История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Как началось мореплавание?

Как же у доисторического человека возникла идея создания первого примитивного транспортного средства — протосудна?

Как началось мореплавание? Точно ответить на эти вопросы никто не может. Некоторые считают, что мореплавание началось с того момента, когда первобытный человек ухватился за плывущий ствол дерева и убедился, что этот ствол держит его на воде.

Другие говорят, что все началось с того момента, когда первобытный человек заинтересовался плывущим по воде листком дерева с сидящей на нем гусеницей, и это мгновение познания природы дало толчок вдохновенному творческому порыву.

А быть может, желание человека узнать, что находится за водной преградой, однажды превратилось в деятельную попытку достичь противоположного берега. Возможно, все было так, но когда и где, нам уже не узнать. Очевидно лишь то, что водные пространства люди решались преодолевать во многих уголках Земли, независимо друг от друга.

Первое плавучее средство еще не было лодкой, и прошли тысячелетия, прежде чем человек овладел мастерством, необходимым для ее создания. Но как только он стал осознанно создавать плавучие средства, а не приспосабливать имеющиеся под. рукой, им начали давать имена. Присвоение судну названия — древнейшая традиция корабелов.

«Судно — единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное,— писал В. Конецкий.— Кому присваивается имя собственное в этом мире? Только тому, кто имеет собственную историю жизни, то есть существу с судьбой, имеющему характер, отличающемуся от всего другого сущего... Каждое судно начинается с имени, У автомобилей, самолетов или ракет имен нет, только номера или клички».

Самыми древними «крещеными» судами были, пожалуй, египетские и среди них «Дикий», «Северный», «Явление в Мемфисе», датируемые 1580—1520 гг. до н. э. Этот сохранившийся до наших дней обычай красноречиво свидетельствует об особом отношении к создаваемому судостроителями кораблю.

СВИДЕТЕЛЬСТВА НАЧАЛА СУДОСТРОЕНИЯ И МОРЕПЛАВАНИЯ

Самые древние свидетельства мореплавания — выхода в открытое море, когда земля исчезает из виду и уходит за горизонт, были обнаружены в 1967г. в пещере Франхти на побережье залива Арголикос на юго-востоке Пелопоннесского полуострова (Греция). Здесь археологи в слоях, относящихся к середине 7 тыс. до н. э., обнаружили обсидиан — вулканическую горную породу, которая имеется только на о. Милос в Эгейском море, в 65 милях от пещеры! Скорее всего, его завезли туда морем.

Поскольку милосский обсидиан, с его характерным жемчужным отливом, встречается в большинстве последующих (вышерасположенных)   слоев,  можно  считать, что транспортировка товаров морем происходила неоднократно. В каменном веке из обсидиана делали топоры, наконечники копий, ножи и прочие инструменты. Сколы этого материала острее применяемого хирургами в наши дни стального скальпеля и даже новейшего алмазного. Образно говоря, обсидиан был главным «металлом» тех далеких времен.

Еще одним доказательством того, что у обитателей пещеры, арголийцев, были суда, являются останки крупных рыбьих костей, возможно, тунца.

Как видим, морское судостроение зародилось в середине мезолита (средний каменный век), за 3,5 тыс. лет до появления письма и за 4,5 тыс. лет до возведения египетских пирамид. Следовательно,  морское судостроение  насчитывает более 9 тыс. лет!

Возникает вопрос, каким было протосудно пещерного человека? Ответить на этот вопрос трудно. К сожалению, останков судов тех времен не обнаружено. Быть может, это были кожаные лодки, сшитые из шкур животных (на таких лодках, как известно, плавали из Англии к берегам Шотландии рыбаки эпохи мезолита), а быть может, лодки, связанные из тростника.

Изображения лодок из тростника обнаружены учеными на кольцах времен минойской цивилизации (III—II тыс. до н.э.) на островке вблизи о. Крит и на одном из Арголикосских островов. Челны тогда еще не строили, так как отполированные каменные топоры и тесла, необходимые для выскребывания ствола дерева после его выжигания, найдены только в неолитических слоях.

 

Останки челна (лодки) из Пессе (6 тыс. лет до и. э.)

Первое же письменное свидетельство мореплавания «моложе» первой находки почти на 5 тыс. лет, и оно зафиксировано на камне по распоряжению египетского фараона Снофру — 2900 г. до н. э.

Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. относится самая первая письменная инструкция по постройке судов, обнаруженная при раскопках Ура — города-государства древних шумеров (юг теперешнего Ирака). Она была составлена в 3400 г. до н. э. К 2500 г. до н. э. относится первое из известных письменных руководств по загрузке и уходу за судном.

Интересно, что человек, уже совершавший мореплавания, перешел от охоты и собирания к земледелию и разведению домашнего скота. Ведь земледелие насчитывает чуть больше 9 тыс. лет, а одомашнивание крупного рогатого скота — 8,5 тыс. лет.

Самыми древними прямыми свидетельствами судостроения являются находки в Дании, в местечке Магле Моз, и в Англии, в местечке Стар Кар, части весел, возраст которых достаточно внушителен — почти 10 тыс. лет! На территории древненубийской «Страны Куш» (север нынешнего Судана) обнаружен один из древнейших рисунков судна, а в Голландии, возле Пессе,— останки челна, возраст которых датируется б тыс. г. до н. э. Итак, мезолитический человек уже в незапамятные времена, когда еще не имел не только медных или железных орудий труда, но и каменных — топоров,   долот,   булав — и  не  строил  городов,  начал свои путешествия по морю. И это был храбрый и отважный человек!

 

Одно из древнейших изображений судна (Нубийская пустыня 6 тыс лет до н. э.)

Древнейшим из дошедших до нас наборных судов, именно судов, корпус которых состоит из дощатой обшивки и внутреннего остова (набора), является обнаруженное в 1952 г. в южной части пирамиды Хеопса (Хуфу) в Египте. Возраст его почти 4,о тыс. лет!

Судно было вновь собрано, и с 1982 г. выставлено на всеобщее обозрение в специальном музее близ пирамиды. Это — серповидное судно, построенное примерно в 2500 г. до н .э., имеет водоизмещение около 40 т длину 43,4 м и ширину 5,9 м. На нем было шесть пар весел длиной 7,8 м и два рулевых весла длиной 6,8 м в корме. В средней части судна находилась надстройка, или навес, длиной 9,1 м и шириной 4,2 м в носу и 2,7 м в корме.

 

Корабль из пирамиды Хеопса (2,5 тыс. лет до н. э.)

Все 1224 части судна, из которых оно построено, были изготовлены в основном из ливанского кедра с небольшим добавлением сикомора. Доски обшивки длиной до 22,7 м и толщиной 13—14 см соединялись по концам в замок, а по пазам — с помощью нагелей. Каждый паз наружной обшивки изнутри закрывался рейками.

Судно речное плоскодонное шитой конструкции, и самой большой неожиданностью для специалистов явились 67 поперечных днищевых балок (флоров) и центральный продольный брус, опирающийся на стойки, через которые проходят поперечные балки (бимсы). На них расположен палубный настил, опирающийся, кроме того, на два продольных бруса и бортовые стрингеры. Это свидетельствовало о широко развитом судостроении в Египте, имевшем установившиеся традиции.

 

Кирекийское судно IV в. до н. э.— самое старое из поднятых и реставрированных морских судов

Раз уж зашел разговор о древних судах, то, наверное, следует упомянуть так называемое киренийское судно IV в. до н. э. Это торговое греческое парусное судно водоизмещением 14 т, длиной 14,3 м, шириной 4 м и осадкой 1,2 м было обнаружено в 1967 г. у города Кирения на о. Кипр на глубине 27 м. Радиоуглеродный анализ показал, что судно к моменту катастрофы имело возраст около 80 лет и прошло три капитальных ремонта. Любопытно, что оно имело несимметричные обводы: левый борт был полнее правого. Главную роль в его прочности все еще играла наружная обшивка, а не набор. Судно было поднято и реставрировано.

Отметим, что сейчас мы узнали и о самой древней из известных морских катастроф. Жертвой кораблекрушения примерно 4,5 тыс. лет назад у греческого о. Докос оказалось торговое судно с грузом амфор. Это было морское судно начала бронзового века. Обнаружено в 1975 г.

Дальнейшим важным шагом в развитии судостроения был переход от гребков к веслам. Положив гребок на планширь, человек создал таким образом гребок-рычаг, или, иначе говоря, весло. При этом снижалось требуемое мускульное усилие, что сразу было признано весьма выгодным. Датировать фактический переход на судах от гребка к веслу не удается. Установлено, что барельефы на египетских монументах, относящихся к 2800— 2000 гг. до н. э., изображают суда с 40 веслами.

Итак, весло используется уже десять тысяч лет, поэтому с большей или меньшей степенью достоверности можно утверждать, что создание протосудна относится к еще более глубокой дали тысячелетий. Это было и первое в истории человечества транспортное средство! Ведь появление первого наземного транспорта — волокуши (прообраза саней или нарт с человеческой тягой) — историки относят к середине 8 в. до н. э.