своеобразного волнолома) высотой 170 м и диаметром 45 м, возвышающийся на днищевой плите — нефтехранилище диаметром 140 м (!) вместимостью 145 тыс. т нефти.

Железобетонная часть завершается стальной рабочей палубой размером 80 X 55 м и высотой 10 м, на которой расположены различные строения и буровая вышка. Это сооружение общей высотой 237 м установлено на глубине 139 м. Для проходки 42 скважин по оси цилиндра на всю   его  высоту  предусмотрена  пустотелая  колонна  диаметром 14 м.

 

Строительство железобетонного основания «Корморан А» для добычи нефти водоизмещением 340 тыс. т (1978г.)

  

На постройку основания «Ниниан» было израсходовано 150 тыс. куб. метров бетона, 12,5 тыс. т арматуры, 27,5 тыс. т металлоконструкций, а оборудование рабочей палубы весит 21 тыс. т.

Водоизмещение стальных гравитационных оснований меньше, по уже «перешагнуло» рубеж в 100 тыс. т. В Англии в 1983 г. построено цельнометаллическое основание «Маурин», водоизмещение которого во время монтажа верхнего строения составляло НО тыс. т. Осадка при этом была равна 111 м. Оно также установлено в Северном море.

Это основание, с которого можно пробурить 32 скважины, выполнено в виде стальной фермы, опирающейся на дно тремя опорами — хранилищами цилиндрической формы высотой 67,3 м и диаметром 25,6 м; диаметр донных башмаков достигает 47,2 м при высоте 10,2 м. В цилиндрах может разместиться до 90 тыс. т нефти.

Для основания «Маурин» в Швеции была изготовлена якорь-цепь длиной 82 м, калибр звена которой имел небывалую величину — 175 мм (!), а калибр концевого звена цепи — 210 мм. Каждое звено при длине около 1 м весит 500 кг, а концевое — 750 кг. До этого рекордной по калибру считалась якорь-цепь французского танкера «Батиллус».

 

Ледостойкая  буровая баржа «Куллук» водоизмещением около 55 тыс. т (1933 г.)

Для разведки нефти и газа в северных акваториях Канады и США в Японии в 1982—1984 гг. построены четыре ледостойкие плавучие буровые установки разных типов. Все они предназначены для работы в море Бофорта. Одна из них напоминает собой гигантский горизонтально расположенный диск диаметром 81 м и высотой 18,5м.

Такое плавучее сооружение из стали с осадкой 12,5 м рассчитано на работу при глубинах моря от 24 до 55 м и удерживается в точке бурения с помощью 12 якорей. Это громадное «колесо» под названием «Куллук» имеет водоизмещение около 55 тыс. т и предназначено для эксплуатации в течение 200 дней в году. Это первая в мире плавучая буровая установка, рассчитанная на эксплуатацию во льдах толщиной до 1,2 м.

Другая установка, именуемая «передвижным островом», выполнена в виде огромного стального колокола сборной конструкции восьмиугольной формы. Это сооружение под названием «Моликпак» водоизмещением 46 тыс. т и поперечником 111 м внизу и 87 м вверху и высотой 29 м, рассчитанное на круглогодичную эксплуатацию на глубинах моря 15—40м, в точке работ притапливается на специально подготовленную площадку. Для большей устойчивости от смещения во время подвижек ледяных полей внутрь колокола засыпается щебень или гравий на высоту чуть меньше, чем осадка установки при переходе, которая равна 5 м.

Самой большой и наиболее автономной из арктических установок является «Канмар ССДСи»— буровая установка погружното типа (притапливаемая в месте работ до посадки на грунт) водоизмещением около 100 тыс. т и размерами 214 X 53 X 25,3 м. Этот «остров во льдах», перестроенный из танкера, может проводить бурение на глубинах 7 —12 м в течение всего года и выдерживать подвижку льдов толщиной до 2 м.

Открытие в Мировом океане запасов промышленно важных минеральных ресурсов произвело переворот в представлениях человека о возможностях его хозяйственного использования. Необходимо подчеркнуть, что разведка и промышленное освоение подводных морских месторождений нефти — одно из самых знаменательных достижений нашей эпохи.